"Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования».
"Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования».
Доклад "Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования» использовался на общешкольном родительском собрании.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
«Самопознание» является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребенка, к его нравственно-духовному образованию.
Предмет «Самопознания» направлен на обучение детей и молодежи нравственным ценностям, на формирование навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение каждым себя в многогранном мире человеческих взаимодействий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования». »
БАЯНДАМА
Тақырыбы: « Рухани- адамгершілік білім беру үдерісіндегі отбасы мен мектептің әрекеттестігі»
ДОКЛАД
Тема: « Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования».
«Ребенок –зеркало семьи; как в капле
воды отражается солнце, так и в детях отражается
нравственная чистота матери и отца».
В.А.Сухомлинский.
Во все века люди ценили нравственность, воспитанность. Социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана и его молодежи.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
«Самопознание» является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребенка, к его нравственно-духовному образованию.
Предмет «Самопознания» направлен на обучение детей и молодежи нравственным ценностям, на формирование навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение каждым себя в многогранном мире человеческих взаимодействий.
И работу эту необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как именно в это время происходит активное накопление нравственного опыта, начинается нравственное самоопределение и становление самосознания.
Первым университетом ребенка является семья. Какая семья, такой и выросший в ней человек. Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю жизнь человека. Ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью. Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей социализации личности. В традиционном казахском обществе каждый человек знал свои социальные роли. Ребенок, появившийся на свет в большой многоукладной семье, был не только дитя / бала, но и чей-то брат / ага / іні или сестра/ әпке/ сіңлі; был любимым внуком / немере или даже шөбере/ правнуком. Постоянно рос среди взаимоотношений старших братьев и их жен / жеңгей, выполняя роль қайын. Для девочки это было особенно полезно: она уже видела перед собой образец своей будущей социальной роли - келін.
Институт сватовства - это не только целый ритуал, но и обеспечение будущих родственных связей, не зря казахи всегда говорят «құда мың жылдық». Роль засватанной девушки - қалындық қыз - даже внешне была определена ношением специального ожерелья - алқа, и когда ее будущий супруг приезжал за ней, он привозил ей кос алқа, что сразу повышало ее социальный статус. Если еще учесть, что этот период был продолжительностью от рождения до 13-14 лет, то не зря казахи считали девочку дома гостьей.
После всех ритуалов великолепного свадебного обряда девочка вступает в новую семью прежде всего как невестка / келін, и только после этого как супруга / жұбайы. Чаще всего к этому добавляются еще роли золовки / абысын, жеңгей, потом она становится матерью / ана, сватьей/ құдағи, свекровью/ене, бабушкой әже. Таким образом, в семье ребенок не только усваивает несколько ролей, но и знакомится со многими другими ролями, чтобы в будущем исполнить их самому
Семейная роль - одна из важных ролей человека в обществе. Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что ждут от него другие члены семьи.
Давайте посмотрим, какие из этих социальных ролей исполняются современными людьми. Мало кто из нас может похвалиться их более или менее полным спектром. А наши один-два ребенка в семье? Готовы ли они в будущем создать семью, если они не умеют заботиться друг о друге, о старших и младших?
К тому же у нас появились новые социальные роли вне семьи - профессиональные, общественные, дружеские и др.
Именно воспитанию дочерей, как будущих матерей и воспитателей детей в семье, уделялось всегда большое внимание. В современной жизни мало актуализируются национальные традиции в выполнении социальных ролей женщины и мужчины и, возможно, в этом заключена одна из причин кризиса современной семьи. Традиционная казахская семья - это, прежде всего, отец - носитель духовных качеств родителя, ответственного за сохранение семейной династии. Понятие о семи предках - это «удивительный механизм, обеспечивающий этнобиологическую и этнокультурную целостность нации», считает культуролог Т.Габитов. Брачные союзы внутри одного рода (аула) были также запрещены, поэтому невест брали из других родов и аулов. Нарушение семиколенного обычая даже наказывалось смертной казнью, пример этому - казнь Еңлік и Кебек и гибель их ребенка, ведь они были родственниками в четвертом поколении. Сегодня наука уже доказывает, что это фактор сохранения здоровья нации и в целом генетического развития человечества.
Может быть, действительно, воспользоваться добрым опытом предков и перенести их правила и нормы, очистив от мистики и предрассудков, в нашу сегодняшнюю действительность? Должна ли сегодняшняя молодежь учиться у взрослых семейной жизни методом «делай, как я» или идти методом проб и ошибок?
У себя в школе мы нашли идеальных союзников в лице родителей наших учеников. Ведь именно семья является для ребенка тем миром, где он живет, учится любить и радоваться, сочувствовать и переживать, учится умению жить среди людей, постигает азы добра и зла.
Ребенок, прежде всего, должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином Казахстана и только потом жителем планеты Земля. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьей. Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова, но сегодня она требует творческого подхода. Содержание учебной программы «Самопознание» предлагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания.
Помня о важности семейного воспитания, мы стараемся привлечь родителей к участию в воспитательном процессе. И очень большую роль в этом направлении нам оказывает учебник «Самопознание», учебно-методический комплекс к нему, предусмотренные для совместного выполнения с родителями домашние задания.
Несмотря на то, что «Самопознание» применяется в казахстанских школах всего лишь второй год, мы поняли, что для реализации этой программы нам необходима не просто помощь родителей, а их непосредственное участие в занятиях. Начали мы с общих индивидуальных консультаций – с опросников по проблеме. Здесь мы учитывали то, что родители более всех заинтересованы в развитии своего ребенка и они способны эффективно включаться в учебно-воспитательный процесс, если видят путь практического применения полученных знаний. Тесное сотрудничество с родителями нам нужно было и для того, чтобы получить обратную связь. Во время первых бесед с родителями и в процессе анкетирования мы выяснили, что им не хватает практическх знаний в воспитании и общении со своими детьми. Мы начали привлекать родителей к посещению этих занятий, поскольку в этом случае им было легче выполнять домашнее задания. Учитывая, что современные родители очень заняты, мы внедрили в практику своей работы некоторые формы заочного общения, например, «Рекомендации месяца». Для этого мы подбираем изречения, цитаты о жизни, о воспитании. Подобранные цитаты вывешиваем на специальных информационных стендах для родитеей, поэтому они зпоминаются, отпечатываются в сознании и в дальнейшем применяются на практике.
Планируя свою работу с родителями, мы стараемся дать им возможность понять, что они сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей, что детей необходимо учить примером своей жизни.
Используя материал из учебно- методического комплекса, мы состовляем сценарии семейных праздников. Подобные совместные праздники способствуют духовному обновлению взрослых и детей, превращаясь тем самым в праздники Любви и Добра, солнца и света, радости для всех. Кроме того, любая совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. В результате таких совместных праздников роД\ители учатся понимать и чувствовать душу ребенка. Очень полюбились нашим учителям и родителям проводимые в школе тематические недели – декады самопознания, различные конкурсы и выставки, совместные спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья. И сразу становится очевидным результат работы с родителями: они наиболее активные участники всех школьных мероприятий.
Для проведения занятий родительского лектория, встреч с родителями за круглым столом мы так же используем притчи, видеозаписи фрагментов уроков по самопознанию, где дети рассуждают, высказывают свое мнение на вопросы или проблему. В такие моменты родители заново открывают своих детей, видят их с неожиданной стороны. Очень часто им бывает трудно сдеживать слезы, а некоторые вынуждены задуматься над тем или иным высказыванием своего ребенка.
В суждениях детей, по мнению родителей, появились новые, более широкие понятия о добре, любви, радости, уважения, дружбе. При этом 84% родителей отмечают, что их дети значительно изменились к лучшему, особенно в отношениях с близкими, окружающими.
Как показывает опрос детей, уроки самопознания им очень нравятся. Вот какие отзывы мы получаем: «Я взрослею вместе с детьми и учусь быть терпимее и добрее в любых ситуациях». Мы искренне рады такой педагогике сотрудничества семьи и школы. Опытная работа в нашей школе показывает необходимость этого единения. Если человека учат добру, в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей.
Мы уверенны, что наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научат бережно относиться к труду, ведь это заметно повлияет на социальное духовное состояние общества, что в конечном итоге будут основываться на вечных общечеловеческих ценностях.