Тьюторское сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова)
Тьюторское сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова)
Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с особыми жизненными потребностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова)»
Тарских Светлана Дмитриевна,
кан. пед. наук, тьютор МБДОУ № 59, г. Тамбов
Пугнер Ирина Валентиновна,
заведующий МБДОУ №59, г. Тамбов
Тьюторское сопровождения детей с ОВЗ
в условиях дошкольного учреждения
(на примере МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова)
Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
В связи с этим на первый план в основе жизненной позиции общества должна стать толерантность, а именно возможность развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.
Дошкольный уровень образования задает старт для освоения последующих уровней, в частности, начального общего образования, который начинается по достижении детьми возраста 6-6,5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет (ст. 65. Закона №273 – ФЗ).
Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с особыми жизненными потребностями.
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора поможет решить многие вопросы в организации образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.
Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Тьюторство - это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал ребенка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская).
Адресная направленность ПРОЕКТА
1. По данным управления здравоохранения Тамбовской области в городе Тамбове 226 детей - инвалидов в возрасте от 0 до 7 лет. В 33 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях организована работа с детьми-инвалидами, на сегодняшний день дошкольным образованием охвачено 98 детей-инвалидов, что составляет всего 43,3% от общего количества детей – инвалидов в городе. 13 детей состоят на учете для направления в дошкольные образовательные учреждения на новый 2014/ 2015 учебный год. В 2013 году по заявлениям родителей всем нуждающимся 24 детям-инвалидам были предоставлены места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
2. Обращение в указанное МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» - 3 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
3. Наличие детей, находящихся в условиях вынужденной изоляции, нуждающиеся в тьюторском сопровождении в форме индивидуального обучения на дому.
В связи с этим в МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» (г. Тамбов) организован и реализуется педагогический проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ «Открытые сердца» (2014-2017 гг.).
Целью проекта является организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях специально организованной адаптированной среды, позволяющей обеспечить доступность дошкольного образования, повышение качества жизни, развития, воспитания, обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ, а также создание толерантной среды в детском коллективе, обеспечивая интеграцию детей с ОВЗ в позитивное устойчивое социальное окружение, для установления детского и семейного благополучия.
Задачи проекта:
Организация работы по проведению мониторинга учета детей-инвалидов, проживающих в близлежащей территории к ДОУ, нуждающихся в тьюторском сопровождении;
Создание в ДОУ специальных условий для получения доступного качественного дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, позволяющими интегрировать детей в позитивное социальное окружение;
Обеспечение внедрения дистанционной формы обучения детей-инвалидов;
Приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства в сфере образования образовательные программы дошкольного образования, а также разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ;
Обеспечение взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью оказания им квалифицированной помощи в воспитании и развитии детей.
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Обоснованы пути и средства, технологии и условия тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающие доступность дошкольного образования, в т.ч. для детей в возрасте до 3 лет.
Разработана адаптированная образовательная программа воспитания, обучения и развития детей с ДЦП, как неотъемлемая часть создания интегративного образовательного пространства обеспечивающего полноценное развитие и успешную социализацию дошкольников с ДЦП в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка, в процессе тьюторского сопровождения.
МИССИЯ ПРОЕКТА
Проектирование новой модели образовательного развивающего пространства для детей с ОВЗ в специально организованной адаптированной среде, позволяющей обеспечить повышение качества жизни, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ и их семей, а также полноценную интеграцию и личностную реализацию детей с особыми образовательными потребностями. В рамках проекта осуществляется оказание квалифицированной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
ПРОЕКТНЫЕ ИДЕИ
1. Построение системы комплексного обучения детей с ОВЗ в ДОУ.
2. Создание тьюторского сопровождения как основы взаимосвязанных действий специалистов ДОУ в единую систему для получения доступного качественного дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
3. Разработка медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение процесса обучения ребенка с ОВЗ.
4. Развитие вариативных форм воспитания и развития детей с ОВЗ, координируемых тьютором, а именно:
- индивидуальная форма обучения на дому, с целью оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в усвоении программы дошкольного образования, находящихся в условиях вынужденной изоляции;
- группа кратковременного пребывания для детей с ОВЗ на базе группы ДОУ (групповая, подгрупповая, индивидуальная формы работы).
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги- ческой работы в МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (ландшафтная оздоровительно-профилактическая дорожка, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, игротека, музыкально-театральная и сенсорная среда).
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, тьютора и других специалистов, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.
В процессе реализации проекта применяются технологии тьюторского и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Технологии тьюторского и психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ
Наименование технологий
Направленность
Технологии тьюторского сопровождения
• Прайминг (Priming)
• Использование подсказок
• «Поведенческий момент» (последовательность требований с высокой вероятностью выполнения)
•Использование поощрений
Подготовка ребенка к сложной ситуации, которая может в инклюзии. Это предварительное обучение необходимым навыкам, которые в ближайшем будущем понадобятся ребенку в общении со сверстниками или в процессе обучения.
развитие увеличения скорости приобретения навыков у детей с ОВЗ и проявления инициативы и обращения к окружающим.
уменьшение нежелательного поведения, функцией которого является избегание заданий и требований
стимуляция мотивационной сферы и позитивного настроения.
Игровые технологии
• Полисенсорные стимуляционные игры
• Моторные игры
• Телесно-ориентированные игры
Языковые и коммуникативные игры
Стимуляция резервных возможностей организма (закаливание, специальная гимнастика для коррекции и развития дыхания, зрения, слуха, моторики общей, мелкой, артикуляционной и др.).
Артпедагогические и арттерапевтические технологии
Игровая терапия
Музыкотерапия
Песочная терапия
Пластилинография
Сказкоткрапия
Цветотерапия
• Психогимнастика
Изотерапия
Направлены на стимуляцию и развитие сенсорных центров, их синхронной деятельности (речь-зрение-движение-слух…); на развитие моторики (пальчиковые, речедвигательные игры, игры-массажи), на развитие тактильных ощущений; на развитие коммуникативной сферы; на развитие эмоций и позитивного настроения.
Развитие релаксационных умений (этюды).
Специальные немедикаментозные технологии
• логоритмика
• фоноритмика
• корригирующая гимнастика
Коррекция поведенческих расстройств, эмоциональной сферы, развитие психических процессов.
Стимуляция и коррекция речевого развития, физического развития, слухового и зрительного восприятия и внимания, чувства ритма, темпа, моторики и др.
Педагогика сотрудничества (семейно-центрированные).
Коррекция семейных отношений при взаимодействии с ребёнком, повышение компетентности родителей в области специальной педагогики и психологии, приёмы взаимодействия.
Таким образом, идеологическая позиция инклюзивного образования и тьюторского сопровождения исключает любую дискриминацию детей, имеющих отклонения в развитии и подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.