kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинговое занятие "Развитие коммуникативных навыков у школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговое занятие

«Развитие коммуникативных навыков у школьников»

 

 

Подготовила:

педагог-психолог МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета»

Сурменок Ирина Урховна

 

Цель – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

 

Задачи:

 

  1. Формирование  у участников активной социальной и жизненной позиций.

 

  1. Развитие способности самопознания и  познания  других людей.
  1. Развитие способности  эффективного взаимодействия с окружающими.

 

Вступительная часть

 

Тренинг – это одна из форм групповой работы, направленной на личностный рост, оптимизацию самооценки, а так же развитие коммуникативных способностей людей.

 

Принятие правил тренинговой группы:

 

  1. Общение по принципу «здесь и теперь». Основная задача нашей работы - превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

 

  1. Высказывания от своего имени. Для более откровенного общения во время занятий мы должны отказаться от безличной речи и заменить ее высказываниями типа: «Большинство людей думает, что.» на такое: «Я думаю, что.», «Некоторые из нас считают.» на «Я  считаю.» и т.п. Безадресные суждения необходимо заменять на конкретные реплики (например, высказывание «Многим я не нравлюсь» заменяем на фразу «Я не нравлюсь Оксане и Диме» и т.п.).
  1. Искренность в общении. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то будем молчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
  1. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не должно выходить за пределы группы.

5.  Недопустимость непосредственных оценок человека. В ходе работы необходимо оценивать не участника, а его конкретный поступок, его действия и поведение.

Основная часть

 

Упражнение 1. «Форум»

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Ход игры:

  1. В течение некоторого времени участники встречи свободно передвигаются по залу, присматриваются к товарищам, вглядываясь в их лица, пытаются почувствовать атмосферу тренинга.
  2. Затем участники молча разбиваются па 4 группы (по желанию).
  3. В течение 2-3 минут каждая группа занимается поисками ответа на вопросы: «Почему мы оказались вместе?»,  «Благодаря чему, каким образом возникла наша группа?»

 

Упражнение 2. «Без командира»

Цели: актуализация практического опыта невербальной коммуникации; развитие умения и готовности принимать ответственность на себя.

Ход игры:

           Всех людей можно разделить на следующие типы: лидеры, ведомые, смешанный тип.

Задание: с этой минуты каждый отвечает только за себя. Работаем молча. Тренируем личную ответственность!

«Выстройтесь, пожалуйста,  в каждой группе следующим образом:

  • в колонну по росту;
  • в два круга;
  • в треугольник;
  • в шеренгу по росту;
  • в шеренгу по цвету волос: от самых светлых до самых темных;
  • в шеренгу по цвету глаз: от самых темных до самых светлых и т.д.

Обсуждение игры:

  1. Кто из вас лидер по натуре?
  2. Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?
  3. Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самореализации?
  4. Каковы были ощущения у вас, если вы привыкли быть ведомыми?
  5. Как вы понимали, верны ли ваши действия?

 

Упражнение 3. «Представьте, что ваша группа – это книга»

Цели: сплочение групп; введение группы и каждого из  ее участников в новую проблему.

Ход игры: представьте, что каждая группа – это книга. Подумайте и ответьте на вопросы:

  1.  Какой заголовок больше всего подходит этой книге?
  2. Как выглядит обложка книги? Что изображено на обложке?
  3. С чего начинается повествование?
  4. К какому жанру относится произведение? (комедия, драма, детектив, фантастика, репортаж с места событий)
  5. Есть ли в этой книге главы, которые тяжело читать?
  6. Есть ли в книге страницы, которые хочется переписать заново?  Вычеркнуть?
  7. Захотят ли люди прочитать вашу книгу?
  8. Как бы вы провели рекламную кампанию по продаже книги?

 

Вопрос по окончании игры: Что объединяет все представленные книги?

 

 

Заключительная часть

 

Упражнение 4. «Вездеходы»

 

Цели: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, сократить дистанцию в общении

Ход игры: участники передвигаются в быстром темпе по залу, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего, которые необходимо выполнять в кратчайшие сроки, без разговоров и обсуждения!

  1. Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются…
  2. Снежное поле, пронизывающий зимний ветер…  И пули свистят над головой. Еще и еще. Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной освежающей и очень чистой водой… Но очень холодно, градусов 8 – 9 от силы.
  3. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполняется все пространство… Нет, показалось…
  4. Идем через цитрусовый сад! На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо-аромат. Берег, море, закат…

 

Рефлексия.

 

- Что узнали нового о себе, произошли ли какие-то открытия для себя?

- Что открыли для себя?

 

Прощание.

 

             Давайте возьмемся за руки и закроем глаза. Почувствуйте групповую энергетику через ладони. Отдайте столько энергии, сколько хочется отдать, поделитесь ею с группой. Возьмите столько, сколько вам нужно. (Левая  рука -  отдает энергию, правая рука – берет).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Развитие коммуникативных навыков у школьников"»

Тренинговое занятие

«Развитие коммуникативных навыков у школьников»



Подготовила:

педагог-психолог МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета»

Сурменок Ирина Урховна


Цель – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.


Задачи:


  1. Формирование у участников активной социальной и жизненной позиций.


  1. Развитие способности самопознания и познания других людей.


  1. Развитие способности эффективного взаимодействия с окружающими.


Вступительная часть


Тренинг – это одна из форм групповой работы, направленной на личностный рост, оптимизацию самооценки, а так же развитие коммуникативных способностей людей.


Принятие правил тренинговой группы:


  1. Общение по принципу «здесь и теперь». Основная задача нашей работы - превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.


  1. Высказывания от своего имени. Для более откровенного общения во время занятий мы должны отказаться от безличной речи и заменить ее высказываниями типа: «Большинство людей думает, что...» на такое: «Я думаю, что...», «Некоторые из нас считают...» на «Я считаю...» и т.п. Безадресные суждения необходимо заменять на конкретные реплики (например, высказывание «Многим я не нравлюсь» заменяем на фразу «Я не нравлюсь Оксане и Диме» и т.п.).


  1. Искренность в общении. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то будем молчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.


  1. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не должно выходить за пределы группы.


5. Недопустимость непосредственных оценок человека. В ходе работы необходимо оценивать не участника, а его конкретный поступок, его действия и поведение.



Основная часть


Упражнение 1. «Форум»

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Ход игры:

  1. В течение некоторого времени участники встречи свободно передвигаются по залу, присматриваются к товарищам, вглядываясь в их лица, пытаются почувствовать атмосферу тренинга.

  2. Затем участники молча разбиваются па 4 группы (по желанию).

  3. В течение 2-3 минут каждая группа занимается поисками ответа на вопросы: «Почему мы оказались вместе?», «Благодаря чему, каким образом возникла наша группа?»


Упражнение 2. «Без командира»

Цели: актуализация практического опыта невербальной коммуникации; развитие умения и готовности принимать ответственность на себя.

Ход игры:

Всех людей можно разделить на следующие типы: лидеры, ведомые, смешанный тип.

Задание: с этой минуты каждый отвечает только за себя. Работаем молча. Тренируем личную ответственность!!!

«Выстройтесь, пожалуйста, в каждой группе следующим образом:

  • в колонну по росту;

  • в два круга;

  • в треугольник;

  • в шеренгу по росту;

  • в шеренгу по цвету волос: от самых светлых до самых темных;

  • в шеренгу по цвету глаз: от самых темных до самых светлых и т.д.

Обсуждение игры:

  1. Кто из вас лидер по натуре?

  2. Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?

  3. Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самореализации?

  4. Каковы были ощущения у вас, если вы привыкли быть ведомыми?

  5. Как вы понимали, верны ли ваши действия?


Упражнение 3. «Представьте, что ваша группа – это книга»

Цели: сплочение групп; введение группы и каждого из ее участников в новую проблему.

Ход игры: представьте, что каждая группа – это книга. Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Какой заголовок больше всего подходит этой книге?

  2. Как выглядит обложка книги? Что изображено на обложке?

  3. С чего начинается повествование?

  4. К какому жанру относится произведение? (комедия, драма, детектив, фантастика, репортаж с места событий)

  5. Есть ли в этой книге главы, которые тяжело читать?

  6. Есть ли в книге страницы, которые хочется переписать заново? Вычеркнуть?

  7. Захотят ли люди прочитать вашу книгу?

  8. Как бы вы провели рекламную кампанию по продаже книги?


Вопрос по окончании игры: Что объединяет все представленные книги?



Заключительная часть


Упражнение 4. «Вездеходы»


Цели: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, сократить дистанцию в общении

Ход игры: участники передвигаются в быстром темпе по залу, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего, которые необходимо выполнять в кратчайшие сроки, без разговоров и обсуждения!

  1. Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются…

  2. Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… И пули свистят над головой. Еще и еще. Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной освежающей и очень чистой водой… Но очень холодно, градусов 8 – 9 от силы.

  3. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполняется все пространство… Нет, показалось…

  4. Идем через цитрусовый сад! На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо-аромат. Берег, море, закат…


Рефлексия.


- Что узнали нового о себе, произошли ли какие-то открытия для себя?

- Что открыли для себя?


Прощание.


Давайте возьмемся за руки и закроем глаза. Почувствуйте групповую энергетику через ладони. Отдайте столько энергии, сколько хочется отдать, поделитесь ею с группой. Возьмите столько, сколько вам нужно. (Левая рука - отдает энергию, правая рука – берет).

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тренинговое занятие "Развитие коммуникативных навыков у школьников"

Автор: Сурменок Ирина Урховна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа внеурочной деятельности "Я - пятиклассник" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-piatiklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "140846"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418031451"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развивающее занятие социального педагога  «Учусь общаться»"
    ["seo_title"] => string(72) "razvivaiushchieie-zaniatiie-sotsial-nogho-piedaghogha-uchus-obshchat-sia"
    ["file_id"] => string(6) "311422"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459191459"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Программа спецкурса по внеурочной деятельности "Занимательный Английский" "
    ["seo_title"] => string(81) "proghramma-spietskursa-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-nyi-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "130497"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415906505"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Моя педагогическая компетенция "
    ["seo_title"] => string(41) "moia-piedaghoghichieskaia-kompietientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "152470"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420861240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства