Цель занятия: снятие накопившегося напряжения; обучение педагогов навыкам психологической саморегуляции; трансформация негативных переживаний, связанных с педагогической деятельностью, в положительные эмоциональные состояния.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учитесь властвовать собой»
Психолог учителю:
«Учитесь властвовать с собой»
Цель занятия: снятие накопившегося напряжения; обучение педагогов
навыкам психологической саморегуляции; трансформация негативных переживаний, связанных с педагогической деятельностью, в положительные эмоциональные состояния.
Ход занятия
Ведением в занятие послужит стихотворение «Учитесь властвовать собой, во всем ищите добрые начала…»
Психолог предлагает учителям ответить на вопросы:
Хлопаете ли вы дверью, когда выходите из дома?
Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?
Теряете ли вы самообладание в споре?
Прерываете ли вы собеседника?
Размахиваете ли вы руками, когда разговариваете с кем-либо?
Обижаетесь дли по пустякам?
Долго ли вы не можете вечером уснуть?
Далее ведущий предлагает подсчитать ответы «да», и интерпретировать свои данные по шкале:
8 баллов: нервное напряжение на пределе, необходимо срочно заняться своим здоровьем.
7-5 баллов: намечается тенденция «жить на нервах», что может привести к срыву.
3-0 баллов: нервы в порядке.
Обсуждение полученных результатов.
Психолог: Учиться властвовать собой следует по разным причинам. Первейшая из них – чтобы оставаться здоровым. Пренебрежение правила психогигиены, длительные стрессы приводят к неврозам, и лечиться, возможно, придется всю оставшуюся жизнь. А это серьезно осложнит осуществление планов.
По мнению создателя учения о стрессе Г.Селье, стресс – это реакция организма на любое предъявленное ему требование. При этом неважно, приятна или нет вызвавшая его ситуация; важна лишь интенсивность требования. В обиходе под стрессом понимают реакцию на чрезвычайные обстоятельства, на сверхсильные раздражители – то есть то, что специалисты называют дистрессом.
Дистресс – это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтах, кризисных жизненных ситуациях и превышает по своей интенсивности или длительности индивидуальные психофизические и личностные адаптивные возможности ребенка, что обуславливает наряду с ограничением удовлетворения значимых социальных или биологических потребностей развитие патологических признаков разрушения жизнедеятельности.
Приспособление к меняющейся среде Г.Селье делит на три фазы: сначала ощущение дискомфорта, потом вхождение в новый режим работы и, наконец, истощение сил. Поскольку жить вообще без стрессов не может никто, надо постараться переносить их с наименьшими нервными затратами. Ведь стресс – это и защита. С его помощью организм защищается от разных неблагоприятных воздействий – голода, холода, физических и психических травм. Если вы думаете, что со всеми вашими проблемами организм справится сам, то рискуете ошибиться.
Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили еще в древности. Врачеватели полагали, например, что зависть и злость поражают органы пищеварения, постоянный страх – щитовидную железу. Безутешное горе влечет за собой диабет, а необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние и тоска ускоряют старение. Еще опаснее постоянные стрессы. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями. Длительные нервные перегрузки способны разрушить самый крепкий организм. Так что в расхожем утверждении, что все болезни от нервов, есть немалая доля истины.
Упражнение 1. «Улыбка»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Анализ упражнения:
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
Упражнения 2. “Чувство” (осознание и принятие своих чувств)
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
• Воспринимали ли вас адекватно?
• Почему возникали затруднения в определении чувства?
Инструкция: Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хааааааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе - «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз. В течение дня вы расходуете огромное количество энергии. Дайте возможность каждой мышце, каждой клеточке отдохнуть. Лягте, почувствуйте, как замедляется сознание, нет спешки, нет суеты. Вам никуда не надо идти, ничего не надо делать... Напряжение и огорчения постепенно покидают вас. При каждом вдохе воображайте, что вбираете с себя прелесть расслабления, а каждый выдох представьте себе как избавление от напряжения, усталости, тревоги... Вас омывает ощущение умиротворения и покоя... Все так тихо, так спокойно. Тишина рождает чувство тепла, уверенности... Вы раскованы, вы в полном согласии с самим собой и всем окружающим миром...
Примечание: технику лучше использовать в групповой форме работы под контролем ведущего. Частота пульса до и после упражнения должна отличаться на 10 ударов.
Психологическая игра: «На ковер»
Для игры приглашается 5 человек, они играют роль – “школьная администрация”…
Задание – примерить гигантские волшебные очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр и посмотрю через стекло на кого – ни будь из вас: и скажу - “Мир без тебя, Ирина Петровна был бы неинтересен, потому что ты (вы)…умеешь слушать других, потому что ты (вы) …надежная, уверенная, внимательная…”. А теперь ты, (вы - имя учителя), примерь волшебные очки, посмотри на педагогов и постарайся увидеть в ком – ни будь как можно больше хорошего, может быть об этом надо сказать вслух?
Так все пять участников примеривают очки.
Психолог благодарит всех и отмечает то, что каждый педагог – это личность (талантливая, душевная, внимательная и трогательная…).
Коллаж «Дружба» (творческая работа на развитие и сплочение коллектива)
Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Участникам предлагается выполнить коллаж на тему «Дружба».
После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.
Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.
Упражнение 4. «Чему я научилась»
Цель: рефлексия
Задание: дописать неоконченные предложения
- Я научилась….
- Я узнала, что….
- Я была удивлена тем, что…..
- Мне понравилось,………
- Я была разочарована тем, что….
- самым важным для меня было….
Завершение. Обсуждение по кругу:
- чему научилась сегодня…
- что буду использовать в своей работе …
Всем спасибо за активное участие!!!
Литература:
Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.
Бол. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.
Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. - 316 с.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2006. - 240 с.