Программа «Наши эмоции» предназначена для развития предпосылок эмоционального интеллекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Успешность социализации детей в социуме зависит не столько от объема знаний, сколько от уровня развития их эмоционального интеллекта. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Особый ребенок»»
Конспект занятия по психологии «Мир эмоций»
(итоговое занятие из программы «Наши эмоции»)
в классе «Особый ребенок» седьмого года обучения.
Разработала и провела:
,
педагог-психолог
Пояснительная записка
Программа «Наши эмоции» предназначена для развития предпосылок эмоционального интеллекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Успешность социализации детей в социуме зависит не столько от объема знаний, сколько от уровня развития их эмоционального интеллекта. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира.
Эмоциональная сфера детей, обучающихся в классе «Особый ребенок» характеризуется однообразием окраски эмоций, минимальностью средств общения, стереотипностью проявлений. Непонимание своих чувств и эмоционального состояния другого человека не позволяет им эффективно выстраивать взаимодействие с окружающими. Осложненные отношения со сверстниками в свою очередь отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка, на формировании его личностных качеств. Для многих из них характерны пониженный фон, неустойчивость настроения, неадекватные формы эмоционального реагирования на поощрение и порицание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности).
Таким образом, понимание эмоций и чувств, своих и другого человека, является важным моментом в становлении личности, а развитие эмоционального интеллекта детей с интеллектуальной недостаточностью является необходимым условием успешной социализации в социуме.
Цель программы «Наши эмоции»: психологическое сопровождениедетей с интеллектуальной недостаточностью дляповышения возможностей к дальнейшей успешной социальной адаптации посредством развития у них предпосылок эмоционального интеллекта; сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.
Представленный на конкурс конспект «Мир эмоций» является итоговым занятием из программы «Наши эмоции», рассчитанный для учащихся класса «Особый ребенок» седьмого года обучения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания об основных эмоциональных состояниях (радость, печаль, злость, страх, удивление) разученных в течение учебного года.
Закрепить умение показывать основные эмоциональные состояния, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать произвольность через упражнения в выполнении инструкций, совершение действий по образцу, способность контролировать результат.
Развивать умение понимать себя и других людей по поведению, управлять своим эмоциональным состоянием.
Развивать мелкую моторику и пространственное мышление через выполнение упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать сплоченность в группе, навыки взаимопомощи.
Формировать навыки самостоятельной работы.
Формирование БУД.
Личностные базовые учебные действия:
Умение применять правила поведения в разных социальных ситуациях.
Умение воспринимать инструкцию к предложенному заданию.
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Коммуникативные базовые учебные действия:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс.)
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь.
Регулятивные базовые учебные действия:
Умение адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать, в случае необходимости корректировать.
Познавательные базовые учебные действия:
Делать простые выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
Оборудование: изображение гномиков, изображающих основные эмоции (радость, печаль, злость, страх, удивление); карточки с названиями эмоций, соответствующего цвета; сказочные герои (по два на каждую эмоцию); маски-эмоции «Пазлы» (соответствующего с названиями эмоций цвета); релаксация «Радуга», музыкальный файл с расслабляющей музыкой, ноутбук; карточки с домашним заданием.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия.
Здравствуйте, ребята!
Упражнение «Давайте поздороваемся» (источник 1). Цель: создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Давайте вспомним приветствие, которое мы разучили на прошлом занятии. Улыбнемся друг другу. На слог «здравст» вы должны хлопнуть в ладоши, на слог «вуй» хлопнуть по ладошкам соседей, стоящих слева и справа, на слог «те» хлопнуть себя по коленкам.
2. Постановка темы и цели занятия.
Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости – наши гномики (изображения гномиков на доске, см. приложение 1). Наши гномики очень хотят узнать, что дети узнали в течение работы с ними.
- Ответы детей – мы играли с гномиками, учили про них стихи, гномики это наши эмоции.
Все правильно на уроках мы учились вместе с гномиками.
3. Основная часть.
Давайте вспомним, какую эмоцию изображает каждый гномик. Я буду читать стихотворение, а вам нужно догадаться и прикрепить рядом с этим гномиком карточку с его именем (название эмоций, см. приложение №2). Имена гномикам будем прикреплять по очереди (источник 2).
Итак, слушайте.
Психолог стихотворения читает с выражением и соответствующей эмоцией и мимикой.
РАДОСТЬ У него сегодня день рождения,
И подарков от друзей не счесть.
Книжки, сладости, игрушки,
Даже шар воздушный есть.
Дети по очереди прикрепляют карточки с соответствующей эмоцией рядом с гномиком. Если возникают затруднения, обсуждаем совместно со всей группой.
УДИВЛЕНИЕ Гном зимой поймал снежинку,
Подобрал на горке льдинку.
Прибежал домой и.… Ах!!!Лишь вода была в руках.
ПЕЧАЛЬ (ГРУСТЬ) Все ребята во дворе
Весело играют.
Только гном болеет дома,
Он с утра скучает.
СТРАХ Ночь пришла и в темноте
Тени движутся везде.
Гном забрался под кровать,
Спрятался и стал дрожать.
ЗЛОСТЬ Целый день он хмурит брови
И грозит всем кулаком.
Да сегодня гном не в духе,
Мы придем к нему потом.
Молодцы, ребята. Вы отлично справились с этим заданием. А сейчас давайте вместе скажем, какие гномики к нам пришли.
Упражнение «Сказочные герои» (см. Приложение №3). Проверка домашнего задания.
Ребята, в домашнем задании вам нужно было вспомнить и принести картинки с разными сказочными героями. По очереди называйте героя, которого вы принесли и кладите его на центр стола. Дети показывают и называют сказочных героев, затем их переворачивают «лицом» вниз, перемешивают, выбирают и по очереди определяют эмоцию своего героя и прикрепляют к доске рядом с соответствующим гномиком. Также необходимо изобразить эмоцию с помощью мимики. Если получается неправильно, группа помогает. Дети в этом упражнении работают преимущественно самостоятельно, педагог-психолог только контролирует правильность выполнения упражнения детьми.
Сказочные герои:
Радость – Буратино, Карлсон.
Злость – Баба Яга, Кощей Бессмертный.
Страх – Алёнушка, заяц.
Удивление – обезьяна, Незнайка.
Печаль – ослик Иа, кузнечик.
Итак, все сказочные герои на своих местах, они довольны, что оказались рядом друг с другом, гномики тоже очень довольны. И поэтому они приготовили Вам интересное задание.
Игра «Маски» (см. приложение №4).
Сейчас каждый возьмет конверт с паззлами, соберет свою маску и скажет всем, какую эмоцию он собрал, объяснить нужно с доказательством. То есть обратить внимание на выражение глаз, бровей и рта. «Маски» разрезаны в соответствии с уровнем развития учащихся. Во время выполнения задания педагог-психолог проходит мимо каждого ребенка, уточняет, какую эмоцию тот собирает, если возникают затруднения можно указать на цвет маски и соответствующий цвет карточки с названием эмоции, прикрепленной к доске. Если затруднения возникают и в этом случае, после окончания задания совместное обсуждение. Если ребенок не может собрать паззл, то ему в помощь определяется ученик, который уже выполнил свое задание.
Подведение итогов.
Молодцы, ребята. Вы отлично справились с сегодняшними заданиями, гномики и я очень довольны вами. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня делали? Кто приходил к нам в гости? Какие эмоции мы сегодня повторяли? А какие эмоции, кроме изученных, Вы еще знаете?
Выслушиваются ответы детей, при необходимости корректируются.
4. Релаксация «Радуга» (источник 2).
А теперь мы с вами отдохнем. Садитесь на пуфики как вам удобно, закрывайте глазки и слушайте мой голос. Педагог-психолог читает текст под легкую расслабляющую музыку.
Представь себе, что ты лежишь под чистым, синим небом, тебе спокойно и тепло. Ты смотришь в небо, и видишь большую радугу. Она переливается яркими цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Это не простая радуга. Это твоя особенная радуга, она опускается на землю рядом с тобой. Радуга светиться теплым, чудесным светом, он наполняет тебя энергией. Почувствуй, как этот свет согревает тебя теплом. С этим светом ты чувствуешь себя сильным, счастливым, самым лучшим.
У каждого своя особенная радуга. Может твоя радуга пахнет цветами, а может карамелью... Познакомься с ней, улыбнись ей. Если хочешь, можешь забраться на радугу. Радуга сама поможет тебе подняться на нее. А здесь можно улечься и сесть, свесив ноги, и оглядеть мир вокруг себя. Когда захочешь, спускайся с радуги и возвращайся сюда. Но запомни, что теперь у тебя есть волшебная радуга, наполненная чудесным светом. Ты можешь вернуться к ней, когда захочешь, когда тебе понадобиться ее энергия и свет. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись себе и радуге внутри себя.
5. Рефлексия.
Сейчас я прошу вас выбрать того гномика, которому соответствует ваше сегодняшнее настроение, понравился вам урок или нет. Педагог-психолог раздает конверты с маленькими фигурками гномиков. Дети выбирают, по очереди рассказывают о своих эмоциях. В заключение говорит педагог-психолог.
Мне тоже очень понравилось с вами работать. Вы многое запомнили из того, что мы учили в этом году. Мы – молодцы.
Домашнее задание – нужно выполнить следующее задание (см. приложение №5). Давайте вместе разберем, что необходимо сделать. Совместное обсуждение.
6. Ритуал прощания.
Упражнение «Давайте попрощаемся».
Попрощаемся сегодня также как и на прошлом занятии. Улыбнемся друг другу. На слог «до» вы должны хлопнуть в ладоши один раз, на слог «сви» хлопнуть по плечам соседей, стоящих слева и справа, на слог «да» хлопнуть себя по коленкам, на слог «ния» вы должны хлопнуть в ладоши два раза
Всем спасибо. Занятие окончено.
Используемые источники:
1. festival.1september.ru
2. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. / И. О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.: ил. – (Практическая психология в школе).