Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования
Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- создавать комфортную развивающую образовательную среду;
- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (центр Здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования »
Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования
Разработали:
учителя МБОУ НШ № 37, г. Сургута
Созонова Валентина Кирилловна,
Сутормина Виталия Валерьевна,
Егорова Анастасия Львовна
Модель психолого – педагогического сопровождения в условиях внедрения ФГОС на начальной ступени общего образования
Пояснительная записка
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание общего образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются не только содержание УМК, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, но и представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. ФГОС определяет точное место формам и видам психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога. В связи с этим построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- создавать комфортную развивающую образовательную среду;
- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (центр Здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
- работа с учащимися;
- работа с педагогическим коллективом школы;
- работа с администрацией школы;
- работа с родителями учащихся.
Следует отметить, что эффективность всей деятельности психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы.
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны:
1. Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
2. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.
Модель психолого-педагогического сопровождения МБОУ НШ № 37 г.Сургута
Родители
Ребенок
Учитель
Педагог- психолог
Учитель - логопед
Социальный педагог
Центр здоровьесберегающих программ
Психологическая профилактика.
Психодиагностика
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Совершенствование личностного, интеллектуального и коммуникативного развития учащихся
Развивающая и коррекционная работа с детьми «группы риска»;
Выявление и поддержка одаренных детей
Психологическое и педагогическое консультирование педагогов и родителей и разработка коррекционных маршрутов
Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения
Групповой коррекционный маршрут сопровождения
Рубежный контроль при переходе на следующую ступень обучения
Принципы разработки модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС:
Рекомендательный характер советов сопровождающего;
Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
Непрерывность сопровождения;
Комплексный подход сопровождения
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальный
Групповой
Уровень класса
Уровень школы
Основные формы сопровождения
Консультирование
Диагностика
Экспертиза
Профилактика
Развивающая работа
Коррекционная работа
Просвещение
Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса
№ п/п
Базовые компетентности
Характеристика компетентности
Показатели оценки компетентности
Личностные качества
11.
Вера в силы и возможности обучающихся
Вера в силы и возможности обучающихся. Готовность поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности
- умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные стороны развития;
- умение построить индивидуализированную образовательную программу
13.
Открытость к принятию других позиций, точек зрения
Открытость к принятию других позиций и точек зрения
- убежденность, что истина может быть не одна;
- интерес к мнениям и позициям других;
- учет двух точек зрения в процессе оценивания обучающихся
14.
Общая культура
Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Во многом определят успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся
- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;
- возможность продемонстрировать свои достижения;
- руководство кружками и секциями
15.
Эмоциональная устойчивость
Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует объективности оценки обучающихся
- в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;
- эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки
16.
Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.
Вера в собственные силы. Позитивные отношения с коллегами обучающимися
-позитивное настроение;
- желание работать;
-высокая профессиональная самооценка
Постановка целей и задач педагогической деятельности
21.
Умение перевести тему урока в педагогическую задачу
Эффективное целеполагание в учебном процессе. Ученик ставится в позицию субъекта деятельности
-знание образовательных стандартов и реализующих их программ;
- владение конкретным набором способов перевода темы в задачу
22.
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Индивидуализация обучения
- знание возрастных особенностей обучающихся;
- владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте
Мотивация учебной деятельности
31.
Умение обеспечить успех в деятельности
Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивации обучения
- знание возможностей конкретных учеников;
- постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;
Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимися своих достижений и недоработок.
- знание многообразия педагогических оценок;
- владение различными методами оценивания и их применение
33.
Умение превращать учебную задачу в личностно значимую
Компетентность, обеспечивающая мотивацию учебной деятельности
- знание интересов обучающихся;
- ориентация в культуре;
- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов
Информационная компетентность
41.
Компетентность в предмете преподавания
Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога
- владение методами рения различных задач;
- свободное решение олимпиадных задач
42.
Компетентность в методах преподавания
Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности
- знание нормативных методов и методик;
-демонстрация личностно-ориентированных методов образования;
-использование современных методов обучения, в том числе новых информационных технологий
43.
Умение вести самостоятельный поиск информации
Непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
- профессиональная любознательность;
- умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями
Разработка программ педагогической деятельности и принятие
педагогических решений
51.
Умение разрабатывать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты
Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся
-знание образовательных стандартов и примерных программ;
- участие обучающихся и родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального учебного маршрута;
- обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом
52.
Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях
Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.
При решении проблем могут применяться как стандартные решения, так и творческие или интуитивные
- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;
- владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;
- знание критериев достижения цели;
- знание нетипичных конфликтных ситуаций;
- развитость педагогического мышления
Компетенции в организации учебной деятельности
61.
Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений
Способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность выступать в помогающие отношения, позитивный настрой учителя
- знаний обучающихся;
- компетентность в целеполагании;
-предметная компетентность;
-методическая компетентность;
-готовность к сотрудничеству
62.
Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности
Добиться понимания учебного материала путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний и умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала
- знание того, что знают и понимают ученики;
-свободное владение изучаемым материалом;
- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся
63.
Компетентность в педагогическом оценивании
Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия ля формирования самооценки, пробуждает творческие силы
- знание функций педагогической оценки;
- знание видов педагогической оценки;
- владение методами педагогического оценивания;
- умение перейти от педагогического оценивания к самооценке
64.
Компетентность в способах умственной деятельности
Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций
- знаний системы интеллектуальных операций;
-владение интеллектуальными операциями;
- умение сформировать у учеников интеллектуальные операции;
- умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче
Ожидаемые результаты:
У выпускника 4 класса к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности:
• хороший уровень овладения учебными навыками и действиями;
• развитие познавательной сферы должно соответствовать возрастным нормам;
• достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;
• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
• наличие сформированного контроля и самоконтроля;
• наличие положительной самооценки;
• хорошо развитая и в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера;
сформированность коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение (важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии);
сформированность социально значимых качеств, прежде всего присущих гражданину:
уважение к родной стране, своему народу, его истории;
осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой.