Просмотр содержимого документа
«Влияние развитие личности в старшем школьном возрасте на процессы обучения и воспитания»
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ПРОЦЕССЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет, что соответствует возрасту IX – XI классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни. Основными видами деятельности в ранней юности становится труд и учение. Одни юноши и девушки продолжают учиться в старших классах школы, другие же в техникумах. Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте. Новые условия жизни и деятельности, новое положение в коллективе, в школе, предъявляют старшему школьнику совершенно новые и достаточно высокие требования, под влиянием которых и складывается его личность. На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений. Чем же обусловливается это изменение? Конечно, возрастной фактор (школьник стал старше, разумнее) сам по себе не имеет определяющего значения. Всё дело в том, что изменяется характер деятельности учащихся. Прежде всего, у юношей и девушек заметно развивается самосознание. Однако оно не просто растёт, оно приобретает качественно – специфический характер, что связано с потребностью осознать и оценить морально – психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Именно этим отличается самосознание старшего школьника от самосознания подростка. Именно этим вызван у старшего школьника глубокий интерес к собственной психической жизни, к качествам своей личности, своим способностям, именно поэтому появляется потребность приглядываться к своему поведению, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самосознание возникает из требований жизни и деятельности. Интересная особенность самосознания старшего школьника заканчивается в следующем. Конечно, старший школьник способен лучше и глубже, чем подросток, оценить свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки. Однако подросток нередко более правильно оценивает себя, нежели старший школьник. Дело в том, что на развитие самосознания подростка влияют суждения других людей. Естественно, что и самооценка довольно объективна. По-другому у старшего школьника. С возрастом у него укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, своё поведение и деятельность. А самому себя оценивать всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Поэтому старший школьник, умея анализировать свои личностные особенности и поведение лучше, чем подросток, оценивает себя в отдельных случаях менее объективно. Поэтому одни юноши и девушки нередко переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, высокомерие, зазнайство, пренебрежительно относятся к окружающим, другие болезненно недооценивают себя, считают себя «посредственностью», «никчемными», «серенькими» и незаметными». Старший школьник, в отличие от подростка, способен осознавать у себя не только простые, заметно проявляющиеся качества личности (такие, как трудолюбие усидчивость, настойчивость, смелость, зазнайство и т.д.), но и более сложные, характеризующие многосторонние отношения личности (чувство долга, чести собственного достоинства и др.). Если в понимании подростка чуткий человек всегда поможет другому, то старшие школьники разбираются и в более тонких деталях, считая, что чуткость – это есть и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, и умение оказать эту помощь тактично, не обижая человека. Подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, старший школьник дает себе оценку применительно к своему будущему. «Каков я, как член школьного коллектива?» - так ставит вопрос старший школьник. Наконец, старший школьник уже умеет оценивать личность в целом, в совокупности всех её свойств, в то время как подросток обычно оценивает свою личность по отдельным действиям, поступкам или, в лучшем случае, по отдельным чертам и свойствам, перенося эту оценку на личность в целом. В итоге сказанного следует, что надо умно и тактично помогать старшему школьнику, чтобы у него сформировалось правильное, объективное представление о себе, о собственной личности. Оценка учителя, если она доброжелательна и не предвзята, даже резкие критические суждения, если они высказаны с тактом, глубокой верой в возможности старшего школьника, с глубоким уважением к его личности, воспринимаются обычно с должным вниманием и признательностью.
На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании, которые направлено обычно не только на преодоление некоторых недостатков поведения или развитие отдельных положительных качеств. Изучая физиологию, генетическую теорию, некоторые юноши и девушки приходят к выводу, что многое в организме и психике человека является врожденным. Отсюда возникает в отдельных случаях совершенно безразличное отношение к вопросам самовоспитания. Учащиеся старшего школьного возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Юность - время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно сообразовывать свое поведение – все это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Самопознание – сложная психологическая структура, формирование которой идёт практически в течение всей жизни человека. Оно включает осознание своей тождественности, появляющееся уже у младенца, своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, своей индивидуальности и сформированность системы социально – нравственных самооценок.
В юношеском возрасте наибольшую значимость приобретают осознание и оценка своих психологических качеств, своей индивидуальности. Познание и оценка своих внешних, физических и внутренних, психологических качеств может быть достигнута двумя способами. Первый – соизмерение уровня своих притязаний с достигнутым результатом, для этого нужен как минимум результат и, следовательно, достаточный опыт его достижения. Ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую самооценку и нередко толкает на путь опасных испытаний собственных возможностей. Второй способ - социальное сравнение, сопоставление себя с другими и их мнений о себе. На этом пути тоже много трудностей, так как часто расходятся не только оценки, но и их критерии: то, что высоко оценивается одноклассниками, может осуждаться родителями, учителями. Поэтому проблема осознания и самооценки своих качеств – это оценка не только реальных действий, поступков, результатов, но и самостоятельного анализа, выработки собственных критериев. Так, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не последнее место занимает внешний облик, физические данные. Эти вопросы и в юности остаются очень значимыми, хотя переживания по этому поводу тщательно скрывается. Пути выхода из конфликтной ситуации бывают разные. В одном случае, к сожалению, достаточно частом, идет «подгонка» своей индивидуальности под модный стандарт (грим, прическа, одежда). Молодых людей, ставших на этот путь, бывает трудно отличить друг от друга. В другом – эта индивидуальность утрируется и противопоставляется имеющимся стандартом. Такой вызов психологически тяжело обходится самому молодому человеку, его бросившему. И наконец, есть третий путь - путь раскрытия своего индивидуального своеобразия с использованием имеющейся моды и стандартов. Это наиболее трудный путь, так как он требует знания своих особенностей понимания сущности норм, чувств меры, художественного вкуса, самостоятельности и творчества. Задача педагогов – помочь молодому человеку выработать внутреннюю позицию, сочетающего самостоятельность и общественную зрелость. Важная роль в осознании своих качеств и самооценке принадлежит саморефлексии – погружению в мир собственных поступков, чувств, переживаний, соотношение их с окружающей реальностью. Для юности характерно такое самоуглубление, и идет оно либо через постоянный контроль своего поведения с помощью самонаблюдения, либо через самосозерцание и самоанализ, предполагающий определенный отход от действия, углубление в анализ собственного «Я» - такого, какое оно есть сейчас, каким я стараюсь стать, каким я хотел бы стать. Этот анализ может проводиться в мыслях, мечтах и на бумаге. Юношеский дневник становится реальным помощником. Бояться такого самоуглубления не следует, а относиться к нему нужно с должным пониманием, тем более что процесс этот всегда индивидуально своеобразен.
Одно из самых важных социально – психологических характеристик личностей – её самоуважение, - свидетельство того, что человек уважает себя, положительно относится к себе, низкое – неудовлетворенности собой, отрицательной оценки собственной личности. Самоуважение - черта устойчивости и тесно связанная с остальными качествами личности, в том числе и с самооценкой. Она складывается не вдруг и под влиянием родителей, учебных успехов и других моментов. Формирование адекватной самооценки – одна из важнейших задач воспитательной работы, так как обе крайности – и заниженная, и завышенная самооценка – ведут к серьезным внутренним конфликтам. И в том, и в другом случае человек оказывается неспособным осуществить взятые на себе обязанности. Заниженная самооценка, сформировавшаяся в процессе предшествующей жизни, ведет к пониженному самоуважению, которое делает представление о самом себе противоречивым и неустойчивым, а человека неуверенным в себе. Болезненно реагирующие на отношение к себе, шутку, смех, критику обычно испытывают трудности в общении, замыкаются в себе и страдают от одиночества. Ситуация эта сложная, но не безнадежная. Чуткий воспитатель всегда найдет пути и средства её преодоления. Плохая и завышенная самооценка, вне всякого сомнения, ведет к многочисленным конфликтам не только со взрослыми, но и со сверстниками. Самое же опасное состоит в тех разочарованиях, которые приходятся пережить молодому человеку прежде, чем он придет к реальной оценке своих возможностей, да и приходят к ней далеко не все. Хорошо разбираться в людях, уметь к каждому из них правильный подход вовсе не так легко, как кажется, и не природой такое умение человеку не даётся. Оно может быть следствием большой и напряженной работы, направленной на воспитание способности к познанию других людей. Для достижения этой цели недостаточно только практики общения с людьми и осмысления результатов такого общения. Необходимо, чтобы формирование у человека умения понимать людей было согретой большой, горячей и по-настоящему деятельной любовью к людям. Глубокое понимание людей, доброжелательное отношение к ним является одним из условий формирования умения находить для каждого из них оптимальные способы общения, которые создают доброжелательные отношения к окружающим. Развитие этих качеств тесно связано с формированием у человека такой личностной направленности, при которой другие люди занимали бы центральное место в системе его ценностей. Психологический климат – это эмоционально – психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражается личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Главным условием личности является переживание ею эмоционального благополучия. Именно от него зависит самооценка – стержневая характеристика личности. Эмоциональное благополучие, а следовательно, и самооценка, определяется положительной оценкой окружающих. Отсутствие таковой может стать источником неврозов. Невроз сопровождается неустойчивой самооценкой, тревожностью личности, поскольку взаимоотношения – это всегда оценочные ситуации. Поэтому психологический климат может как стимулировать, так и предотвращать неврологические переживания детей.
Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею, как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность учащихся. Вот почему психологический климат коллектива – решающее условие формирования психически здоровой и нравственно – активной личности ребенка. На формирование личности старшего школьника влияет коллектив сверстников. Коллектив старшеклассников шлифует, корректирует характеры, влияет на формирование и развитие у учащихся скромности, честности, настойчивости, решительности, выдержки, дисциплинированности, смелости. Коллектив не только воодушевляет на борьбу с трудностями, он помогает преодолевать лень и эгоизм, зависть и зазнайство, трудность и лицемерие, косность и пассивность отдельных учащихся. В коллективе старшеклассников можно уверенно выделить учащихся, обладающих определенными организаторскими способностями, хотя, конечно, организаторские способности могут складываться и в подростковом возрасте, и даже в конце младшего школьного возраста.
Старший школьный возраст – это возраст романтики, больших дерзаний, юношеских мечтаний, связанных со стремлением отдать свои силы какому-нибудь большому делу, возраст творческой инициативы.
Старший школьный возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношениям к различным сторонам жизни. Развивается умение осознавать переживаемые чувства. Юноши и девушки иногда переживают и противоречие в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы противоположных чувств побеждает чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей. Дружба старших школьников, как и подростков, отличается большой устойчивости. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: откровенность, взаимодоверие, отзывчивость, верность, готовность к постоянной помощи, наличие совместных интересов, стремление к совместной деятельности: требования идейной общности и принципиальности, что проявляется в совместных мечтах о будущем, в отношении к учебной работе, в помощи другу при исправлении недостатков, во взаимном уважении, взаимопонимании. Дружеские отношения, возникшие в юношеские годы, часто продолжаются всю жизнь.
В старшем школьном возрасте впервые проявляется особое чувство – любовь. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника. Юношеская любовь, как правило, светла, непосредственна, целомудренна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
У юношей и девушек развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам (в отличие от подростков, которые более склонны откликаться на бурные, резкие, мажорные проявления в природе и искусстве). Развивающиеся эстетические чувства смягчают грубые и резкие проявления личности, помогают освобождаться от некрасивых, непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Чувства юношей и девушек гораздо более осознанны, начинаются связываться с самостоятельными эстетическими суждениями, самостоятельными эстетическими оценками творчества писателей, художников, музыкантов. Это стремление к самостоятельности эстетических суждений, при недостаточно развитых эстетических вкусах и нездоровые влияниях со стороны, приводят порой к тому, что у старших школьников начинают формироваться неправильные и незрелые эстетические представления. Некоторые (особенно юноши) считают, что в наш век – век электроники, Интернета, атомной энергетики, кибернетики и покорение космоса – вся энергия молодежи должна быть отдана этому, а лирические переживания, эстетические чувства, литература и искусство - «это удел слабых», «это не нужно, отвлекает». С другой стороны, свойственная старшему школьнику критичность мышления, стремление к самостоятельности и к самоутверждению своей индивидуальности (о чем говорилось выше), потребность иметь собственные вкусы и суждения выражаются порой в желании оригинальничать, заставить обратить на себя внимание. Поэтому при недостаточном внимании к эстетическому воспитанию у юношей и девушек может развиться дурной вкус, в их среду может проникнуть чуждое нам влияние, пропагандирующее пошлое, безвкусное, фальшивое. Итак, развитию эстетических чувств у старших школьников надо уделять большое внимание. В каждом виде деятельности развивается то, что необходимо в дальнейшем успешном обучении и успешной жизнедеятельности человека. Деятельности – основной путь, единственный эффективный способ быть личностью, человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Активная позиция в учении, превращение его в личностно- значимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где учение вместе с учителем будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят. Для этого нужно, чтобы обучение сводилось к постановке и решению системы творческих задач.
Обучение есть система организации способов передачи индивидууму общественно – исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики: знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности в нормативных для конкретно – исторических условий показателя. Целью этой деятельности является планомерное и направленное психическое развитие индивида. Обучение происходит в форме сотрудничества, совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучение. Ученик должен быть самим собой, испытывая не чувство неполноценности и потребность в психологической защите, а чувство собственной адекватности, которое позволяет ему быть восприимчивым к окружающему его миру. Условием, необходимым для осуществления учения в опыте, является внимание ученика как в собственных убеждениях и переживаниях, так и к убеждениям и переживаниям людей, с которыми он сталкивается. Иначе говоря, личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживает доверие, поскольку он выступает, в конечном счете, как единственный критерий оценки жизненных событий. Учение, в ходе которого человек взаимодействует с реальным, адекватным, приносит огромное удовлетворение. Думается, никто не будет оспаривать утверждение: успех школьника во много зависит от того, как он умеет работать с учебником. Означает ли это, что все школьники одинаково работают с учебником? Вовсе нет! Так как ученики не умеют работать с книгой. У учащихся, умеющих работать с текстом, смысловая обработка материала как бы сливается с чтением, становится единым процессом. К сожалению, пока еще не известно, какие психологические механизмы стоят за этой сложной деятельностью, а поэтому не известно, как её управлять, а следовательно, и формировать её.
Первые познания всегда имеют огромное значение. В них сила первоначального открытия. Быть может, ученик еще недостаточно зрел, чтобы осмыслить первопричины открывающихся ему в книге премудростей жизни, но он способен многое почувствовать и пережить сердцем. Конечно, интеллектуальную жадность ребят активно компенсирует компьютер, телевизор, телефон, но они никогда не заменят книгу, никогда! «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Отношения с книгой складываются у человека на протяжении его жизни по-разному. Сначала это источник познания мира. Позднее – источник специальных знаний. И всегда, в детстве и отрочестве, юности и зрелости, - приобщения к духовным богатствам, накопленным человеческим миром. «В каждом новом поколении молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни, возрастает чуткость к собственному духовному миру и все больше утверждается стремление к счастью созидания, становится упорнее поиски высшего смысла бытия». Юность – это пора самоопределения, пора надежд и поиска. Это период формирования идеалов, пора раздумий о «времени и о себе».
Жукова Янна, ученица 11 класса КГУ «Школа-гимназия № 9 имени Некрасова», г. Туркестан