kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Особый ребенок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

      Программа «Наши эмоции» предназначена для развития предпосылок эмоционального интеллекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Успешность социализации детей в социуме зависит не столько от объема знаний, сколько от уровня развития их эмоционального интеллекта. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Особый ребенок»»

Конспект занятия по психологии «Мир эмоций»

(итоговое занятие из программы «Наши эмоции»)

в классе «Особый ребенок» седьмого года обучения.

 

Разработала и провела:

 ,

педагог-психолог

 

Пояснительная записка

Программа «Наши эмоции» предназначена для развития предпосылок эмоционального интеллекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Успешность социализации детей в социуме зависит не столько от объема знаний, сколько от уровня развития их эмоционального интеллекта. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира.

 

Эмоциональная сфера детей, обучающихся в классе «Особый ребенок» характеризуется однообразием окраски эмоций, минимальностью средств общения, стереотипностью проявлений. Непонимание своих чувств и эмоционального состояния другого человека не позволяет им эффективно выстраивать взаимодействие с окружающими. Осложненные отношения со сверстниками в свою очередь отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка, на формировании его личностных качеств. Для многих из них характерны пониженный фон, неустойчивость настроения, неадекватные формы эмоционального реагирования на поощрение и порицание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности).

 

Таким образом, понимание эмоций и чувств, своих и другого человека, является важным моментом в становлении личности, а развитие эмоционального интеллекта детей с интеллектуальной недостаточностью является необходимым условием успешной социализации в социуме.

 

Цель программы «Наши эмоции»: психологическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью для повышения возможностей к дальнейшей успешной социальной адаптации посредством развития у них предпосылок эмоционального интеллекта; сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

 

Представленный на конкурс конспект «Мир эмоций» является итоговым занятием из программы «Наши эмоции», рассчитанный для учащихся класса «Особый ребенок» седьмого года обучения.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить знания об основных эмоциональных состояниях (радость, печаль, злость, страх, удивление) разученных в течение учебного года.

Закрепить умение показывать основные эмоциональные состояния, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать произвольность через упражнения в выполнении инструкций, совершение действий по образцу, способность контролировать результат.

Развивать умение понимать себя и других людей по поведению, управлять своим эмоциональным состоянием.

Развивать мелкую моторику и пространственное мышление через выполнение упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать сплоченность в группе, навыки взаимопомощи.

Формировать навыки самостоятельной работы.

Формирование БУД.

Личностные базовые учебные действия:

Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.

Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.

Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Коммуникативные базовые учебные действия:

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс.)

Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные базовые учебные действия:

Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.

Познавательные базовые учебные действия:

Делать простые выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).

Оборудование: изображение гномиков, изображающих основные эмоции (радость, печаль, злость, страх, удивление); карточки с названиями эмоций, соответствующего цвета; сказочные герои (по два на каждую эмоцию); маски-эмоции «Пазлы» (соответствующего с названиями эмоций цвета); релаксация «Радуга», музыкальный файл с расслабляющей музыкой, ноутбук; карточки с домашним заданием.

 

Ход занятия.

 

1. Ритуал приветствия.

Здравствуйте, ребята!

Упражнение «Давайте поздороваемся» (источник 1). Цель: создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Давайте вспомним приветствие, которое мы разучили на прошлом занятии. Улыбнемся друг другу. На слог «здравст» вы должны хлопнуть в ладоши, на слог «вуй» хлопнуть по ладошкам соседей, стоящих слева и справа, на слог «те» хлопнуть себя по коленкам.

2. Постановка темы и цели занятия.

Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости – наши гномики (изображения гномиков на доске, см. приложение 1). Наши гномики очень хотят узнать, что дети узнали в течение работы с ними.

- Ответы детей – мы играли с гномиками, учили про них стихи, гномики это наши эмоции.

Все правильно на уроках мы учились вместе с гномиками.

3. Основная часть.

Давайте вспомним, какую эмоцию изображает каждый гномик. Я буду читать стихотворение, а вам нужно догадаться и прикрепить рядом с этим гномиком карточку с его именем (название эмоций, см. приложение №2). Имена гномикам будем прикреплять по очереди (источник 2).

Итак, слушайте.

Психолог стихотворения читает с выражением и соответствующей эмоцией и мимикой.

РАДОСТЬ У него сегодня день рождения,

И подарков от друзей не счесть.

Книжки, сладости, игрушки,

Даже шар воздушный есть.

Дети по очереди прикрепляют карточки с соответствующей эмоцией рядом с гномиком. Если возникают затруднения, обсуждаем совместно со всей группой.

УДИВЛЕНИЕ Гном зимой поймал снежинку,

Подобрал на горке льдинку.

Прибежал домой и.… Ах!!!Лишь вода была в руках.

ПЕЧАЛЬ (ГРУСТЬ) Все ребята во дворе

Весело играют.

Только гном болеет дома,

Он с утра скучает.

СТРАХ Ночь пришла и в темноте

Тени движутся везде.

Гном забрался под кровать,

Спрятался и стал дрожать.

ЗЛОСТЬ Целый день он хмурит брови

И грозит всем кулаком.

Да сегодня гном не в духе,

Мы придем к нему потом.

Молодцы, ребята. Вы отлично справились с этим заданием. А сейчас давайте вместе скажем, какие гномики к нам пришли.

Упражнение «Сказочные герои» (см. Приложение №3). Проверка домашнего задания.

Ребята, в домашнем задании вам нужно было вспомнить и принести картинки с разными сказочными героями. По очереди называйте героя, которого вы принесли и кладите его на центр стола. Дети показывают и называют сказочных героев, затем их переворачивают «лицом» вниз, перемешивают, выбирают и по очереди определяют эмоцию своего героя и прикрепляют к доске рядом с соответствующим гномиком. Также необходимо изобразить эмоцию с помощью мимики. Если получается неправильно, группа помогает. Дети в этом упражнении работают преимущественно самостоятельно, педагог-психолог только контролирует правильность выполнения упражнения детьми.

 

Сказочные герои:

Радость – Буратино, Карлсон.

Злость – Баба Яга, Кощей Бессмертный.

Страх – Алёнушка, заяц.

Удивление – обезьяна, Незнайка.

Печаль – ослик Иа, кузнечик.

Итак, все сказочные герои на своих местах, они довольны, что оказались рядом друг с другом, гномики тоже очень довольны. И поэтому они приготовили Вам интересное задание.

Игра «Маски» (см. приложение №4).

Сейчас каждый возьмет конверт с паззлами, соберет свою маску и скажет всем, какую эмоцию он собрал, объяснить нужно с доказательством. То есть обратить внимание на выражение глаз, бровей и рта. «Маски» разрезаны в соответствии с уровнем развития учащихся. Во время выполнения задания педагог-психолог проходит мимо каждого ребенка, уточняет, какую эмоцию тот собирает, если возникают затруднения можно указать на цвет маски и соответствующий цвет карточки с названием эмоции, прикрепленной к доске. Если затруднения возникают и в этом случае, после окончания задания совместное обсуждение. Если ребенок не может собрать паззл, то ему в помощь определяется ученик, который уже выполнил свое задание.

Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Вы отлично справились с сегодняшними заданиями, гномики и я очень довольны вами. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали? Кто приходил к нам в гости? Какие эмоции мы сегодня повторяли? А какие эмоции, кроме изученных, Вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей, при необходимости корректируются.

4. Релаксация «Радуга» (источник 2).

А теперь мы с вами отдохнем. Садитесь на пуфики как вам удобно, закрывайте глазки и слушайте мой голос. Педагог-психолог читает текст под легкую расслабляющую музыку.

Представь себе, что ты лежишь под чистым, синим небом, тебе спокойно и тепло. Ты смотришь в небо, и видишь большую радугу. Она переливается яркими цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Это не простая радуга. Это твоя особенная радуга, она опускается на землю рядом с тобой. Радуга светиться теплым, чудесным светом, он наполняет тебя энергией. Почувствуй, как этот свет согревает тебя теплом. С этим светом ты чувствуешь себя сильным, счастливым, самым лучшим.

У каждого своя особенная радуга. Может твоя радуга пахнет цветами, а может карамелью... Познакомься с ней, улыбнись ей. Если хочешь, можешь забраться на радугу. Радуга сама поможет тебе подняться на нее. А здесь можно улечься и сесть, свесив ноги, и оглядеть мир вокруг себя. Когда захочешь, спускайся с радуги и возвращайся сюда. Но запомни, что теперь у тебя есть волшебная радуга, наполненная чудесным светом. Ты можешь вернуться к ней, когда захочешь, когда тебе понадобиться ее энергия и свет. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись себе и радуге внутри себя.

5. Рефлексия.

Сейчас я прошу вас выбрать того гномика, которому соответствует ваше сегодняшнее настроение, понравился вам урок или нет. Педагог-психолог раздает конверты с маленькими фигурками гномиков. Дети выбирают, по очереди рассказывают о своих эмоциях. В заключение говорит педагог-психолог.

Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы многое запомнили из того, что мы учили в этом году. Мы – молодцы.

Домашнее задание – нужно выполнить следующее задание (см. приложение №5). Давайте вместе разберем, что необходимо сделать. Совместное обсуждение.

6. Ритуал прощания.

Упражнение «Давайте попрощаемся».

Попрощаемся сегодня также как и на прошлом занятии. Улыбнемся друг другу. На слог «до» вы должны хлопнуть в ладоши один раз, на слог «сви» хлопнуть по плечам соседей, стоящих слева и справа, на слог «да» хлопнуть себя по коленкам, на слог «ния» вы должны хлопнуть в ладоши два раза

Всем спасибо. Занятие окончено.

Используемые источники:

 

1. festival.1september.ru

 

2. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. / И. О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.: ил. – (Практическая психология в школе).

Приложение 1 "Эмоции гномы"

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Особый ребенок»

Автор: Гаджимагомедова Аминат Исаевна

Дата: 11.05.2021

Номер свидетельства: 580228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Особенности работы в классе "Особый ребенок" на уроках швейного дела "
    ["seo_title"] => string(75) "osobiennosti-raboty-v-klassie-osobyi-riebienok-na-urokakh-shvieinogho-diela"
    ["file_id"] => string(6) "195424"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427905158"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Интегрированный урок «Ручной труд с элементами ритмики», во 2 классе школы VIII вида «Особый ребенок" "
    ["seo_title"] => string(105) "intieghrirovannyi-urok-ruchnoi-trud-s-eliemientami-ritmiki-vo-2-klassie-shkoly-viii-vida-osobyi-riebienok"
    ["file_id"] => string(6) "136615"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417153949"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Тематическое планирование по теме "Овощи" для детей группы "Особый ребенок""
    ["seo_title"] => string(76) "tematicheskoe_planirovanie_po_teme_ovoshchi_dlia_detei_gruppy_osobyi_rebenok"
    ["file_id"] => string(6) "561530"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1603819377"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Методические рекомендации для педагогов  Ребенок - лидер:  психологические особенности и воспитание.  Проблемы лидеров и пути их решения."
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskiieriekomiendatsiidliapiedaghoghovriebienoklidierpsikhologhichieskiieosobiennostiivospitaniieprobliemylidieroviputiikhrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "309293"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458761788"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Беседа с родителями: «5 причин, почему ребенок врет»"
    ["seo_title"] => string(51) "biesiedasroditieliami5prichinpochiemuriebienokvriet"
    ["file_id"] => string(6) "320622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461104500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства