kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние цвета на внимание школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы – изучить влияние цвета на внимание и поведение человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние цвета на внимание школьника»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»



ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«БУДУЩЕЕ РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ»




ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА

НА ВНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКА


Автор Ендовицкий Даниил Валентинович, 5А класс

Руководитель Логинова Зинаида Николаевна,

учитель изобразительного искусства








ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК, 2015 ГОД

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Основная часть 4

Заключение 7

Список ресурсов 8

Приложения 9



ВВЕДЕНИЕ


Я учусь в школе уже пятый год, и на протяжении всего этого времени, как и многие мои одноклассники, часто получаю от учителей замечания из-за невнимательности.

Поработав с информационными источниками, я выяснил, что на наше внимание оказывают влияние очень многие факторы: физиологические (возраст, пол, состояние здоровья), физические (отражающие географические, климатические условия); психические (отражающие эмоциональный настрой). Все они одновременно воздействуют на организм и дополняют друг друга. Конечно, с этим не поспоришь, остается только согласиться. Но в одном из них я все же усомнился и решил сам подтвердить либо опровергнуть его влияние на наше поведение, внимание и работоспособность.

Речь идет о цвете, как о факторе, влияющем на внимание человека, в частности, школьника. Это стало гипотезой моего исследования.

Цель моей работы – изучить влияние цвета на внимание и поведение человека.

Задачи (средства достижения цели):

1) Познакомиться с теоретическим материалом, связанным с влиянием цвета на поведение человека.

2) Выяснить, соответствует ли цветовой гаммы школьного интерьера санитарным нормам.

3) Провести эксперимент «Влияние цвета носителя текстовой информации на внимание школьников».

4) Определить тип своего темперамента и исследовать влияние цвета другого темперамента на собственное поведение.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


«Обожаю этот цвет!», «Глаз отдыхает…» - слышим мы довольно часто и не задумываемся о том, что постоянно испытываем воздействие цвета наш организм. Мы выбираем цветную красивую одежду, мебель, интерьер и многое другое, просто исходя из понимания «нравится - не нравится». Мы даже не замечаем, как цвета влияют на нашу жизнь, наше поведение, настроение, здоровье. А ведь еще египетские, индийские, китайские медики древности изучали влияние цветовой гаммы на человека.

  1. Влияние цвета школьного интерьера.

Специалисты, создающие санитарные правила и нормы для школьных помещений, учли влияние цвета интерьера на здоровье, работоспособность и внимание школьников. Они рекомендуют использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цвета; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей и оконных рам - белый.

Вывод: в нашей школе все эти требования соблюдены, а это значит, что в тех кабинетах, где занимаюсь я и мой класс, цвет интерьера должен только способствовать нашей работоспособности и вниманию. (см. Приложение, п. 1-5)

  1. Влияние цвета фона печатного текста на внимание.

В современной жизни появилось огромное количество всевозможных источников информации – это и телевидение, и интернет, но ничто не может заменить книги. Я провел эксперимент по изучению влияния цвета печатного текста на внимание школьников.

В исследовании принимали участие ребята из 5А класса. До  начала эксперимента  было  установлено,  что  все   испытуемые   примерно  одинаково различают  цвета.   Эксперимент  проводился   в   кабинете 410  в  течение  нескольких  дней,   в  одно   и  то   же   время   (13-15 часов),  на которое (как  установлено  учеными),  приходится  максимальное  цветоразличие.

Исследование    внимания проводилось  при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить  особенности внимания  при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Таблицы были размещены на бумаге разного цвета: белого, светло-красного, светло-зеленого (см. Приложение, п. 6). Ребятам  предлагалось задание: по   возможности   быстро   и   точно   вычеркнуть заданную букву в течение четырех минут. При этом для каждого цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, чтобы исключить привыкание.

Концентрация внимания  оценивалась в условных  единицах  с  помощью  двух показателей - коэффициента точности и коэффициента умственной продуктивности.

Коэффициент точности рассчитывали по формуле: А=М/N, где М - количество вычеркнутых букв; N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте.

Коэффициент умственной продуктивности:   P=AS, где    S - общее    количество букв.

Результаты эксперимента: (см. Приложение, п. 7-9; 13-15) Точнее и внимательнее ребята были, работая на светло-зеленой бумаге. На втором месте белая бумага, а хуже всего результаты на красной бумаге (коэффициенты точности и умственной продуктивности на белой бумаге: 0,976 и 995; на красной бумаге: 0,972 и 991; на зеленой бумаге: 0,994 и 1014).

Вывод: Исходя из полученных данных видно, что внимание ребят при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания.

3. Влияние цветового сочетания фона и текста презентации на запоминание информации.

Был проведен еще один эксперимент с участием ребят 5А класса. Им было предложено несколько слайдов презентации со следующим сочетанием цвета фона и текста: белый на черном, черный на белом, черный на сером, черный на красном, желтый на синем, зеленый на желтом. (см. Приложение, п. 11)

Результаты эксперимента: минимум верно записанных слов при сочетании черного текста с белым фоном и черного текста с красным фоном, а максимум – при сочетании желтого текста с синим фоном. (см. Приложение, п. 12)

Вывод: Различные цветовые сочетания текста и фона презентаций по-разному влияют на внимательность школьников.

  1. Влияние цвета другого темперамента на собственное поведение. 

Известный австрийский психолог М. Люшер вывел теорию о четырёх типах поведения личности. Они были названы по основным цветам спектра - красный тип поведения, зелёный тип, жёлтый и синий.

Гамма синего типа поведения - цвет спокойствия. Синий – цвет меланхоликов. 
Гамма желтого цвета представляет собой оптимизм, силу духа. Такой человек- сангвиник.
Человек с зелёным поведением всегда хочется уверенности во всем, что его окружает. Это тип поведения флегматиков. Гамма красного типа поведения - цвет энергии и напора. Красный – цвет холериков.

Возможно ли, зная цвет типа поведения человека, повлиять на него цветом другого темперамента? Я выяснил, что мой тип поведения – красный (холерик), и большим своим недостатком считаю невнимательность и несобранность. Следовательно, мне не хватает спокойствия флегматиков и меланхоликов, которым присущи зеленый и синий цвета. Время эксперимента - 1 месяц. Делаю акцент на зеленый и синий цвет в интерьере своей комнаты и в одежде. Через некоторое время я стал замечать следующие изменения: всё чаще вещи стали находиться на своем месте, одежду вешал в шкаф, а не клал на диван, перестал забывать необходимые школьные принадлежности, стал меньше получать замечаний на уроках.

Вывод: как мы видим даже из простого исследования, цвет влияет на поведение человека! 


 










ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате исследования моя гипотеза о цвете, как о факторе, влияющем на наше внимание и поведение, подтвердилась.

Осознаем мы или нет, но мы постоянно ощущаем на себе сильнейшее влияние цвета. И хотя его влияние индивидуально и специфично для каждого человека, но некоторые общие закономерности должны помогать людям сознательно использовать цвет для достижения своих целей. Я думаю, что и результаты моего исследования могут помочь нам быть более внимательными на уроках, если страницы учебников сделать светло-зелеными, подбирать гармоничные цветовые сочетания для презентаций и учитывать цветовой тип поведения личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ


  1. Брайм Г.- «Психология цвета» -М.:АСТ:Астрель, 2009

  2. Лазарева Н.Н. - «Дизайнер интерьера: основы профессии» /Учебное пособие/М. : Горизонт Консалдинг ЛТД, 2000

  3. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс», 1998

  4. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.«Питер», 1995

  5. http://www.rosdesign.com/design_materials2/cvet_3.htm Психологическое восприятие и эмоциональное значение цвета.

  6. http://www.mazpek.ru/spec/spec1-1-2.html Влияние цвета на психологическое состояние человека и восприятие информации.

  7. http://photo-element.ru/analysis/color2/color2.html Воздействие цвета на человека и его психику.

  8. http://festival.1september.ru/articles/503699/ Кулешов И. В. Влияние цвета на восприятие информации. Художественное оформление презентаций.

  9. http://www.colorhome.ru/cvet/page_2_8.html Психологическое воздействие цвета.

  10. http://www.brand-media.ru/serv__idP_9_idP1_50_idP2_53.html Цвет в компьютерной графике.



ПРИЛОЖЕНИЯ

П. 1

П.2

П. 3

П. 4

П. 5


П. 6

П.7

П. 8

П. 9

П. 11

П. 12

Цвет

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

Белый

0,976

995

Светло - красный

0,972

991

Светло - зеленый

0,994

1014


П. 13







№ испытуемого

Цвета

Белый

Светло-красный

Светло-зеленый

1

3

12

0

2

2

1

1

3

3

2

1

4

1

0

0

5

2

0

1

6

1

2

0

7

2

3

0

8

0

2

0

9

3

4

1

10

4

4

1

11

3

2

1

12

2

4

0

13

4

3

2

14

4

2

1

15

2

3

0

П. 14


№ испытуемого

А (в усл. ед.)

Р (в усл. ед)

белый

красный

зеленый

белый

красный

зеленый

1

0,97

0,90

1

989

918

1020

2

0,98

0,99

0,99

999,6

1010

1010

3

0,97

0,98

0,99

989

999,6

1010

4

0,99

1

1

1010

1020

1020

5

0,98

1

0,99

999,6

1020

1010

6

0,99

0,98

1

1010

999,6

1020

7

0,98

0,97

1

999,6

989

1020

8

1

0,98

1

1020

999,6

1020

9

0,97

0,96

0,99

989

979

1010

10

0,96

0,96

0,99

979

979

1010

11

0,97

0,98

0,99

989

999,6

1010

12

0,98

0,96

1

999,6

979

1020

13

0,96

0,97

0,98

979

989

999,6

14

0,96

0,98

0,99

979

999,6

1010

15

0,98

0,97

1

999,6

989

1020

П.15


11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Влияние цвета на внимание школьника

Автор: Логинова Зинаида Николаевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Статья "ВЛИЯНИЕ ВЕДУЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ  НА УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(80) "stat-ia-vliianiie-viedushchiego-kanala-vospriiatiia-na-uspievaiemost-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "225839"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439914089"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "игровые ситуаций  для  коммуникативно-речевой активности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ighrovyie-situatsii-dlia-kommunikativno-riechievoi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "117813"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412924233"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  по теме Восприятие цвета для младших школьников с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-razvitiie-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-po-tiemie-vospriiatiie-tsvieta-dlia-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "136035"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417019101"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Педагогическая консультация на тему: "Развитие навыка фонетически правильного письма у школьников с нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskaiakonsultatsiianatiemurazvitiienavykafonietichieskipravilnoghopismaushkolnikovsnarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "289941"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454888651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства