Тренинговое занятие с подростками на тему «Я – это Я»
Тренинговое занятие с подростками на тему «Я – это Я»
Тренинговое занятие сподростками для повышения компетентности в сфере общения и формирования позитивного отношения подростка к самому себе и окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие с подростками на тему «Я – это Я»»
МБОУ «Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева – Якутского»
педагог - психолог Сергеева Александра Гаврильевна
Тренинговое занятие с подростками на тему «Я – это Я»
Цель: повышать компетентность подростка в сфере общения и формировать позитивное отношение ребенка к самому себе и окружающему миру.
Возрастная категория: 10-15 лет.
Ход занятия
Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, формирование темы и цели занятия.
Знакомство «Лунтик» (5 минут)
Цель: установление контакта, знакомство с группой.
Инструкция: «Думаю, многие из вас помнят мультфильм про Лунтика, который попадает на Землю с Луны и произносить фразу: «Я родился». Кто помнит? (спрашиваем ребят) Тогда я предлагаю вам рассказать о себе, то есть назвать своё имя и ответить на философский вопрос: «Я родился для того, чтобы…?» (слушаем ответы ребят, затем предлагаем свой ответ). Чтобы жить! Ведь это самое прекрасное! Чтобы быть, я ЕСТЬ в этом замечательном мире!
Упражнение «Идеальный, современный и «плохой» подросток» (10 минут)
Цель: проанализировать качества личности, повысить стремление развивать в себе положительные качества.
Инструкция: «Прошу всех участников разбиться на три подгруппы. Давайте посмотрим на список качеств личности (показываем список качеств личности, приложение 1). У каждого человека есть свои качества, они уникальны и могут проявляться в различных ситуациях. Прошу одного из участников подгруппы вытянут из «волшебной шляпы» задание и прочитать его своей группе.
Задание первой подгруппе.
Составьте портрет идеального подростка.
Напишите качества, какими он должен обладать.
Задание второй подгруппе.
Составьте портрет современного подростка.
Напишите качества, какими он должен обладать.
Задание третьей подгруппе.
Составьте портрет «плохого» подростка.
Напишите качества, какими он должен обладать.
Обсуждение:
- Как выдумаете у всех ли подгрупп найденные качества соответствуют тому или иному портрету?
- Какие качества можно было бы дописать (дополнить портрет) и почему?
- Какой портрет подростка вам не приятен?
4. Упражнение «Мамино ожерелье» (5-7 минут)
Цель: сплочение группы, двигательная разминка, развитие интерактивной и перцептивной сторон общения.
Инструкция: «Прошу всех образовать круг и взяться за руки. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе, кто у нас будет ювелиром? (выбираем ювелира). Задача ювелира соединить бусинки, то есть поймать одного из участников за руку, второго, не отпуская руки, поймать третьего и т.д., для того, чтобы образовать цепочку.
- Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!»
Обсуждение:
- Понравилось ли упражнение?
- Получилось ли собрать «мамино ожерелье»? Если нет, то почему?
5. Декларация моей самоценности (10 минут)
Цель: формировать позитивное отношение подростка к самому себе в прошлом, настоящем, будущем, развить чувство самоценности.
Инструкция: «Сейчас каждому участнику я раздам по тексту «Декларация моей самоценности» написанная Вирджинией Сатир, прошу прочитать ее медленно про себя (ждем, пока прочтут, потом зачитываем вслух).
«ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ»
Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Поэтому все, что происходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне:
мое тело, включая все, что оно делает;
мое сознание, включая все мои мысли и планы;
мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;
мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.
Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно!
После того когда все прочли, желательно, чтобы каждый по очереди громко произнес последнюю фразу: «Я – это я, и Я – это замечательно!»
Обсуждение
- Какие чувства у вас после прочтения текста и произнесение фразы?
- Что вы думаете, зачем нам декларация?
Хотелось, чтобы вы сохраняли в своей памяти «декларацию самоценности» и помнили, что каждый из вас уникален и индивидуален».
6. Упражнение «Состояния самых» (5 минут)
Цель: соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции, снятие мышечных зажимов.
Инструкция: «Я буду называть состояния, а вы будете полностью ощущать себя этим, всем телом и душой, давайте попробуем:
- я самая агрессивная;
- я самая агрессивная обезьяна;
- я самый умный (всё понятно в этой жизни, вопросы могут быть только ко мне, я один знаю, что и кому нужно);
- я единственный достойный любви на земле;
- я самый богатый человек на планете;
- я люблю всех;
- я самый глупый человек на планете;
- я песчинка, которая никому не нужна, её может запросто сдуть, а никто и не заметит;
- я самый могущественный, я всё могу;
- я это я, такой, какой есть.
Обсуждение
- У кого получилось ощутить себя и телом и душой в соответствии с этими состояниями?
- У кого нет? Почему?
7. Резюме психолога (1 минута)
Сегодня на тренинговом занятии мы с вами познакомились с декларацией самоценности, осознали личностное существования, побывав в различных состояниях, проанализировали качества плохого, современного и идеального подростка, скорее всего у вас появилось или появиться в дальнейшем стремление развивать в себе положительные качества.
8. Упражнение на завершение «Что нового я узнал?» (2 минуты)
Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.
Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:
- Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?
- Как Вы думаете, занятие Вам было полезно? И почему?»
9. Завершение занятия
Всем спасибо за активное участие, мне очень приятно было с Вами работать и общаться (комплимент). До следующей встречи.
Список используемой литературы
Грецов А.Н. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006 ., - 44 с.
Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью. – М.: «Педагогика-Пресс»,1992. – 190 с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2000.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.