Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека
Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. В головном мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________2022г.
Сообщение на тему:
«Влияние цвета на психо-физиологическое состояние ребёнка»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Мстоева Диана
Ейск, 2022г.
Цвет и его влияние на младших школьников.
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. В головном мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации.
В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека.
Существует 2 основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета теплой гаммы, и цвета холодной гаммы. Давайте рассмотрим по подробнее их воздействие на нас.
Теплую гамму составляют: Красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки, как известно. Они создают у тех, кто на них смотрит или их носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.
Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.
Рассмотрим конкретные цвета и их влияние на человека:
Красный цвет - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Работы различных ученых в данной теме.
Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном цвете, а при синем цвете производительность труда снижается.При длительной работе повышению работоспособности и эффективности деятельности способствует зеленый цвет, а индиго и фиолетовый снижает ее. Эти же данные, по мнению ученого, следует учитывать и при организации умственного труда.
Что касается интеллектуальной деятельности, то и по данным немецкого ученого И. Ридель и согласно точке зрения отечественного специалиста Я. Обухова легче и продуктивнее работать с синей лампой или шторами.
Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленные и зелено-голубые цвета.
Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, «теплые цвета» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность.
Ряд ученых указывают на то, что, на психофизическое состояние организма серьезно действует и желтый цвет. Он стимулирует деятельность мозга. Известный теоретик цвета Фабер Биррен отмечал, что желтый цвет способствует быстрому и четкому мышлению.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
В школах согласно СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" стены классов могут быть окрашены в светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого или голубого цветов.
При их правильном цветовом оформлении производительность труда учащихся повышается на 12-17%.
Двери окрашиваются в тот же цвет, что и стены, но более насыщенного тона или в белый цвет.
Оконные рамы белого или светло - серого цвета. Занавески в классе с солнечной стороны сиреневые, с теневой стороны – розовые.
Тон для доски можно выбрать коричневый, но лучше всего использовать темно-зеленый, так как именно при таком цвете сокращается количество ошибок, растет процент правильных ответов школьников. Доска чёрного цвета допускается лишь для кабинетов черчения.
Рекомендации по выбору цвета при окраске помещений школы:
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло - охримистый). Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого; это самый тонизирующий, самый весёлый цвет.
В основе колорита школьной столовой должны лежать светло-жёлтые и бежевые оттенки: тёплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу.
Для актового зала - приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей.
Лестничные проёмы - должны быть зелёными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение.
На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зелёный будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Вывод:
Таким образом, множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.