Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами диагностики "Профориентация учащихся старших классов"»
Занятие с элементами диагностики
"Профориентация учащихся старших классов"
Цель занятия:
оказание психологической поддержки учащимся в выборе будущей профессии;
открытие перед учащимися перспектив дальнейшего личностного роста;
помощь учащимся в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий;
помочь в выборе профессии, соответствующей интересам и склонностям субъекта;
Аудитория: 9-11 классы.
Продолжительность занятия: 1ч. - 1ч. 20 мин.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. А чтобы столько времени заниматься любимым и интересным делом, необходимо правильно выбрать профессию. Чтобы это сделать, нужно знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности. Чтобы помочь справиться с этой задачей мы проводим сегодняшнее занятие. Для достижения своих целей, необходимо изучить имеющиеся у каждого из вас ресурсы, выявить наши склонности и интересы, узнать, на что мы способны и в какой сфере можем добиться наибольших результатов и осуществить значительный карьерный рост.
Чтобы разобраться во всех этих вопросах, нам помогут следующие упражнения.
Упражнение «Ресурсы».
Из группы учащихся выбираются 4 участника. Одному из них предлагается закрытыми глазами дойти до своей цели.
Первому участнику дается инструкция: «Твоей целью ближайшего будущего является правильный выбор профессии и ее получение. Представь, что твоя цель в данный момент находится перед тобой. Тебе остается только дойти до нее, но есть одно условие: сделать это нужно закрыв глаза и идти к своей цели не открывая их».
Задача остальных участников создать для него препятствия на пути к своей цели. Заранее им дается инструкция перегородить первому участнику дорогу и не пропускать его ничего не произнося при этом.
Первый участник не должен этого видеть и знать. Он закрытыми глазами идет к своей цели, «натыкаясь» на препятствие. Как только он заметит это препятствие ведущий сообщает: «Это препятствие на твоем пути достижения цели. В данном случае это могут быть экзамены. Сможешь ли ты преодолеть это препятствие?».
Участник пытается преодолеть преграду на пути, ведущий смотрит, какими методами и способами он пользуется при этом. Необходимо учитывать качества участника и эмоции в этот момент: сомневается, напорист, отказывается или избегает преодоления преграды, использует хитрость и т.п.
При проведении упражнения участнику можно задавать следующие вопросы:
Как можно преодолеть это препятствие?
Может отказаться от своей цели, тогда исчезнет препятствие?
Что ты почувствовал, увидев препятствие: дискомфорт, тревогу, неуверенность, растерянность.
Откуда оно взялось?
Что можно делать, чтобы его преодолеть?
Обращаясь к группе:
Как бы поступил каждый из вас?
После того, как участники группы обсудят данное упражнение, следует сделать вывод: "Каждый из нас в различных ситуациях поступает так, как умеет, как его воспитали, в зависимости от своего жизненного опыта, от того, как его научили или он научился справляться с трудностями, то есть, от личных особенностей человека. Не стоит думать о том, что у меня что-либо не получится, по тем или иным причинам, нужно настраивать себя на то, что я все смогу, я научусь, у меня получится и т.п.".
Упражнение «Цепочка».
Ведущий: "Теперь давайте узнаем, как много профессий вы знаете. Насколько вы о них осведомлены и какие из них вам интересны. Это упражнение знают многие. Оно называется «Цепочка».
Сейчас я назову название профессии, а вам необходимо на последнюю букву профессии назвать следующую профессию. Например: педагог – геолог – географ – фельдшер – регистратор и т.д.
После данного упражнения ребята часто начинаю задавать различные вопросы относительно той или иной профессии.
После данного упражнения можно показать Презентацию "Я и моя будущая профессия". Это поможет ребятам убедиться в правильном выборе своей будущей профессии или определиться с её выбором. Данная презентация направлена на активизацию интересов и позволяет не определившимся невольно задуматься о том, какую из профессий выбрать.
Слайд 2: Какую же профессию выбрать?
Слайд 3: Стилист или визажист?
Слайд 4:
Стилист по одежде;
Стилист-парикмахер;
Имиджмейкер;
Визажист;
Дизайнер одежды;
Дизайнер обуви;
Модельер,модельер-закройщик;
Художник;
Писатель;
Журналист.
Слайд 5:Ресторатор или дизайнер?
Слайд 6:
Ресторатор;
Шеф-повар;
Официант;
Администратор;
Кондитер мороженного;
Кондитер – технолог;
Кулинар;
Дизайнер интерьера;
Дизайнер мебели;
Дизайнер дома;
Реставратор;
Скульптор;
Витражист;
Резчик по дереву.
Слайд 7: Менеджер или юрист?
Слайд8:
Менеджер по туризму;
Менеджер по продажам;
Менеджер по персоналу;
Менеджер по рекламе, маркетолог;
Офис менеджер; менеджер по проектам;
Юрист, юрисконсульт;
Адвокат, нотариус, правовед;
Страховой агент;
Судья, прокурор, следователь;
Полиция, делопроизводство, секретарь;
Таможенное дело, налоговое дело;
Военное дело;
Банковское дело, банкир;
Охранное предприятие, охрана.
Слайд 9: Строитель или архитектор?
Слайд 10:
Архитектор;
Строитель;
Прораб;
Бригадир;
Кровельщик;
Каменщик;
Плотник;
Монтажник;
Сантехник;
Сварщик;
Грузчик;
Маляр- штукатур;
Электрик;
Дизайнер ландшафта;
Геодезист;
Связист;
Телефонист;
Кочегар;
Пожарный.
Слайд 11: Педагог или воспитатель?
Слайд 12:
Воспитатель в детском саду;
Учитель начального обучения;
Учитель-предметник;
Социальный педагог;
Педагог-психолог;
Преподаватель в ВУЗе;
Профессор.
Слайд 13: Артист, музыкант...
Слайд 14:
Артист шоу-бизнеса;
Музыкант, танцор;
Хореограф;
Артист балета;
Артист театра;
Ведущий развлекательных вечеров, передач, шоумен;
Пиар-менеджер, сценарист;
Ведущий на телеканале и радио;
Ди-джей в клубе.
Слайд 15: ...или спортсмен?
Слайд 16:
Футбол, баскетбол, волейбол;
Гимнастика, бег, прыжки;
Тяжелая атлетика;
Сноуборд, лыжи;
Хоккей, теннис, плавание;
Бокс, борьба, каратэ;
Велогонки, автогонки;
Фигурное катание;
Шахматы, стрельба, стрельба из лука;
Тренер, фитнес-тренер;
Чемпионат мира по спорту.
Слайд 17: Фотограф или видеорежиссер?
Слайд 18:
Фотограф;
Фотомодель;
Редактор журнала;
Актер кино;
Костюмер;
Режиссер;
Продюсер;
Каскадер;
Мультипликатор.
Слайд 19: Психиатрия или медицина?
Слайд 20:
Психолог-консультант;
Психотерапевт, нарколог;
Педиатр;
Терапевт, физиотерапевт;
Хирург, пластический хирург;
Медсестра, медбрат;
Окулист, лор, ортопед;
Стоматолог, протезист, нефролог;
Гастроэнтеролог, рентгенолог;
Акушер, эндокринолог;
Диетолог, косметолог, массажист;
Фармацевт;
Патологоанатом.
Слайд 21: Железная дорога или авиация?
Слайд 22:
Пилот;
Стюардесса;
Авиамеханик;
Авиадиспетчер;
Машинист; проводник;
Дежурный по станции;
Путевое хозяйство;
Оператор дефектоскопн. тележек;
Автомеханик;
Шофер;
Таксист, диспетчер;
Дорожный рабочий.
Слайд 23: Зоопарк или цирк?
Слайд 24:
Сотрудник зоопарка;
Организатор;
Клоун;
Фокусник;
Жонглер;
Иллюзионист;
Акробат;
Гимнаст;
Трюкач;
Дрессировщик.
Слайд 25:…есть ещё такие профессии, как:
Астроном;
Археолог;
Метеоролог;
Переводчик;
Редактор;
Web-дизайнер;
Web-мастер;
Нефтяник;
Кинолог, жокей;
Экспедитор;
Упаковщик;
Аналитик, эксперт;
Ревизор;
Спасатель;
Аппаратчик;
Станочник;
Генный инженер;
Пчеловод;
Сельское хозяйство;
Слайд 26: ... есть ещё такие профессии, как:
Агроном;
Садовод;
Цветовод, флорист;
Парфюмер;
Эколог;
Стеклодув;
Программист;
Бухгалтер;
Экономист;
Кассир;
Ювелир;
Продавец-консультант;
Шахтер;
Ветеринар;
Охотник, лесник;
Рыболов;
Почтовое дело;
Библиотекарь;
Работник музея;
Экскурсовод.
Слайд 27: ... есть ещё такие профессии, как:
Инженер-конструктор;
Винодел, сомелье;
Банщик;
Зоолог;
Изотерик, экстрасенс;
Капитан корабля;
Священник.
Это не весь список, существующих профессий в мире.
Есть ещё профессии, одну из которых выберешь ты!!!
Методика «Матрица выбора профессии».
Методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи.
Диагностическая цель: определение предполагаемых профессий, соответствующих интересам и склонностям субъекта.
Процедура тестирования: от опрашиваемого требуется выбрать один из предложенных вариантов при ответе на два вопроса.
Ведущий:А теперь узнаем, какая профессия подходит каждому из вас, отвечает вашим интересам и возможностям. Проводится диагностика.
Диагностическая цель: определение типа профессии при профориентации.
Процедура тестирования: из пары описаний нужно выбрать тот тип занятия, которым предпочтительней заняться.
Ведущий: "Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаю оценить 20 пар описаний различных видов занятий. Необходимо внимательно прочитать пару описаний и выбрать для себя тот вид занятия, которым Вы предпочли бы заняться.
Упражнение "Качества личности".
Учащимся раздается 2 чистых листа бумаги и дается инструкция на каждом листе написать только одно качество, которое он ценит в людях. Листы скатываются «трубочкой» и складываются в корзинку. Затем ребята подходят по одному к корзинке и, выбрав одну «трубочку», прочитав, что в неё написано, «дарит» это качество тому, в ком по его мнению оно есть. Нужно проследить за тем, чтобы каждый из детей получил хоть одно качество. Можно запланировать 2 круга и создать правило: в 1 круге дарят тем, кому посчитают нужным, во 2 круге не дарить тем, кто уже получил качество.
Этот подарок подчеркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке. (Н. Самоучкина).