Цели для ученика Образовательные: развитие понятийного аппарата. Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие навыков эмпатии. Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников. | Цели для учителя Образовательные: развитие понятийного аппарата. Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие навыков эмпатии. Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников. |
Тип урока: комбинированный | Форма урока: комбинированный |
Опорные понятия, термины: эмоции, мимика, стенические и астенические, положительные и отрицательные, смешанные эмоции. | Новые понятия: эмоции, мимика. |
Формы контроля: устный опрос, выполнение заданий «Понимаете ли вы язык мимики?», «Угадай эмоцию». | Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный момент | Приветствие. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Подготовка класса к работе. | Показать условным сигналом свою готовность к работе. Сообщение темы и задач работы на уроке. | Выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Готовность работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста и развития социальной компетентности. |
Основная часть | Мини-лекция В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Эмоции (от лат.) – возбуждаю, волную. Виды эмоций: - стенические (повышающие жизнедеятельность организма) и астенические (ослабляющие); - положительные (приятные) и отрицательные (неприятные); - смешанные эмоции (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»). Способы при помощи которых человек выражает эмоции – это речь и мимика. Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движе-ниях мышц лица. В мимике и пантомимике находят своё отражение характерологические особенности того или иного человека. Неумение осознавать собственные эмоции и управлять ими (как отрицательными, так и положительными) делает человека беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины. Если вы не знаете какая эмоция руководит вами, вы не можете контролировать себя. Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создаёт серьёзные сложности в общении и взаимопонимании. Такая эмоциональная компетентность часто служит причиной стрессов. Вопросы для обсуждения: Какие функции выполняют эмоции? Представьте, что человек не может испытывать эмоции. Опишите какой будет его жизнь. С какими трудностями столкнётся человек, если он не умеет понимать свои эмоции и эмоции других людей? Какие способы управления эмоциями вы знаете? | Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. | Мини-лекция. Вопросы для обсуждения. | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Знать: понятие «эмоции», «мимика», типы эмоций. Уметь: различать типы эмоций. |
Основная часть | Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». Предлагаю проверить себя. На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы. Ключ: 1) Безразличие; 2) Враждебность; 3) Веселье; 4) Грусть; 5) Сильная злость; 6) Застенчивая радость; 7) Злость; 8) Плохое самочувствие; 9) Бурная радость; 10) Глубокая печаль; 11) Скепсис; 12) Скорбь. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Уметь: определять эмоции и эмоциональные состояния по мимике, обозначать их словесно. |
Основная часть | Работа в парах. Выполнение упражнения «Угадай эмоцию». Каждой паре предлагается семь фотографий с изображе-нием различных эмоциональных состояний, необходимо рассмотреть фотографии и попробовать определить эмоции человека по мимике. Ключ: 1) Удивление, любопытство; 2)Недоброжелательность, сосредоточенность, настороженность; 3) Задумчивость, озадаченность; 4) Грусть, обидчивость, подозрительность; 5) Превосходство; 6) Презрение; 7) Любопытство, удивление. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Работа в парах. Упражнение «Угадай эмоцию». | Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. | Уметь: определять эмоции и эмоциональные состояния по мимике, обозначать их словесно; применять навыки сотрудничества. |
Основная часть | Упражнение «Десять комнат». Представьте, что мы живём в доме, в котором есть десять комнат. Восемь из них имеют названия «Радость», «Страх», «Гнев», «Агрессия», «Надежда», «Одиночество», «Удивление», «Печаль», а две комнаты не имеют названия. Придумайте символ или рисунок для каждой двери, подумайте, с чем ассоциируются у вас эти эмоции и чувства, что вызывает эти эмоции и чувства? Какой могла бы быть вывеска на двери? Придумайте названия и рисунки для двух оставшихся комнат, это могут быть чувства и эмоции, которые имеют для вас значение. Ответьте на вопросы: В какую комнату вы чаще открываете дверь? А где наоборот бываете редким гостем? В каких комнатах теряете силы? А где набираетесь сил, чувствуете себя увереннее? В каких комнатах вам приятно находиться? В какие комнаты вы не любите заглядывать? Почему? Что почувствовали, работая над этим упражнениям? О чём задумались? | Рефлексия собственных чувств и эмоций. | Упражнение «Десять комнат». | Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства. | Осознание собственных чувств и эмоций. |
Заключительная часть | Рефлексия (подведение итогов занятия). Упражнение «Живая анкета». Ваши впечатления? Чему научились? Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Упражнение «Живая анкета». Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции). | Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. | Самооценка собственной деятельности. |