kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный тренинг по направленности является социально-педагогическим, нацелен на развитие коммуникативных умений, знаний, навыков, которые способствуют развитию таких качеств личности, как: целеустремленность, готовность сотрудничать, умение выступать, выдержку, решительность, смелость и т.д. В свою очередь данные наличие данных качеств личности определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений»

«Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений»


Выполнил:

Веселова Клена Геннадьевна

(ФИО)

педагог-психолог

(должность)

ЛГ МАОУ «СОШ №4»

(место работы)


Пояснительная записка

Представленный тренинг по направленности является социально-педагогическим, нацелен на развитие коммуникативных умений, знаний, навыков, которые способствуют развитию таких качеств личности, как: целеустремленность, готовность сотрудничать, умение выступать, выдержку, решительность, смелость и т.д. В свою очередь данные наличие данных качеств личности определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении.

Актуальность представленного тренинга состоит в том, что в связи с особенностями подросткового возраста, важно помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, родителями, педагогами, разобраться в изменениях, которые произошли в нем, осуществить помощь в поиске путей решения проблем, с которыми он сталкивается.

Тренинг разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлен на работу с детьми среднего школьного возраста (12-15 лет), так как именно в этом возрасте у ребят появляются такие особенности, как: формирование навыков самоанализа, интереса к другому человеку как личности, развитие чувства собственного достоинства, развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания и толерантности, развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Занятия будут проводиться в форме игры и тренинга, так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение, то это позволит создать наиболее благоприятную атмосферу для отработки необходимых навыков и решения личностных проблем. Во время тренингов каждый участник может рассчитывать на помощь других, поэтому способен активно пробовать различные стили общения, усваивать новые, учится доверять людям, отрабатывает навыки самоанализа. Эти знания готовят подростка к более активной и полноценной жизни в социуме.

Тренинг предполагает задания для формирования чувства внутренней устойчивости, повышения самооценки у участников, что будет способствовать возникновению ощущения легкости и комфорта в ситуациях общения.

Работа в тренинговой группе предусматривает атмосферу раскованности, что реализуется по средствам игровой деятельности, а также предполагает ощущение психологической безопасности через принятия «Правил группы». Участники тренинга смогут всесторонне проанализировать свою личность путем восприятия своего «Я» через: соотнесение с другими, восприятие другими, через результаты деятельности, оценку внешнего облика.

Основные принципы тренинговой групповой работы:

- диалог (полноценное равноправное межличностное общение, основанное на доверии, взаимоуважении);

- наличие обратной связи (непрерывное получение участниками информации от других членов группы относительно результатов его действий);

- самодиагностика (способствующая самораскрытию, осознанию собственных личностно значимых проблем);

- оптимизация развития определенного психологического состояния участников группы и создание условий для этого;

- гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер;

- добровольное участие в занятиях (предполагает личную заинтересованность подростка).

Для эффективности работы, после каждого упражнения организуется обсуждение, а для подведения итогов всего тренинга задумано общее обсуждение и исследование эффективности тренинга по средствам диагностики (Анкета И. Головатенко)

Деятельность педагога-тренера предполагает применение методов педагогической поддержки: создание фона доброжелательности, сотрудничества, взаимного доверия, а также создание ситуации успеха для участников тренинга, ситуаций значимости личных «вкладов» участников в решении общих задач, похвалу и т.д. Для реализации эффективной коммуникации с обучающимися, тренер участвует в обсуждениях упражнений, выполняет совместно с участниками те упражнения, где это возможно.

Количество участников в тренинге для эффективной работы определяется как - 15 обучающихся. Данный тренинг включает в себя несколько занятий, каждое из которых преследует определенную цель по достижению желаемого результата.

Цель тренинга: развивать коммуникативные умения и навыки, воспитывать коммуникабельную личность.

Задачи тренинга:

1. Формирование знаний о коммуникативных умениях.

2. Повышение эмпатии.

3. Развитие навыков убедительной речи.

4. Отработка умения работать слаженно в коллективе.

Категория участников: обучающиеся 12-15 лет.

