Просмотр содержимого документа
«Влияние цвета на человека »
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
« Некрасовская средняя общеобразовательная школа »
«Влияние цвета на человека»
РЕФЕРАТ
с элементами исследования
по психологии
Выполнили:
учащиеся 7 класса
Кондакова Полина,
Мотова Екатерина
Научный руководитель:
педагог-психолог Смирнова Л.И.
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….……..3
Актуальность выбранной темы………………………………………………3
II. Основная часть
Глава 1 Теоретические основы значения и влияния цвета
в жизни человека…………………………………………..…………….....….5
1. 1 Цветоведение и колористика………………………………………….…...5 1. 2 Психология цвета………………………….………………………….…....6
1. 3 Влияние цвета на человека……………………………………………..….8
1. 4 Цвет и искусство…………………………………………………………..10
Глава 2. Исследование влияния цвета на настроение учащихся………….. 14
2. 1 Цветовая модель воздействия цветом………………………………….....14
2. 2 Цветовой тест отношений……………………………………………....….16
2. 3 Результаты исследования……………………………………………....….17
III. Заключение………………………………………………………….………19
IV. Библиографический список…………………………………………..……20
Приложения………………………………………………………………….….21
Приложение 1. ………………………………………………………………….22
Приложение 2………………………………………………………………..….23
Приложение 3………………………………………………………………..….24
Приложение 4……………………………………………………………….…..26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы
Покажи мне свои любимые цвета – и я скажу тебе, кто ты. Действительно, состояние человека, в том числе и его самочувствие, во многом зависит от окружающей цветовой палитры. Цвет часто материализует наши эмоции, ведь люди часто передают цветом своей одежды, цветом вещей, которыми они себя окружают, то, что они не могут сказать окружающим словами. Цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.
Хотим мы того или не хотим, но цвет воздействует на нас ежедневно и ежечасно. На настроение и самочувствие влияет цвет стен в нашей комнате, и цветовая гамма ковра на полу, и цвет потребляемой пищи, и цвет нашей одежды, и цвет одежды нашего собеседника.
«По мнению многих ученых Л. Орбели, С. Кравнова, Ф Стефанеску-Гоанг, Г. Фрилинг и К. Ауэр), степень влияния цвета на человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже на остроту слуха.» [ 4]
Если принимать во внимание все исследования влияния цвета на человека, то можно понять, что, используя специальные методы воздействия цветом, можно изменять настроение и самочувствие человека в лучшую сторону. Обучаясь в школе, многие учащиеся и учителя испытывают большой стресс, сталкиваясь с учебными нагрузками, большим количеством разнообразный контактов (удачных и не очень). Порой успеваемость учащихся снижается из-за разных жизненных обстоятельств, настроение учителя, работоспособность также снижаются, если на него что-то негативно воздействует. Если влияние цвета на человека действительно велико, следует уделить этому вопросу большее внимание. Именно этим мы и решили заняться в настоящей проектной работе. Мысль о том, что «Тот, кто научится грамотно использовать энергию разных цветов и наполнит свою жизнь благоприятной для себя палитрой красок, достигнет гармонии души и тела и приблизит жизненный успех.» [ 1 ] наполнила нас решительностью и уверенностью в том, что цвет действительно может помогать каждому из нас.
Исходя из актуальности выбранной нами темы нами была сформулирована следующая цель проекта – исследование влияния цвета на настроение человека.
Были поставлены задачи, помогающие достичь поставленной цели:
изучить теоретические аспекты влияния цвета на человека;
на основании имеющихся сведений создать свой вариант цветовой модели воздействующей на настроение;
применить свой вариант модели на учащихся;
проанализировать полученные в ходе исследования результаты;
сформулировать рекомендации по использованию цвета в жизни.
оформить полученные сведения в виде реферативной работы;
подготовить презентацию для выступления на Научно-практической конференции;
Основная часть
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1. 1 Цветоведение и колористика
«Нужно уметь думать в цвете и формах также,
как мы умеем думать понятиями и идеями. Нужно научиться жить в цвете и формах.»
Рудольф Штейнер (25. 1. 1920г.)
Проблемы цвета под различными углами зрения изучаются в настоящее время в целом ряде наук и научных дисциплин. Физика изучает энергетическую природу света и цвета, физиология – процесс восприятия человеческим глазом волн определенной длины и превращения их в цвет, психология – проблемы восприятия цвета и воздействия его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов, математика разрабатывает методики измерения цвета. Совокупностью перечисленных наук является научное цветоведение.
Великому английскому физику Исааку Ньютону экспериментально удалось доказать, что белый солнечный свет представляет собой смесь разнообразных цветов. При сложении всех чистых цветов создаётся впечатление белого цвета, а при разложении белого луча через призму мы видим все цвета радуги.
В результате исследований были выделены следующие характеристики цвета: светлота, цветовой тон, насыщенность, температура цвета.
Основной цвет – это цвет, который не может быть получен путем смешения других цветов. Таких цветов три. Их часто называют чистыми, поскольку все остальные цвета получают на их основе.
К основным цветам относятся:
Красный
Синий
Желтый
Смешение основных цветов даёт другие цветовые оттенки. В дизайне интерьера, одежды, рекламе, создании разнообразных товарных знаков широко используются знания по цветоведению и колористике. Давно замечено, что определенным образом оформленная реклама с использованием цвета оказывает большое влияние на сбыт товара.
1. 2. Психология цвета
Ещё во времена древнейших цивилизаций люди использовали цвет для лечения. «В Древнем Египте были специальные помещения в храмах, где солнечные лучи преломлялись и давали разные цвета спектра. Человек буквально купался в цвете. Назывался этот способ лечения – Ра-терапия. В наши дни ей на смену пришла хромотерапия. Она изучает влияние цвета на здоровье человека.» [7].
Ученые до сих пор спорят о механизме влияния цвета на психологию человека. Многие считают, что цвет может воздействовать на организм непосредственно через физиологию (Л. Орбели, С. Кравнова полагают доказанным воздействие цвета на вегетативную нервную систему). «Уже Гете считал красно-желтую гамму "возбуждающей, оживляющей", а сине-фиолетовую — "вызывающей печально-беспокойное настроение". Зеленому цвету было отведено промежуточное, как бы уравновешивающее, положение. В 1911 г. Ф. Стефанеску-Гоанг решил проследить, какие физиологические изменения происходят в организме человека при разном цветовом освещении. Выяснилось, что пурпурный, красный, оранжевый и
желтый цвета возбуждают нервную систему, вызывают учащение и усиление пульса и дыхания, активизацию мускульной системы (особенно красный). Зеленый, голубой, синий и фиолетовый действуют в противоположном "тормозящем" направлении — дыхание замедлялось, частота пульса становилась реже. Известны также опыты невропатолога Ш. Фере, который изучал влияние цветового освещения на работоспособность (измерялись показания ручного динамометра). Ученый выяснил, что при кратковременной работе наиболее эффективно красное освещение, а при синем — производительность труда снижалась. При длительной же работе более благоприятным оказывалось "стабилизирующее" зеленое освещение.
Опыты Фере тотчас подверглись критике. Многие ученые указывали, что на работоспособность влияет не столько спектр, сколько насыщенность света. Поэтому любое, слишком насыщенное цветовое освещение утомляет. И вообще, воздействие цвета на человека определяется в первую очередь людскими ассоциациями на основе личного опыта, культуры и природной среды.» [ 4]. Если человек большую часть времени проводит в окружении заводских стен, то у него поневоле появится тяга к зеленому цвету как символу природы и отдыха. Деревенский же житель, для которого зеленый цвет — привычный фон, вряд ли будет концентрировать на нем особое внимание.
То же касается и деления цветов на "теплые" и "холодные". Безусловно, в красно-оранжевой комнате человеку будет казатьсягораздо жарче, чем в сине-зеленой. Эксперименты показали, что, несмотря на объективно одинаковую температуру в таких комнатах, субъективно ощущается разница в 3-40. Красно-оранжевая гамма психологически влияет на организм, стимулируя кровообращение, а сине-зеленая — его "замедляет". По той же причине красный стул будет казаться человеку "теплее" синего. Немаловажно также деление цветов на светлые и темные. Самый сильный контраст в данном случае — контраст между черным и белым, а у хроматических цветов - между фиолетовым и желтым. Конечно, характер цветов сильно зависит от их сочетания. Желтый квадрат на белом фоне будет выглядеть "теплее" и темнее, чем на черном. «Оптические иллюзии вообще играют определяющую роль в цветовом восприятии. Так, светлые теплые цвета (плюс белый) по характеру экстравертны, их импульс обращен наружу, они имеют тенденцию к "расширению". Темные холодные цвета (плюс черный) наоборот интровертны, направлены "вглубь". Поэтому черный квадрат на белом фоне всегда кажется меньшим, чем белый квадрат на черном фоне. Так же и луч, проникающий сквозь щель, делает ее зрительно шире. К этому можно добавить, что красный цвет имеет свойство приближаться к зрителю, а синий — удаляться.» [7 ].
Кроме иллюзорного и ассоциативного есть и вполне объективное влияние цвета на сетчатку глаза и зрительный анализатор. Исследователи заметили, что адаптация глаза к желтому, зеленому и белому повышает работоспособность зрительного анализатора, а красный и синий ухудшают его. Для остроты зрения и скорости различения деталей наиболее благоприятен желтый фон, а наименее — красный.
Представив себе общую картину цветового взаимодействия и влияния, перейдем теперь к конкретным цветам.
3. Влияние цвета на человека
Цветовая среда может создать легкое, приподнятое настроение, или, наоборот, подавлять активность. Цвет способен вызвать чувство бодрости и усталости, легкости и тяжести.
«В зависимости от вызываемых психологических реакций все цвета делятся на возбуждающие и успокаивающие. К первой группе относятся теплые цвета — желтый, желто-оранжевый, оранжево-красный, красный и все производные от них. Теплые интенсивные цвета кажутся расположенными Успокаивающие цвета холодные — голубой, синий, сине-фиолетовый. Холодные цвета воспринимаются как далекие, «отступающие».» [4 ]
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный— возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания и наполненность пульса. Красный цвет — первый среди цветов, оказывающих активное воздействие на человека. Он вселяет в человека жизнерадостность, силу и уверенность. Но не стоит забывать, что он также самый «агрессивный» и в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов. В силу этого использование красного цвета специфично.
Оранжевый — тонизирующий; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Этот цвет — само воплощение радости и энергии. Веселый оранжевый является естественным продолжением красного и подводит нас к знакомству с настоящим солнечным цветом — желтым.
Желтый — самый светлый в спектре, тонизирующий, физиологически оптимальный, один из наименее утомляющих цветов; стимулирует зрение и нервную деятельность. Приносит ощущение солнечности, света, радостного настроения
Желтый — это солнце, огонь, золото, спелая пшеница, желток яйца… Это — самый яркий и экстравертный цвет, по словам Кандинского, "расточающий себя направо и налево".[2] Он вызывает чувство радости, легкости, тепла. Гете писал, что "…согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день". Золотой цвет всегда выражал великолепие, роскошь, в религии — святость и связь с Солнцем (египетский бог Ра, греческие Гелиос и Аполлон). Нигде так не почитали желтый цвет, как в Китае. Право носить желтые одежды имел лишь Сын Неба — император. Желтый был для китайцев цветом мудрости и просвещения. Многие психологи и сейчас считают, что он стимулирует умственную деятельность, поэтому советуют раскрашивать в желтый учебные классы и аудитории.
Зеленый— самый привычный для органа зрения, физиологически оптимальный; регулирует кровяное давление; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Это самый привычный и широко распространенный цвет природного окружения, ассоциирующийся для человека с покоем и надежностью.
Голубой — успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Глубокий голубой цвет при долгом в нем нахождении, может вызвать у человека оптические иллюзии. Для человека — это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин, уходящих к горизонту далей.
Синий — относится к группе холодных цветов, способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Это — очень сдержанный интровертный цвет, стимулирующий человека к задумчивости. На подобное отношение к синему безусловно повлияло созерцание неба и моря. Именно они навевали человечеству мысли о далеком, глубоком и нематериальном. Поэтому синий и его оттенки стали цветом духовности, размышлений, мечтательности и романтики.
Фиолетовый — жесткий и неспокойный, соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. В умеренных количествах он помогает уравновесить эмоции, избавиться от старых обид, в больших дозах слишком отрывает от реальности.
