kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

-   создавать  комфортную развивающую образовательную среду;

- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и  профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (центр Здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования »











Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования











Разработали:

учителя МБОУ НШ № 37, г. Сургута

Созонова Валентина Кирилловна,

Сутормина Виталия Валерьевна,

Егорова Анастасия Львовна





















Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования


Пояснительная записка


Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание общего образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, но и представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. ФГОС определяет точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога. В связи с этим построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

- создавать комфортную развивающую образовательную среду;

- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (центр Здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

- работа с учащимися;

- работа с педагогическим коллективом школы;

- работа с администрацией школы;

- работа с родителями учащихся.

Следует отметить, что эффективность всей деятельности психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы.

Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны:

1. Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

2. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.











Модель психолого-педагогического сопровождения МБОУ НШ № 37 г.Сургута

Родители


Ребенок

Учитель


Педагог- психолог


Учитель - логопед


Социальный педагог









Центр здоровьесберегающих программ



Психологическая профилактика.

Психодиагностика





Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни


Совершенствование личностного, интеллектуального и коммуникативного развития учащихся



Развивающая и коррекционная работа с детьми «группы риска»;

Выявление и поддержка одаренных детей








Психологическое и педагогическое консультирование педагогов и родителей и разработка коррекционных маршрутов


Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения

Групповой коррекционный маршрут сопровождения









Рубежный контроль при переходе на следующую ступень обучения












Принципы разработки модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС:


  1. Рекомендательный характер советов сопровождающего;

  2. Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

  3. Непрерывность сопровождения;

  4. Комплексный подход сопровождения

Уровни психолого-педагогического сопровождения

  • Индивидуальный

  • Групповой

  • Уровень класса

  • Уровень школы


Основные формы сопровождения



  • Консультирование

  • Диагностика

  • Экспертиза

  • Профилактика

  • Развивающая работа

  • Коррекционная работа

  • Просвещение

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса


№ п/п

Базовые компетентности

Характеристика компетентности

Показатели оценки компетентности

  1. Личностные качества

11.

Вера в силы и возможности обучающихся

Вера в силы и возможности обучающихся. Готовность поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности

- умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

- умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание;

- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные стороны развития;

- умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты

12.

Интерес к внутреннему миру обучающихся

Выстраивание педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся

- умение составлять устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

- умение выяснять индивидуальные образовательные потребности ученика, возможности, трудности;

- умение построить индивидуализированную образовательную программу

13.

Открытость к принятию других позиций, точек зрения

Открытость к принятию других позиций и точек зрения

- убежденность, что истина может быть не одна;

- интерес к мнениям и позициям других;

- учет двух точек зрения в процессе оценивания обучающихся

14.

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Во многом определят успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся

- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

- возможность продемонстрировать свои достижения;

- руководство кружками и секциями

15.

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует объективности оценки обучающихся

- в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

- эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки

16.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.

Вера в собственные силы. Позитивные отношения с коллегами обучающимися

-позитивное настроение;

- желание работать;

-высокая профессиональная самооценка

  1. Постановка целей и задач педагогической деятельности

21.

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Эффективное целеполагание в учебном процессе. Ученик ставится в позицию субъекта деятельности

-знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

- владение конкретным набором способов перевода темы в задачу

22.

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Индивидуализация обучения

- знание возрастных особенностей обучающихся;

- владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте

  1. Мотивация учебной деятельности

31.

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивации обучения

- знание возможностей конкретных учеников;

- постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;

- демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам

32.

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимися своих достижений и недоработок.

- знание многообразия педагогических оценок;

- владение различными методами оценивания и их применение

33.

Умение превращать учебную задачу в личностно значимую


Компетентность, обеспечивающая мотивацию учебной деятельности

- знание интересов обучающихся;

- ориентация в культуре;

- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов

  1. Информационная компетентность

41.

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога

- владение методами рения различных задач;

- свободное решение олимпиадных задач

42.

Компетентность в методах преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности

- знание нормативных методов и методик;

-демонстрация личностно-ориентированных методов образования;

-использование современных методов обучения, в том числе новых информационных технологий

43.

Умение вести самостоятельный поиск информации

Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск

- профессиональная любознательность;

- умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями

  1. Разработка программ педагогической деятельности и принятие

педагогических решений

51.

Умение разрабатывать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся

-знание образовательных стандартов и примерных программ;

-наличие персонально разработанных образовательных программ;

- участие обучающихся и родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального учебного маршрута;

- обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом

52.

Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения, так и творческие или интуитивные

- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

- владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

- знание критериев достижения цели;

- знание нетипичных конфликтных ситуаций;

- развитость педагогического мышления

  1. Компетенции в организации учебной деятельности

61.

Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

Способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность выступать в помогающие отношения, позитивный настрой учителя

- знаний обучающихся;

- компетентность в целеполагании;

-предметная компетентность;

-методическая компетентность;

-готовность к сотрудничеству

62.

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

Добиться понимания учебного материала путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний и умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала

- знание того, что знают и понимают ученики;

-свободное владение изучаемым материалом;

- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся

63.

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия ля формирования самооценки, пробуждает творческие силы

- знание функций педагогической оценки;

- знание видов педагогической оценки;

- владение методами педагогического оценивания;

- умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

64.

Компетентность в способах умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций

- знаний системы интеллектуальных операций;

-владение интеллектуальными операциями;

- умение сформировать у учеников интеллектуальные операции;

- умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче


Ожидаемые результаты:


У выпускника 4 класса к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности:

• хороший уровень овладения учебными навыками и действиями;

• развитие познавательной сферы должно соответствовать возрастным нормам;

• достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;

• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;

• наличие сформированного контроля и самоконтроля;

• наличие положительной самооценки;

• хорошо развитая и в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера;

  • сформированность коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение (важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии);

  • сформированность социально значимых качеств, прежде всего присущих гражданину:

  • уважение к родной стране, своему народу, его истории;

  • осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой.

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Созонова Валентина Кирилловна, Сутормина Виталия Валерьевна, Егорова Анастасия Львовна

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242258


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства