ГКОУ Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бетлицкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Занятие подготовила Кабачёва Е.Н., педагог – психолог
Тренинговое занятие для воспитателей детского дома «Трудный подросток».
Цель: Познакомить воспитателей с методикой проведения занятия с элементами тренинга. Обсудить возможность использования различных стилей общения с трудным подростком.
Оборудование и инструментарий:
1.Заготовки с названиями стилей поведения: грубый агрессивный; аффективный; упрямый; наглый демонстративный; авторитарно настойчивый; доброжелательно лабильный; спокойно-тактичный.
Заготовки с названиями качеств характера: терпение; честь и совесть; ум; актерский дар и харизма.
- Лист формата А2, карандаши, ручки, фломастеры, скотч.
- Для каждого участника: лист с заданием «Умеете ли вы четко следовать инструкции?»; анкета «Уровень развития коммуникативных способностей»; лист «обратной связи».
- 3апись детской песни «Из чего же сделаны наши девчонки».
Длительность проведения мероприятия- 1час 30минут.
Ход занятия
- Приветствие.
Педагоги приветствуют друг друга по кругу, произнося добрые слова приветствия и даря улыбку.
- Разминка.
«Ритмический узор»
Ведущий задает определенный ритмический узор в виде хлопков руками. Педагоги по часовой стрелке, по одному, постепенно встраиваются в создание общего ритмического узора.
- Работа по теме.
Ведущий сообщает:
«Трудный подросток»- мы часто употребляем это выражение и сталкиваемся с проблемами в общении с таким ребенком. Запишите по 2 ассоциации, вызванные фразой «трудный подросток»
Рефлексия (озвучиваются варианты, обсуждаются наиболее часто встречающиеся).
В четырех углах класса расположены заранее приготовленные таблички. Воспитателям предлагается выбрать, что важнее в общении с ТП
актерский дар
честь и совесть
терпение
ум
После небольшого размышления педагоги расходятся к выбранным изречениям.
Рефлексия (обсуждение причины выбора).
Следующий выбор табличек. Предлагается выбрать, с каким из ТП вам легче общаться
наглый, демонстративный
грубый, агрессивный
аффективный
Также предлагается обсудить, кто из ТП отнимает больше «сил, как душевных, так и физических».
- Разминка.
«Мы много рассуждаем о ТП, давайте попробуем создать его зрительный образ, посмотрим, что у нас получится».
Пока звучит песня, проводится упражнение «рисунок по кругу».
Рефлексия (обсуждение рисунка).
Работа по теме
Рисунок помещают на доску по центру, слева вывешивают варианты поведения ТП
наглый, демонстративный
грубый, агрессивный
упрямый
А справа стили общения:
Авторитарно - настойчивый
Доброжелательно - лабильный
Спокойно - тактичный
Педагоги инсценируют различные стили общения, выступая в роли как ТП, так и педагога.
Рефлексия (обсуждение после каждого предложенного варианта).
- Разминка.
«Часто в нашей среде звучит выражение «не берет инструкцию». А как мы сами можем следовать точной инструкции? Давайте себя проверим».
Проводятся упражнения «выполни инструкцию». Инструкция в приложении.
Рефлексия
Работа по теме.
«Несомненно, педагогу важно обладать массой достоинств, одним из которых является хорошо развитый уровень коммуникативных способностей».
Проводится тестирование. Текст тестов в приложении.
6 Итог занятия.
Проводится упражнение Клауса Фопеля «Да!»
«Разведем руки ладонями вверх, в правую руку возьмем позитивные эмоции, полученные на занятии; в левую - знания, которые вы сочли нужными, и со словами: «Да!» в хлопке соединим их на счет «три»».
Благодарю всех за работу!
Приложение
«Умеете ли вы чётко следовать инструкции?». Для того чтобы пройти этот тест у вас есть 3 минуты. Выполняйте задания с максимальной скоростью,
- До того, как что-нибудь сделать, внимательно всё прочитайте.
- Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
- Обведите ваше имя.
- В левом верхнем углу нарисуйте 5 маленьких квадратов.
- В каждом квадрате поставьте крестик.
- Напишите вашу фамилию в верхней части листа.
- Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас, его нет, напишите номер сто.
- Шёпотом назовите номер, который вы написали.
- Обведите этот номер. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
- Обведите этот знак треугольником.
11. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
12. Заключите в прямоугольник слово угол в предложении №4.
13. В верхней части листа проделайте остриём ручки три маленьких дырочки.
14. Громко крикните: «Я почти закончила!».
15. Теперь, когда вы всё внимательно прочитали, выполните только задание №1 и №2.
Уровень развития коммуникативных способностей
- Мне кажется трудным искусство подражания и перевоплощения.
- Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимания окружающих и позабавить их.
- Из меня мог бы выйти неплохой актёр.
- Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем есть на самом деле.
- В компании я часто оказываюсь в центре внимания.
- В разных ситуациях и с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.
- Я могу отстаивать любую точку зрения, даже если сам в ней недостаточно искренне убеждён.
- Чтобы преуспеть в делах и отношениях, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
- Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Правила работы в группе
Нужно
- Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
- Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: «Я считаю.», «Я чувствую.», «Я думаю.»
- Внимательно слушать, когда говорят другие.
- Уважать чужое мнение.
- Говорить искренне.
- Шутить и улыбаться.
- Говорить по одному.
- Начинать и заканчивать занятия вовремя
Нельзя
- Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать.
- Начинать свою речь словами «ты», «вы», «он», «она», «они», «мы».
- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).
- Шуметь, когда кто-то говорит.
- Врать.
- Ставить другим оценки, давать определения и критиковать.
- Перебивать.
- Опаздывать