Продолжительность тренинга: 4 занятия продолжительностью 1 час 20 минут.

Оснащенность аудитории: просторная аудитория, стулья расставлены по кругу, наличие доски.

Методика оценки эффективности тренинга: Анкета И. Головатенко.


Тематический план тренинга

Занятие 1

Цель: Создать положительный настрой на работу в группе, познакомить обучающихся с понятием «коммуникативные умения».

Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Содержание упражнений

1.

Приветствие.

Изготовление и прикрепление бейджиков.

Упражнение «Снежный ком»

(10 минут)

Цель: познакомиться, разрядить обстановку.

Бейджи, фломастеры,

небольшой мяч

Сидя в кругу, участники называет свое имя, а затем качество личности, которое начинается на первую букву их имени. Каждый называет все имена, затем свое. Вопросы для обсуждения: Сложно ли было запомнить имена каждого? Что облегчило эту задачу?

2.

Принятие правил группы

(7 минут) (активность, «здесь и сейчас», принцип «Я», искренность, уважение, и т.д.)

Цель: создать эффективную, безопасную работу группы.

лист ватмана, маркеры, магниты

Общее обсуждение, фиксация правил на ватмане, размещение ватмана на доске.

3.

Упражнение «Миксер»

(5 минут)

Цель: разрядить обстановку, способствовать сплочению коллектива.

-

Сидя в кругу, ведущий предлагает присутствующим представить градацию какого-либо качества (по цвет глаз, теплоте рук, цвету одежды и т.д.)

Вопросы для обсуждения: Какие ощущения у вас вызвало это упражнение? Было ли сложно тактильно входить в контакт с другими участниками тренинга?

4.

Дискуссия «Что такое коммуникативные умения?»

(15 минут)

Цель: сформировать знания о коммуникативных умениях и их роли в жизни человека.

-

Вопросы для обсуждения: Что называют коммуникативными умениями? Их роль в жизни человека? Можно ли развивать эти умения? Как?

5.

Упражнение «Деревня «Дэду»

(28 минут)

Цель: развивать коммуникативные умения, убедительность речи.

карточки с заданиями, бумага, скотч, ножницы

Участники делятся на две группы. Одна – племя дэдуевцев (с проблемой доставлять больных через реку), вторая – жители другого населенного пункта. Вопросы для обсуждения: Какие трудности возникали? Как с ними справились?

6.

Упражнение «Молекулы»

(5 минут)

Цель: раскрепостить участников, организовать тактильное общение.

-

Участники по команде объединяются в молекулы. Количество атомов в молекуле озвучивается. Вопросы для обсуждения: Весело ли вы провели время? Все ли соединились с теми, с кем хотели?

7.

Упражнение «Подарок»

(10 минут)

Цель: осуществить положительное завершение тренинга, провести рефлексию.

-

Участники по очереди дарят соседу что-то не материальное. Вопросы для обсуждения: Смогли ли участники тренинга определить, какой подарок принес бы вам пользу? Какой подарок вам понравился больше всего?









Занятие 2


Цель: Учить выстраивать общение, при правильном восприятии внутреннего мира другого человека.



Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Содержание упражнений

1.

Упражнение «Прогноз погоды»

(10 минут)

Цель: развивать умение выражать свои чувства и настроение, понимать других людей.

бейджи, листы формата А4 (по количеству), фломастеры, цветные карандаши


Участники рисуют погоду, соответствующую настроению. Вопросы для обсуждения: Какая погода изображена? Какие обстоятельства повлияли на вашу погоду?

2.

Упражнение «Поменяйся местами»

(8 минут)

Цель: создать ситуацию комфорта в группе, формировать осознание схожести.

-

Убирается один стул, его владелец выходит в центр, произносит: «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет определенный признак. Вопросы для обсуждения: Сложно ли было найти то качество, которое объединяло бы участников? Много ли общего нам получилось выделить в результате этого упражнения?

3.

Дискуссия «Что означает понимать и быть понятым?» (15 минут)

Цель: сформировать знания о значимости эмпатии в общении.

-

Вопросы для обсуждения: Учитываете ли вы настроение собеседника при общении? Как передаете свое настроение? И т.д.

4.

Упражнение «Глаза в глаза» (15 минут)

Цель: учить понимать собеседника по средствам невербального общения, проявлять свои эмоции.

-

Участники разбиваются на пары. Смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства. Вопросы для обсуждения: Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами? Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

5.

Упражнение «Поймай мышь»

(5 минут)

Цель: снять мышечное напряжение, активизировать внимание, поднять настроение.

-

Участники представляют себе что ловят мышь, двигаются бесшумно. Вопросы для обсуждения: Понравилось ли вам упражнение? Легко ли вы смогли представить себе мышь?


6.

Упражнение «Да»

(15 минут)

Цель: учить понимать собеседника в процессе общения, развивать умение выражать свои мысли.

-

Работа в папах.Один-говорит фразу, выражающую его состояние, второй-задает ему уточняющие вопросы. Упражнение выполнено при трех утвердительных ответах. Вопросы для обсуждения: Встретились ли вы с трудностями при выполнении задания?

7.

Упражнение «Ты молодец» (12 минут)

Цель: развивать умение положительно оценивать собеседника, себя, провести рефлексию.

-

В парах: один рассказывает 5 минут о своих неприятностях, другой - слушает, потом произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Вопросы для обсуждения: Получилось ли у вас внимательно выслушать вашего собеседника, проявить эмпатию? Сложно ли было похвалить другого человека?




Занятие 3

Цель: Развивать навыки убедительной речи, повышение самооценки.


Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Содержание упражнений

1.

Упражнение «Комплимент»

(10 минут)

Цель: создать настрой на работу, атмосферу доброжелательности, повысить самооценку

бейджи

Сделать комплимент соседу. Вопросы для обсуждения: Сложно ли было сделать комплимент другому человеку? Какие эмоции вы испытали, когда делали комплимент вам?


2.

Упражнение «Снежки»

(5 минут)

Цель: создать ситуацию непринужденного общения, поднять настроение

газеты, клейкая лента

Изготавливаются снежки из бумаги и играют по командам.

3.

Упражнение «Марионетка»

(15 минут)

Цель: дать участникам на собственном опыте испытать ситуации полной зависимости от другого, от себя.

-

В тройках: два кукловода, один – кукла-марионетка. Каждый должен побывать в роли куклы. Вопросы для обсуждения: Что чувствовали в роли куклы? А кукловода? Хотелось ли что-нибудь сделать самому? Что узнали о себе в этом упражнении?

4.

Упражнение «Я глазами других»

(7 минут)

Цель: повысить самооценку, учить выявлять сильные стороны в себе и других.

листы бумаги (по количеству), фломастеры

На листках бумаги каждый пишет имя, фамилию, листочки передаются по кругу. Задача каждого-написать владельцу его сильные стороны личности. Вопросы для обсуждения: Согласны ли вы с тем, что обладаете теми качествами, которые были написаны? Наличие каких из перечисленных качеств вызвало у вас удивление?


5.

Упражнение «Дар убеждения»

(20 минут)

Цель: развивать убедительность речи, учить анализировать вербальное и невербальное общение окружающих и свое.

две коробки (в одной - кусочек цветной бумаги)

Два участника, каждому-коробок, в одном листок. Необходимо убедить публику, что листок у него. Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда публика ошибалась - какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

6.

Упражнение «Коровы, собаки, кошки»

(8 минут)

Цель: поднять настроение, организовать тактильное общение.

-

«Коровы, собаки, кошки». В кругу стоя. Тренер каждому шепчет название животного. С закрытыми глазами разыскать «своих». Вопросы для обсуждения: Не вызвало ли данное упражнение у вас чувство дискомфорта?


7.

Упражнение «Минута»

(5 минут)

Цель: диагностика адаптивных возможностей (80-85 секунд-высокие, 37-57 секунд-низкие, 22-27 и менее -  депрессивные).

-

Участники закрывают глаза, открывают через минуту (по ощущениям).

8.

Упражнение «Я себя хвалю…»

(10 минут)

Цель: научить проводить самоанализ своих качеств, провести рефлексию.

небольшой мяч

Каждый хвалит себя (за поступок, качества личности и пр.) Вопросы для обсуждения: Сложно ли было найти то, за что себя похвалить? Появлялось ли у вас чувство гордости после похвалы?



Занятие 4

Цель: Отработка умения работать слаженно в коллективе.

Упражнения (время)

Цель

Оборудование

Содержание упражнений

1.

Упражнение «Мои достижения»

(10 минут)

Цель: выявить значимость оценки окружающими личных достижений участников.

бейджи, небольшие листы бумаги и фломастеры (по количеству), клей, ватман с пометкой: «Наши достижения», магниты

Каждый пишет на листке то, чего он достиг за последнее время, листочки вывешиваются, содержание зачитывается и обсуждается. Вопросы для обсуждения: Интересно ли вам было узнать, как к вашим достижениям отнесутся окружающие?

2.

Упражнение «Постройся по росту»

(10 минут)

Цель: учить эффективно работать в коллективе, анализировать свои действия и действия окружающих.

-

Стулья в сторону. По команде тренера, закрыть глаза и построиться по росту. Вопросы для обсуждения: Смогли ли вы выполнить задание? Какие действия вам в этом помогли?

3.

Дискуссия «Необходимость компромисса и сотрудничества в общении»

(20 минут)

Цель: сформировать знания о сотрудничестве и компромиссе, их значимости в общении.

-

Вопросы для обсуждения: Что значит найти компромисс? Какова значимость сотрудничества в деятельности, общении?

4.

Упражнение «Скала»

(15 минут)

Цель: формировать умение предлагать помощь товарищу, просить ее самому.


мел

Половина участников встает в ряд боком, вплотную к начерченной линии, вторая-проходит, не выступая за границу (скалу). Перестраиваются

5.

Упражнение «Космическая скорость»

(10 минут)

Цель: учить приходить к сотрудничеству в общении, проявлять инициатитву.


Небольшой мяч

Задача: передать мяч с максимальной скоростью. Вопросы для обсуждения: Получилась ли слаженная работа в команде? Проявили ли вы активность в решении поставленной задачи?

6.

Диагностика (Анкета И. Головатенко)

(5 минут)

Цель: исследование эффективности тренинга для каждого участника.

бланки ответов, ручки (по количеству)

Ответить на предложенные вопросы письменно.

7.

Упражнение «Незаконченное предложение»

10 минут)

Цель: провести самоанализ личных преобразований.

небольшой мяч

Каждый участник по кругу завершает фразу: «Я узнал(а)…», «На тренинге я научился(ась)…»


Список источников

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.

2. Березников, А. А. Обратная связь в групповой работе с подростками // Журнал практического психолога. – 1999. – №3.

3. Бурнард, Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2001.

4. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – М., 2000.

5. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.

6. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.

7. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М. : Знание, 2009.

8. Рабочая книга практического психолога / Н. Н. Ежова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

9. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2002.



Представляя данный тренинг, автор гарантирует, что использованная информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.



К.Г.Веселова

« 26 » сентября 2016г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг по развитию коммуникативных навыков и умений

Автор: Веселова Клена Геннадьевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_zaderzh"
    ["file_id"] => string(6) "588031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633423477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников "Волшебное путешествие по островам" (Для средней группы «Кобелек»)"
    ["seo_title"] => string(149) "ighrovoitrieninghnarazvitiiekommunikativnykhnavykoviemotsionalnoisfierydoshkolnikovvolshiebnoieputieshiestviiepoostrovamdliasriednieighruppykobieliek"
    ["file_id"] => string(6) "305384"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457935738"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Тренинговое занятие "Развитие коммуникативных навыков у школьников""
    ["seo_title"] => string(73) "trieninghovoie_zaniatiie_razvitiie_kommunikativnykh_navykov_u_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "414504"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1494512262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива» "
    ["seo_title"] => string(58) "trieningh-razvitiie-splochiennosti-shkol-nogho-kolliektiva"
    ["file_id"] => string(6) "130585"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415947024"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства