Актуализация темы
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости.
Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Конфликты взрослых, детей и подростков часто ведут к насилию. Запугивание, драки, в том числе и со смертельным исходом – приметы жизни некоторых школ и дворовых компаний.
Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? Кто виноват?
Конфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Другое дело - как относиться к конфликту. С одной стороны, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. С другой стороны – конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление нашей жизни. Они способствуют реформам, преобразованиям, развитию. Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы.
Каким же образом можно отстоять свое «Я», не пренебрегая чужими целями? Как научиться владеть собой в различных конфликтных ситуациях, чтобы не разрушить свое здоровье или здоровье окружающих вас людей?
Так как без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать. Для того, чтобы правильно разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам более серьезным:
-
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
-
проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
-
проблемы социального плана (потеря семьи, потеря себя).
В ходе классного часа «Конфликты в нашей жизни» обсуждается значимость данной темы для старшеклассников, рассматривается природа конфликта, определяются положительные и отрицательные стороны конфликта, методы выхода из конфликта. Подростки знакомятся с понятием «компромисс», овладевают первичными умениями выхода их конфликтной ситуации с наименьшими потерями для себя и оппонента.
Для более подробного рассмотрения данной темы разработана серия мероприятий:
-
Серия классных часов: «Конфликты в нашем классе», «Проблемы отцов и детей» (как подготовительный этап к родительскому собранию «Конфликты с собственным ребенком…»), «Учитесь властвовать собой»
-
Родительское собрание «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»
-
Анкетирование «Конфликтный ли ты человек?»
-
Диспут «Преступление и наказание».
Пояснительная записка
Основные теоретические, методические и организационные особенности данного классного часа:
форма проведения: работа в группах сменного состава
место проведения: классная комната,
время проведения – 1 час 20 минут.
Работа в группах сменного состава – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по обсуждаемой проблеме, способствующая овладению первичными умениями компромисса.
Педагогическая находка (новизна) представленной разработки в том, что такая форма работы наиболее интересна детям, потому что позволяет без назиданий познакомить их с методами и приемами разрешения конфликтных ситуаций, на собственном опыте познакомиться с искусством компромисса; помогает погрузить детей в среду позитивного общения, дать образцы установок неконфликтного поведения, создать единое образовательное сообщество педагога и детей класса. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют детям взглянуть на свои проблемы с иной точки зрения.
Ожидаемый результат – овладение навыками конструктивного решения конфликтной ситуации; осознание того, что главная способность в конфликте - способность к конфронтации – объяснению:
-
отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
-
стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества партнера;
-
стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.)
Тема: «Подросток и конфликты».
Цели:
-
Раскрыть концепцию культуры мира;
-
Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;
-
Решение проблемы сплоченности класса.
Задачи:
-
Дать характеристику понятия «конфликт».
-
Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.
-
Познакомиться с методами выхода из конфликта.
-
Дать определение понятия «компромисс».
5. Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его
справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;