Регламент работы: 1 информативная, диагностическая часть - 1 час.20 мин.
перерыв – 10 минут
2 практическая часть - 1 час.10 мин.
Цель психологическая: Развитие психолого-педагогической компетентности.
Цель практическая: использование полученных знаний для субъективного опыта каждого участника проводимых занятий.
Правила проведения тренинга:
отключение звукового сигнала мобильного телефона
активное участие в предлагаемых заданиях и упражнениях.
выступление по одному (не перебивать)
«здесь и сейчас»
конфиденциальность
соблюдение расписания занятия. (3 мин.)
1. Ритуал приветствия. (10 мин.)
Упражнение «Приветствие»
- Каждый из нас использует свои ритуалы приветствия, принятые в вашей семье, школе… Сейчас мы по кругу будем представляться (называть свое имя) и приветствовать нашу группу. Можно использовать способ, которым вы делаете это обычно или придумать новый, можно повторяться. Группа повторяет имя и приветствие.
Обсуждение: Какое из приветствий понравилось больше всего, и хотелось бы использовать его в качестве ритуала начала наших занятий.
Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания в организм выбрасывается эндорфин – «гормон счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходиться по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Проговариваем «Формулу любви к себе».
«Я люблю тебя (и назовите свое имя) и принимаю тебя таким, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться. Самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
3. Информативная (лекционная) часть:(15 мин).
Схема -1 «Реальное педагогическое общение».
Схема -2 «Педагогическое манипулирование»
(текст лекции) «Манипулирование в педагогическом процессе.
4. Дискуссия (5 мин.)
5.Рефлексия (10 мин.)
6. Обсуждение «Что происходит с осликами?» (15 мин.)
Задача: осознание чувств, возникающих в конфликтных ситуациях, расширение спектра способов (коммуникативных взаимодействий) поведения.
Ведущий показывает рисунок про двух осликов (прил.1) участникам группы так, чтобы два последних рисунка были закрыты, и спрашивает: «Что происходит с осликами? Что привело к этому, и как эта ситуация может развиваться? Какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему?».
Возможные варианты:
- они вдвоем толкают одну кучу сена поближе к другой, чтобы они могли
одновременно есть каждый свое сено;
- они перегрызают веревку и едят каждый свое сено;
- они перетягивают «канат», и победитель ест первым;
- они перетягивают «канат», пока не поранятся и уже не смогут съесть свое сено.
Обсуждение: Какие есть плюсы и минусы у предложенных решений? Кто выигрывает при этих решениях (один выигрывает, а другой проигрывает; оба проигрывают, оба выигрывают)?
Затем откройте нижние рисунки.
Какое решение нашли ослики? Кто выиграл при этом решении? Как стало возможным, что они пришли именно к этому решению? (например, они остановились и обсудили свою проблему, они вместе подумали над тем, как выйти из положения). Что думали и испытывали ослики, прежде чем нашли это решение? Можно ли чему-нибудь научиться у этих осликов?
7. Методика диагностик доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко (тестовый материал). (20 мин.)
Перерыв 10 минут.
8. Игра – защита от манипулирования(15 мин.)
Что такое педагогическое манипулирование? Как защититься от него? Не отвечая пока на этот вопрос, проанализируем конкретную ситуацию, взятую из школьной жизни.
Пример. В демонстрации примера участвуют четыре педагога. (тренер отдельно от остальной группы объясняет им действие в роли). Анализирует вся группа.
- Ученик седьмого класса демонстративно нагрубил учительнице. Она сделала замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Обиженная учительница не нашлась, что ответить, и пригрозила, что пожалуется в милицию. Однако он, чувствуя интерес всего класса к их конфликту, расхрабрился и крикнул: «Ну и что мне будет?» учительница ответила: «Как что?! Посадят в тюрьму за оскорбление личности!».
Участники показа смирно сидят на своих местах.
Тренером проводиться анализ ситуации
Безусловно, учительница должна была прореагировать на оскорбление.
- В нашем примере педагог воздействовала на подростка так, чтобы вызвать чувство страха. На короткий период ей это удалось; ученик замолчал, и весь конец урока просидел, решая только одну проблему: посадят его в тюрьму или не посадят? После окончания урока он обошел всех друзей, зашел в кабинет к школьному психологу, обратился к родителям. И везде получил ответ: нет, не посадят. Таким образом, избавляясь от страха, он перестал верить учительнице.
Вопрос: Какая педагогическая ошибка была допущена в этом случае? (3 мин.)
Ответ: Преподавательница отнеслась к учащемуся отстраненно, безлично и формально, как к некоторому неодушевленному предмету - помехе. Для устранения этой помехи, «выключения» её из ситуации урока, она позволила себе прибегнуть к средству, «подвернувшемуся под руку», не задумываясь о последствиях.
9.Рефлексия на игру. (5 мин.)
10. Упражнение «Прозвище» (10 мин.)
Не секрет, что почти каждому учителю ребята придумывают прозвища. Например, учительница истории часто – «историчка», а преподавательница математики – «математичка». Существую также прозвища, отражающие характер учителя и стиль общения со школьниками. В московских школах встречаются такие прозвища: добрый, справедливый учитель – «Старик Хоттабыч», несправедливый – «Карабас Барабас», учитель по фамилии Хайлов – «Хайлуша», милая молодая учительница физики, Александра Николаевна – «Шурочка».
Не сердитесь на прозвища, которые придумывают ваши воспитанники, а сами поупражняйтесь в этом довольно сложном искусстве.
НАПРИМЕР: Какое прозвище вы могли бы придумать самому отъявленному нарушителю дисциплины в классе?
А теперь - самому активному, смелому, подвижному?
Далее – самому тихому и безответному?
Наконец – самой красивой и женственной девочке?
Эта игра полезна тем, что кроме развлечения и отдыха она помогает глубже понять и почувствовать индивидуальность каждого вашего воспитанника.
11. Рефлексия на упражнение. (5 мин.)
Известно, что учитель чаще использует методы педагогического манипулирования, когда устал или когда у него плохое настроение.
Энергетический потенциал педагога истощается, и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личной и эмоциональной нагрузки.
Поэтому для того чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, учителю необходимо своевременно «сбрасывать» психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, как это сделать, необходимо изучить самого себя. Поверить в свои силы быть учителем - наставником.
12. Видеофильм «Вера в себя" (20 мин.)
13. Рефлексия на занятие. (10 мин.)
Подведение итога. Мы с вами активно пообщались и достигли поставленной цели. Мне хочется присоединиться к положительным эмоциям и чувствам, которые вы испытали во время занятий. Пожелать вам психологического равновесия и успеха во всех ваших делах. Наше занятие на сегодня завершено. Прошу Вас встать в круг и высказать добрые пожелания друг другу.
Информационный материал к занятию.
Манипулирование в педагогическом процессе.
Мы с вами будем рассматривать всё многообразие коммуникативных взаимодействий «учитель – ученик», взяв за основу их качество, можно говорить о двух распространенных типах педагогического общения.
Первый тип можно определить как реальное педагогическое общение; схематично оно описывается формулой «субъект – учитель - субъект – ученик» (схема 1).
Это означает, что оба партнера по общению строят свое взаимоотношение так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, желания, темперамент, способности и др. В реальном общении учитель использует коммуникативные средства позиции «наравне», держится демократично, без высокомерия и холодности, видит в своем ученике равноправного собеседника.
Второй тип педагогического общения, широко распространенный в наших школах, мы определяем как педагогическое манипулирование. Схематично его можно описать формулой «субъект – учитель - объект ученик» (схема 2). Я не случайно отметила, что учитель на схеме 2 выступает не субъектом общения, а субъектом воздействия, а ученик, соответственно, - объектом воздействия. Знак однонаправленный.
По существу педагогическое манипулирование не является процессом полноценного общения, а выступает его заменой, суррогатом. Речевое поведение учителя и ученика внешне выглядит как общение: они обмениваются словами. Но психологически учитель строит свою фразу, не ожидая в своем ученике личного отношения к ней и её индивидуальной оценки, не совпадающих с отношением и оценкой самого учителя.
Обучение в нашей школе построено так, что в нем слабо учтены возрастные особенности учащихся и практически не приняты во внимание их индивидуальности. В основном наша школа ориентирована на ученика как на объект обучения. И если учитель, работающий в школе, адаптирован к учебному процессу, то ученик всегда вынужден подстраиваться, а не работать и общаться на равных.
Дискуссия (5 мин.)
А теперь посмотрим: что происходит в реальной школьной жизни? Действительно ли наш ученик – объект обучения и воспитания? А может эта формула «учитель-субъект – ученик-объект» есть только иллюзия, отражающая главную ошибку, из-за которой нашим учителям с каждым годом все труднее преподавать в школах, а детям – учиться и быть послушными?
(Например: если в классе учитель прогрессивный, то дети на уроке и на перемене осуществляют реальное общение. Если же дети зажаты и агрессивны, недоверчивы к взрослому, не вступают в открытый диалог, то учитель в классе директивный. Особенно ярко это можно ощутить в начальных классах, где на протяжении нескольких лет преподает один учитель. Но может произойти и так, что класс сумеет навязать новому учителю привычный для себя стиль обучения.)
На данном примере становиться ясно, что невозможно четко вычленить, где находятся объект и субъект обучения и воспитания. Очевидно, что не существует отдельно учителя и учащихся. В процессе их взаимодействия возникает своеобразный «симбиоз», в котором один плюс (учитель) не только воздействует на учеников, но и сам принимает их взаимодействия.
Итак, применение средств и способов педагогического манипулирования в школе неэффективно по двум причинам. Во - первых, оно тормозит свободное развитие творческого мышления учащихся. Во - вторых, происходит рассогласование с педагогической реальностью: ученик обладает сознанием, психической активностью, у него есть собственные интересы, желания и потребности. Воспитанник никогда не бывает объектом воздействия, он всегда выступает субъектом взаимодействия.
Как строить полноценное взаимодействие с учащимися в нашей школе? Подчеркнем только самое главное.
Вкладывайте душу. Не разговаривайте отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только учащегося.
Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником у вас возникал психологический контакт. Знайте, интересы ребят, разделяйте их проблемы.
Учитывайте возрастные индивидуальные особенности учащихся. Помните, что младшему школьнику необходима любовь и поддержка, забота. Подросток стремиться к равноправию, юноша ждет уважения.
Справка: стихийный поиск детьми компенсаторных средств (средств релаксации) как защиты от растущей деструктивной среды (в нашей стране 2 млн. учтенных алкоголиков, их них 60 тыс. дети от 14 лет; средний возраст приобщения к алкоголю – 10-12 лет.)
Методика
Диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко
Чтобы установить её, важно выбрать ответ, который более всего подходит к Вам.
Зная себя, Вы можете сказать:
а) я, скорее человек миролюбивый, покладистый;
б) я, скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать
конфликтов;
в) я, скорее человек; идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.
Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего:
а) ищите способ примирения;
б) обдумываете способ не иметь с ним дел;
в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место.
В спорной ситуации, когда партнёр явно не старается или не хочет Вас понять, Вы вероятнее всего:
а) будете спокойно добиваться того, чтобы он Вас понял;
б) постарайтесь свернуть с ним общение;
в) будете горячиться, обижаться или злиться.
Если, защищая свои важные интересы, Вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то:
а) пойдёте на значительные уступки;
б) отступите от своих притязаний;
в) будете отстаивать свои интересы.
В ситуации, где Вас пытаются обидеть или унизить, Вы, скорее всего:
а) постарайтесь запастись терпением и довести дело до конца;
б) дипломатичным образом уйдёте от контактов;
в) дадите достойный отпор.
Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем Вы:
а) сможете сотрудничать во имя интересов дела;
б) постараетесь как можно меньше контактировать с ним;
в) будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы.
Если решение вопроса зависит только от вас, но партнёр задел Ваше самолюбие, то Вы:
а) пойдете ему навстречу;
б) уйдете от конкретного решения;
в) решите вопрос не в пользу партнёра.
Если кто – то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в Ваш адрес, Вы:
а) не станете придавать этому особого значения;
б) постарайтесь ограничить или прекратить контакты;
в) всякий раз дадите достойный отпор.
Если у партнёра есть претензии к Вам, и он при этом раздражен, то Вам привычнее:
а) прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;
б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;
в) поставить его на свое место или прервать.
Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать Вам о том плохом, что говорят о Вас:
а) тактично выслушаете всё до конца;
б) пропустите мимо ушей;
в) прервет рассказ на полуслове.
Если партнёр слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за Ваш счет, то Вы:
а) пойдете на уступку ради мира;
б) уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер
успокоиться, и тогда Вы вернетесь к вопросу;
в) однозначно дадите понять партнёру, что он не получит выгоду за Ваш
счет.
Когда Вы имеете дело с партнером, который действует по принципу «урвать побольше», Вы:
а) терпеливо добиваетесь своих целей;
б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним;
в) решительно ставите такого партнёра на место.
13. Имея дело с нагловатой личностью, Вы:
а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии;
б) сводите общение до минимума;
в) действуете теми же методами.
14. Когда спорщик настроен к Вам враждебно, Вы обычно:
а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой;
б) уходите от общения;
в) осаждаете его или отвечаете тем же.
15. Когда Вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, Вы чаще всего:
а) спокойно отвечаете на них;
б) уходите от прямых ответов;
в) «заводитесь», теряете самообладание.
16. Когда возникают острые разногласия между Вами и партнером, то это чаще всего
а) заставляет Вас искать выход из положения, находить компромисс, идти
на уступки;
б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях;
в) активизирует желание доказать свою правоту.
17. Если партнер выигрывает в споре, Вам привычнее:
а) поздравить его с победой;
б) сделать вид, что ничего особенного не происходит;
в) сражаться до последнего патрона.
18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер,
Вы взяли себе за правило:
а) «мир любой ценой» - признать свое поражение, принести извинения, пойти
навстречу пожеланиям партнера;
б) «пас в сторону» - ограничить контакты, уйти от спора;
в) расставить точки над «и» и выяснить все разногласия, непременно найти
выход из ситуации.
19. Когда конфликт касается Ваших интересов, то Вам чаще всего удается его
выигрывать:
а) благодаря дипломатии и гибкости ума;
б) за счет выдержки и терпения;
в) за счет темперамента и эмоций.
20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет Ваше самолюбие, Вы:
а) мягко и корректно сделаете ему замечание;
б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось;
в) дадите достойный отпор.
21. Когда близкие критикуют Вас, то Вы:
а) принимаете их замечания с благодарностью;
б) стараетесь не обращать на критику внимания;
в) раздражаетесь.
22. Если кто-либо из родных или близких говорит Вам неправду, Вы обычно
предпочитаете:
а) спокойно и тактично добиваться истины;
б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти неприятный оборот дела;
в) решительно вывести лгуна на чистую воду.
23. Когда Вы раздражены, нервничаете, то чаще всего:
а) ищите сочувствия, понимания;
б) уединяетесь, чтобы не проявлять свое состояние на партнёрах;
в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищите «козла отпущения».
24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем Вы, получает
поощрение начальства, Вы:
а) радуетесь за коллегу;
б) не придаете особого значения факту;
в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь
ОБРАБОТКА ДАННЫХ.
Для определения присущей Вам стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо подсчитать сумму ответов каждого типа:
«а» - миролюбие, «б» - избегание, «а» - агрессия. Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит, в контакте с партнерами Вы активно используете разные защиты своей субъективной реальности.
ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Каково же содержание и принцип действия каждой из этих стратегий?
Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства.
Избегание – психологическая стратегия защиты субъективной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида. У него слабая врожденная энергия.
Агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующей на основе инстинкта.
Инстинкт агрессии – один из «большой четверки» инстинктов, свойственных животным, - голод, секс, страх, агрессия.