4 Цвет и искусство
Большое значение цвет играет в живописи, литературе, народном фольклоре передавая настроение и это же настроение формируя у окружающих.
Пример использования красного цвета (стремительного, активного). Цвет приливающей к лицу крови свидетельствует о волнении, поэтому он часто символизирует гнев и агрессию.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич «Красный всадник» В христианстве красный (впрочем, как и остальные цвета) имел самое разнообразные, часто противоположные значения. Это и цвет и Христовых страстей, и святых мучеников, дни памяти которых отмечались красными чернилами (отсюда и пошел "красный день календаря"). Однако красный вызывал не только трагические эмоции. На Руси он ценился настолько, что стал синонимом слова "красивый" ("красна девица", "красна изба пирогами", "Владимир Красно Солнышко" и т.д.). Недаром платье древнерусской невесты обязательно было красным.
В. Кандинский о оранжевом цвете: "Он похож на человека, убежденного в собственных силах и вызывает поэтому ощущение исключительного здоровья. Этот цвет звучит как средней величины церковный колокол, призывающий к молитве "Angelus", или же как сильный голос альта, как альтовая скрипка, поющая ларго".[2 ] Желтый - это и «Подсолнухи» Ван Гога
«И вот мне приснилось что сердце мое не болит. Оно колокольчик фарфоровый в желтом Китае…». (Н. Гумилев)
Вместе с синим мы окончательно вступаем в холодную гамму цветового спектра. Это — очень сдержанный интровертный цвет, стимулирующий человека к задумчивости. На подобное отношение к синему безусловно повлияло созерцание неба и моря. Именно они навевали человечеству мысли о далеком, глубоком и нематериальном. Поэтому синий и его оттенки стали цветом духовности, размышлений, мечтательности и романтики.
"— Я такую птицу и не возьму — она недостаточно синяя. Вам придется пойти поискать ту птицу, которая мне нужна. — А я не знаю, где она. — Я тоже. Потому-то и надо ее искать. Обойтись без Поющей Травы я еще в крайнем случае могу, но Синяя Птица мне просто необходима. Я ищу ее для моей внучки, моя внучка очень больна. — Что с ней?… — Трудно понять.Она хочет быть счастливой…". (М. Метерлинк "Синяя Птица")
Черный — это даже не цвет. Это полное отсутствие цвета, тьма, небытие, "черная дыра". Поэтому ни один предмет не может быть идеально черным, то есть, ничего не отражающим. То, что мы называем черным, является лишь вариантами слишком темного. Черный — цвет траура, скорби, утраты, смерти. Иногда черный не несет такого однозначно мрачного значения. В знаменитом черно-белом круге "инь-янь" черный "инь" символизирует воду и пассивное женское начало Роль черного как цвета отрицания особенно ярко проявилась в христианском монашестве. Здесь он символизировал отрицание земных благ, своеобразную "смерть для мира".
Белый — это холод снега, изначальность яйца, невинность наряда невесты, стерильность халата врача. Это — чистота и пустота, воздух, святость, покой, тишина. Белый на самом деле бесцветен и в то же время он заключает в себе все разнообразие красок мира. Поэтому сам по себе он невыносим (представьте себя заключенным в пустую комнату с белыми стенами, полом и потолком). Зато он прекрасен на фоне других цветов.
В. Кандинский о белом цвете: "Белый цвет действует на нашу психику как великое безмолвие, которое для нас абсолютно. Внутренне оно звучит как не-звучание, что довольно точно соответствует некоторым паузам в музыке… Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое —это Ничто, которое юно, или еще точнее — это ничто доначальное, до рождения сущее. Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода".[2]. Белый голубь — это и символ Святого Духа, и эмблема мира, созданная Пабло Пикассо. Другим символом миролюбия (а иногда и капитуляции) является белый флаг, свидетельствующий о чистоте намерений. Так же мы подсознательно воспринимаем белый цвет как стерильный.
Эдвард Мунк. Яркий пример использования цвета в искусстве. Красный, и фиолетовый разделены нейтральным зеленым.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА НАСТРОЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
Для проведения исследования мы сформулировали гипотезу – цвет оказывает влияние на изменение настроения и состояние учащихся.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу мы поставили цель –проанализировать изменения в настроении учащихся до и после просмотра ими цветовой презентации.
Были сформулированы задачи:
- создать цветовую презентацию, при помощи которой осуществить исследование;
- провести само исследование, предложив учащимся посмотреть презентацию;
- составить анкету, при помощи которой оценить настроение учащихся;
- проанализировать полученные данные;
- сделать выводы по подтверждению или опровержению гипотезы.
Предметом нашего исследования стал - цвет и его влияние на настроение учащихся.
Объект исследования- учащиеся 6-9 классов МОУ «Некрасовская СОШ»
В исследование приняло участие 26 учащихся 6,7,9 классов МОУ «Некрасовская СОШ»
1. Цветовая модель воздействия цветом.
Существуют разные способы использования в психотерапевтических целях. Это может быть простая визуализация ; арт - терапия с применением различных средств для рисования, цветной бумаги, ниток и лоскутков; трансовые методики и использованием цветовых пятен и многое другое.
Наиболее лёгким и доступным способом, не требующим специальной подготовки и сопроводительного материала, является визуализация.
Визуализация (визуальное представление отдельных картин или событий) является достаточно распространенным и удобным способом снятия напряжения и программирование будущего. В цветотерапии визуализация используется для создания цветовой картинки, которая воздействует на нашу психику через зрительные центры . Правильно проведённый сеанс цветовой визуализации в психотерапии абсолютно нечем не уступает сеансу световоздействия специальными приборами в медицинской практике к тому же подобные психологические упражнения помимо лечебного эффекта имеют ещё и тренировочный характер (тренинг) для развития концентрации внимания, воображения и саморегуляции.
Ещё один способ психотерапии это цветотерапия, связанная с музыкотерапией (лечебное воздействие через восприятие музыки).
Музыкоцветотерапия – это вид интегративной музыкотерапии (ИТМ),
который, способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.
В последние годы врачами, психологами, психотерапевтами все больше изучается связь между психическими и физиологическими процессами, что
приводит к поразительным открытиям, говорящим о положительных изменениях организма под воздействием музыки и цвета, смеха, положительных эмоций.
«Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных
образов (просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров мировой живописи на фоне музыки) обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния, оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на человека, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, потрясений. Такие сеансы отвлекают пациента от травмирующих его переживаний, помогают увидеть красоту окружающего мира, которая за переживаниями становится незамеченной.»[6]
На основании этого мы создали цветовую презентацию, включающую в себя последовательно сменяющиеся слайды, в соответствие с цветовой гаммой радуги. Вся презентация имеет музыкальное сопровождение с использованием классической музыки (Моцарт).
Цветовой тест отношений.
Для диагностики эмоционального состояния учащихся нами использовался цветовой тест отношений. Цветовой тест отношений (ЦТО) предназначен для оценки позиции человека (осознаваемой и неосознаваемой) по отношению к окружающей его действительности. Методика имеет ряд достоинств, среди которых можно назвать следующие:
- надежность, так как основана на ранжировании объектов, придающем достоверность диагностике;
-отражение собственных предпочтений субъекта (измерительная школа не навязывается испытуемому извне).
Материал:
Стандартный набор цветов теста М. Люшера: 8 цветовых карточек размером 3х3 см, предъявляемых при естественном освещении на белом фоне.
Ограничением для применения ЦТО является выраженное нарушение цветового восприятия (дальтонизм и другие.).
Процедуры обследования:
Испытуемого просят выбрать один цвет из восьми, который он больше всего предпочитает, (это будет 1 позиция) и один цвет, который ему больше всего нравится ( 8 позиция)
Интерпретация результатов:
Определяющее значение имеют цвета, вызывающие наибольшую симпатию и антипатию.
К чему человек стремится говорит цвет карточки, стоящий на первом месте, то есть цвет, который человек предпочитает другим цветам. То, чего человек стремится избежать, то, что он вынужден подавлять в себе, определяется наименее симпатичным для человека цветом. Отвергаемый цвет указывает на источники напряжения, которые человек не хочет терпеть, на его главные проблемы.
Были разработаны анкеты участника исследования (Приложение 4). В самом начале учащимся предлагалось оценить своё эмоциональное состояние при помощи смайликов и цветных карточек Люшера. На втором этапе предлагалось посмотреть цветовую презентацию. А затем вновь по той же схеме оценить своё настроение и осуществить цветовой выбор.
2.3. Результаты исследования
Проведя исследование мы получили следующие результаты:
Среди учащихся оказались те, у кого не произошло никаких видимых изменений настроения. Категория этих учащихся составила 30% от общего числа.
У большинства учащихся произошли изменения настроения в сторону позитивного настроения. Таких учащихся 35%.
Были учащиеся у которых после просмотра презентации произошли изменения от положительного к отрицательному- 15% учащихся.
У 12% учащихся произошли изменения в настроение от активного состояния к спокойствию.
8% учащихся, которые имели негативные состояния, после просмотра презентации имели изменения в сторону положительного эмоционального состояния.
Полученные данные представлены в виде гистограммы 1. «Результаты проведённой музыкоцветотерапии» (Приложение 1).
Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что музыкоцветотерапия имеет своё влияние на эмоциональное состояние учащихся. Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что цвет влияет на настроение, а значит его можно использовать для нормализации эмоционального состояния.
В качестве дополнительных выводов следует отметить, что для дальнейшего использования созданной презентации следует улучшить её качество, следуя рекомендациям по цветотерапии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы были изучены теоретические аспекты влияния цвета на человека. На основании имеющихся сведений создан свой вариант цветовой модели воздействующей на настроение. Данная модель (музыкоцветотерапия) была применена на учащихся МОУ «Некрасовская СОШ». С помощью анкетирования были полученные необходимые данные, которые позволили проанализировать степень влияния цвета на настроение учащихся. По результатам проведенного исследования можно констатировать, что более чем у 50% учащихся произошли положительные изменения в эмоциональном состоянии, после просмотра цветовой модели.
Анализ имеющейся литературы помог сформулировать некоторые рекомендации по использованию цвета в жизни (Приложение 3).
Проведенная работа была оформлена в виде реферативной работы и представлена на IV научно-практической конференции «Молодежь в современном мире».
Можно с уверенностью говорить о том, что значение цвета в жизни человека является неоспоримым. Мозг каждого из нас не только «созидатель» цвета, но и его подчинённый. Цвет не только обнаруживает скрытые импульсы характера и темперамента, но и во многом управляет его эмоциональным состоянием. По исследованиям учёных, человек способен воспринимать цвет даже кожей. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние.
Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5млн.цветов и оттенков, При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Возраст тоже сказывается на цветовосприятии:до 20-25 лет оно возрастает, а затем постепенно снижается.
Проведённый анализ литературы позволяет сформулировать основные направления использования цвета:
-терапия различных физиологических нарушений организма человека;
-релаксация в ситуации стресса и при депрессивных состояниях;
-оптимизация эмоционального состояния для широкого круга людей;
Проведенное нами исследование подтверждает значение цвета для человека. Грамотное использование цветовой гаммы в зависимости от потребности может значительно улучшить наше состояние, а это ещё один из способов гармонизации нашего эмоционального состояния.
В школе возможно использование музыкоцветотерапии в качестве физкультминуток на уроках.
Оформление школы красочными работами учащихся и репродукциями картин будет благотворно влиять на настроение.
При проведении данной работы нами был составлен словарь терминов (Приложение 2 )относящихся к теме, а также составлены некоторые рекомендации по использованию цвета (Приложение 3).
Библиографический список
Егорова Е. proЦВЕТание по Максу Люшеру.-СПб.:Питер, 2007, 160с.
Кандинский В. О духовном искусстве.-Л., 1990, 65с.
Люшер М. Цветовой тест._М., 1998.
"Цветная" жизнь (влияние цвета на психологию людей) /Л. Трофимов (С. Курий)/ №4/2003
Электронные ресурсы:
http://decko.ru/
http://mikhalkevich.narod.ru
http://shkolazhizni.ru/archive/
http://www.cosmo-expo.ru/26/239.php
9.http://xreferat/ru/
Приложение 1
Гистограмма 1.
«Результаты проведенной музыкоцветотерапии
учащихся МОУ «Некрасовская СОШ»»
изменения в сторону позитивных цветов - переход эмоции от активности к спокойствию
- нет изменений в настроении
- изменение эмоции
- изменения от положительной от негативной
эмоции в сторону к позитивной
отрицательной
Приложение 2
Словарь терминов
Колористика- это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
Музыкоцветотерапия-это вид ИТМ, который способствует восстановлению первоночального равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета.
Основные цвета— красный, желтый, синий. Из них можно образовать все остальные цвета.
Хромотерапия- это бесконтактный метод лечения светом и цветом, эффективность которого научно доказана. Он основан на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани и несет необходимую энергию. Все цвета имеют свое излучение, несущее ту или иную информацию. Воздействие соответствующего цвета на определенный внутренний орган может быть целительно. Хромотерапия применяется для лечения не только физических, но и психических заболеваний и расстройств.
Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Цветовой круг — беспрерывная цветовая гамма, расположенная по окружности. Круг строится по вершинам равностороннего треугольника (каждая вершина — один из основных цветов).
Приложение 3
Рекомендации по использованию цвета.
-Поднять настроение и улучшить самочувствие помогут и выбор одежды определённых тонов, интерьер нужной цветовой гаммы.
Вещи красного и оранжевого цветов согреют гораздо быстрее, чем одежда белых или голубых тонов. Синяя или тёмно голубая наволочка на подушку, а также лампа с синим светом или абажуром помогут справиться с проблемой засыпания. А прогулки по зелёному парку или лесу подскажут решение трудной задачи, позволят обрести душевное равновесие.
Оранжевый помогает избавиться от депрессии, повысить жизнестойкость организма, силу мышц, аппетит. Он укрепляет органы дыхания.
Жёлтый активизирует работу мозга и вегетативной нервной системы. Его хорошо использовать при подготовке домашних заданий, имея на столе предмет жёлтого цвета.
-Использование цветовых карточек, которые можно брать с собой для того чтобы уравновесить эмоциональное состояние.
-Если вы попали в стрессовую ситуацию или находитесь в депрессии, или ваши эмоции переходят через край, или ваш темперамент находится в перевозбуждённом состоянии, то регулярный (ежедневный) просмотр, в течение не менее 15-20 минут, репродукции картин известных художников для каждого темперамента нормализует самочувствие.
-Можно использовать «Цветовой релаксатор»,который способствует снятию психического напряжения и достижения предельно уравновешенного состояния за счёт концентрации внимания на внешнем объекте (специально изготовленной под ваш темперамент релаксационной картине).
Чтобы изготовить «Цветовой релаксатор»,возьмите лист цветной бумаги (например, формат А4 и цвета, соответствующего вашему темпераменту, см.примечание).В центре листа нарисуйте или наклейте из бумаги, другого цвета, кружок диаметром 1-2см,соответствующий вашему темпераменту (см.примечание.).Диаметр кружка подбирается таким образом, чтобы с расстояния 2 м он был ещё отчётливо виден.
Повесьте «Цветовой релаксатор» на стену на уровне глаз в положении сидя.
Если необходимо отрегулировать вышедшие из под контроля эмоции, необходимо сесть напротив «Цветового релаксатора» на расстоянии 1,5-2 м. Расслабиться, посмотреть в центр листа на цветной кружок в течение 20-30 минут. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку без напряжения и усталости.
Примечание:
Цвет листа для холериков - зеленый (салатовый), точки - красный.
Цвет листа для сангвиников - синий, точки - желтый.
Цвет листа для флегматиков - красный (розовый), точки - зеленый.
Цвет листа для меланхоликов - желтый (золотой), точки - синий
Приложение 4
Анкета участника исследования «Влияние цвета на настроение»
Оцените, пожалуйста, своё состояние на данный момент, выбрав (подчеркнув) один из смайликов:
Из предложенных цветов выберите тот, который вам больше всего нравится, и запишите его под №1. Из оставшихся цветов выберите тот, который нравится больше, и запишите его под №2. Из тех, что остались снова выберите цвет, вызывающий большее предпочтение и запишите его под №3
№1____________________________
№2____________________________
№3____________________________
Просмотрите цветовую презентацию.
Оцените, пожалуйста, своё состояние после просмотра презентации , выбрав (подчеркнув) один из смайликов:
Из предложенных цветов выберите тот, который вам больше всего нравится, и запишите его под №1. Из оставшихся цветов выберите тот, который нравится больше, и запишите его под №2. Из тех, что остались снова выберите цвет, вызывающий большее предпочтение и запишите его под №3