«Конфликт- это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации»,- пишет социолог В.А.Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии.
Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.
Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Целью настоящей тренинговой программы являются осознание участниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.
Тема 1. Понятие «Конфликт».
Цели и задачи: познакомить учащихся с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Ход занятия.
Вступительное слово психолога о целях работы группы, обсуждение и принятие правил работы группы.
Знакомство участников группы.
Процедура знакомства выбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом. Затем проводится упражнение.
Упражнение «Интервью»
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут ( по 5 минут на каждого) берут друг у друга интервью. Задача интервьюеров- представить собеседника как уникальную личность. Вопросы интервью формулируются его участниками произвольно. Затем представляющий становится за спиной у интервьюируемого и говорит от его имени в течение одной минуты, положив руки на его плечи ( например, «Меня зовут Катерина,……» После того как лимит времени исчерпан, участники группы могут задавать вопросы. Представляющий отвечает по-прежнему от имени своего партнера по интервью. Если он не располагает информацией для ответа на вопросы членов группы, он отвечает так, как, на его взгляд, ответил бы его партнер.
Так как члены группы знакомы друг с другом и если группа достаточно сплочена, можно предложить участникам по кругу еще раз напомнить свое тренинговое имя и назвать свое личностное качество, которое им помогает при разрешении конфликтов.
Психологу необходимо затратить определенное время на создание работоспособности группы, проведя несколько упражнений с этой целью. Например, такой цели могут служить следующие упражнения.
Упражнение «Разведчики»
Цель: снятие первоначального напряжения, развитие сплоченности, доверия, установление дружеских связей.
Инструкция: «Сейчас мы все будем разведчиками. Для этого в круге нужно связаться с кем- нибудь глазами без слов, кивком или каких-либо жестов». По сигналу «Свяжитесь с разведчиком!» участники ищут себе пару в течение 10 секунд (можно считать вслух). С первого раза связываются не все. Психолог просит тех, кто остался без пары, встать и в течение 5 секунд найти себе пару из числа оставшихся участников; и так до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Далее психолог просит состоявшиеся пары обменяться местами, пожав руку друг другу в процессе обмена.
«А теперь помашите с места своему разведчику рукой и по команде психолога свяжитесь с третьим». Второй этап данного упражнения повторяет предыдущий алгоритм с условием связаться с новым «разведчиком», обменяться с ним местами. Обмен местами осуществляется по команде. После этого психолог ходит по кругу, и тот человек, к которому он подходит, должен встать с места, а одновременно с ним- третий разведчик. В ходе обсуждения упражнения участники делятся информацией об изменении своего состояния.
Группа разбивается на подгруппы, которые в течение 2 минут придумывают различные варианты использования какого-либо простейшего предмета, например вешалки. Психолог предупреждает, что идеи могут быть любыми, самыми абсурдными. После завершения работы каждая группа зачитывает свой вариант. Побеждает та группа, в которой было больше всего не повторяющихся в других группах идей.
На следующем этапе группа продолжает работать в режиме «мозгового штурма». Тем же подгруппам дается задание в течение 5 минут подумать и сказать по их мнению «Что такое конфликт?».(группы по очереди высказываются).
Теоретическая информация.
Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в обществе как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Маленький конфликт, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный.
Упражнение «Составляющие конфликта»
Цель: выделить составляющие конфликта.
Дискуссия в группе. Обсуждаются характерное поведение участников конфликта, особенности проявления эмоций, общение, возможное поведение.
Упражнение. Работа с ассоциациями к понятию «конфликт»
Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.
Участники рассаживаются в круг.
Инструкция:» В центре нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Давайте подумаем и скажем с каким словом ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»
-если конфликт- это мебель, то какая?
- если посуда, то какая?
-если одежда, то какая? И т.п.
Рефлексия занятия. Подведение итогов.
Тема: Стили разрешения конфликта.
Цели и задачи: познакомить учащихся со способами разрешения конфликтов; повторить понятие «конфликт», причины его возникновения; развить познавательные процессы, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Ход занятия:
Приветствие.
Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий»- называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одноклассникам и психологу.
Ведущий.Сегодня на занятии мы с вами повторим понятие «конфликт». У каждого из вас
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинговая программа»
ГК ОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа интернат для детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья»
Тренинговая программа:
Конфликты и методы их преодоления.
(8 класс)
Разработана педагогом-психологом: Терехиной О.С
Предисловие
«Конфликт- это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда , во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации»,- пишет социолог В.А.Ядов. Конфликты неизбежны , даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии.
Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.
Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
Целью настоящей тренинговой программы являются осознание участниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.
Тема 1 . Понятие «Конфликт».
Цели и задачи: познакомить учащихся с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Ход занятия.
Вступительное слово психолога о целях работы группы, обсуждение и принятие правил работы группы.
Знакомство участников группы.
Процедура знакомства выбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом. Затем проводится упражнение.
Упражнение «Интервью»
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут ( по 5 минут на каждого) берут друг у друга интервью. Задача интервьюеров- представить собеседника как уникальную личность. Вопросы интервью формулируются его участниками произвольно. Затем представляющий становится за спиной у интервьюируемого и говорит от его имени в течение одной минуты, положив руки на его плечи ( например, «Меня зовут Катерина,……» После того как лимит времени исчерпан, участники группы могут задавать вопросы. Представляющий отвечает по-прежнему от имени своего партнера по интервью. Если он не располагает информацией для ответа на вопросы членов группы, он отвечает так, как, на его взгляд, ответил бы его партнер.
Так как члены группы знакомы друг с другом и если группа достаточно сплочена, можно предложить участникам по кругу еще раз напомнить свое тренинговое имя и назвать свое личностное качество, которое им помогает при разрешении конфликтов.
Психологу необходимо затратить определенное время на создание работоспособности группы, проведя несколько упражнений с этой целью. Например, такой цели могут служить следующие упражнения.
Упражнение «Разведчики»
Цель: снятие первоначального напряжения, развитие сплоченности, доверия, установление дружеских связей.
Инструкция: «Сейчас мы все будем разведчиками. Для этого в круге нужно связаться с кем- нибудь глазами без слов, кивком или каких-либо жестов». По сигналу «Свяжитесь с разведчиком!» участники ищут себе пару в течение 10 секунд (можно считать вслух). С первого раза связываются не все. Психолог просит тех, кто остался без пары, встать и в течение 5 секунд найти себе пару из числа оставшихся участников; и так до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Далее психолог просит состоявшиеся пары обменяться местами, пожав руку друг другу в процессе обмена.
«А теперь помашите с места своему разведчику рукой и по команде психолога свяжитесь с третьим». Второй этап данного упражнения повторяет предыдущий алгоритм с условием связаться с новым «разведчиком», обменяться с ним местами. Обмен местами осуществляется по команде. После этого психолог ходит по кругу, и тот человек, к которому он подходит, должен встать с места, а одновременно с ним- третий разведчик. В ходе обсуждения упражнения участники делятся информацией об изменении своего состояния.
Группа разбивается на подгруппы, которые в течение 2 минут придумывают различные варианты использования какого-либо простейшего предмета, например вешалки. Психолог предупреждает, что идеи могут быть любыми, самыми абсурдными. После завершения работы каждая группа зачитывает свой вариант. Побеждает та группа, в которой было больше всего не повторяющихся в других группах идей.
На следующем этапе группа продолжает работать в режиме «мозгового штурма». Тем же подгруппам дается задание в течение 5 минут подумать и сказать по их мнению «Что такое конфликт?».(группы по очереди высказываются).
Теоретическая информация.
Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в обществе как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Маленький конфликт, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный.
Упражнение «Составляющие конфликта»
Цель: выделить составляющие конфликта.
Дискуссия в группе. Обсуждаются характерное поведение участников конфликта, особенности проявления эмоций, общение, возможное поведение.
Упражнение. Работа с ассоциациями к понятию «конфликт»
Цель: осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта.
Участники рассаживаются в круг.
Инструкция:» В центре нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Давайте подумаем и скажем с каким словом ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?»
-если конфликт- это мебель, то какая?
- если посуда, то какая?
-если одежда, то какая? И т.п.
Рефлексия занятия. Подведение итогов.
Тема: Стили разрешения конфликта.
Цели и задачи: познакомить учащихся со способами разрешения конфликтов; повторить понятие «конфликт», причины его возникновения; развить познавательные процессы, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Ход занятия:
Приветствие.
Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий»- называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одноклассникам и психологу.
Ведущий.Сегодня на занятии мы с вами повторим понятие «конфликт». У каждого из вас