Классные часы для пятиклассников проводятся в начале учебного года. Занятия помогают школьникам адаптироваться к новым условиям обучения, способствуют снятию школьной тревожности, формированию групповой сплоченности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптационные классные часы для пятиклассников»
Адаптационные классные часы для пятиклассников
«Я - пятиклассник»
Цель – помощь в адаптации к новым условиям обучения, настрой на активное взаимодействие друг с другом, сплочение коллектива, снижение школьной тревожности, способствовать формированию навыков саморегуляции, создание благоприятной атмосферы в классе.
Занятие 1. «Пятый класс. Что нового?»
Оборудование: листы чистой бумаги (А-4), ручки; бланки к методике «САН».
1. Вступление.
Вступительная беседа ведущего о целях и содержании классных часов.
2. Разминка.
Упражнение «Встают те, кто…» - ведущий называет букву, те, чье имя начинается на эту букву, встают и говорят хором «Добрый день!» (желательно выбрать буквы, которые встречаются в данном классе).
3.Упражнение в микрогруппах (по 4 человека) – найти и записать как можно больше отличий пятого класса от начальной школы.
Обсуждение результатов. Вывод – учеба в 5 классе стала другой, появилось много нового.
4.Упражнение «Начальная школа, спасибо за …» - ученики выказываются по желанию, говорят о том, что хорошего и полезного дала им начальная школа.
5. Методика «САН» - оцените свое самочувствие, настроение сейчас, в данное время.
6.Упражнение «Насос» - снятие напряжения, активизация внутренних ресурсов. Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, ладони параллельно полу. Делаем глубокий медленный вдох через нос, одновременно поднимая ладони к подмышкам, затем – резкий выдох через открытый рот, одновременно опускаем руки в исходное положение.
7. Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: подумай, чем ты можешь быть полезен своему классу, своим товарищам.
Занятие 2. «Наш класс»
Оборудование: бланки с анкетой, бланки для оценки психологической атмосферы в классе, вырезанное из бумаги (картона) дерево, разноцветные листочки для дерева по количеству человек в классе, ручки, фломастеры.
1. Настрой на занятие (тема, цель).
Разминка: Упражнение «Магнит» - выбрать произвольно 4 человека, которые будут магнитами. Каждый магнит может притянуть 7 (8) человек. «Магнит» называет одноклассника, которого хочет притянуть. Тот, кого назвали, становится рядом с «магнитом» и кладет ему руку на плечо. Перетягивать людей друг у друга нельзя.
В результате образуются 4 микрогруппы.
2. Выполнение задания в микрогруппах. Ответить на вопросы анкеты. Кто быстрее и правильнее даст ответы.
АНКЕТА
Когда начинаются уроки в школе? В _____часов.
Классного руководителя зовут ______________________________
Кабинет директора находится на _____ этаже.
Директора зовут ______________________________________
Кабинет медицинской сестры находится на ________ этаже.
3. Все садятся на свои места. Индивидуальное задание: оцените психологическую атмосферу в вашем классе, поставив плюсы в соответствующей колонке.
Оценка психологической атмосферы в классе
1
2
3
4
5
6
7
8
1.Дружелюбие
Враждебность
2.Согласие
Несогласие
3.Удовлетворенность
Неудовлетворенность
4.Продуктивность
Непродуктивность
5.Теплота
Холодность
6.Сотрудничество
Несогласованность
7.Взаимоподдержка
Недоброжелательность
8.Увлеченность
Равнодушие
9.Занимательность
Скука
10.Успешность
Безуспешность
4. Упражнение «Классное дерево»: каждый получает цветной листок с дерева, на котором должен написать свое имя, фамилию и одно или два качества, которым он может быть полезен своему классу; по желанию школьники озвучивают свои записи. Затем листочки приклеивают к дереву, и ведущий делает вывод о том, что каждый ученик в классе может сделать для других что-то полезное или приятное. Дерево можно оставить в классном уголке.
5. Подведение итогов занятия.
Занятие 3. «Как справиться с тревогой? Психологическая аптечка»
Оборудование: цветные круги из цветной бумаги диаметром 1,5-2 см. (красные, зеленые, желтые, коричневые, черные) по два каждого цвета на каждого ученика, два листа белой бумаги А-4.
1. Упражнение «Настроение – цвет»: оцените свое настроение, душевное состояние здесь и сейчас с помощью цветной карточки, выбрав наиболее подходящий с вашей точки зрения цвет (красный, зеленый, желтый, коричневый, черный). Карточки наклеиваются на лист белой бумаги , который прикрепляется к доске.
2. Разминка. Упражнения «Моль» . Ведущий говорит, что в классе завелась моль. Чтобы избавиться от нее каждый должен прихлопнуть как можно больше моли за одну минуту. Дети хлопают в ладоши, двигаясь в разных направлениях, хлопая по окружающим предметам, по плечам друг друга.
3. Упражнение «Школьная тревожность».
Подумайте, что чаще всего тревожит вас в школе, на уроках, что вызывает страх, беспокойство (обсуждение в группах по 4 человека, высказывания записываются на доске). Теперь вспомните, как вы обычно справляетесь с тревогой и страхом, что делаете (обсуждение, высказывания записываются на доске).
Школьная тревожность
Помощь, способы снятия тревоги
Вывод: от тревоги и страха можно избавиться с помощью специальных приемов и упражнений.
4. Упражнения на быстрое снятие тревоги и страха. Каждое упражнение выполняют все вместе 1-2 раза:
«Насос» (см. занятие 1).
«Дыхание-счет» - стоя (или сидя) сделать глубокий вдох через нос, медленный выдох через открытый рот, на выдохе считать про себя до 7, 10. «Тянемся к солнышку» - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища; глубокий вдох через нос, одновременно поднять руки через стороны вверх, потянуться; медленный выдох через открытый рот, руки опустить в исходное положение.
«Сова» (гимнастика для шеи и плеч) - выполнить наклоны головы вперед-назад, повороты вправо-влево; поднять оба плеча вверх – опустить, поднять правое плечо – опустить, поднять левое плечо – опустить; согнуть плечи вперед, развернуть назад.
«Моем руки» (самомассаж).
5. Упражнение «Настроение – цвет»: оцените свое настроение, душевное состояние здесь и сейчас с помощью цветной карточки, выбрав наиболее подходящий с вашей точки зрения цвет (красный, зеленый, желтый, коричневый, черный). Карточки наклеиваются на лист белой бумаги, который прикрепляется к доске. Анализируем, что изменилось по сравнению с началом занятия.