Особенности тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании
Особенности тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании
Тьюторское сопровождение
это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Нормативные и нормативно- методические документы, регламентирующие инклюзивное образование
1 . Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Нормативные и нормативно- методические документы, регламентирующие инклюзивное образование
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
11.Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
12. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования«
14. Письмо Минобрнауки России от 31.07.2014 N 08-1002 "О направлении методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования").
Региональная нормативная база инклюзивного образования
1. Указ Губернатора Пермского края от 24.05.2013 N 60 "Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей в Пермском крае на 2013-2017 годы»
2. Закон Пермского края от 12 марта 2014 года №308-ПК "Об образовании в Пермском крае"
ФЗ- 273 «Об образовании в РФ»
Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.
Статья 79
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование :
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника ), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, предоставление услуг тьютора;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора адекватного им образовательного маршрута.
Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях, они могут получит образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной общеобразовательной школе.
Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности
тьюторское сопровождение.
ТЬЮТОР
Тьютор - наставник, опекун- новая специальность в нашем образовании.
Тьютор - персональный сопровождающий ученика с ОВЗ.
Тьютор – помощник учителя.
Тьютор - второй учитель в классе.
Тьюторское сопровождение
это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы. Здесь тьютор сопровождает процесс построения и реализации ИОП.
Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск ресурсов.
Тьютор должен иметь высшее специальное образование в области специальной педагогики и специальной психологии, и, практической деятельности с детьми с ОВЗ; иметь практические представления о тех конкретных областях деятельности, которые имеют прямое отношение к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно высокие требования должны предъявляться к моральным и этическим качествам тьютора.
Цель деятельности тьютора :
Создание таких условий обучения, при которых бы ребенок с ОВЗ мог максимально эффективно усвоить образовательный стандарт при имеющихся ограничениях.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач :
Создание комфортных условий для нахождения в школе;
Конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс;
Организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
Особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
Социализация- включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
Основной задачей тьютера является:
Организация помощи детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой в школе является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках образовательного пространства.
Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду
Специалист работает индивидуально с ребенком и должен уметь организовать образовательный процесс с целым инклюзивным классом.
Направления деятельности тьютера:
Планирование системы образовательной, воспитательной и коррекционно- развивающей работы с учащимися .
Сопровождение в рамках ИОП.
Мониторинг успешности проводимой деятельности.
Помощь учителю в построении эффективного образовательного процесса.
Самообразование.
Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Тьютор и подопечный
Тьютор:
Формирует доверительные отношения и эмоционально насыщенные с подопечным, в начале работы становится « проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
Следит за состоянием ребенка - эмоциональным ( помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим ( если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит; чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку
Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Тьютор и учитель
Тьютор:
Тьютор и другие дети
Обсуждает с учителем:
Следит за тем, что происходит в детском коллективе- о чем говорят дети, во что играют;
Цели и задачи своей работы;
Объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
Возможные трудности ( посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
Если тема разговора касается особенностей подопечного –отвечает на вопросы.
Каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Роль тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Тьютор и родители
Тьютор:
Рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
Отвечает на вопросы родителей.
Роль тьютора в образовательном процессе
Ребенок с ОВЗ и учитель
Тьютор
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции
Привлекает внимание ребенка к учителю: « Смотри на…. ( имя учителя), слушай …»;
Ребенок с ОВЗ и тьютор
« Смотри на доску»;
Тьютор:
Ребенок выполняет рекомендации тьютора
« Возьми ручку, пиши»;
Следит за организацией рабочего пространства ученика;
Соотносит задания учителя с возможностями ученика;
«Открывай учебник»;
« Открывай дневник»и т.п.
Если ребенок не успевает полностью выполнить задание –определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
Если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.
Роль тьютора в образовательном процессе
Ребенок с ОВЗ и другие ученики
Тьютор:
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему
Наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Ребенок с ОВЗ и родители
Например, сосед по парте у ребенка просит ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог « Дай пожалуйста, ластик» - « На « - « Спасибо,,, На, возьми обратно»,
Тьютор:
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором
Помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их друзьями и т. п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей
Этапы организации тьюторского сопровождения:
- сбор информации о ребенке;
-анализ полученной информации и собственные наблюдения;
- совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление ИОП ( индивидуального образовательного плана работы с ребенком);
- решение поставленных задач;
- анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии;
Предварительный этап включает в себя:
получение запроса на сопровождение.
Решение сопровождения может осуществляться по заявлению родителей ( законных представителей) ребенка с ОВЗ и /или на основании заключения ПМПК
на данном этапе идет ознакомление тьютора с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом, встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану.
Установление контакта с ребенком, с его родителями ( законными представителями). Тьютору необходимо ознакомить родителей с функциональными обязанностями, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательным учреждением.
Адаптационный этап, где идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Под адаптацией понимается также приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ: помещений школы, режим дня, учебных программ, методических пособий.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от индивидуальных особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года.
На этом этапе ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению. Важным моментом является на данном этапе – вхождение ребенка с ОВЗ в коллектив.
Основной этап .
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения, Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучении, и оценка первых результатов.
Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно- развивающего обучения.
Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи.
Хочется отметить, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Этап отслеживания результатов обучения и развития ребенка с ОВЗ.
На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения, наблюдения в ходе внеклассной деятельности. Дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся коррективы в иоп.
На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучении и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов
При необходимости тьютор организует консультации ребенка у специалистов ПМПК, школы: логопедов, дефектологов, психологов и т.п.
Завершающий этап
должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.
Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Проблемы, связанные с появлением тьютора в классе
Не все учителя готовы к появлению на своих уроках другого высококвалифицированного специалиста.
Учитель пока не очень точно представляет, в чем суть работы тьютора.
Основные формы тьюторского сопровождения :
индивидуальная консультация ( беседа);
групповая консультация;
учебный тьюторский семинар, который
проходит 1 раз в месяц в удобное для школьников
и утвержденное администрацией школы время;
тренинг.
В тьюторской деятельности чаще используются
коммуникативные и мотивационные тренинги.
Выбор форм, методов и технологий тьюторской работы является индивидуальным выбором тьютора и определяется возрастными и личностными особенностями детей.
Документация тьютора:
Должностная инструкция;
Положение о тьюторском сопровождении детей с ОВЗ в инклюзивном классе, школе ( детском саду);
Договор с родителями и ОУ на тьюторскую услугу;
План работы тьютора;
Журнал консультаций с родителями;
Журнал учета групповых форм работы;
Программа работы тьютора с группой;
Индивидуальный образовательный план;
Дневник наблюдения. Заполняется ежедневно, где фиксируются учебные достижения и проблемы, взаимоотношения со сверстниками, учебный процесс и внеклассная деятельность
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание основных ценностей инклюзивной деятельности, согласия с ними;
наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из ПМПК, ПМПЦ;
наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ
Проблемы, связанные с учениками с ОВЗ:
Учитель не понимает специфики нарушений развития каждого конкретного ребенка.
Учитель не понимает, ПОЧЕМУ ребенок ведет себя не так, как все.
Учитель воспринимает ребенка как непредсказуемого в своем поведении.
Некоторые чрезмерно проявленные интересы и привязанности к какой- либо идее ученика с ОВЗ приводят учителя в растерянность.
Восприятие ребенка как «больного».
Учитель не знает, как оценивать ребенка, который не усваивает школьную программу. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс.
Учителя находят общий язык с детьми с особенностями развития, но при этом, сами являясь родителями детей, не хотят, чтобы их дети учились с такими детьми.