Проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использовались методы формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники) и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа).
Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, бланковые, проективные и др.
В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:
1-е классы. Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использовались: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, и изучение адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена справочная документация. С учителями проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. 7 учащихся привлекались к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям.
Диагностика готовности детей к школьному обучению:
(15% учащихся имеют низкие показатели готовности; 73% – высокий уровень готовности; 12%– средний уровень готовности).
Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определенного уровня зрелости как личностно-мотивационной, так и интеллектуальной сферы.
С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические обследования:
1. анкетирование учащихся с целью изучения адаптации
2. определение учебной мотивации учащихся
3. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса
4. собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации
При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников явно просматривается взаимосвязь результатов теста школьной тревожности Филипса и отношение к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста Филипса. 19% учащихся имеют высокий уровень школьной дезадаптации; 27% – средний уровень школьной дезадаптации; 54% – низкий уровень школьной дезадаптации. Даны рекомендации работы с этими детьми. С учащимися проведены адаптационные занятия «По тропе из желтых кирпичиков». В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия.
Психологом осуществлялась и индивидуальная работа с учащимися по запросам классных руководителей и учителей - предметников.