Просмотр содержимого документа
«Тренинг " Я выбираю успех"»
Примерное планирование курса « Психология» (второй год обучения « Я выбираю успех»)
Пояснительная записка
Программа курса « Я выбираю успех» строилась на основе реальных потребностей учащихся СШОД « Мурагер». Эти потребности были выявлены в ходе психодиагностических исследований. Учащимся не хватает психологических знаний, для того, чтобы более эффективно организовывать взаимодействие с окружающим миром. Низкая самооценка, излишняя застенчивость мешает детям попробовать себя в той или иной деятельности и решить для себя, чем заниматься, чтобы максимально реализовать свои способности и интересы. Не секрет, что в обществе не все таланты находят себя – не хватает таких важных в жизни качеств, как устойчивость к манипулированию, а особенно к неудачам. Дети, которые на протяжении всего детства слышали только восхищение и похвалу в свой адрес, на много тяжелее переносят даже маленькие промахи, поражения, а особенно они очень зависят от мнения окружающих. Страх оказаться не на высоте, не соответствовать ожиданиям окружающих, зачастую препятствует талантливым детям развиваться максимально По результатам исследований, определённый процент детей не может стать более успешными из – за высокого уровня притязаний к окружающим, но не к себе, дети ориентированы только на краткосрочный успех – оценку. Работа, требующая усидчивости, глубины знаний, не всегда им понятна – они хотят всё и сразу. Малейшая неудача вызывает у них нежелание двигаться вперёд, разочарование. Программа как раз ориентирована на то, чтобы развивать у детей такие качества личности, чтобы они могли целенаправленно, настойчиво добиваться результата в любой начатой ими деятельности. Это как раз – таки долгосрочный успех. Кроме того, дети очень зависят от мнения окружающих, зачастую это очень мешает в достижении целей. « Учитель мне поставил не ту оценку, которую я хотел, я вообще учить больше не буду». Вопрос: « Для кого мы учимся?» Развитие такого качества ответственности, социальной устойчивости, очень важно на сегодняшний момент. В наше время необходимы, хотя бы малейшие психологические знания, чтобы сохранить свою индивидуальность в работе, отстоять свои интересы, достигать своих целей экологично ( не наступая на интересы другого, но и не ущемляя своих). Благодаря данному тренингу учащиеся будут учиться занимать активную жизненную позицию, быть ответственным, целеустремлённым, самостоятельным, креативным.
Напряжённый интеллектуальный труд требует активный, эффективный отдых. Учащиеся должны научиться снимать эмоциональное напряжение самостоятельно. Ещё не менее важное качество личности – адекватная самооценка – человек может двигаться вперёд успешно только тогда, когда реально оценивает свои возможности на данный момент, может предвидеть трудности и пути их преодоления. Цели мы не достигаем ,и когда не до оцениваем свои возможности, и когда переоцениваем свои возможности.
Гипотеза: на основе данного курса учащиеся получат знания о закономерностях развития способностей человека, о способах эффективного взаимодействия с окружающими людьми, способах снятия эмоционального напряжения, откроет им положительные качества их характера, которые надо использовать в жизни как основной ресурс для достижения успеха; что позволит им сформировать адекватную самооценку, позитивное отношение к происходящим в жизни событиям.
Главная цель - развить ответственность за то, что происходит в твоей жизни и социальную устойчивость к негативным факторам .
Задачи курса:
Формирование адекватной самооценки.
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции и психологической защиты.
Развитие чувства ответственности за свои поступки, за свою судьбу.
Элективный курс предназначен для учащихся 8 – 9 классов. На занятиях учащиеся должны научиться ставить цели в своей деятельности и планировать пути достижения своих целей; адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и учиться находить самый эффективный выход из любой ситуации; использовать свои позитивные ресурсы оптимально; научиться элементарным способам эмоциональной саморегуляции.
Рекомендуемые формы занятий: беседа, мини- лекция, анализ ситуации, игровые упражнения, интеллектуальные разминки, чтение притчи.
Взаимосвязь физического, психического и психологического здоровья. Влияние самооценки на жизненный успех.
Темперамент (4ч)
Понятие темперамента. Виды темперамента. Определение своего типа темперамента.
Связь темперамента и профессиональной деятельности.
Характер (4ч.)
Понятие характера, силы воли, мотива. Работа по определению своих положительных и отрицательных черт характера, выявление своих внутренних ресурсов. Определение понятия – лидер. Главные качества лидера
Мудрость ( 2ч.)
Понятие способностей, стадии развития на пути к творчеству. Выявление своих способностей, типа личности. ( Тест Голланда, Йовайши)
Творческий подход к своему труду(2ч.)
Рациональное использование своего времени (тайм – менеджмент). Настойчивость в достижении успеха. Развиваем креативное мышление – избавляемся от стереотипов.
Формируем уверенность в себе (2ч)
Признаки уверенного и неуверенного поведения.
Учимся управлять своими страхами( 4ч.)
Страх – это хорошо или плохо? Использование техники « лепим свой страх», техники «шарики», техники «теннисный шарик» для избавления от своих страхов. Работа с телом.
« Успех – это успеть» М. Цветаева. Учимся действовать и взаимодействовать (2ч.)
Ситуации просьбы и отказа. Игра « Полёт на Луну», игра « Мафия». Эффективные жизненные стратегии.
Эмоции и чувства. Учимся управлять своими эмоциями (4ч.)
Понятие эмоции и чувств. Виды эмоций. Физиологические основы эмоций. Агрессия – это плохо? Прямая и косвенная агрессия.
Управление конфликтом ( 4ч.)
Стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Элементы ТА Э. Берна
Цель: Познакомить с понятиями психическое и психологическое здоровье.
Упражнение – разминка. « Как живёшь?» Учащиеся сидят в кругу. Выбирается ведущий. Ведущий обращается к любому участнику с вопросом: « Как живёшь?». Если участник отвечает6 « Хорошо» - соседи, сидящие слева и справа от этого участника должны поменяться местами. Если участник говорит: «Отлично» - пересаживаются все, если: «Плохо» - все остаются на месте. Задача ведущего занять место, когда все будут пересаживаться.
Интеллектуальная разминка: М ( …) ета
Д ( …)отник
Пар ( ..) тав
Пи ( …) ерея
Развиваем правое и левое полушарие: письмо левой рукой, чтение справа налево, рисование двумя руками.
Упражнеие « Угадай что нарисовано» Ученикам раздаются картинки с двойным изображением. Учащиеся должны увидеть два рисунка в одном. Вывод: Важно с какой стороны мы смотрим на вещи
Притча: о сне правителя и двух мудрецах. Вывод: важно не что сказать, а как это сказать.
Основная часть. Понятия – физическое здоровье, психическое здоровье. Психически здоровый человек – это человек, который может успешно взаимодействовать с окружающим миром – коммуникативная и познавательная сферы. Адекватная самооценка. Детям также объясняется в доступной форме трансактный анализ ( это понятие не даётся). Рассматриваются роли: Родитель, Ребенок, Взрослый. Проводится аналогия этих ролей с тремя взглядами на жизнь ( ложное эго – позиция ребёнка – « Я хочу», во всем обвиняет окружающих, ум – родитель- « я знаю как ко мне надо относится», разум - Взрослый – как надо на данный момент. Важный вывод: 1.Развитие человека прекращается, как только он начинает обвинять окружающих.
Неважно, что с нами происходит – важно, как мы реагируем на происходящее.
Упражнение – разминка: « Пусть пересядут все те, кто»
Продолжение темы. Психологическое здоровье. Моё внутреннее состояние. Эмоционально – волевая сфера. Положительные и отрицательные эмоции в моей жизни. Притча « Не торопись горевать». Важный вывод: никогда не надо давать оценку событиям сразу. Иногда мы огорчаемся, плачем из –за того что с нами это произошло, но проходит время и мы наоборот можем быть благодарны тому же событию в жизни.
Рефлексия занятия.
3,4 уроки.
Ответственность и целеустремлённость – основные качества успешного человека. Цель: развитие мотивации к достижению экологичного успеха
Упражнение «Здравствуйте по- разному», поздороваться руками, коленками, локтями и т. д. последнее – поздороваться носами. Здороваются не все – психолог делает вывод о том, что не всех людей мы подпускаем на одинаковое расстояние. Вводятся понятия
Публичная (социальная), личная, интимная зоны
Упражнение « Карандаши», «Сиамские близнецы»
Рефлексия упражнений. Основная мысль – умение работать в команде
Притча: о Рабочем и сундуке с драгоценностями. Вывод: нужно всегда идти к намеченной цели.
Интеллектуальная разминка: Проверим память.
Беседа: « Кто такой лидер?» «Какие качества нужны для успеха?». Выделяются качества ответственность и целеустремлённость. Тест « стратегии выхода из конфликтных ситуаций», тест «нарисуй оружие»
Упражнение « Семь ценностей». Напишите семь ценностей, без которых вы себе свою жизнь не представляете. А теперь, представьте себе высокую гору. На самой вершине горы находится ваш успех. Если вы достигните этой вершины, вы получите все блага земные, но для этого надо преодолеть препятствия. Чтобы вам отправиться в путь вам надо еда и питьё. Денег у вас нет – у вас только ваши ценности. За еду и питьё положите ценность – её у вас уже нет. Вы идете вперёд и встречаете охранников – они ведут на казнь человека. Этот человек вам малознаком, но вы точно знаете, что преступления, за которое его собираются казнить, он точно не совершал. Внимание! У вас будет сейчас единственная возможность выбора – вы можете спасти этого человека, если положите свою ценность, но можете не спасать – тогда у вас ценностей останется больше.
( учащиеся делают выбор). Дальше вы идёте – перед вами река – за лодку - ценность. Следующее препятствие - дремучий лес. За проводника – ценность.
Следующее препятствие – мост – на мосту – рэкет, чтобы пройти – ценность.
Следующее препятствие – болото – за проводника - ценность
Следующее препятствие – лабиринт – за проводника - ценность
Следующее препятствие – вы у подножия горы, на которой находится ваш успех, но чтобы подняться надо снаряжение- ценность. Вы поднимаетесь, практически, уже на вершину горы, но вас встречает шайка бандитов и решает вас убить, а вы как никогда близки к цели. Поднимите руку те, кто спас человека в начале своего пути? Кто спас человека, тому неожиданно приходит помощь – тот самый спасённый- отбивает от разбойников, помогает подняться на гору, достичь успеха и все ценности к ним возвращаются. Кто же не спас человека – погибает.
Важные выводы: 1. Главное – жизнь человека бесценна.
2. На пути к успеху мы теряем, но всё –таки даже после самых больших потерь, мы должны находить в себе силы, чтобы идти дальше.
3. Один поступок – сохранение невинной жизни – способен привести нас к успеху.
4. Цель должна быть не только значимой для тебя, но и для окружающих. ( Надо ставить высокие цели)
Рефлексия. Упражнение « Жест тепла». Все участники становятся в круг и соседу справа по кругу передают любой жест( обнять, обменяться рукопожатием и т.д) Важный вывод: Вы отдавали тепло с какой стороны( справа), а получали ( слева). Когда мы упрекаем окружающих в неблагодарности, мы неправы. Наше тепло всегда возвращается нам, просто с другой стороны. Не надо бояться отдавать своё тепло…
Урок № 5,6.
Тема: Темперамент.
Цель: 1. Познакомить с понятием «темперамент». Формировать у детей адекватное отношение к слабым и сильным сторонам их психической деятельности.
Ход урока:1. Орг. момент. ПЦЗУ. Притча «Секрет мудреца».
2. Актуализация изученного материала ( Беседа по материалу предыдущего урока)
Найти слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго.
Вам ( …) амида
Моло( …) ник
При ( …) кот
Развиваем правое и левое полушарие: письмо левой рукой, чтение справа налево, рисование двумя руками.
3. Изучение нового материала. Как вы думаете, лидеру надо знать свой темперамент? Беседапо новой теме, в ходе которой учащиеся записывают краткие характеристики типов темперамента. Обращается внимание учащихся, что тип темперамента зависит от работы процессов возбуждения и торможения. Выводится таблица:
Сила
Уравновешенность
Подвижность
Холерик
+
-
+
Сангвиник
+
+
+
Флегматик
+
+
-
Меланхолик
_
+
-
Качества
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Эмоциональная позиция в общении
Общается радостно – инициативно, со всеми «на равных», стремится к общению с незнакомыми
Общается требовательно, но не с каждым, стремится к превосходству, доминированию над партнёром
Пассивен в общении
Зависим в общении, зависит от расположения партнёра
Роль в общении
Развлекатель, потешник, старается всех рассмешить
Подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен
Спокойный созерцатель
Подопечный, беззащитный
Самооценка
Неустойчиво повышенная, рассказывает об успехах у всех на виду
Наивысшая, открыто стремится к первенству, соперничает
Несколько занижена, в группе не на виду, скромен
Устойчиво низкая, в группе держится в тени, стеснителен
Уверенность в себе
Надеется на удачу, нет самоуверенности
Самоуверен, насмешлив, игнорирует свои неудачи, скрывает слабости
Нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценит себя объективно, не унывает
В себе не уверен, не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки
Подчинение
Обычно подчиняется авторитету сверстника или старшего, допускает шалости
Подчиняется, только если соучаствует в руководстве, стремится общаться со старшими «на равных», нередко вызывающе сопротивляется воле старших
Подчиняется авторитетным сверстникам и старшим, не нарушает запретов, не исполнителен по причине инерции
Легко подчиняется авторитетам, не нарушает запретов, критичен к несправедливым требованиям
Оберегание достоинства
Не оберегается от насмешек, негордый, необидчивый, негневливый
Оберегая достоинство, гневно реагирует на критику, неподчинение, невнимание
Не оберегается от насмешек, не чувствителен к ним, необидчив, негневлив
Остро раним, оберегается пассивно, не давая отпора
Дружба и любовь
Неоднократно преходяще влюбчив, переживает симпатии легко, ярко и весело
Дружит с немногими, другом командует, страстно привязан, склонен к гневу, ревности, разрыву «из принципа»
Не склонен к внешнему выражению чувств, приятельство и спокойную привязанность предпочитает волнениям влюблённости
Привязанности глубокие и стойкие, прданность, подчиняется в паре, тоскует от неразделённой любви, стыдится открыть своё чувство, однолюб
Решения
Поспешные, часто несамостоятельные (по подражанию), неустойчивые
Замедленная, немногословная, негромкая, неэмоциональная ( предпочитает роль слушателя)
Затруднённая, взволнованная, «исповедальная», тихая, с простительно – нерешительными интонациями
Мимика
Разнообразная, живая, артистичная
Резкая, выразительная
Невыразительная
Небогатая
Выраже -ние лица
Беспечное, весёлое, игриво - насмешливое
Боевито - нахмуренное
Спокойное, умиротворённое
Робкое, грустное
Движения, походка
Подвижные, быстрые, «непоседа»
Стремительные, напряжённые, резкие
Замедленные, плавные, расслабленные
Замедленные, неплавные, неритмичные
Реакция, на боль, опасность
Немного боится боли, старается избежать опасности, под влиянием примера идёт на риск
Реакция на боль снижена, стремится к опасности, любит риск, борьбу, открытый конфликт с противником
Не боится боли и опасности, не избегает их, но и не стремится к ним, избегает риска и конфликтов
Страшится боли и опасности, долго не забывает боли, угнетён чужой болью и страданием
Аппетит
Хороший «лакомка»
Ест быстро, много, к пище неизбирателен, плохо переносит отсрочку еды
Насыщается небыстро, ценит процесс еды, терпим к отсрочке еды
Сниженный
Сон
Средней длительности, с красочными сновидениями
Спит мало и чутко, поздно засыпает, рано просыпается, любит работать ночью
Быстро засыпает, спит глубоко и долго, пробудить трудно, склонен к дневному сну, сновидения редки
Сон повышенной длительности, вечером ощутима усталость, клонит ко сну
Желания
Разнообразные, изменчивые, неупорные, «капризы»
Страстные, негибкие, устойчивые, напряжённые, их энергия усиливается при запретах, препятствиях
Не отличаются разнообразием, упорные, не слабеют при преградах
Неустойчивые, при запретах слабеют, но не угасают, типичны долго нереализуемые мечты
Внимание учащихся акцентируется на том, что «плохих» и «хороших» темпераментов нет. У каждого типа темперамента есть слабые и сильные стороны. Каждому человеку лучше знать свой тип темперамента, так как, зная свои преимущества и недостатки можно избежать многих ошибок ( выбор профессии, конфликты). Послушайте, пожалуйста, высказывания одного из родоначальников научной психологии Вильгельма Вундта и подумайте, что он хотел сказать этим: « В будничных радостях и горестях жизни надо быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком»
4. Тестирование учащихся на выявление темперамента(Тест Айзенка).
5. Подведение итогов.
Уроки 7,8 Тема: Характер.
Цель: 1. Раскрыть содержание ряда психологических и этических понятий.
2. Пробудить у учащихся интерес к самому себе и другим людям. Формировать адекватную самооценку.
Оборудование: карточки с типам темпераментов (по Х. Бидструп).
Ход урока: 1. Орг. момент. ПЦЗУ. Притча.
Дать определение темперамента;
Назвать типы темперамента;
Дать характеристику каждому виду темперамента;
По карточке определить тип темперамента.
Расшифровать анаграмму
Гоаль, ямаир, внаи, яиилд.
М (…) ета
При ( …) арь
3. Изучение нового материала. Беседа на тему характер.
На доске записаны качества характера.
Решительность, чувство собственного достоинства, доброжелательность, настойчивость,
трудолюбие, доброта, смелость, оптимизм, щедрость, терпеливость, устойчивость к трудностям и неудачам, терпимость.
Какими качествами из всех выше перечисленных вы бы хотели обладать?
Какими качествами вы уже обладаете?
Что вы понимаете под словом характер (Заслушиваются ответы и даётся определение)
ХАРАКТЕР ( др. гр. сл.) – «чеканка», «печать».
Характер – это отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность.
Характер - упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально – психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении общении.
Жизнь чеканит, отливает характер человека. А с определённого момента человек сам начинает чеканить, ковать свой характер.
Характер накладывает печать на все поступки на все поступки , мысли ,чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Характерными следует считать не все особенности личности, а только устойчивые и существенные. Если подросток случайно, к примеру,
нагрубил или вспылил, это ещё не означает, что грубость и вспыльчивость – черты его характера. Порой даже очень смелые люди могут испытывать чувство страха, но их не назовёшь трусами. Зная характер человека, т.е. его важные и устойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведёт себя в той или иной ситуации, что сделает, что скажет.
Вы ведь и сами можете предвидеть, как отнесётся ваш друг или подруга к той или иной проблеме, да и они смогут предсказать ваше поведение. Такое прогнозирование возможно именно потому, что, во – первых, каждый человек ведёт себя в соответствии со своим характером и, во – вторых, вы успели изучить его характер. С незнакомым человеком тяжело общаться, прежде всего, потому, что не знаешь, чего от него можно ожидать и чего он ждёт от тебя.
Упражнение « Пять Я». Ученик идет по классу и на каждый шаг говорит положительную черту своего характера.
Упражнение « фруктовый салат». Группа сидит в круге, Ведущий проходит и каждому дает имя – название фрукта. Игроки превращаются в апельсин, банан, абрикос, персик и т.д. Ведущий говорит:
-Готовим фруктовый салат из ананасов!
Все « ананасы» вскакивают и меняются местами. Ведущий в это время старается занять стул.
Черт характера (или качеств личности) очень много. В сравнительно небольшом толковом « Словаре русского языка» С. И. Ожегова свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Качества характера можно
Разделить на такие группы:1. отношение к себе (эгоцентризм, самовлюблённость, неуверенность, застенчивость). Существует три вида самооценки: завышенная, заниженная, адекватная.
2. отношение к другим людям ( доброжелательность, альтруизм, отзывчивость, наоборот, агрессивность, чёрствость, нетерпимость)
3. отношение к делу (увлечённость, самостоятельность, трудолюбие)
4. отношение к миру вещей и явлений.
Каждый человек знает, когда поступает неправильно, но не всегда у него хватает смелости признать это.
4. Моя самооценка..
5.Кого можно назвать волевым человеком? Обсуждение с ребятами. Даётся понятие: Воля -это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей. Любое волевое действие имеет сложную внутреннюю структуру. Начинается волевое действие с того, что у человека возникает какая –либо потребность, которая толкает его на проявление активности, возникает мотив деятельности. Уже на этом первом этапе возможна внутренняя борьба, борьба мотивов. Уже на этом этапе человеку приходится проявлять, умение сочетать личное и общественное, разбираться, что в данный момент нужнее всего. Но вот цель выбрана, решение принято.Дальше надо выбрать средства для осуществления своих целей. Ведь к цели можно придти разными путями. Есть лёгкие пути, но не очень честные, ущемляющие интересы других, а есть трудные, но достойные, возвышающие человека.
По тому, как человек принимает решения, можно судить о такой особенности воли, как решительность, но не торопливость.
Цели ясны, средства выбраны. Начинается самый главный этап волевого действия – исполнение принятых решений. Здесь важно проявить настойчивость, довести дело до конца.
Наша воля проявляется не только в принятии решений, но и в умении сдерживать себя, затормозить нежелательные действия. Здесь можно говорить о таких качествах, как выдержка, терпение, самообладание.
6.Методика «Нарисуем свой характер».
Разъяснение по тесту.
Игра « Ассоциации» Загадывают ученика: Если бы человек был деревом, то каким?
Если бы фруктом, то каким?
Если бы мебелью, то какой?
Если бы цветком - каким?
Если бы книгой, то какой?
Если бы птицей – какой?
Эта игра помогает детям спокойно выслушивать мнения окружающих о себе с одной стороны, и высказывать свои мнения об окружающих в более мягкой форме с другой стороны. Даже, если на этом уроке не все дети поиграют в эту игру, желательно на последующих уроках по очереди « загадать» всех учеников.
7. Рефлексия.
Урок 9,10
Тема: Мудрость. Развиваем свои способности.
Цель: 1. Раскрыть содержание ряда психологических и этических понятий.
2. Пробудить у учащихся интерес к самому себе и другим людям. Формировать адекватную самооценку.
Как известно, что наивысшая стадия развития способностей - творчество - способность человека на основе полученных знаний открыть что – то новое, своё.
Последовательные шаги творческого процесса были расписаны в конце XIX века, когда немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц описал свои собственные научные открытия в виде трёх последовательных стадий: насыщение (получение знаний), вынашивание(стадия раздумий), Озарение – внезапное решение.
Великий французский математик Анри Пуанкаре в 1908г. Предложил дополнить три стадии Гельмгольца четвёртой – Верификация. Он описал стадию Верификации как придание решению конкретной формы и проверку его на наличие ошибок и на полезность.
Затем, в начале 1960 – х г., американский психолог Джейкоб Гетцельс внёс важную идею о стадии, которая предшествует гельмогоцевой стадии Насыщения – предварительной стадии Отыскании или Формулирования. Гетцельс указал на то, чтотворчество – это не только решение проблем, которые уже существуют или постоянно возникают в жизни людей. Творческие личности активно ищут и открывают подлежащие решению проблемы, которые до них даже никто не замечал. Как утверждают Альберт Энштейн и Макс Вертхаймер, задавать продуктивные вопросы – само по себе творчество. Другой американский психолог Джордж Неллр назвал предварительную стадию Гетцельса первым инсайтом – это термин охватывает как решение существующих проблем, так и отыскивание проблем ( поиск и задание новых вопросов)
Рассмотрим Лестницу стадий на пути к творчеству
Инсайт
Насыщение
Вынашивание
Эврика
Верификация
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1111
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Эти стадии с течением времени переходят одна в другую. Каждая стадия может занимать разные промежутки времени и эти временные отрезки могут неограниченно варьироваться. Только стадия озарения, судя по свидетельствам, почти во всех случаях коротка – вспышка света, озаряющая объект.
Мы постоянно ищем способы развить в себе творческие способности, какими бы ни были наш род занятий или сфера интересов. Необходимо ли иметь богоданный талант, чтобы быть творческой личностью? Может быть творческим способностям можно выучиться? Педагог Виктор Ловенфельд разделял со многими учёными убеждённость в том, что творческие способности являются весьма распространённой человеческой чертой, зачастую существуя как потенциальные способности, ожидающие своего высвобождения,чтобы проявить свои скрытые таланты. Он предупреждал педагогов:
« Мы должны считать своим святым долгом раскрытие и развитие творческих способностей каждого человека, сколь бы тусклой ни казалась их искорка, и заботиться о том, чтобы эта искорка могла стать пламенем»
Кроме того, надо помнить ещё об очень важном факте требования к усвоению необходимого материала должны быть посильны, но дети должны работать постоянно на пределе своих возможностей, но без надрыва.
Нужно всегда помнить о двух взаимосвязанных между собой зонах:
Зона актуального развития – то, что ребёнок может сам, без помощи взрослого.
Зона ближайшего развития – то, что ребёнок может усвоить, но если создать определённые условия, при помощи взрослого.
Интересно учиться тогда, когда это посильно, а главное, когда ребёнок долго не засиживается в так называемой « зоне актуального развития» - всё знаю, всё умею.