kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология здоровья и психологическая безопасность личности в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология здоровья и психологическая безопасность  личности в образовательном процессе.

1.   Информация: «Манипулирование в педагогическом процессе»

2.   Методика диагностики доминирующей стратегии  психологической  защиты в  общении В.В.Бойко       

3.  Практическое занятие «Способы психологической защиты от манипулирования».

4.  Видеофильм «Вера в себя»

Представление: Силкина С.В. – педагог – психолог, имею сертификаты проведения тренингов «поведенческой терапии», «имаготерапии».

Цель психологическая:  Развитие психолого-педагогической компетентности.

Цель  практическая:  использование полученных  знаний  для   субъективного опыта каждого участника проводимых занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология здоровья и психологическая безопасность личности в образовательном процессе. »














ЗАНЯТИЕ 6




Технология здоровья и психологическая безопасность личности в образовательном процессе.





1. Информация: «Манипулирование в педагогическом процессе»



2. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко


3. Практическое занятие «Способы психологической защиты от

манипулирования».

4. Видеофильм «Вера в себя»

Оборудование: проектор, «Схема взаимодействия», компьютер,

видеофильм, «Средневековая музыка», 21 стул, 21 тест, 21авторучка.

Время проведения: 2 часа 40 мин.


Занятие 6.


Представление: Силкина С.В. – педагог – психолог, имею сертификаты проведения тренингов «поведенческой терапии», «имаготерапии».


Регламент работы: 1 информативная, диагностическая часть - 1 час.20 мин.

перерыв – 10 минут

2 практическая часть - 1 час.10 мин.

Цель психологическая: Развитие психолого-педагогической компетентности.

Цель практическая: использование полученных знаний для субъективного опыта каждого участника проводимых занятий.


Правила проведения тренинга:

  • отключение звукового сигнала мобильного телефона

  • активное участие в предлагаемых заданиях и упражнениях.

  • выступление по одному (не перебивать)

  • «здесь и сейчас»

  • конфиденциальность

  • соблюдение расписания занятия. (3 мин.)


1. Ритуал приветствия. (10 мин.)


Упражнение «Приветствие»

- Каждый из нас использует свои ритуалы приветствия, принятые в вашей семье, школе… Сейчас мы по кругу будем представляться (называть свое имя) и приветствовать нашу группу. Можно использовать способ, которым вы делаете это обычно или придумать новый, можно повторяться. Группа повторяет имя и приветствие.

Обсуждение: Какое из приветствий понравилось больше всего, и хотелось бы использовать его в качестве ритуала начала наших занятий.


  1. Экспресс - прием: «Снятие эмоционального напряжения» (5 мин.)

«Владей собой среди толпы смятенной…»

(делаем упражнение 3 раза.)

Инструкция по проведению приёма


  1. Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

  2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).

  3. Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходиться по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

  4. Проговариваем «Формулу любви к себе».


«Я люблю тебя (и назовите свое имя) и принимаю тебя таким, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться. Самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».


3. Информативная (лекционная) часть: (15 мин).

Схема -1 «Реальное педагогическое общение».

Схема -2 «Педагогическое манипулирование»

(текст лекции) «Манипулирование в педагогическом процессе.


4. Дискуссия (5 мин.)

5. Рефлексия (10 мин.)


6. Обсуждение «Что происходит с осликами?» (15 мин.)

Задача: осознание чувств, возникающих в конфликтных ситуациях, расширение спектра способов (коммуникативных взаимодействий) поведения.

Ведущий показывает рисунок про двух осликов (прил.1) участникам группы так, чтобы два последних рисунка были закрыты, и спрашивает: «Что происходит с осликами? Что привело к этому, и как эта ситуация может развиваться? Какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему?».

Возможные варианты:

- они вдвоем толкают одну кучу сена поближе к другой, чтобы они могли

одновременно есть каждый свое сено;

- они перегрызают веревку и едят каждый свое сено;

- они перетягивают «канат», и победитель ест первым;

- они перетягивают «канат», пока не поранятся и уже не смогут съесть свое сено.


Обсуждение: Какие есть плюсы и минусы у предложенных решений? Кто выигрывает при этих решениях (один выигрывает, а другой проигрывает; оба проигрывают, оба выигрывают)?

Затем откройте нижние рисунки.

Какое решение нашли ослики? Кто выиграл при этом решении? Как стало возможным, что они пришли именно к этому решению? (например, они остановились и обсудили свою проблему, они вместе подумали над тем, как выйти из положения). Что думали и испытывали ослики, прежде чем нашли это решение? Можно ли чему-нибудь научиться у этих осликов?


7. Методика диагностик доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко (тестовый материал). (20 мин.)

Перерыв 10 минут.



8. Игра – защита от манипулирования (15 мин.)


Что такое педагогическое манипулирование? Как защититься от него? Не отвечая пока на этот вопрос, проанализируем конкретную ситуацию, взятую из школьной жизни.


Пример. В демонстрации примера участвуют четыре педагога. (тренер отдельно от остальной группы объясняет им действие в роли). Анализирует вся группа.

- Ученик седьмого класса демонстративно нагрубил учительнице. Она сделала замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Обиженная учительница не нашлась, что ответить, и пригрозила, что пожалуется в милицию. Однако он, чувствуя интерес всего класса к их конфликту, расхрабрился и крикнул: «Ну и что мне будет?» учительница ответила: «Как что?! Посадят в тюрьму за оскорбление личности!».

Участники показа смирно сидят на своих местах.


Тренером проводиться анализ ситуации


Безусловно, учительница должна была прореагировать на оскорбление.

- В нашем примере педагог воздействовала на подростка так, чтобы вызвать чувство страха. На короткий период ей это удалось; ученик замолчал, и весь конец урока просидел, решая только одну проблему: посадят его в тюрьму или не посадят? После окончания урока он обошел всех друзей, зашел в кабинет к школьному психологу, обратился к родителям. И везде получил ответ: нет, не посадят. Таким образом, избавляясь от страха, он перестал верить учительнице.


Вопрос: Какая педагогическая ошибка была допущена в этом случае? (3 мин.)

Ответ: Преподавательница отнеслась к учащемуся отстраненно, безлично и формально, как к некоторому неодушевленному предмету - помехе. Для устранения этой помехи, «выключения» её из ситуации урока, она позволила себе прибегнуть к средству, «подвернувшемуся под руку», не задумываясь о последствиях.

9. Рефлексия на игру. (5 мин.)


10. Упражнение «Прозвище» (10 мин.)


Не секрет, что почти каждому учителю ребята придумывают прозвища. Например, учительница истории часто – «историчка», а преподавательница математики – «математичка». Существую также прозвища, отражающие характер учителя и стиль общения со школьниками. В московских школах встречаются такие прозвища: добрый, справедливый учитель – «Старик Хоттабыч», несправедливый – «Карабас Барабас», учитель по фамилии Хайлов – «Хайлуша», милая молодая учительница физики, Александра Николаевна – «Шурочка».

Не сердитесь на прозвища, которые придумывают ваши воспитанники, а сами поупражняйтесь в этом довольно сложном искусстве.

НАПРИМЕР: Какое прозвище вы могли бы придумать самому отъявленному нарушителю дисциплины в классе?

А теперь - самому активному, смелому, подвижному?

Далее – самому тихому и безответному?

Наконец – самой красивой и женственной девочке?

Эта игра полезна тем, что кроме развлечения и отдыха она помогает глубже понять и почувствовать индивидуальность каждого вашего воспитанника.


11. Рефлексия на упражнение. (5 мин.)


Известно, что учитель чаще использует методы педагогического манипулирования, когда устал или когда у него плохое настроение.

Энергетический потенциал педагога истощается, и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личной и эмоциональной нагрузки.

Поэтому для того чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, учителю необходимо своевременно «сбрасывать» психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, как это сделать, необходимо изучить самого себя. Поверить в свои силы быть учителем - наставником.


12. Видеофильм «Вера в себя" (20 мин.)

13. Рефлексия на занятие. (10 мин.)


Подведение итога. Мы с вами активно пообщались и достигли поставленной цели. Мне хочется присоединиться к положительным эмоциям и чувствам, которые вы испытали во время занятий. Пожелать вам психологического равновесия и успеха во всех ваших делах. Наше занятие на сегодня завершено. Прошу Вас встать в круг и высказать добрые пожелания друг другу.

























Информационный материал к занятию.


Манипулирование в педагогическом процессе.


Мы с вами будем рассматривать всё многообразие коммуникативных взаимодействий «учитель – ученик», взяв за основу их качество, можно говорить о двух распространенных типах педагогического общения.

Первый тип можно определить как реальное педагогическое общение; схематично оно описывается формулой «субъект – учитель - субъект – ученик» (схема 1).

Это означает, что оба партнера по общению строят свое взаимоотношение так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, желания, темперамент, способности и др. В реальном общении учитель использует коммуникативные средства позиции «наравне», держится демократично, без высокомерия и холодности, видит в своем ученике равноправного собеседника.

