kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинговая программа "Развитие позитивной Я-концепции младших школьников в 4 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа включает в себя 7 тренинговых занятий, длительность каждого 40-50  минут, проведение 1 раз в неделю.

Цель программы: развитие позитивнй Я-концепции, самопознания, самораскрытия младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговая программа "Развитие позитивной Я-концепции младших школьников в 4 классе"»












Тренинговая программа

на тему: Развитие позитивной Я-концепции

младших школьников в 4 классе






Выполнил:

Педагог-психолог А.И. Попова


















2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Развитие позитивной Я-концепции у детей младшего школьного возраста в как психолого-педагогическая проблема

1.1. Сущность и содержание позитивной Я-концепции

1.2. Современные методы развития позитивной Я-концепции младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Комплекс тренинговых упражнений, направленный на развитие позитивной Я-концепции младших школьников

2.1. Методы и методики диагностики

2.2. Комплекс тренинговых упражнений развития позитивной Я-концепции

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

3


5

5


10

16


17

17


18

30

32

33

34













ВВЕДЕНИЕ


Сензитивным в формировании позитивной Я-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапе Я-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивной Я-концепции.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.

Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором его поведения и деятельности. Наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, приводят к социальной дезадаптации [6].

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что развитие позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

Цель исследования: изучить развитие позитивной Я-концепции младших школьников.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогической литературы по теме исследования;

  • подборать диагностический материал;

  • подобрать комплекс тренинговых упражнений.

Программа включает в себя 7 тренинговых занятий длительностью 40-50 минут.

Цель тренинговой программы: развитие позитивной Я-концепции, самопознания, самораскрытия младших школьников,

Занятия целесообразно проводить один раз в неделю.
























Глава 1. Развитие позитивной Я-концепции у младших школьников как психолого-педагогическая проблема


1.1. Сущность и содержание позитивной Я-концепции


В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции.

  1. Когнитивная составляющая Я-концепции:

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

  1. Оценочная составляющая Я-концепции:

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях.

Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

  1. Поведенческая составляющая Я-концепции:

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

При нормальном развитии и благоприятном воспитательном воздействии со стороны педагогов, родителей, значимых взрослых в окружении подростка, «Я-концепция» в подростковом возрасте складывается стихийно. Существовавшая в советское время система доступных для подрастающего поколения спортивных комплексов, оздоровительных лагерей, домов пионеров, кружков по интересам, давала детям и подросткам широкие возможности для самопознания во взаимодействии со сверстниками и взрослыми как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

В настоящее время во многом эти возможности ограничены, в школе акцент делается преимущественно на интеллектуальное развитие учащихся, в то время как их воспитание практически не осуществляется. К социально-психологическим явлениям, негативно влияющим на становление и развитие «Я-концепции» подростков, можно отнести чрезмерную трудовую занятость современных родителей, проживание с одним из родителей вследствие их развода, малочисленность семьи, а также свободный доступ детей и подростков к средствам массовой информации, где зачастую пропагандируются преимущества потребительского образа жизни, ориентация в большей мере на развлечения, а не на достижения культуры, духовно-нравственные ценности. Таким образом, подрастающее поколение оказалось во многом предоставленным самому себе и «Я-концепция» детей и подростков формируется под влиянием порой весьма агрессивной социальной среды.

На развитие позитивной я-концепции большое влияние оказывает поведение родителей и сами родители и значимые другие.

Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близости отношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти и авторитета, которыми они пользуются у окружающих.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования Я-концепции.

Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я-концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я-концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально. От того, насколько теплые отношения в семье зависит и самооценка подростка, если семья сплоченная, поддерживает членов семьи, то тогда можно говорить о высокой самооценке [6].

Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Для того чтобы младший школьник чувствовал себя полноценной личностью в социуме, необходимо ее развивать, посредством различных методов и форм.


