Каждое эмоциональное состояние позволяет извлекать на свет те или иные формы поведения.Радость позволяет смеяться и развлекаться, по -доброму общаться. Печаль позволяет жаловатся, плакать уходить от общения, жалеть себя и.т.д. Трудно себе представить адаптацию, когда человек испытывает гнев, будет проявлять вксёлые и добрые реакции. Это будет неискреннее поведение, и все этозаметят. Кроме того, каждое эмоциональное состояние имеет своё психосоматическое выражение.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психологическое и личностное развитие каждого ребёнка. Большое значение для развития личности имеет психическое эдоровье, тоесть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в первую очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на агрессивную ситуацию. Устойчивая тревожность пораждает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения.
Возможно, ответ на вопрос, заданный в заголовке, кому-то давнр известен, и ответ лежит на поверхности. Полагаю, что школьная тревожность зависит от множества других факторов. это и уровень личностной тревожности, и стиль взаимоотношений в семье, и целостные установки. Некоторе время назад я обследовала пятиклассников в период адаптации к средней школе, используя "Тест школьной тревожности" (Филллипса). Нам, психологам, да и новым учителям и администрации было важно знать, кто из учеников испытывает наибольший стресс м нуждается в помощи. Тест действительно позволяет определить, кто из детей испытывает стрессы в разных школьных ситуациях.
Мы получили почти одну и ту же кривую на диаграмме по восьми факторам в течение трёх лет и предпологали, что высокий уровень тревожности по некоторым параметрам связан с переходом в среднее звено школы.
Однако обследование учеников в 5-м классе показало, что "тревожный" процент практически не изменился. Изучение обследования школьной тревожности у девятиклассников дало практически такую же кривую: повышенный уровень тревожности всегда проявляется попарпметрам: "страх ситуации проверки знаний","страх самовыражения", "страх в отношениях с учителем".
Не стану оспаривать заслуг современной школы, содействующей сбережению здоровья учащихся. И всё же складывается впечатление, что на наших глазах формируется новое поколение: с лучшими адаптивными механизмами, с иными ценностями и чем-то ещё, что помогает им спытывать меньшую тревожность в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование универсальных учебных действий ,
т. е. «умения учиться».
Проблема
Как коррекционно-развивающее занятие для первоклассников «Путешествие в волшебный зоопарк» будет способствовать формированию универсальных учебных действий.
Основная цель проекта
Формирование у школьников универсальных учебных действий при реализации коррекционно-развивающей работы во внеурочной деятельности первоклассников согласно ФГОС нового поколения.
Формировать позицию школьника ( личностные УУД);
2) учить сотрудничать с другими детьми в поисках решения задачи, принимать компромиссное решение ( коммуникативные УУД ) ;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
общеучебные, знаково-символические, логические, постановка и решение проблем
планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, владение монологической и диалогической формами речи
Структура коррекционно-развивающего занятия
Этапы
Деятельность психолога
Вступительная часть
Приветствие, сообщение темы и цели занятия.
Деятельность
обучающихся
Отгадывание загадок и ребуса по теме «Животные»
УУД на этапах проекта
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Основная часть
Задания, направленные на формирование УУД ( регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных); упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук.
изготовление учащимися макета ковра-самолета ,развязывание узелков на верёвке по инструкции учителя, запоминание картинок животных и ответы на вопросы по картинкам, объяснение учащимися правил поведения в школе, выполнение упражнений на развитие межполушарных взаимодействий, физкультминутка на снятие мышечного напряжения, выполнение упражнения «Дождик» на воспроизведение звука, подсчёт предметов и украшение бабочек
Р азвитие мелкой моторики, формирование регулятивных УУД, коммуникативных УУД, личностных УУД, развитие памяти, внимания, мышления
Механизм реализации занятия
этапы
деятельность психолога
Вступительная часть
Деятельность учащегося
Приветствует, сообщает тему , цель занятия
Предлагает отгадать загадку или ребус
Основная часть
УУД на этапах занятия
Приветствуют психолога и друг друга
Отгадывают загадку
Стимулирует учащихся отвечать на вопросы о волшебных средствах передвижения
Планирование сотрудничества с психологом и сверстниками(К),
Постановка проблемы(П)
Рассказывают о сказочных средствах передвижения
Предлагает сделать из бумаги макет ковра самолета
Постановка вопросов м умение выражать свои мысли (К)
Стимулирует учащихся запомнить животных в течении 20 сек. И ответиь на вопросы
Стимулирует детей рассказать о правилах поведения в школе
Планирование сотрудничества со сверстниками(К),
принятие компромиссного решения (К),
Планирование действий , исходя из цели задания(Р)
Отвечают на вопросы
(К)
Рассказывают о правилах поведения в школе
Самоопределение и смыслообразовани(Л)
Механизм реализации занятия
этапы
деятельность психолога
Физкультминутка «экскурсия в зоопарк»
Деятельность учащегося
Предлагает изображать называемых животных
Упр. «Постучи в волшебную дверь)
УУД на этапах занятия
Изображают поведение животных
Предъявляет детям упр. на межполушарное взаимодействие
«кулак-ребро-ладонь»
Упр. «Дождик»
Повторяют за психологом
Предлагает постучать указательным пальцем правой руки по ладони левой
Воспроизводят движения
Механизм реализации занятия
этапы
деятельность психолога
Упр. Сосчитай бабочек и укрась их»
Деятельность учащегося
Предлагает учащимся найти спрятанных в ромашках бабочек и посчитать их;
Заключительная часть
УУД на этапах занятия
Ищут бабочек
Раскрашивают в паре бабочек
Подводит итоги занятия
Планирование сотрудничества в паре (К);
Постановка и решение проблемы (П)
Отвечают на поставленные вопросы
Умение выражать свои мысли (К)
Структура коррекционно-развивающего занятия
Этапы
Деятельность психолога
Вступительная часть
Деятельность
обучающихся
Приветствие, сообщение темы и цели занятия.
УУД на этапах проекта
Отгадывание загадок и ребуса по теме «Животные»
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Основная часть
Задания, направленные на формирование УУД ( регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных); упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук.
изготовление учащимися макета ковра-самолета ,развязывание узелков на верёвке по инструкции учителя, запоминание картинок животных и ответы на вопросы по картинкам, объяснение учащимися правил поведения в школе, выполнение упражнений на развитие межполушарных взаимодействий, физкультминутка на снятие мышечного напряжения, выполнение упражнения «Дождик» на воспроизведение звука, подсчёт предметов и украшение бабочек
Р азвитие мелкой моторики, формирование регулятивных УУД, коммуникативных УУД, личностных УУД, развитие памяти, внимания, мышления
Структура коррекционно-развивающего занятия
Этапы
Деятельность психолога
Вступительная часть
Деятельность
обучающихся
Приветствие, сообщение темы и цели занятия.
УУД на этапах проекта
Отгадывание загадок и ребуса по теме «Животные»
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Задания, направленные на формирование УУД ( регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных); упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук.
Этапы
Деятельность психолога
Вступительная часть
Деятельность
обучающихся
Приветствие, сообщение темы и цели занятия.
УУД на этапах проекта
Отгадывание загадок и ребуса по теме «Животные»
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Заключительная часть
Обобщение педагога –психолога, рефлексия
Ответы на вопросы учителя
Сформированность у учащихся УУД
Ожидаемые результаты
Разовьются навыки произвольности: умение выполнять задание по инструкции и самостоятельно по алгоритму.
Обучающиеся осуществят учебную деятельность: ставят учебные цели, найдут необходимые средства и применят их для решения поставленной задачи, проконтролируют и оценят свою работу в сотрудничестве с психологом и сверстниками.
Обучающиеся развивают графические навыки, учатся работать по инструкции, действовать по образцу.
Развивается мелкая моторика рук, память, внимание, мышление
Инструментарий
Доска
Проектор
Квадратный лист бумаги
Ножницы
Верёвочка с цветными узелками
Ключ
Пластилин
Доски для лепки
Крупа (горох, рис, гречка)
Шаблоны бабочек
Презентация
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010