Второй тип педагогического общения, широко распространенный в наших школах, мы определяем как педагогическое манипулирование. Схематично его можно описать формулой «субъект – учитель - объект ученик» (схема 2). Я не случайно отметила, что учитель на схеме 2 выступает не субъектом общения, а субъектом воздействия, а ученик, соответственно, - объектом воздействия. Знак однонаправленный.

По существу педагогическое манипулирование не является процессом полноценного общения, а выступает его заменой, суррогатом. Речевое поведение учителя и ученика внешне выглядит как общение: они обмениваются словами. Но психологически учитель строит свою фразу, не ожидая в своем ученике личного отношения к ней и её индивидуальной оценки, не совпадающих с отношением и оценкой самого учителя.

Обучение в нашей школе построено так, что в нем слабо учтены возрастные особенности учащихся и практически не приняты во внимание их индивидуальности. В основном наша школа ориентирована на ученика как на объект обучения. И если учитель, работающий в школе, адаптирован к учебному процессу, то ученик всегда вынужден подстраиваться, а не работать и общаться на равных.

Дискуссия (5 мин.)

А теперь посмотрим: что происходит в реальной школьной жизни? Действительно ли наш ученик – объект обучения и воспитания? А может эта формула «учитель-субъект – ученик-объект» есть только иллюзия, отражающая главную ошибку, из-за которой нашим учителям с каждым годом все труднее преподавать в школах, а детям – учиться и быть послушными?

(Например: если в классе учитель прогрессивный, то дети на уроке и на перемене осуществляют реальное общение. Если же дети зажаты и агрессивны, недоверчивы к взрослому, не вступают в открытый диалог, то учитель в классе директивный. Особенно ярко это можно ощутить в начальных классах, где на протяжении нескольких лет преподает один учитель. Но может произойти и так, что класс сумеет навязать новому учителю привычный для себя стиль обучения.)

На данном примере становиться ясно, что невозможно четко вычленить, где находятся объект и субъект обучения и воспитания. Очевидно, что не существует отдельно учителя и учащихся. В процессе их взаимодействия возникает своеобразный «симбиоз», в котором один плюс (учитель) не только воздействует на учеников, но и сам принимает их взаимодействия.

Итак, применение средств и способов педагогического манипулирования в школе неэффективно по двум причинам. Во - первых, оно тормозит свободное развитие творческого мышления учащихся. Во - вторых, происходит рассогласование с педагогической реальностью: ученик обладает сознанием, психической активностью, у него есть собственные интересы, желания и потребности. Воспитанник никогда не бывает объектом воздействия, он всегда выступает субъектом взаимодействия.

Как строить полноценное взаимодействие с учащимися в нашей школе? Подчеркнем только самое главное.

Вкладывайте душу. Не разговаривайте отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только учащегося.

Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником у вас возникал психологический контакт. Знайте, интересы ребят, разделяйте их проблемы.

Учитывайте возрастные индивидуальные особенности учащихся. Помните, что младшему школьнику необходима любовь и поддержка, забота. Подросток стремиться к равноправию, юноша ждет уважения.

Справка: стихийный поиск детьми компенсаторных средств (средств релаксации) как защиты от растущей деструктивной среды (в нашей стране 2 млн. учтенных алкоголиков, их них 60 тыс. дети от 14 лет; средний возраст приобщения к алкоголю – 10-12 лет.)






















Методика

Диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко

Чтобы установить её, важно выбрать ответ, который более всего подходит к Вам.


  1. Зная себя, Вы можете сказать:

а) я, скорее человек миролюбивый, покладистый;

б) я, скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать

конфликтов;

в) я, скорее человек; идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.


  1. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:

а) ищите способ примирения;

б) обдумываете способ не иметь с ним дел;

в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место.


  1. В спорной ситуации, когда партнёр явно не старается или не хочет Вас понять, Вы вероятнее всего:

а) будете спокойно добиваться того, чтобы он Вас понял;

б) постарайтесь свернуть с ним общение;

в) будете горячиться, обижаться или злиться.


  1. Если, защищая свои важные интересы, Вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

а) пойдёте на значительные уступки;

б) отступите от своих притязаний;

в) будете отстаивать свои интересы.


  1. В ситуации, где Вас пытаются обидеть или унизить, Вы, скорее всего:

а) постарайтесь запастись терпением и довести дело до конца;

б) дипломатичным образом уйдёте от контактов;

в) дадите достойный отпор.


  1. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем Вы:

а) сможете сотрудничать во имя интересов дела;

б) постараетесь как можно меньше контактировать с ним;

в) будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.


  1. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнёр задел Ваше самолюбие, то Вы:

а) пойдете ему навстречу;

б) уйдете от конкретного решения;

в) решите вопрос не в пользу партнёра.


  1. Если кто – то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в Ваш адрес, Вы:

а) не станете придавать этому особого значения;

б) постарайтесь ограничить или прекратить контакты;

в) всякий раз дадите достойный отпор.


  1. Если у партнёра есть претензии к Вам, и он при этом раздражен, то Вам привычнее:

а) прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;

б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;

в) поставить его на свое место или прервать.


  1. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать Вам о том плохом, что говорят о Вас:

а) тактично выслушаете всё до конца;

б) пропустите мимо ушей;

в) прервет рассказ на полуслове.


  1. Если партнёр слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за Ваш счет, то Вы:

а) пойдете на уступку ради мира;

б) уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер

успокоиться, и тогда Вы вернетесь к вопросу;

в) однозначно дадите понять партнёру, что он не получит выгоду за Ваш

счет.


  1. Когда Вы имеете дело с партнером, который действует по принципу «урвать побольше», Вы:

а) терпеливо добиваетесь своих целей;

б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;

в) решительно ставите такого партнёра на место.


13. Имея дело с нагловатой личностью, Вы:

а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;

б) сводите общение до минимума;

в) действуете теми же методами.


14. Когда спорщик настроен к Вам враждебно, Вы обычно:

а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;

б) уходите от общения;

в) осаждаете его или отвечаете тем же.


15. Когда Вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, Вы чаще всего:

а) спокойно отвечаете на них;

б) уходите от прямых ответов;

в) «заводитесь», теряете самообладание.


16. Когда возникают острые разногласия между Вами и партнером, то это чаще всего

а) заставляет Вас искать выход из положения, находить компромисс, идти

на уступки;

б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;

в) активизирует желание доказать свою правоту.


17. Если партнер выигрывает в споре, Вам привычнее:

а) поздравить его с победой;

б) сделать вид, что ничего особенного не происходит;

в) сражаться до последнего патрона.


18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер,

Вы взяли себе за правило:

а) «мир любой ценой» - признать свое поражение, принести извинения, пойти

навстречу пожеланиям партнера;

б) «пас в сторону» - ограничить контакты, уйти от спора;

в) расставить точки над «и» и выяснить все разногласия, непременно найти

выход из ситуации.


19. Когда конфликт касается Ваших интересов, то Вам чаще всего удается его

выигрывать:

а) благодаря дипломатии и гибкости ума;

б) за счет выдержки и терпения;

в) за счет темперамента и эмоций.


20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет Ваше самолюбие, Вы:

а) мягко и корректно сделаете ему замечание;

б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось;

в) дадите достойный отпор.


21. Когда близкие критикуют Вас, то Вы:

а) принимаете их замечания с благодарностью;

б) стараетесь не обращать на критику внимания;

в) раздражаетесь.


22. Если кто-либо из родных или близких говорит Вам неправду, Вы обычно

предпочитаете:

а) спокойно и тактично добиваться истины;

б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти неприятный оборот дела;

в) решительно вывести лгуна на чистую воду.


23. Когда Вы раздражены, нервничаете, то чаще всего:

а) ищите сочувствия, понимания;

б) уединяетесь, чтобы не проявлять свое состояние на партнёрах;

в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищите «козла отпущения».


24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем Вы, получает

поощрение начальства, Вы:

а) радуетесь за коллегу;

б) не придаете особого значения факту;

в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь


ОБРАБОТКА ДАННЫХ.


Для определения присущей Вам стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:

«а» - миролюбие, «б» - избегание, «а» - агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами Вы активно используете разные защиты своей субъективной реальности.



ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.


Каково же содержание и принцип действия каждой из этих стратегий?


Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства.


Избегание – психологическая стратегия защиты субъективной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия.



Агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующей на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии – один из «большой четверки» инстинктов, свойственных животным, - голод, секс, страх, агрессия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Силкина Светлана Васильевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 164047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Статья на тему: Основы безопасности образовательного процесса"
    ["seo_title"] => string(60) "statia_na_temu_osnovy_bezopasnosti_obrazovatelnogo_protsessa"
    ["file_id"] => string(6) "476300"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535123409"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(114) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "229792"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441885262"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства