kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новые подходы к профориентации на уроках технологии для осознанного выбора учащимися своей будущей профессии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята уже в старших классах школы должны уметь ответить на вопрос: «Какой выбор будущей  профессии  следует считать удачным? Наверное, это тот, который позволит реализовать  творческий потенциал ребенка и поможет  избежать разочарования в завтрашнем дне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к профориентации на уроках технологии для осознанного выбора учащимися своей будущей профессии.»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Лепахина Наталья Эдуардовна

Г. Иваново

МБОУ «Гимназия № 36»

Учитель технологии

89807343635

lepahina1957@gmail.com

Проведение тестирования на профессиональные способности по универсальной формуле выбора профессии по направлениям: хочу, могу, надо.

Создание карты маршрута подготовки к выбранной профессии.



По программе предмета «Технология» в 8 классах выделен раздел «Профессиональное самоопределение». Его важность состоит в том, что, уже обучаясь в школе, дети имеют возможность определить собственное будущее. Задача моя как педагога-помочь ребятам в его планировании.

Жизнь человека - это череда многочисленных выборов, порой даже таких, от которых зависит будущее. Среди тысяч принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по влиянию на судьбу с выбором профессии.

Ребята уже в старших классах школы должны уметь ответить на вопрос: «Какой выбор будущей профессии следует считать удачным? Наверное, это тот, который позволит реализовать творческий потенциал ребенка и поможет избежать разочарования в завтрашнем дне.

Я считаю, что удачно выбранная профессия это та, которая

1.Нравится человеку.

2.Соответствует его возможностям.

3.Востребована обществом.

Поэтому я работаю с учащимися по этой универсальной формуле выбора профессии



Хочу - будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Могу - человек должен обладать набором профессионально важных качеств для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических.

Надо - работа должна быть востребована на рынке труда.

Удачно выбранная профессия та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.

Я разработала карту маршрута подготовки к выбранной профессии, основанную на тестировании и составлении профессиограммы.

Для разработки карты маршрута использовала следующие материалы:

1.Тест E. А. Климова - тест по профориентации.

2. Тест Д. Голланда - тест профессиональных предпочтений.

3. Тест «Профессиональной карьеры».

4. Составление профессиограммы.

Тест по профориентации E.A. Климова.

Популярный тест известного российского психолога Е.А. Климова позволяет определить профессиональные склонности и уровень мотивации человека к различным видам деятельности. В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

Человек-Природа (агроном, зоотехник, ветеринар, кинолог, геолог, эколог).

Человек - Техника (водитель, инженер, машинист, электрик, строитель).

Человек- Человек (врач, учитель, официант, юрист, продавец, парикмахер).

Человек - Знаковая система (экономист, бухгалтер, программист, нотариус).

Человек - Художественный образ (художник, актер, поэт, композитор).

Для одного человека важно реализовать свой творческий потенциал, для другого — принести пользу общественности, а третий предпочитает работу, нацеленную на экономический результат. Полагаясь на данную методику, ребята смогут понять свои склонности к роду деятельности.

Тест профессиональных предпочтений Дж. Голланда.

Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом.

Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Таких типов, согласно Голланду шесть:

1.Реалистичный (практический).

2.Интеллектуальный.

3.Социальный.

4.Артистический.

5.Предприимчивый.

6.Конвенциальный (стандартный).

Опросник позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. В соответствии с теорией Дж. Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рисунок)

Р

И







К

А







С

П





Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен.

Каждая пара образована профессиями, относящимися к разным типам по Голланду, но к одному и тому, же предмету труда по Климову. В соответствии с этим, мной сопоставлена схема результатов теста по Климову и по Голланду для упрощения правильности определения итогов тестирования ребят (см. схему)


Тест Климова

Реалистичный тип

Интеллектуальный тип

Социальный тип

Артистичный тип

Предприимчивый тип

Конвенционный тип

Человек-

техника

Человек-человек

Человек-человек

Художественный образ

Человек-человек

Знаковая система


Человек-

природа

Человек-

природа





Тест Голланда





Тесты E. A. Климова и Дж. Голланда - лучшие тесты по профориентации, которые дополняют друг друга (валидные), позволяют за короткий промежуток времени ответить на вопрос выбора профессии.

Тест «Профессиональной карьеры».

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются:

1) удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий);

2) социальный успех (объективный критерий).

То есть внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых профессиональных позиций, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

В этом тесте мы видим актуальные ориентации личности:

1.Профессиональная компетентность.

2.Менеджмент (руководство).

3.Независимость (самостоятельность).

4.Стабильность работы.

Стабильность места жительства.

5.Помощь людям.

6.Вызов обществу.

7. Совмещение стилей жизни.

8. Предпринимательство.

Все эти ориентации интересны для учащихся, и они с нетерпением ждут результатов этого теста.

Учащиеся прошли тесты и теперь анализируем результаты.

Ребята получили ответ на волнующий их вопрос «Правильно ли они ориентируются на свою будущую профессию».

Если их желание совпадает с результатами теста, то идем дальше. Те, у кого появились какие-то проблемы, стараются их решить (другие тесты, интернет ресурсы, книги, консультации) или продолжают думать о своей мечте.

Хочется отметить, что только квалифицированный психолог сможет грамотно интерпретировать полученный результат и помочь, в случае необходимости. У нас в гимназии ребята получают консультации психолога. (При необходимости).

Составление профессиограммы.

Составить профессиограммы своей будущей профессии, используя различные источники информации (интернет ресурсы, специальная литература).

Профессиограмма - это описание профессии, включающее себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека. Все профессиограммы построены по определенной схеме:

-общая характеристика профессии;

-содержание труда;

-условия труда;

-требования профессии к человеку;

-необходимые знания;

-пути получения профессии.

Одним из основных критериев, как я считаю, являются

требования профессии к человеку

Ребята должны соотнести предъявляемые профессией требования со своими личностными качествами, способностями, интересами, склонностями. Важно воспитывать у ребенка умение объективно оценивать самого себя, научить его видеть свои достоинства и недостатки. Учащиеся должны оттенить /контрастным цветом (лучше красным), те их качества, которые не соответствуют требованиям выбранной профессии. Очень часто результатом этого задания является красный островок в профессиограмме.

Составление профессиограммы:

-активизирует детей на развитие у них определенных необходимых качеств для выбранной профессии;

-открывает перед учащимися перспективы дальнейшего личностного роста;

- учащиеся выстраивают алгоритм действий в выборе своей будущей профессии - составляют свой профессиональный план.

Любой маршрут начинается с первого шага профессионального самоопределения. Но это и определенная ступенька к профильному самоопределению. Современный заказ требует адаптировать систему образования к рынку труда, создать условия для более осознанного профессионального самоопределения школьников. Для успешного обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и способности. В условиях профильного обучения ученику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. Поэтому, я считаю, особенно актуальным становится раннее профессиональное и личностное самоопределение подростка.

Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. Мы, учителя, должны помочь ребятам в решении этого вопроса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лепахина Наталья Эдуардовна

Дата: 21.12.2022

Номер свидетельства: 621150


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства