Пояснительная записка
Семья и школа. От согласованности их действий, взаимопонимания между этими социальными институтами, во многом зависит эффективность процесса воспитания и взросления ребенка, становление социализированной, способной к самоопределению личности.
Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение зависит от типа воспитания предпочитаемого в семье.
Одной из проблем семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая компетентность родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учебе, в общении.
Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Именно в это время происходит формирование собственного образа «Я».
Безусловно, семья является главным «барьером», преграждающим дорогу к формированию различных видов девиаций, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему.
Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против общества в целом, в том числе, как форма протеста, так и открытая агрессия против определённых людей, в том числе и родителей, аутоагрессия. Родителям, в свою очередь, очень сложно принять и понять такого подростка. Поэтому в семьях нередки детско – родительские конфликты. Неудовлетворенность взаимоотношениями с родителями служит источником психологической травматизации подростков.
Искреннее, открытое, уважительное общение – самое ценное, что может быть в отношениях родителей с подростком, но именно общение часто складывается не так, как нам бы хотелось. Задача настоящей программы – помочь родителям сохранить контакт с ребенком, лучше понимать его и себя, вместе преодолевать трудности взросления, избежать ошибок, чтобы вырастить здоровых и счастливых детей.
Достижение положительных результатов в исправлении поведения подростка оказывается возможным лишь в случае комплексной работы, направленной на коррекцию, как личности подростка, так и отношений в семье, в которой он воспитывается. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения и, в первую очередь, семьи.
Причины, побудившие к созданию данной программы – многочисленные обращения родителей по проблемам, связанные с недостаточным знанием психологии ребенка (возрастных особенностей, потребностей, типичных форм поведения). Консультация не дает нам возможности дать всю необходимую информацию родителю, повысить уровень принятия ребенка, обучить навыкам взаимодействия с ним.
Цель программы «Слагаемые счастливой семьи»: оптимизация взаимодействия подростков и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления.
Задачи программы:
- Повышение психологической культуры родителей;
- Обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с подростками, а также поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций;
- Активизация процесса восприятия родителями личной семейной ситуации, своей роли в семье;
- Создание условий для переосмысления своих стереотипов в воспитании ребенка;
- Развитие интернальности – принятие отвественности за свои действия.
Механизм реализации программы:
Программа состоит из групповых тренинговых занятий, предназначенных для родителей учащихся 7-9 классов.
Группа формируется на добровольной основе из числа родителей детей, имеющих те или иные проблемы подросткового возраста.
Реализация программы рассчитана на 7 встреч.
Продолжительность занятий 1-1,5 часа и периодичностью один раз в неделю.
Состав группы 8-12 человек (родителей).
Этапы реализации программы
- Первый этап. Мотивационно-информационный (первоначальная диагностика: методика «Диагностика родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столина) [Приложение 1]
- Второй этап. Формирующий (осознание и принятие родителями необходимости изменения собственных стереотипов поведения в отношениях с подростком)
- Третий этап. Заключительный (заключительная диагностика: «Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком» И.А.Хоменко) [Приложение 2]. Рефлексия эффективности тренинговых занятий.
Формы и методы работы:
- персональная диагностика;
- практические упражнения;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- ролевая игра;
- упражнение-медитация;
- диалогизация;
- рефлексия.
Прогнозируемый результат
Критериями эффективности проведённых занятий станут следующие изменения:
- Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания подростков и построение взаимоотношений с ними.
- Приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками.
- Формирование адекватной самооценки в родительской роли.
- Оптимизация детско – родительских отношений.
- Эффективное и равноправное взаимодействие подростков и родителей, основанное на взаимном уважении.
Оборудование и материалы: аудитория для проведения занятий, музыкальный центр, аудио диски, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, авторучка, бланки анкет, ватман, акварельные краски, кисти, мяч.