В статье описывается, как немаловажную роль играет психолог в профессиональном самоопределении старшеклассников. Как школьному психологу необходимо работать над тем, чтобы ребята старшего возраста познавали себя, что ученики должны постоянно задаваться вопросом: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Нужно пытаться объяснять свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным
Сенека
Мы часто задаемся вопросом, почему в мире складывается такая ситуация, когда нет настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом. Проанализировав факты современной действительности, невольно задумываешься: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей? Возможно, главной причиной является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Количество профессий великое множество. В юности каждый из нас стоит перед огромным выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и противоречивых качеств. В одном случае это способность контактировать с людьми, управлять ими или подчиняться им, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно старшеклассник выберет жизненный путь, зависит его общественная ценность, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Для старшеклассника выбор профессии является самым важным, неотложным и трудным делом. В юношеском возрасте все отчетливей проявляются индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад личности человека.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Немаловажную роль играет психолог в профессиональном самоопределении старшеклассников, так как это процесс, который начинается с возникновения и формирования профессиональных намерений и первоначальной ориентировки в различных сферах труда.
Школьному психологу необходимо работать над тем, чтобы ребята старшего возраста познавали себя, ведь самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Сравнение себя с другими людьми, осознание своих возможностей, достижений и сравнение их с успехами и достижениями окружающих людей. Именно познавая себя, человек одновременно познает другого человека. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе. Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. По мнению профессора Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии:
1) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора. Бывает, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагают пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их дети смогут проявить себя в полной мере. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
2) Школьный коллектив.
Дружеские отношения старшеклассников очень крепкие и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание на профессиональное будущее сверстников возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, ставит как бы «диагнозы» относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает ту информацию, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения.
5) Способности.
Способности, таланты учащихся старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественной деятельности, потому что именно способности влияют на будущую профессиональную пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание.
Реальность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.
8) Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если ребенку нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ребенок любит технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Таким образом, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ученики должны постоянно задаваться вопросом: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Нужно пытаться объяснять свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ребенок поймет, каким видят его другие люди с другой стороны, он избавится от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Данную статью мне хотелось бы закончить словами известного Эрнеста Хемингуэя: «Каждый человек рождается для какого-то дела».