kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по биологии :«Влияние цвета на настроение человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема: Может ли цвет  влиять на настроение человека

Цель исследования: изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека

Задачи:

  • Познакомиться с историей открытия цвета;
  • Выяснить значение цвета в жизни человека;
  • найти связь между цветом и влиянием его на восприятие информации.

Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анкетирование, беседы с учащимися и взрослыми.

Гипотеза — Цвет влияет на восприятие учебной информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии :«Влияние цвета на настроение человека»»

МБОУ Лицей 3











Проект по биологии

На тему: «Влияние цвета на настроение человека»





















Выполнила:

Ученица 10 «А» класса

МБОУ Лицей 3

Торопова Юлия

Руководитель:

Борисенко Ирина Геннадьевна





Содержание:

  1. Введение: ……………………………………………………стр 3

Проблема ……………………………………………………стр 3

Цель исследования …………………………………………стр 3

Задачи ………………………………………………………..стр 3

Методы исследования………………………………………стр 3

Гипотеза ………………………………………………………стр 3



  1. Влияние цвета на настроение ……………………………...стр 6



  1. Ассоциации цвета и музыки………………………………..стр 7





  1. Практическая часть:

Анкетирование………………………………………………стр 11

Эксперимент «Прослушивание музыки с последующей ассоциацией цветового спектра»…………………………………………стр 12

Цветовой рейтинг школьных предметов ……………….стр 13





  1. Заключение………………………………………………….стр 14



  1. Список литературы………………………………………...стр 15






















Введение

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. 

Для человека информация – это его знания, ощущения и накопленный опыт. Человек получает информацию о внешнем мире с помощью пяти органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения , примерно 9% – при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

Очень большое значение в восприятии играет цвет. Понимание значения цвета и умение его использовать имеет огромное значение на восприятие учебной информации., поскольку цвет и цветовые сочетания помогают передать правильный тон сообщения, его суть, а также вызвать нужную реакцию на текст , схему, рисунок или любую другую печатную или электронную учебную информацию. На уроках физики мы изучаем физические характеристики цвета, на уроках информатики изучаем виды цветовых схем, на уроках биологии человека изучаем строение глаза, но ни на одном из этих предметов не изучаем, какое влияние оказывает цвет на восприятие учебной информации, а мне интересна эта тема.

Проблема: Может ли цвет влиять на настроение человека

Цель исследования: изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека

Задачи:

  • Познакомиться с историей открытия цвета;

  • Выяснить значение цвета в жизни человека;

  • найти связь между цветом и влиянием его на восприятие информации.


Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анкетирование, беседы с учащимися и взрослыми.

Гипотеза — Цвет влияет на восприятие учебной информации.

Существует зависимость качества восприятия информации в зависимости от оттенка и сочетания цветов представления информации.


Свет и цвет с точки зрения физики.

Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает.

На уроках физики я узнала, что свет имеет двойственную сложную структуру. Это, с одной стороны, поток фотонов, которые попадают нам в глаза, оказываю давление на глаза. Посещая окулиста можно измерять глазное давление. С другой стороны, свет можно представить, как электромагнитную волну, а точнее свет можно представить в виде цветных волн.

В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму.

В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра.

Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым.

Самые короткие – волны фиолетового цвета, самые длинные – красные. Между ними располагаются все остальные цвета спектра, каждый из которых имеет свою длину волны.

Свет - это электромагнитное излучение от источника. Длина волны светового излучения – определяющий фактор видимости света глазом человека. Спектр, доступный нашему глазу, располагается в промежутке 380-780 нанометров (нм) или миллиардных долей метра.

В этом диапазоне излучение с различной длиной волны будет восприниматься глазом как свет разного цвета. Порядок цветов в точности повторяет строение радуги снизу вверх:

Известно, что сумма всех цветов дает белый цвет, т.е. для получения белого света необходим излучение источника света во всех диапазонах длин волн. И наоборот, белый свет, разлагаясь, даёт семь цветов. такое явление называется дисперсией. Причина разложения цвета на 7 монохроматических цветов заключается в том, что скорость распространения лучей света с различной длиной волны неодинаковая.

Зрительное восприятие цвета.

Природа дала человеку возможность видеть мир, наделив его особыми органами чувств – глазами.

Из курса биологии известно , что цвет характеризуется действием излучения на глаз человека. Свет попадает в глаз через зрачок. В пределах радужной оболочки зрачок может менять размер. Он пропускает нужное количество света в зависимости от освещённости окружающей среды. Далее свет попадает на прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы. Мышцы глаза, сокращаясь, меняют кривизну хрусталика. В результате изображение предметов получаются на разном удалении, от этого повышается чёткость увиденного.

Преломлению света способствует не только хрусталик, но и роговица, расположенная перед ним. Пространство между роговицей и хрусталиком заполнено прозрачной жидкостью. Между хрусталиком и сетчаткой глаза находится стекловидное тело, которое придаёт глазу форму.

Изображение на сетчатке воспринимается светочувствительными рецепторами, которых насчитывается более 100 миллионов. Глаз человека воспринимает цвет особыми рецепторами – колбочками и палочками. Колбочки различают цвета при дневном освещении, палочки же включаются в сумерках. Всего у человека существует три вида колбочек, и именно из-за их работы мы способны увидеть все многообразие цветовой гаммы. Каждый вид колбочек отвечает за восприятие своего цвета: синий, зеленый и красный. Некогда на основе этого была разработана палитра RGB, которая до сих пор используется в информатике. Палочки же включаются при слабом освещении и передают изображение со слабой насыщенностью цвета. Информация от зрительных клеток поступает в мозг. Когда свет достигает зрительных клеток, в молекулах светочувствительного пигмента возникает химическая реакция, электрический сигнал поступает в зрительный нерв. Живые существа имеют два глаза, что позволяет увеличивать поле зрения. Глаза - левый и правый воспринимают мир немного по-разному. В месте перекрещивания зрительных нервов происходит обмен информацией, поступающей от левого и правого глаз. Затем нервные импульсы достигаю коры больших полушарий, где в соответствующей области формируется зрительный образ. Таким образом, цвет определяется длиной световой волны, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета, цвет влияет на каждого человека, и ,значит, влияет и на восприятие учебной информации школьником.



  1. Влияние цвета на человека

Из различных источников информации я узнала следующую информацию:

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы увидеть все остальное, она должна сама начать двигаться.

Сумеречные и ночные животные (волки и другие хищные звери), почти не различают цветов.

Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней половиной глаз. Верхняя половина смотрит в небо, на фоне которого добыча и так хорошо заметна.

Пчелы и другие насекомые не видят красного цвета, но различают ультрафиолетовые цвета, невидимые для человека, и у многих цветов есть узоры в ультрафиолетовом диапазоне спектра.

Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый.

Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента









  • Ассоциация цвета и музыки


Речь пойдет о влиянии на наш организм цвета и музыки. С точки зрения физики цвет и звук — это волны определенной частоты, влияющие на разные органы чувств: слух и зрение... Цветомузыка — сегодня явление широко распространенное.



А ведь официальным основоположником цветомузыки официально считается русский пианист и композитор Александр Скрябин.

Всего на 7 цветов разделяется солнечный луч в радуге, 7 нот в октаве, 7 чакр у человека,7 желез внутренней секреции...

У каждого элемента «великолепной семерки» есть свой «напарник».  На это и основаны методы цветолечения ( цветотерапии)  и лечения музыкой. Для лечения определенных нарушений подбирается гармоничный цвет или звук, который балансирует организим : либо удаляет избыток , либо восполняет недостаток.

Например, зеленый цвет балансирует расстройства в эмоциональной сфере: депрессии, бессоннице, рассеянности внимания, гневливости и раздражительности.


Если же цветовыбор напрямую связать с музыкой – то минуя перевод на вербальный язык – ответ «формулируется» на языке музыки.

Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется уже много лет в практике отечественных музыкальных терапевтов. В 1990- е годы в диссертационном исследовании впервые было доказано, что в субъективном выборе цвета на музыку есть объективная закономерность, которая выявляется с помощью методики звуко-цветовой симультанности (ЗЦС).

Немного позже, Элькин, в своих работах установил закономерность цвето – тональных соответствий. 









Изучение цвета.

Открытие цвета
Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов Спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и помнит знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан?

С её помощью мы можем с легкостью назвать цвета радуги по порядку: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Все цвета можно разделить на три группы: 

  • холодные 

  • нейтральные 

  • теплые 


К холодным цветам относятся оттенки фиолетового, синего и голубого. Нейтральные цвета – это оттенки зеленого, а теплые – это оттенки желтого, оранжевого и красного.
Холодные цвета не зря назвали «холодными»! Когда мы говорим о голубом, мы представляем небо, чистоту льда, равнодушие и холод. Голубой символизирует доброту, верность, постоянство. О людях благородного происхождения говорят, что они «Голубой крови».




