Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в новых социально - педагогических условиях»
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в новых социально-педагогических условиях.
ГОУ « Червонопартизанская гимназия».
Разыгрывается сценка о взаимоотношениях родителей и педагогов.
Упражнение «Ерунда? Катастрофа?»
Каждый из участников записывает на карточке описание проблемы, которую он хотел бы разрешить в ходе тренинга. Затем карточки передаются тренеру, тот тщательно перемешивает их и вновь раздаёт. В итоге каждый из игроков получает от какого-то партнера по тренингу его насущную проблему. Если же вдруг ему досталась его же карточка, это не отменяет его работу над ней, ведь в самом физическом акте "передачи проблемы" уже произошла эмоциональная сепарация - отделение. Теперь даже на собственную запись участник сможет посмотреть взглядом иным, более отстраненным, а значит – более точным. В течение 10 минут каждый должен приготовить свой "рецепт" того, как можно было бы справиться с ситуацией, полученной для отработки. Главная задача – попытаться максимально взвешенно представить себе проблему и перевести её из рубрики "ПРОБЛЕМА" в разряд "ЗАДАЧА".По сигналу тренера все собираются в круг и объявляют о своих рекомендациях. После того, как игрок получил возможность высказаться и обнародовал свой вердикт, автор карточки с проблемной ситуацией имеет право проявить себя и задать уточняющие вопросы, прояснить то, что требует дополнительных комментариев.Реквизит: листы, равные количеству участников, ручки.
Для эффективного взаимодействия с родителями необходимо понимать, что каждый из родителей зачастую переносит на школу свое детское, ученическое отношение, поэтому первый шаг – это снятие барьеров в отношении школы. Родители делятся на три категории:
1. Категория родителей: Негативное отношение к школе.
2. Категория родителей:Нейтральное отношение. Только потому что «НАДО»
3.Категория родителей: Позитивное отношение и активная позиция. Родители, которые
Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье.
На протяжении нескольких лет проводился мониторинг по изучению морально –нравственных ценностей учащихся, педагогов и родителей. При подведении результатов исследований мы обратили внимание на ответы родителей и педагогов вот, что получилось:
Проблема: вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. Только при условии партнерских отношений между педагогами и родителями можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процессы, приводящие к обострению семейных проблем
падение материального уровня большинства семей,
рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей,
увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей,
отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
Модели родительского общения, которые не лучшим образом сказываются на формировании развивающейся личности ребенка
Родители заняты сами собой, хотя внешне любят ребенка. При этом не обращают внимания на то, что происходит в семье. Дети стоят в стороне от этой большой родительской любви.
Родители заняты каждый собой: своя работа и свои интересы, формы проведения досуга. Здесь возникает разобщенность и налицо отсутствие психологических контактов, без которых не сформировать внутрисемейный психологический климат, и ребенок это ощущает.
Поглощенность родителей не семейной деятельностью. Они хорошие труженики, но семья как бы не входит в сферу их деятельности, в результате это уже не семья, а симбиоз двух людей. В таких семьях ребенок исполняет роль «путающегося под ногами»
«Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».
Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
В работе с детьми:
-воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
-формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
-воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
-формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
-формирование психолого-педагогической культуры родителей;
-развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
-формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных отношений между родителями и детьми;
-формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
-освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Задачи:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей
Опыт работы сопровождения семей ГБОУ «Червонопартизанская гимназия» (озвучить слайды)
Опыт работы с родителями учителя начальных классов Шакировой О.Н.
Учитель начальных классов – это тот самый первый кирпичик, который закладывается в фундамент взаимодействия между семьей и школой. И от его профессиональных действий будет зависеть насколько прочным и длительным будет это взаимодействие.
Первого сентября ко мне приходят не просто 30 детей. Это уже практически сформировавшиеся личности, со своими представлениями о мире, жизни, добре и зле. И я должна узнать не только какие представления сформировались у ребенка, но и в какой среде они формировались. Поэтому самый первый и важный этап моего сотрудничества с семьей- это знакомство. Здесь важно все: и состав семьи, и взаимоотношения в ней, эмоциональный фон, традиции и надежды, которые семья возлагает на школу. Обычно это происходит еще во время подготовительных занятий в форме анкетирования, собеседований. Здесь важна и обратная связь. Я максимально искренне рассказываю о себе, о своем педагогическом кредо. СЛАЙД Это значит, что я несу две миссии: просветительскую (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, буду сама познавать их) и консультативную(совместный поиск психолого-педагогических методов эффективного воздействия на ребенка в процессе обучения).
Родительское собрание – это основная форма совместной работы с родителями, одна из наиболее эффективных форм повышения их педагогической культуры. Поэтому собрание должно быть тщательно подготовлено. Какой бы вид собрания я ни выбрала, стараюсь придерживаться некоторых правил: СЛАЙД
-собрание должно запомниться;
- должно заставить задуматься;
- настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
- собрание – не лекция и не урок, привлекаю родителей к диалогу;
- уважай свое время и время родителей – собрание не должно затягиваться.
Не все родители готовы взаимодействовать и сотрудничатьво время коллективных занятий. Поэтому в начале собрания целесообразно проводить игры на активное взаимодействие»Тимбилдинг» Вот несколько упражнений, которые полюбились родителям. «Продолжи фразу», «Атомы», «Две правды и одна ложь,,.», «Печатная машинка»
Детям нужны не поучения, а примеры. Ж. Жубер
Уча других, мы учимся сами. Сенека Младший
Тема собрания, выбранная
Тема собрания как правило тоже обьявляется нетрадиционно. Часто тему загадывают сами дети, в небольшихвидеозагадках. СЛАЙД
Во время информационной части собрания я стремлюсь убедить родителей в необходимости получения элементарн
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется деломзнакомым и понятным, а иным даже делом легким - и тем понятнее и легче кажетсяоно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти всепризнают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. И думающие и любящие родители могут получить эти знания в школе. Ведь родители-прирожденные педагоги и им необходимы следующие педагогические способности. СЛАЙД
Максимальное стремление помочь (протяни руку помощи).
Следование за эмоциональным развитием ребенка (не опережай эмоциональный опыт самого ребенка).
Безоценочное отношение (прими таким, какой он есть).
Стремление почувствовать то же, что и чувствует ребенок (пойми его).
Коммуникативные способности.
Перцептивные способности (зоркость, наблюдательность, внимание).
Интуиция.
Эмпатия и другое.
Ведь умение поставить себя на место ребенка, часто решет многие проблемы. Например завышенные ожидания и требования от детей,сравнение ребенка с другими детьми.
Упражнение «Коробки»
Видеоролик «Воспоминания о 1 классе» СЛАЙД
Упражнение «Инструкция»
«Нарисуйте столько кружочков, сколько человек присутствует на собрании. Обведите каждый 3-й кружочек. Зачеркните 10-й сначала и с конца. Закрасьте столько кружочков, сколько пальцев на руке». Усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте квадратов на два меньше, чем кружочков, заштрихуйте 2-й, 5-й, 6-й и 9-й».
Основная проблема современных родителей- нехватка времени.Родители часто не знают чем живут их дети, какие эмоции они испытывают, что их беспокоит , какой ребенок в школе, какой с друзьями. Совместные родительские собрания позволяют родителям взглянуть на детей под другим углом, а детям на родителей Например собрание « Тепло семьи» прошло в игровой форме. Часто люди, живущие под одной крышей, не знают друг о друге элементарных вещей.Во время слепых ответов только у 50% пар совпали ответы. СЛАЙД
Родители с детьми заселили дом своей мечты эмоциями и чувствами, которые должны жить в семье и пришли к выводу, что нудно чаще проводить друг с другом время. Видеоролик СЛАЙД
Одной из насущных проблем родителей является компьютерная зависимость детей . По просьбам родителей было проведено собрание «Компьютер – друг или враг?» , где родителиза круглым столом находили + и – гаджетов. В ходе длительной дискуссии, учитывая время, в котором мы живем, родители все таки пришли к выводу, что компьютер может быть другом, но под наблюдением взрослых. СЛАЙД
Чтобы помочь детям и родителям в учебной деятельности я првожу собрания « Открытый урок» СЛАЙД
Собрание « Как развить у детей любовь к чтению» закончилось вручением книг.
Чтобы родители как можно больше взаимодействовали с детьми, со школой родители вовлекаются в пректнуюдеятельеость, участие в выставках внеклассные, школьные мероприятия, семейные и народные праздники. СЛАЙД
Презентация опыта работы социально – психологической службы
На самом деле родители переживают все возрастные кризисы детей вместе с ними, но только со своей, родительской, позиции, наша задача помочь родителям понимать детей, находить общий язык с ними, но при этом оставаться важным и авторитетным человеком в жизни ребенка .
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми в системе работы школьного психолога (видео)
Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье. Тренинг предназначен для родителей учеников 1-5-х классов.
Тренинг рассчитан на 4 встречи продолжительностью 2 часа каждая с очередностью 1 раз в неделю. Состав группы 4 – 6 пар "родитель – ребенок", то есть 8-12 человек.
В основе программы лежат методические разработки Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Марковской, К. Фопеля, О.В. Хухлаевой. После прохождения тренинга каждый участник будет уметь: - Устанавливать теплые, доброжелательные отношения в семье и заботиться об их сохранении. - Оказывать психологическую поддержку партнеру по общению. - Учитывать при достижении собственных целей цели партнера по общению, даже если партнер – ребенок. - Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу "выиграть – выиграть". - Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.
7. Родительский круг (10 мин.) Если есть возможность сразу обсудить с родителями проведенное занятие, то предметом обсуждения могут быть типичные формы взаимодействия между детьми и родителями; отношения, возникающие между ребенком и взрослым во время выполнения упражнений; неожиданные для родителя поведенческие проявления ребенка в группе и т.п.
Тренинг родительской эффективности « Мы –вместе»
Цель: Оказание помощи родителям в выходе на новый уровень понимания детей, активизация конструктивных ресурсов семьи. Задачи тренинга:
1.Формирование навыков эффективного общения с детьми;
2. Повышение психолого – педагогической грамотности родителей.
Тренинг рассчитан:
Периодичность – 2 раза в неделю;
Продолжительность занятий 1 – 1,5 месяца;
Продолжительность одного занятия – 1,5 – 2 часа
Состав группы 10 – 12 родителей ( 5 занятий совместно с их детьми) Критерии эффективности работы: - Анализ результатов прохождения адаптационного периода детьми в течение учебного года (эмоционально – волевая сфера);
- Изучение межличностных отношений в семье.
Психологический практикум.
К Занятию 3: Упражнение «Принятие-непринятие»
Составить список «языка принятия» и «языка неприятия»
Каждая группа отвечает на «языке принятия» или на «языке непринятия»
Фразы и поступки ребенка
Помоги мне с уроками;
У меня нет времени на уборку в своей комнате;
Замечание в дневнике;
Можно ко мне придут сегодня друзья;
Я получил двойку;
Уроки еще не выучены, а ребенок проситься гулять;
Пришел домой в порванной куртке.
К Занятию 4-5: «Я-высказывание», « Ты – высказывание»
«Я-высказывание»-сообщение о ваших чувствах, редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения, предполагает в общении с ребенком позицию «на равных».
« Ты – высказывание» - содержит негативную оценку другого человека,обвинение и часто вызывает протест. Отрицательно влияет на самооценку.
Проблема: Родитель устал – «Я- сообщение»: Я очень устал. Мне хочется отдохнуть. – Ты –сообщение: Ты меня утомил .Отстань от меня.
Проблема
Ты - сообщение
Я - сообщение
Родитель устал
Ты меня утомил. Отстань от меня.
Я очень устал. Мне хочется отдохнуть.
Ребенок не может выполнить домашнее задание
О чем ты только думаешь?
Ты меня в могилу сведешь.
Ты что тупее других.
Давай вместе разберемся.
Если постараться, то все получится.
Ребенок грубо ответил на замечание
Когда ты научишься разговаривать с родителями.
Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто погорячился.
Упражнение «Ерунда? Катастрофа?»
Каждый из участников записывает на карточке описание проблемы, которую он хотел бы разрешить в ходе тренинга. Затем карточки передаются тренеру, тот тщательно перемешивает их и вновь раздаёт. В итоге каждый из игроков получает от какого-то партнера по тренингу его насущную проблему. Если же вдруг ему досталась его же карточка, это не отменяет его работу над ней, ведь в самом физическом акте "передачи проблемы" уже произошла эмоциональная сепарация - отделение. Теперь даже на собственную запись участник сможет посмотреть взглядом иным, более отстраненным, а значит – более точным. В течение 10 минут каждый должен приготовить свой "рецепт" того, как можно было бы справиться с ситуацией, полученной для отработки. Главная задача – попытаться максимально взвешенно представить себе проблему и перевести её из рубрики "ПРОБЛЕМА" в разряд "ЗАДАЧА".
По сигналу тренера все собираются в круг и объявляют о своих рекомендациях. После того, как игрок получил возможность высказаться и обнародовал свой вердикт, автор карточки с проблемной ситуацией имеет право проявить себя и задать уточняющие вопросы, прояснить то, что требует дополнительных комментариев.
Реквизит: листы, равные количеству участников, ручки.