Просмотр содержимого документа
«Выступление "Психологические особенности формирования привычек в жизни подростка"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржевская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Выступление по теме:
«Психологические особенности формирования привычек
в жизни подростка»
Подготовил:
Педагог-психолог
МБОУ «Ржевская СОШ»
Морозова А.Д.
с. Ржевка
Психологические особенности формирования привычек в жизни подростка
Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, необходимо рассмотреть понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ).
Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.
В само понятие здорового образа жизни входит следующее:
- Оптимальный режим труда и отдыха
- Двигательная активность и закаливание
- Рациональное питание
- Отказ от вредных привычек
- Медицинская активность
- Соблюдение правил психогигиены
- Личная и общественная гигиена
В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.
Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы оказывающие влияние на него:
- от человека, от образа жизни (50%)
- от наследственных факторов (20%)
- от экологии (20%)
- от работы учреждений здравоохранения (10%)
Как мы видим, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно "здоровый образ жизни".
В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни - это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.
Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах. Ведь плохое состояние здоровья является главной причиной отставания в учебе у многих учеников.
Но, как правило, в современном мире большинство детей именно подросткового возраста не соблюдают здоровый образ жизни. Ведь подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека, поэтому необходимо рассмотреть ряд специфических особенностей этого периода жизни.
Подростковый возраст – это возраст кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.
Многие трудности этого периода связаны с формированием отношения к здоровью у ребенка на предыдущих этапах. Если до подросткового возраста отношение к здоровью у ребенка было неадекватным, то при добавлении трудностей собственно переходного периода ситуация чаще всего становится критической.
В подростковом возрасте отношение ребенка к здоровью может существенно измениться только благодаря тем процессам, которые происходят в его организме. В этом возрасте происходит перестройка работы важнейших систем организма. И не каждый подросток готов к таким новым и не всегда приятным изменениям. Задачей взрослых является подготовить ребенка к новым для него ощущениям и переживаниям. В любой семье рано или поздно начинают отмечать всплески нездоровья или жалоб на здоровье у детей, достигших подросткового возраста. Чаще всего у относительно здоровых детей это проявляется в виде головокружений, упадка сил, сердечных болей. Эти изменения не могут пройти мимо самосознания ребенка.
Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием нового личностного новообразования – «чувства взрослости». Стремление быть взрослым распространяется и на отношение к своему здоровью: многие подростки начинают активно заниматься спортом, повышают внимание к своему внешнему виду.
Тема здоровья и отношения к нему все более связывается с выбором профессии и будущей жизни. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, т.к. одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают этот компонент профессиональной готовности. Взрослые открывают важность фактора здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Самоопределение старшеклассников предполагает не только выбор профессии, но и определение своего места в жизни, среди других людей. К этому возрасту многие учащиеся уже знают, что от здоровья во многом зависят и успешность деятельности, и положение в коллективе, в обществе, и семейное счастье. В этом смысле педагогическое общение в старшем школьном возрасте включает в свое содержание такие аспекты здоровья, как психическое здоровье, сексуальное здоровье, здоровье будущих детей и т.д. Общение со взрослыми в этом возрасте активизируется. Это связано с тем, что взрослые обладают богатым жизненным опытом в решении проблем самоопределения, в т.ч. и таких, которые связаны со здоровьем. Поэтому именно в товарищеском, партнерском, доверительном общении старшеклассники могут принять этот опыт, тогда у них утвердится отношение к здоровью как к важному компоненту в самоопределении.
Отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического общения с раннего детства. Формы, содержание и способы общения взрослых и детей прямо связаны с теми возрастными психологическими особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой процесса формирования у него представлений о своем здоровье и выработке у него соответствующего отношения к здоровью как к ценности и как условию его личностного роста.
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.
Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занимать желаемый статус. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга. Воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав в качестве наглядного примера другую группу детей с иной направленностью. Педагогам и родителям необходимо приложить усилия для того, чтобы сориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми. Основное внимание уделяется формированию нравственного здоровья личности.
Формирование жизненных навыков учащихся в области здорового образа жизни должно быть активным, диалогичным и принимать различные организационные формы. Основной формой организации является занятие, проводимое педагогом с группой учащихся примерно одинакового уровня подготовки. В процессе обучения используются и нестандартные формы – импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру, а также другие организационные формы обучения и воспитания (лекция, семинар, учебная экскурсия, учебная конференция, консультация, тренинг, лабораторные и практические занятия, внеурочные и внешкольные занятия, дистанционное обучение).
Для усвоения жизненных навыков в области ЗОЖ педагогическая наука и практика предлагают богатый арсенал методов и приёмов обучения. Их разнообразие вызывает у учащихся интерес к учебно-познавательной деятельности в области здоровья, что обеспечивает выработку мотивации к занятиям. Это информационно-развивающие (лекция, объяснение, рассказ, беседа и др.), проблемно-поисковые (тренинг, ролевая игра, метод «сверстник обучает сверстника», дискуссия, «мозговая атака», работа в малых группах и др.), репродуктивные (пересказ, упражнение по образцу, лабораторная работа по инструкции и др.) В практической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни будет эффективным применение наглядности (таблицы, плакаты, слайды с использованием видео- и мультимедийной техники; демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств и механизмов), игровых приёмов обучения (головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей, составление кроссвордов, разработка оздоровительных проектов, составление коллажа). Успешное овладение навыками здорового образа жизни обеспечивается системой средств обучения: учебно-методическими пособиями; учебными пособиями; раздаточным материалом, плакатами, играми; видеороликами, видеофильмами, кинофильмами, компьютерными играми и т.д.
Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.