Фиолетовый цвет говорит о тайне, мистике, благородстве и мудрости. Не зря ведьмы носят колпаки фиолетового цвета! Быть человеком, умеющим фантазировать, гораздо проще, одевшись в фиолетовую одежду.

Синий цвет ассоциируется у нас с глубиной, тишиной, спокойствием и честностью. Как говорит моя любимая героиня книги Кирстен Миллер Кики Страйк: «В синем, человек кажется воплощением честности, даже если врет на каждом шагу!» Политики часто носят синее, неужели они всегда говорят правду? 
Природа, жизнь, гармония, естественность, доброта – какой цвет Вы представили? Конечно зеленый. Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. Зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу, наверное поэтому люди украшают свой дом растениями и цветами. Но я бы не советовала покрасить стены в нашем классе в зеленый цвет, в таком помещении настроиться на рабочий лад ой как не просто!
Теплые цвета могут быть даже горячими. Красный – это огонь, борьба, энергия, гнев. Человек, одевший красное, уверен в себе и может быть лидером в любой компании и испытывает потребность активно действовать и добиваться успеха;

Люди, которые предпочитают оранжевый цвет - активны, общительны, жизнерадостны и обладают отменным здоровьем. Оранжевый – цвет энергии. Это любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.

Желтый цвет придает уверенность в своих силах, помогает легче воспринимать новые идеи, повышает познавательный интерес. Этот цвет можно использовать для детских комнат, но в небольшом количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть. Если вы хотите, чтобы ваши гости чувствовали себя непринужденно и веселились от души, украсьте гостиную желтыми предметами. 

Цвета, которые не видно в радуге, но они всегда есть вокруг нас – это белый и черный.

Белый цвет считается «идеальным», он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Это цвет чистоты, легкости, покоя и невинности. Белому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Не зря медицинские работники носят белые халаты, а невесты во многих странах – белые платья.

Черный – полная противоположность белому цвету. Ночь, загадочность, бесконечность. Черный играет огромную роль в нашей жизни –уравновешивает белый цвет. Без тьмы нет света, таково значение инь и янь. Когда нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета

Эмоции и цвет

 В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции.

  • Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные» (с. 205). Проведенный сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».














  1. Практическая часть.


  • Анкетирование

Опрос я решила провести среди учеников моего класса, путем анонимного анкетирования.


С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

В анкетировании приняли участие 17 учащихся.


Вывод: После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения ученики, склонны к общению с такими же учениками. А более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению, поступают аналогично при выборе друга.


  • Эксперемент с чашками чая

Я предложила пяти ребятам из нашего класса попробовать чай из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

Данное тестирование я провела среди своих друзей- одноклассников.


Вывод: В итоге 75% опрошенных сказали, что чай, стоящий близ коричневой коробки, — слишком крепок, около 85% назвали чай из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что чай, стоящий рядом с голубой коробкой, — мягкий, а рядом с желтой — слабый.











  • Эксперимент «Прослушивание музыки с последующей ассоциацией цветового спектра»


С теми же пятью учащимися мы прослушали музыку и ассоциировали свой цвет

Моцарт — розовый ( детство).

Бетховен —красный (борьба)

Бах — голубой, синий ( созидающая духовность)

Вывод: Я пришла к выводу, что спокойная приятная музыка ассоциируется яркими тонами и тёплыми, а беспокойная с холодными и тёмными тонами.

Тест Люшера — описание и интерпретация.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

  1. синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением

Цветовой рейтинг школьных предметов:

Целью такого исследования является - изучение эмоционального состояния обучающихся на уроках. Ребятам предлагалось выразить свое отношение к предметам, которые они изучают, цветом. Перед ними было 8 цветов. Цвета располагаются в той же последовательности, что и в тесте Люшера. Не задумываясь особенно; о том, какой цвет они предпочитают, а рассуждая лишь о том, с каким цветом у них ассоциируется тот или иной учебный предмет, ребята должны поставить против каждого предмета цифру того цвета, который они выбирают (бланк ответов анонимный).



Приложение 1.


Высокий уровень эмоционального благополучия на уроках – алгебры, истории, биологии.

Высокий уровень эмоционального благополучия на уроках – алгебры, истории, биологии.

На остальных уроках - низкий уровень эмоционального благополучия.
















Заключение.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

вызывают разную реакцию:

подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.



Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

Литература

  1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.



  1. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.



  1. Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982

.

  1. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986



  1. Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012



  1. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд.



  1. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест



  1. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.



  1. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.















Приложение 1.






13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по биологии :«Влияние цвета на настроение человека»

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 25.05.2021

Номер свидетельства: 581617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства