kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выбор будущей профессии учащихся старших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается, как немаловажную роль играет психолог в профессиональном самоопределении старшеклассников. Как школьному психологу необходимо работать над тем, чтобы ребята старшего возраста познавали себя, что ученики должны постоянно задаваться вопросом: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Нужно пытаться объяснять свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выбор будущей профессии учащихся старших классов »

Статья: «Выбор будущей профессии учащихся старшекласников»



Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным

Сенека



Мы часто задаемся вопросом, почему в мире складывается такая ситуация, когда нет настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом. Проанализировав факты современной действительности, невольно задумываешься: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей? Возможно, главной причиной является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Количество профессий великое множество. В юности каждый из нас стоит перед огромным выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и противоречивых качеств. В одном случае это способность контактировать с людьми, управлять ими или подчиняться им, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно старшеклассник выберет жизненный путь, зависит его общественная ценность, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Для старшеклассника выбор профессии является самым важным, неотложным и трудным делом. В юношеском возрасте все отчетливей проявляются индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад личности человека.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Немаловажную роль играет психолог в профессиональном самоопределении старшеклассников, так как это процесс, который начинается с возникновения и формирования профессиональных намерений и первоначальной ориентировки в различных сферах труда.

Школьному психологу необходимо работать над тем, чтобы ребята старшего возраста познавали себя, ведь самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Сравнение себя с другими людьми, осознание своих возможностей, достижений и сравнение их с успехами и достижениями окружающих людей. Именно познавая себя, человек одновременно познает другого человека. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. По мнению профессора Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии:

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора. Бывает, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагают пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их дети смогут проявить себя в полной мере. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

2) Школьный коллектив.

Дружеские отношения старшеклассников очень крепкие и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание на профессиональное будущее сверстников возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, ставит как бы «диагнозы» относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает ту информацию, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения.

5) Способности.

Способности, таланты учащихся старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественной деятельности, потому что именно способности влияют на будущую профессиональную пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реальность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

7) Полная информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ребенку нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ребенок любит технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.


Таким образом, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ученики должны постоянно задаваться вопросом: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Нужно пытаться объяснять свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ребенок поймет, каким видят его другие люди с другой стороны, он избавится от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Данную статью мне хотелось бы закончить словами известного Эрнеста Хемингуэя: «Каждый человек рождается для какого-то дела».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выбор будущей профессии учащихся старших классов

Автор: Шаймерденова Алма Жумагалиевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Занятие с элементами диагностики "Профориентация учащихся старших классов""
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_s_elementami_diagnostiki_proforientatsiia_uchashchikhsia_starshikh_klas"
    ["file_id"] => string(6) "521391"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1569838833"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Новые подходы к профориентации на уроках технологии для осознанного выбора учащимися своей будущей профессии."
    ["seo_title"] => string(80) "novye_podkhody_k_proforientatsii_na_urokakh_tekhnologii_dlia_osoznannogo_vybora_"
    ["file_id"] => string(6) "621150"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1671617772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рефлексивно-деловая игра "Мой профессиональный выбор""
    ["seo_title"] => string(57) "rieflieksivno_dielovaia_ighra_moi_profiessional_nyi_vybor"
    ["file_id"] => string(6) "424053"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1500013288"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "игра-тренинг "Моя профессия" "
    ["seo_title"] => string(32) "ighra-trieningh-moia-profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "172577"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423837313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства