Тренинговое занятие
«Развитие коммуникативных навыков у школьников»
Подготовила:
педагог-психолог МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета»
Сурменок Ирина Урховна
Цель – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
Задачи:
- Формирование у участников активной социальной и жизненной позиций.
- Развитие способности самопознания и познания других людей.
- Развитие способности эффективного взаимодействия с окружающими.
Вступительная часть
Тренинг – это одна из форм групповой работы, направленной на личностный рост, оптимизацию самооценки, а так же развитие коммуникативных способностей людей.
Принятие правил тренинговой группы:
- Общение по принципу «здесь и теперь». Основная задача нашей работы - превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.
- Высказывания от своего имени. Для более откровенного общения во время занятий мы должны отказаться от безличной речи и заменить ее высказываниями типа: «Большинство людей думает, что.» на такое: «Я думаю, что.», «Некоторые из нас считают.» на «Я считаю.» и т.п. Безадресные суждения необходимо заменять на конкретные реплики (например, высказывание «Многим я не нравлюсь» заменяем на фразу «Я не нравлюсь Оксане и Диме» и т.п.).
- Искренность в общении. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то будем молчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не должно выходить за пределы группы.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека. В ходе работы необходимо оценивать не участника, а его конкретный поступок, его действия и поведение.
Основная часть
Упражнение 1. «Форум»
Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.
Ход игры:
- В течение некоторого времени участники встречи свободно передвигаются по залу, присматриваются к товарищам, вглядываясь в их лица, пытаются почувствовать атмосферу тренинга.
- Затем участники молча разбиваются па 4 группы (по желанию).
- В течение 2-3 минут каждая группа занимается поисками ответа на вопросы: «Почему мы оказались вместе?», «Благодаря чему, каким образом возникла наша группа?»
Упражнение 2. «Без командира»
Цели: актуализация практического опыта невербальной коммуникации; развитие умения и готовности принимать ответственность на себя.
Ход игры:
Всех людей можно разделить на следующие типы: лидеры, ведомые, смешанный тип.
Задание: с этой минуты каждый отвечает только за себя. Работаем молча. Тренируем личную ответственность!
«Выстройтесь, пожалуйста, в каждой группе следующим образом:
- в колонну по росту;
- в два круга;
- в треугольник;
- в шеренгу по росту;
- в шеренгу по цвету волос: от самых светлых до самых темных;
- в шеренгу по цвету глаз: от самых темных до самых светлых и т.д.
Обсуждение игры:
- Кто из вас лидер по натуре?
- Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?
- Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самореализации?
- Каковы были ощущения у вас, если вы привыкли быть ведомыми?
- Как вы понимали, верны ли ваши действия?
Упражнение 3. «Представьте, что ваша группа – это книга»
Цели: сплочение групп; введение группы и каждого из ее участников в новую проблему.
Ход игры: представьте, что каждая группа – это книга. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Какой заголовок больше всего подходит этой книге?
- Как выглядит обложка книги? Что изображено на обложке?
- С чего начинается повествование?
- К какому жанру относится произведение? (комедия, драма, детектив, фантастика, репортаж с места событий)
- Есть ли в этой книге главы, которые тяжело читать?
- Есть ли в книге страницы, которые хочется переписать заново? Вычеркнуть?
- Захотят ли люди прочитать вашу книгу?
- Как бы вы провели рекламную кампанию по продаже книги?
Вопрос по окончании игры: Что объединяет все представленные книги?
Заключительная часть
Упражнение 4. «Вездеходы»
Цели: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, сократить дистанцию в общении
Ход игры: участники передвигаются в быстром темпе по залу, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего, которые необходимо выполнять в кратчайшие сроки, без разговоров и обсуждения!
- Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются…
- Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… И пули свистят над головой. Еще и еще. Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной освежающей и очень чистой водой… Но очень холодно, градусов 8 – 9 от силы.
- Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполняется все пространство… Нет, показалось…
- Идем через цитрусовый сад! На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо-аромат. Берег, море, закат…
Рефлексия.
- Что узнали нового о себе, произошли ли какие-то открытия для себя?
- Что открыли для себя?
Прощание.
Давайте возьмемся за руки и закроем глаза. Почувствуйте групповую энергетику через ладони. Отдайте столько энергии, сколько хочется отдать, поделитесь ею с группой. Возьмите столько, сколько вам нужно. (Левая рука - отдает энергию, правая рука – берет).