1.2. Современные формы и методы развития позитивной

Я-концепции у младших школьников


Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, усвоения, накопления знаний. Этому благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение к действительности. Возраст восприимчив и впечатлителен, все новое вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию может сопровождаться нетерпеливостью, готовностью отвечать.

Когда ребенок приходит в школу он ощущает себя как ребенок, но к этому прибавляются еще образы, такие как «Я-ученик, «Я-одноклассник». Важность его учебной деятельности постоянно подчеркивают взрослые, что дает основание ребенку считать, что его учеба и он – обучающийся значимы для окружающих взрослых. Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает «Я-концепцию» ребенка. Предоставляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его «персоны», ребенок существенно расширяет свой Я-образ. Именно в период младшего школьного возраста в «Я-концепцию» ребенка входят такие личностные конструкты, как трудолюбие или чувство неполноценности. Развитие человека в эти годы весьма существенно влияет на представление человека о самом себе как о компетентном, творческом и способном работнике. Правильный подход взрослого заключается в том, чтобы не допустить чувство безнадежности в достижении результата деятельности. У ребенка должны появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребенок чего-то не умеет, задача взрослых - донести до него, что успех обязательно придет к нему, только позже.

В настоящее время в психологии применяется широкий круг методов формы развития личности . Рассмотрим по подробнее достоинства и недостатки различных способов получения данных о развитии Я-концепции.

  1. Наблюдение за поведением, деятельностью. Неоспоримым достоинством данного метода является, как известно, то, что он позволяет получить данные о поведении, деятельности человека в естественных условиях.

Известно, что результативность этого метода во многом зависит от квалификации наблюдателя, от того, насколько он умеет в процессе наблюдения отделять фиксируемое поведение от интерпретации, преодолевать социально-психологические феномены восприятия, такие, например, как «эффект ореола», насколько может осуществлять относительно длительное наблюдение, не утомляясь и не отвлекаясь, и т. п. Поэтому наблюдение, несмотря на его видимую простоту, требует очень высоко уровня квалификации, что достигается специальной тренировкой. Кроме того, рекомендуется для повышения достоверности привлекать несколько специально обученных профессионалов.

  1. Анализ продуктов деятельности.

Достоинством данного способа является то, что анализируются результаты реальной деятельности человека. Однако применительно к изучению личности этот метод используется в узких границах исследования личностных особенностей через анализ творчества. Применение этого способа получения данных для анализа особенностей личности подростка в известной нам литературе не представлено.

  1. Беседа. Это один из наиболее распространенных методов получения психологических данных. Известно множество его вариантов (свободная, структурированная, полу структурированная, слабо структурированная беседы, дискуссионный диалог и т. п.).

Достоинства метода связаны с его диалогическим характером, возможности получать как вербальную, так и невербальную информацию, обеспечить в процессе беседы в зависимости от задачи как субъект-субъектный, так и субъект-объектный подходы.

Трудности в применении данного метода связаны с значительным временем, требующимся на ее проведение, а также высокими требованиями к квалификации психолога в данной области: его умения точно задавать вопросы, сохранять естественность ситуации, проводить собственно диагностическую беседу, не смешивая ее с консультационной, психотерапевтической.

  1. Метод описаний. Этот метод широко применяется при изучении личности подростка. Используются как свободные описания (без плана, только с общим указанием темы) и описания разной степени структурированности, а также управляемые. Наиболее распространенный вариант - сочинения. Этот способ получения данных часто используется при изучении особенностей Я-концепции («Что я знаю о себе», «Я глазами других людей») и т.д.

Метод описаний довольно плохо поддается формализации и направлен прежде всего на выявление индивидуальных особенностей. Любое сопоставление с общевозрастными или половозрастными характеристиками (что необходимо для школьной психодиагностики) является здесь проблематичным.

  1. Проективные методы. Проективные методы широко используются в психодиагностике личности. Наиболее известными являются, ТАТ и тест Роршаха. Среди более узко направленных методов, предназначенных именно для подросткового возраста, следует в первую очередь назвать многочисленные варианты методов неоконченных предложений, фрустрационный тест С. Розенцвейга, тест школьных ситуаций, тест мотивации достижений Х. Хекхаузена и др.

Достоинствами применения проективных методов является возможность выявления неосознаваемых, глубинных характеристик личности. Такие тесты в значительной степени защищены от намеренных искажений под влиянием фактора социальной желательности. .

Применение классических, «больших» проективных методов требует много времени.

  1. Метод прямого оценивания (прямого шкалирования). К этому способу получения данных относятся многочисленные методы графических шкал (в частности, знаменитая шкала Дембо - Рубинштейн, вариант которой используется в настоящей работе), рейтинговые методы и т. п.

Достоинством этих методов является относительная простота проведения, относительно малые временные затраты, возможность многократного использования с одним и тем же испытуемым и т. п.

Основным недостатком техник, основанных на данном способе получения данных, является, как известно, получения лишь тех данных, которые человек хочет о себе представить. С их помощью вскрыть действие глубинных психологических механизмов [1].

Также можно использовать такие современные технологии по развития позитивной Я-концепции, как:

  1. Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства.

Реабилитационная направленность:

  • Развитие коммуникативных навыков с помощью музыки иэлементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, детистановятся контактными.

  • Стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляетсявозможность коррекции негативных эмоциональных состояний.

  • Внимание становится более устойчивым.

  • Значительно улучшается работоспособность детей.

  • Развивается мелкая моторика руки.

  • Развивается творческое, образное мышление.

  • Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными.

  1. Библиотерапия - социально-культурная технология, в основе которой реализуются различные виды деятельности с книжно-печатным материалом.

Реабилитационная направленность:

  • Развитие интеллекта, логического мышления.

  • Отвлечение от личных проблем.

  • Выработка позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций.

  1. Глинотерапия - эффективный способ реабилитации, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами.

Реабилитационная направленность:

  • Развитие психических сенсорных функций.

  • Тренинг моторных функций.

  • Снятие «зажимов», расширение спектра общения.

  • Повышение социальной активности, интеллекта.

  • Профориентация, апробирование социальных ролей.

  1. Игровая терапия - комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры.

Реабилитационная направленность:

  • Развитие психических сенсорных функций.

  • Тренинг эмоций.

  • Снятие «зажимов».

  • Расширение спектра общения, повышение социальной активности.

  • Интеллекта, ориентация в пространстве, профориентация.

  • Апробирование социальных ролей.

  1. Музыкотерапия - метод социально-культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической коррекции личности, развития её творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозора, активизации социально-значимых качеств.

Реабилитационная направленность:

  • Терапия психоэмоциональной сферы.

  • Развитие мелкой моторики при исполнительстве.

  • Снятие «зажимов».

  • Развитие слуха, образного мышления.

  • Расширение кругозора, общения.

  • Развитие социальной активности.

  • Профориентация.

  1. Терапия театральным искусством - социально-культурная реабилитационная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации.

  2. Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая человеку формировать навыки и умения строить межличностные отношения, продуктивную учебную и др. деятельности, анализировать возникающие ситуации развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности (М.Р. Битянова) [3].

Приведенные выше технологии можно применять как в индивидуально, так и в группе.






Выводы по первой главе


В результате анализа изученной литературы мы определили понятие «Я-концепции», как системы представлений субъекта о самом себе, системы установок, направленных на самого себя, системы различных механизмов, системы осуществления множественных «Я»; охарактеризовали её структурные компоненты (когнитивный, оценочный, поведенческий). Были выделены факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование Я-концепции младших школьников.

А также были рассмотрены методы и современные технологии, которые помогут педагогу-психологу в развитии позитивной Я-концепции.




















Глава 2. Комплекс тренинговых упражнений, направленный на развитие позитивной Я-концепции у младших школьников


2.1. Методики диагностики


Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе. Структуру самоотношения личности позволяет выявить следующие методики:

Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личностиие (приложение 1)

Методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. С ее помощью определяется уровень притязаний юношей и девушек в возрасте от 10 до 16 лет и величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой;

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо - Рубинштейн, модифицированной и нормированный на отечественной выборке А. М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин [2].


2.2. Комплекс тренинговых упражнений

развития позитивной Я-концепции


Автором представленного ниже комплекса тренинговых упражнений развитию положительной Я-концепции младших школьников является психолог Маришина Мария Андреевна. Комплекс направлен на развитие способностей к самопознанию, самореализации и мотивации к достижению.

Тренинг №1: «Осознание себя»

Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.

Материал: лист ватмана, маркер.

Ход тренинга:

1. Ритуал приветствия

Представляется и знакомит участников с целями тренинга, в форме, доступной для понимания. Это может звучать так: «Ребята, в жизни человека часто складываются ситуации, когда он должен выбрать для себя, как он может жить в дальнейшем. На наших занятиях мы все вместе будем учиться понимать себя, других людей и в соответствии с этим строить личные жизненные планы, учиться принимать помощь других людей и помогать им в достижении их планов».

2. Выработка правил поведения на занятиях.

3. «Молчанка - говорилка». Выполняется в парах.

Правила: сначала партнерам в течение 2 минут необходимо молчать и смотреть друг другу в глаза, может быть, общаться глазами. Важно удерживать внимание без разговоров и соблюдать дистанцию. Следующие 2 минуты говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умолкая (можно применить скороговорки, пословицы, любые стихи, афоризмы, все, что можно сказать, не оскорбляя партнера, не затрагивая его личное).

Обсуждение:

  1. Как ты себя чувствовал в ситуации молчания и как, когда тебя не слушали, а говорили?

  2. Что тебе больше понравилось, что показалось трудным?

Важно предупредить ребят, что не все люди могут выдерживать пристальный взгляд другого человека, нужно смотреть так, как будто вы доброжелательно наблюдаете что-то знакомое.

4.«Установление дистанции»

Ведущий объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в беседе с другими людьми наиболее комфортно. Обычно оно выбирается бессознательно, и при этом значимыми оказываются личные взаимоотношения с партнером по общению.

По очереди участник встает в центр круга. К нему по очереди подходят все члены группы. Каждый двигается до тех пор, пока стоящий в центре не скажет «Стоп!», то есть когда он начнет испытывать дискомфорт. Участники должны запомнить, на какое расстояние к кому можно приближаться.

5. «Дружеская рука»

Все участники садятся спинами в круг, закрывают глаза нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто больше всех нравится. Психолог подходит к участникам и поднимает тoгo, кто будет класть руки, так, чтобы другие не знали, кто к ним подходит. Задача: не открывать глаза. Важно терпение.

Обсуждение.

  1. Трудно ли было не открывать глаза?

  2. Подглядывал ли? Был ли терпеливым?

  3. Приятно или неприятно было чувствовать неизвестные руки на плечах?

6. Ритуал прощания

Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что нет.


Тренинг №2: «Внимание к поведению другого»

Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.

Материал: бумага и ручки, мелок.

Ход тренинга:

1. Ритуал приветствия

2. «Узкий мост»

На полу начертить две длинные линии на некоторое расстоянии друг от друга, обозначая таким образом мост. Выбираются два участника, которые идут навстречу друг другу с разных сторон моста. Можно задать дополнительное условие: они торопятся. Психолог обращает внимание участников, что они сами должны выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли вежливо разойтись или столкнут друг друга?

3. «Король школы»

Участники представляют, что они король или королева. Школа королевство. Король устанавливает правила, которые он считает разумными. Участники придумывают свои правила, записывают на листах бумаги. Затем каждый «король» должен презентовать свои правила, объясняя, по каким соображениям он эти правила ввел.

4. «Дотронься до...»

По команде психолога участники должны дотронуться до железного, деревянного, холодного, стеклянного, прозрачного, красного цвета, живого, бледного, и т. д.

5. «Датский бокс»

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой руки. Затем рука прижимается к руке партнера так, что бы мизинец был прижат к мизинцу, безымянный к безымянному, и т. д.

Участникам необходимо стоять так, словно они привязаны друг к другу. Восемь пальцев прижаты, а большие пальцы вступают в бой. Нужно, чтобы большой палец оказался сверху пальца партнера, а остальные оставались прижатыми. Можно провести несколько раундов.

Обсуждение: Необходимо предупредить ребят, чтобы они не прикладывали физическую силу в этом упражнении, ведь здесь главное не сила, а ловкость и внимание.

6. Ритуал прощания

Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.

Тренинг №3: «Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение»

Цель: научение говорить о себе только позитивно; активизация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств.

Ход тренинга:

1. Ритуал приветствия

Подростки садятся в круг, затем один из них просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй участник передает третьему эту фразу, третий просит второго передать первому несколько слов благодарности, а сам тем временем просит четвертого участника передать пятому свое приветствие и т.д. Приблизительный вариант: «Доброе утро! Вы прекрасно выглядите!» Обратное послание: «Спасибо. Вы очень любезны».

2. «Автопилот»

Это задание, которое поможет лучше разобраться в себе и настроиться на радостную и продуктивную жизнь в дальнейшем. Участники должны записать не менее десяти фраз-установок типа: «Я умный!», «Я сильный!», «Я обаятельная!», «Я красивая!» и т. п. Они должны отражать жизненные цели и стремление стать именно таким. Это задание очень важно, так как жизнь человека во многом определяется именно тем, что он о себе думает, что он чаще всего себе говорит. Ни в коем случае не пишите фраз, подчеркивающих ваши слабости и недостатки.

3. «Формула успеха»

Из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. Другими словами, самооценку можно повысить, либо повысив уровень успеха, либо снизив притязания.

Возьмите лист бумаги, напишите в центре крупно букву «Я». Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом.

Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «желательное» и «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводите линию от «Я», центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите.

Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы все закончили, придумайте еще четыре - любые, самые неожиданные. Но важное условие - они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные. Теперь отложите эту «звездную карту» своей жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника?

4. Гимн себе

Участникам дается распечатка с Гимном себе. который необходимо прочитать про себя и помнить о нем .

Я - это Я.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности та­кого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раз­дражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправиль­ные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (самой).

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности по­зволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел(а) и ощущал(а), что Я говорил(а) и что Я делал(а), как Я думал(а) и как Я чувствовал(а), Я вижу, что не вполне меня устраивает.

Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом(самой).

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным(ой), вносить смысл и порядок в мир ве­щей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно.

7. Ритуал прощания

Тренинг №4: «Самопознание»

Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон, собственной полезности для окружающих и общества.

Материал: бумага и ручки, старые газеты.

Ход тренинга:

1. Ритуал приветствия:

2. «Пустое место»

Половина участников сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним остается пустое место. Задача участника без пары переманить кого-нибудь на пустое место без слов и жестов, только взглядом. Принявший приглашение занять пустое место перебегает на него. оставшийся без пары становится ведущий и переманивает на освободившееся место любого другого участника.

3. «Какой я?»

Каждому участнику прикрепляется лист бумаги на спину, в углу листа рисуется значок: если он хочет узнать о своих недостатках, то ставит крестик, если только о достоинствах, то солнышко. Нужно подойти к своим товарищам: на выбор: они пишут на листе ответы на вопросы какой этот человек во взаимоотношениях с другими и какой у него характер, умеет ли он добиваться своих целей и т. д

4. «Банка секретов»

Каждый участник помечает листок своим значком. Затем он записывает на листке, что негативного он открыл в себе с помощью товарищей в предыдущем упражнении и что хотел бы изменить в себе. Листки складываются в стеклянную банку, банка «опечатывается» и отдается на хранение психологу. Эта банка будет открыта на последнем занятии. Некоторые ребята не захотят писать о своих недостатках, нужно убедить их, что о содержимом листка никто не узнает, ребята пишут самим себе «письмо в будущее».

5. «Друг для друга»

Участникам предлагается подумать и написать, где и чем может быть полезен каждый член группы. По окончании работы зачитывается, что получилось.

7. Ритуал прощания. Ребята делятся впечатлениями о занятии.

Тренинг №5: «Жизненные принципы»

Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Материал: небольшое зеркальце, бумага, ручки.

Ход тренинга:

1. Ритуал приветствия:

2. «Подари улыбку»

Участники по часовой стрелке по кругу дарят соседу слева улыбку. Причем, одаривая улыбкой, нужно посмотреть в глаза партнеру.

3. «Диалектика»

Выбирается какая-либо социальная роль: это может быть родитель, ребенок, учитель, учащийся, директор школы, кондуктор в автобусе, продавец в магазине, рабочий на заводе, дворник и т. д. Каждый участник по кругу высказывается: «Быть ... хорошо, потому что..., а плохо, потому что...» Можно обсудить несколько социальных ролей. Затем ребятам задаются вопросы: было ли трудно найти хорошее и плохое в социальных ролях? Почему?

4. «Волшебное зеркало»

Цель: актуализация жизненных целей.

Участникам предлагается представить, что они на минутку что могут заглянуть в свое будущее с помощью «волшебного зеркальца», в котором они смогут увидеть себя уже взрослыми в какой-либо социальной роли. Зеркало передается по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».

5. «Мои сильные стороны»

Участникам предлагается написать на бумаге какими сильными чертами характера они обладают для достижения успехов в той социальной роли, которую они увидели в «волшебном зеркале». Очень хорошо будет, если ребята напишут, какие черты характера им нужно корректировать, чтобы быть успешными. Желающие могут зачитать, что у них получилось.

6. «Соглашаюсь, не соглашаюсь»

Выбирается первый водящий его задача высказать любое утверждение, пусть даже абсурдное, и указать, кто будет отвечать по своему выбору. Отвечающий должен без раздумий согласиться или не согласиться с утверждением. Если его ответ не совпадает с реальностью, он становится водящим. Игра должна проводиться очень динамично, будет больше ошибок, и быстрее будут сменяться водящие.

8. Ритуал приветствия

Тренинг № 6: «Защити себя»

Цель: повышение самооценки в достижении целей

Ход тренинга:

1. Ритуал приветствия:

2. «Закончи предложения»

Участникам предлагается написать окончание к предложениям:

  • Я очень хочу, чтобы в моей жизни было...

  • Я пойму, что счастлив, когда...

  • Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)...

Затем подростки про себя прочитывают написанное и вслух говорят о том, достижимо ли то, что они написали.

Обсуждение:

  1. Какой пункт вызвал у каждого из них затруднения?

  2. Интересно узнать, как ребята понимают словосочетание «быть счастливым»?

  3. Счастье ­ это что-то материальное или собственное мироощущение?

3. «Цели и дела»

Участникам за две минуты предлагается написать планы, как можно провести ближайший вечер: необходимо включить фантазию и написать как можно больше вариантов. Варианты зачитываются, и выбирается наиболее часто встречающийся. После этого подросткам предлагается назвать те дела и поступки, которые помогут осуществить задуманное. Список дел записывается на доске. Затем определяется, сколько времени они готовы потратить на выполнение этих дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

Обсуждение:

Помогает ли планирование дел достичь желаемой цели

4. «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни»

Участникам предлагается представить, что сегодня первый день их оставшейся жизни, и поделиться, как они хотят eгo провести, чего важно добиться, что сделать, увидеть, почувствовать.

Обсуждение:

  1. Всем ребятам предлагается высказаться, что оказалось наиболее трудным в этом задании поставить цель или представить, что сегодня первый день.

Поскольку участники уже выбрали для себя ближайшие жизненные цели, они могут начинать двигаться вперед, к их достижению. Нужно напомнить им часовой циферблат или песочные часы. Секундная стрелка каждый оборот начинает снова, песочные часы переворачивают, и песок начинает пересыпаться с первой песчинки вот так же и нужно представить свой первый день: я проснулся утром, и начался мои первый день, начался мой новый путь. По сути, это так и есть, каждый день человек начинает свои новый путь, открывает для себя что-то новое и интересное, главное, чтобы он стремился к этим открытиям, тогда жизнь будет наполнена и интересна.

5. «Дружеские руки»

Участники выстраиваются в шеренгу. Первый участник проходит вдоль строя и обменивается рукопожатием с каждым, становится в конец шеренги, движение начинает оказавшийся первым и т. д., пока каждый не проедет вдоль строя.

Обсуждение:

  1. Приятно ли было чувствовать дружеские рукопожатия?

6. «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом птичкой, и т.д. Пока наконец не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и назовите свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне воз­можность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

7. Ритуал прощания

Тренинг №7: «Выбор жизненных целей»

Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей.

Материал: лист ватмана, цветные карандаши или фломастеры, картонная коробка, бумага, ручки, магнитофон, аудиокассета с приятной, ненавязчивой музыкой.

Ход тренинга:

1. Ритуал приветствия:

2. «Строим город»

Участникам всем вместе предлагается нарисовать город, в котором им хотелось бы жить. Каждое строение этого города должно носить название их мечты. Пусть в этом городе будут дворцы и парки, стадионы и зоны отдыха все, что можно придумать и изобразить. Нужно дать название городу. Этот город они должны строить все вместе и каждый для себя. Важно идти к намеченной цели и не бояться трудностей в пути. Чтобы каждый имел возможность отобразить свою мечту, ребята должны подходить к ватману по очереди.

3. «Ящик Пандоры»

Всем знакома легенда о ящике Пандоры. Ребятам следует напомнить, что, по этой легенде, все несчастья, преследовавшие людей, боги заперли в ящик, который было запрещено открывать. Пандора нарушила запрет богов, приоткрыла ящик, и все несчастья и беды обрушились на людей. Задача: сделать свой «ящик Пандоры». Участникам предлагается на листах написать все то, что помешает им построить город своей мечты, каждому в отдельности. Затем эти препятствия нужно положить в «ящик Пандоры» и закрыть его, но важно продолжать помнить, что может им помешать. «Ящик Пандоры передается психологу, и все вместе договариваются, когда можно будет его приоткрыть, в какое время ребята могут устранить помехи, мешающие им строить мечту. На ящике пишется дата вскрытия. Когда дата подойдет, ящик можно будет вскрыть, записки передать авторам, а они сами решат, окончательно ли они избавились от помех, или еще стоит поработать над собой. Ребятам предлагается написать, что им мешает построить город своей мечты.

4. «Медитация»

«Тихая медитация».

Закройте глаза и расслабьтесь. Дышите глубоко. Найдите свой пульс, почувствуйте, как кровь течет по кровеносным сосудам. Ваше сердце бьется ровно. Вам спокойно и хорошо. Впереди у вас 1 часа приятной работы, вы что-то узнаете о себе, о других. Вас окружают люди, которым вы интересны и которые интересны вам. Вы доверяете им, вы — один из группы, и от каждого из вас зависит успех нашей работы. Сделайте несколько глубоких вдохов.

Представьте себя зерном какого-нибудь растения. Вам тепло и уютно в земле, но у вас есть потребность как-то выразить себя и поэтому вы начинаете расти.

Вы ощущаете свою силу, свои возможности. Вот вы и проросли, прорвались на поверхность. Почувствуйте солнечное тепло, комфорт. Вас окружают растения, похожие на вас, но другие. Это цветы, ягоды, грибы, деревья. Их внешний вид очень разный, но они и вы развиваетесь по одним законам. Никто никому не мешает, вам радостно, что теперь вы не один: вы можете слышать, чувствовать других. Представьте себе со всеми подробностями, какое вы растение, во что вы выросли. Постепенно возвращайтесь сюда, в класс.

Когда будете готовы - откройте глаза.

Обсуждение:

Опрос по кругу, кто во что вырос.

Что вы чувствовали во время медитации?

5. Ритуал прощания [5].


Выводы по второй главе


Во второй главе были рассмотрены методики диагностики по развитию позитивной Я-концепции подростка. Это методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева и методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (на выявление самооценки подростков), а также подобран комплекс тренинговых упражнений по данной теме.

Предложенные методики диагностики необходимы психологу для того чтобы на ранних этапах выявить нарушения поведения в отношении себя, что позволит своевременно применить определенные методы и формы работы с подростками, в частности тренинговые упражнения по их устранению.

Предложенный комплекс тренинговых упражнений направлен не только на развитие способностей к самопознанию, самореализации и мотивации к достижению, но и на установление благоприятных взаимоотношений с коллективом сверстников, который в большей степени влияет на развитие позитивной Я-концепции.


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе изучения теоретического анализа литературы по проблеме развития Я-концепции в младшем школьном возрасте позволяет сделать следующие выводы.

Я-концепция - это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя. Я-концепцию можно рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли. Я-концепция частично определяется тем, что о нас думают другие, или тем, что мы принимаем за их отношение к нам. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать свое представление о себе. Человек на протяжении всей своей жизни озабочен вопросом, кто я такой. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.

Развитие самосознание - центральный психический процесс переходного возраста. Отечественные психологи считают этот возраст «критическим периодом формирования самосознания».-Самооценка - это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональные стремления и противоправное поведение.

Для того чтобы у детей развивалась позитивная Я-концепция, нужно приложить много усилий как со стороны педагогов и родителей. В обязательном порядке должна быть организована деятельность психолога школы по развитию позитивной Я-концепции для дальнейшего формирования личности подростка. Используя различные методы и технологии, психолог сможет выявить на раннем этапе нарушения в младшего школьника, и своевременно подобрать инструментарий для преодоления возникших проблем у подростка.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. - М.: АНО«ПЭБ», 2007 - 56 с.

  2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/10/23/issledovanie_samootsenki_po_metodike_dembo-rubinshteyn.pdf (дата обращения: 10.11.20).

  3. Казакова Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей иподростков с ограниченными возможностями здоровья. Методическиерекомендации. - Ульяновск, 2008. - 38 с.

  4. Тренинговая программа по формированию позитивных жизненных целей «рука помощи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://intolimp.org/publication/trieninghovaia-proghramma-po-formirovaniiu-pozitivnykh-zhizniennykh-tsieliei-ruk.html (дата обращения: 25.10.20).

  5. Я-концепция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stud24.ru/psychology/yakoncepciya/430204-1536560-page1.html (дата обращения: 05.10.20).






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой)


Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности наличия у себя нравственных качеств.

Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Протокол методики “Какой я”:

п/п

Оцениваемые качества


Оценки по вербальной шкале

личности


да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший





2

Добрый





3

Умный





4

Аккуратный





5

Послушный





6

Внимательный





7

Вежливый





8

Умелый (способный)





9

Трудолюбивый





10

Честный






10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.



Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Ход:

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка и интерпретация результатов.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается).Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

1 По каждой из шести шкал определить: a. уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;b. высоту самооценки - от «о» до знака «—»;c. значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2 Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую(адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.

Инструкция. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя” [2].




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тренинговая программа "Развитие позитивной Я-концепции младших школьников в 4 классе"

Автор: Попова Алёна Игоревна

Дата: 26.12.2022

Номер свидетельства: 621615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства