kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа с родителями: «5 причин, почему ребенок врет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы когда-нибудь врали своим родителям? Если вы ответили сейчас «нет», значит вы и сейчас солгали. Нет, наверное, такого человека, который ни разу в жизни не соврал бы. К сожалению, реальность такова, что иногда приходится говорить неправду. И, несмотря на то, что взрослые делают это все-таки чаще и больше, чем дети, детское и подростковое вранье тревожит родителей весьма и весьма сильно.

Детская ложь может быть развлечением, но чаще всего указывает на более глубокие проблемы, которые нельзя игнорировать. О чем стоит задуматься, если ребенок врет?

Дети рано или поздно учатся врать. Лгут все, но некоторые чаще других – обычно те, кто не уверен в себе. На вопрос «Почему дети врут? » психологи отвечают, что главной причиной детского вранья является родительский прессинг – чрезмерные требования и строгие запреты. Стараясь избежать наказания за проступок, ребенок говорит неправду, а позже, получив «возмездие» за свою ложь, прибегает ко все более изощренным способам обмана. Так создается порочный круг. В восьми случаях из десяти обман – это защитная реакция детской психики: большинство детей скрывают правду из-за страха быть наказанными. Причем в глазах ребенка эмоциональным наказанием считается и мамино разочарование. Кроме утверждения «ложь рождается из страха» существуют и другие объяснения.

При этом чаще всего детская ложь скрывает более глубокие проблемы, каждая из которых требует от родителей особого подхода..
               Детский психолог Лоренс Катнер, автор пяти книг о детской психологии для родителей, перечисляет 5 причин, которые побуждают детей ко лжи.

Страх наказания. Дети боятся, что их накажут. Особенно если родители наказывают не в шутку и имеют в отношении детей нереалистичные ожидания. Например, мама хочет, чтобы пятилетняя дочка без напоминаний аккуратно складывала свою одежду и убирала со стола после еды. Когда ее спрашивают, сделала ли она это, она отвечает «да», даже если на самом деле об этом забыла. В результате мама жалуется на то, что ребенок врет, но под этим скрывается совсем другая проблема – завышенные ожидания по отношению к девочке. Ребенок просто справляется с ситуацией, как может. Учитывая, что девочка еще не все умеет и не имеет права голоса в семье, ложь – это просто способ адаптации.

Повышение самооценки. Школьники лгут, чтобы повысить свой статус и лучше выглядеть в глазах товарищей. Например, они рассказывают, что встретили рок-звезду, известного спортсмена или актера, или преувеличивают богатство родителей. Если такое случается лишь время от времени, можно не беспокоиться о том, что ребенок врет: хвастовство и «игры в суперменов» для детей – обычное дело. Но если ребенок вновь и вновь преувеличивает свой социальный статус, это уже сигнал. Это значит, что ребенок врет систематически, потому что всерьез недоволен собой. В такой ситуации можно выяснить, почему он чувствует себя бесполезным или униженным. Может, на него не обращают внимания? Может, над ним смеются и унижают его?

Протест. Для многих детей ложь – способ пойти против ограничений, бросить вызов авторитету родителей. В возрасте 10–12 лет они чувствуют, что больше незачем рассказывать обо всем родителям. Поэтому дети могут солгать в ответ на вопрос, который воспринимают как проявление родительской власти и давления.

Установление личных границ. По мере взросления ребенок начинает остро чувствовать важность независимости, личной жизни и личного пространства. И чем больше родители стараются его опекать и контролировать, тем больше ребенок врет или скрытничает. Частенько дети при этом еще и грубят, подчеркивая свое желание остаться наедине с собой. «Куда ты идешь?» – «Никуда!». «Что ты делаешь?» – «Ничего». «Кто это?» – «Ты его не знаешь».

Проблемы в семье. Когда ребенок врет слишком много и постоянно, это знак, что в семье что-то не так. Особенно это касается тех случаев, когда к вранью добавляются воровство и вандализм. Если жертвами детских пакостей становятся другие члены семьи, это заслуживает особого внимания – нередко это жест отчаяния, крик о помощи, гораздо более выразительный, чем слова. Часто такое случается с детьми, чьи родители подумывают о разводе. Устроить кражу или испортить родительскую вещь – часто такого рода поступки скрывают попытку заставить родителей объединиться снова, хотя бы на какое-то время. Эта мотивация не осознается ребенком, но его действия ясно говорят о его потребностях.

Вот некоторые причины, почему ребенок начинает врать:

1.      Ложь нередко служит средством, облегчающим жизнь ребенка. Особенно, если родители всё время говорят ему «нельзя»

2.      Часто ложь говорит о том, что заперто в душе ребенка, что его беспокоит и мучит, вызывает сильный страх, возможно, есть проблемы, требующие решения.

3.      Избегает стрессовых ситуаций.

4.      Ребенок может врать в том случае, если знает, что Вы способны превратить маленький проступок в «слона».

5.      С помощью лжи ребенок избегает наказания. Подумайте, не слишком высокие у Вас требования к ребенку, соответствуют ли они его возможностям? Не унижаете ли Вы его постоянными нотациями и нравоучениями? Нет ли у ребенка страха перед наказанием?

6.      Ребенок начинает врать, если родители не уделяют ему достаточно внимания. И она пытается привлечь к себе Ваше внимание любой ценой. Раз Вы заметили, что она солгала — значит, она Вам не безразлична. Такова детская логика.

7.      Дети врут, чтобы избежать насмешек, когда случайно «упали в грязь лицом».

8.      Имеет желание казаться лучше, чем есть на самом деле.

9.      В подростковом возрасте ложь может быть рассмотрена как попытка защитить свою приватную жизнь, показать свою независимость, избежать трудностей. Конечно же, обман может также расцениваться, как попытка уйти от наказания, либо попытка получить то, чего не могли бы добиться, если бы сказали правду.

10.  Другой часто встречающейся причиной детской лжи является страх разочаровать родителей. Ребенок старается соответствовать ожиданиям. Дети находятся под большим давлением ожидания того, что они будут хорошо учиться, будь то со стороны родителей или учителей. Многие дети также считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не соответствуют этим ожиданиям, не успевают в школе, то ребенок чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как обманывать, и тогда обман носит функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.

-Если Вы хотите научить ребенка быть честным, то надо быть готовыми выслушать от него подчас и горькую правду, а не только «приятную». Если детей наказывают за правду, они лгут из чувства самозащиты.

- Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос честным, нельзя позволять ему говорить неправду о своих чувствах, будь они положительными, отрицательными или же смешанными.

-Если мы узнаем, что дочь завалила контрольную по арифметике, не стоит спрашивать ее: «Ну, как прошла контрольная? Ах, хорошо? На этот раз ты меня не обманешь! Я говорила с учительницей и знаю, что ты написала работу очень плохо». Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: «Учительница сказала мне, что ты завалила контрольную по арифметике. Я волнуюсь и думаю, как бы тебе помочь».

        Мы не должны провоцировать так называемую «ложь ради защиты», а также расставлять детям ловушки. Если ребенок все же лжет, не надо устраивать истерику или читать нотации. Нужно отвечать словом и делом, реалистически отражающими положение вещей. Ребенок должен понять, что лгать родителям нет необходимости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа с родителями: «5 причин, почему ребенок врет»»

Беседа с родителями:

«5 причин, почему ребенок врет»

Вы когда-нибудь врали своим родителям? Если вы ответили сейчас «нет», значит вы и сейчас солгали. Нет, наверное, такого человека, который ни разу в жизни не соврал бы. К сожалению, реальность такова, что иногда приходится говорить неправду. И, несмотря на то, что взрослые делают это все-таки чаще и больше, чем дети, детское и подростковое вранье тревожит родителей весьма и весьма сильно.

Детская ложь может быть развлечением, но чаще всего указывает на более глубокие проблемы, которые нельзя игнорировать. О чем стоит задуматься, если ребенок врет?

Дети рано или поздно учатся врать. Лгут все, но некоторые чаще других – обычно те, кто не уверен в себе. На вопрос «Почему дети врут? » психологи отвечают , что главной причиной детского вранья является родительский прессинг – чрезмерные требования и строгие запреты. Стараясь избежать наказания за проступок, ребенок говорит неправду, а позже, получив «возмездие» за свою ложь, прибегает ко все более изощренным способам обмана. Так создается порочный круг. В восьми случаях из десяти обман – это защитная реакция детской психики: большинство детей скрывают правду из-за страха быть наказанными. Причем в глазах ребенка эмоциональным наказанием считается и мамино разочарование.. Кроме утверждения «ложь рождается из страха» существуют и другие объяснения.

При этом чаще всего детская ложь скрывает более глубокие проблемы, каждая из которых требует от родителей особого подхода..
Детский психолог Лоренс Катнер, автор пяти книг о детской психологии для родителей, перечисляет 5 причин, которые побуждают детей ко лжи.

Страх наказания. Дети боятся, что их накажут. Особенно если родители наказывают не в шутку и имеют в отношении детей нереалистичные ожидания. Например, мама хочет, чтобы пятилетняя дочка без напоминаний аккуратно складывала свою одежду и убирала со стола после еды. Когда ее спрашивают, сделала ли она это, она отвечает «да», даже если на самом деле об этом забыла. В результате мама жалуется на то, что ребенок врет, но под этим скрывается совсем другая проблема – завышенные ожидания по отношению к девочке. Ребенок просто справляется с ситуацией, как может. Учитывая, что девочка еще не все умеет и не имеет права голоса в семье, ложь – это просто способ адаптации.

Повышение самооценки. Школьники лгут, чтобы повысить свой статус и лучше выглядеть в глазах товарищей. Например, они рассказывают, что встретили рок-звезду, известного спортсмена или актера, или преувеличивают богатство родителей. Если такое случается лишь время от времени, можно не беспокоиться о том, что ребенок врет: хвастовство и «игры в суперменов» для детей – обычное дело. Но если ребенок вновь и вновь преувеличивает свой социальный статус, это уже сигнал. Это значит, что ребенок врет систематически, потому что всерьез недоволен собой. В такой ситуации можно выяснить, почему он чувствует себя бесполезным или униженным. Может, на него не обращают внимания? Может, над ним смеются и унижают его?

Протест. Для многих детей ложь – способ пойти против ограничений, бросить вызов авторитету родителей. В возрасте 10–12 лет они чувствуют, что больше незачем рассказывать обо всем родителям. Поэтому дети могут солгать в ответ на вопрос, который воспринимают как проявление родительской власти и давления.

Установление личных границ. По мере взросления ребенок начинает остро чувствовать важность независимости, личной жизни и личного пространства. И чем больше родители стараются его опекать и контролировать, тем больше ребенок врет или скрытничает. Частенько дети при этом еще и грубят, подчеркивая свое желание остаться наедине с собой. «Куда ты идешь?» – «Никуда!». «Что ты делаешь?» – «Ничего». «Кто это?» – «Ты его не знаешь».

Проблемы в семье. Когда ребенок врет слишком много и постоянно, это знак, что в семье что-то не так. Особенно это касается тех случаев, когда к вранью добавляются воровство и вандализм. Если жертвами детских пакостей становятся другие члены семьи, это заслуживает особого внимания – нередко это жест отчаяния, крик о помощи, гораздо более выразительный, чем слова. Часто такое случается с детьми, чьи родители подумывают о разводе. Устроить кражу или испортить родительскую вещь – часто такого рода поступки скрывают попытку заставить родителей объединиться снова, хотя бы на какое-то время. Эта мотивация не осознается ребенком, но его действия ясно говорят о его потребностях.


Вот некоторые причины, почему ребенок начинает врать:

  1. Ложь нередко служит средством, облегчающим жизнь ребенка. Особенно, если родители всё время говорят ему «нельзя»

  2. Часто ложь говорит о том, что заперто в душе ребенка, что его беспокоит и мучит, вызывает сильный страх, возможно, есть проблемы, требующие решения.

  3. Избегает стрессовых ситуаций.

  4. Ребенок может врать в том случае, если знает, что Вы способны превратить маленький проступок в «слона».

  5. С помощью лжи ребенок избегает наказания. Подумайте, не слишком высокие у Вас требования к ребенку, соответствуют ли они его возможностям? Не унижаете ли Вы его постоянными нотациями и нравоучениями? Нет ли у ребенка страха перед наказанием?

  6. Ребенок начинает врать, если родители не уделяют ему достаточно внимания. И она пытается привлечь к себе Ваше внимание любой ценой. Раз Вы заметили, что она солгала — значит, она Вам не безразлична. Такова детская логика.

  7. Дети врут, чтобы избежать насмешек, когда случайно «упали в грязь лицом».

  8. Имеет желание казаться лучше, чем есть на самом деле.

  9. В подростковом возрасте ложь может быть рассмотрена как попытка защитить свою приватную жизнь, показать свою независимость, избежать трудностей. Конечно же, обман может также расцениваться, как попытка уйти от наказания, либо попытка получить то, чего не могли бы добиться, если бы сказали правду.

  10. Другой часто встречающейся причиной детской лжи является страх разочаровать родителей. Ребенок старается соответствовать ожиданиям. Дети находятся под большим давлением ожидания того, что они будут хорошо учиться, будь то со стороны родителей или учителей. Многие дети также считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не соответствуют этим ожиданиям, не успевают в школе, то ребенок чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как обманывать, и тогда обман носит функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.


-Если Вы хотите научить ребенка быть честным, то надо быть готовыми выслушать от него подчас и горькую правду, а не только «приятную». Если детей наказывают за правду, они лгут из чувства самозащиты.

- Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос честным, нельзя позволять ему говорить неправду о своих чувствах, будь они положительными, отрицательными или же смешанными.

-Если мы узнаем, что дочь завалила контрольную по арифметике, не стоит спрашивать ее: «Ну, как прошла контрольная? Ах, хорошо? На этот раз ты меня не обманешь! Я говорила с учительницей и знаю, что ты написала работу очень плохо». Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: «Учительница сказала мне, что ты завалила контрольную по арифметике. Я волнуюсь и думаю, как бы тебе помочь».

Мы не должны провоцировать так называемую «ложь ради защиты», а также расставлять детям ловушки. Если ребенок все же лжет, не надо устраивать истерику или читать нотации. Нужно отвечать словом и делом, реалистически отражающими положение вещей. Ребенок должен понять, что лгать родителям нет необходимости.


В качестве же грамотной профилактики могут служить несколько элементарных правил.

1.Первое
– избегайте любой агрессии (вплоть до повышенных интонаций при разговоре) , второе – правильно стыдите: отчитывайте за проступок, а не оценивайте маленькую личность.

2.Нередко сами родители провоцируют ложь, не придерживаясь элементарных правил честности и такта. Так, забытые деньги или пропавшие ключи становятся отличным поводом для обвинения чада, однажды уличенного в неискренности. Обвиняя ребенка в пропаже, взрослые неосознанно «перекладывают» на него свою оплошность. Редкий взрослый, осознав позже, что претензии были беспочвенны, признает свою безответственность и извинится перед ребенком.


3.Репутацию вруна ребенок приобретает с подачи взрослых. Поэтому постоянные подозрения или напоминания об однажды совершенных проступках недопустимы, так как на подсознательном уровне закрепляют у ребенка «роль» обманщика. Мамам и папам стоит четко усвоить, что даже закоренелый врунишка всегда имеет шанс на реабилитацию.

4.Ложь-подражание: если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, или не покупаете детский билет в транспорте, выдавая семилетнее чадо за пятилетнее – то легитимируете вранье. Однажды открыв для себя родительский обман, ребенок безошибочно усвоит – «врать можно» , и его дальнейшая честность будет иметь столь же относительный характер. В таком случае очень важен пример самих родителей. Поэтому, прежде чем попросить ребенка ответить на телефонный звонок фразой — «мамы нет дома», подумайте о последствиях. Не забывайте чаще общаться с детьми на эту тему.

5.Ложь-манипуляция: свойственна более старшим детям (после 6 лет) , она является продолжением лжи-спасения от наказания. «Удачно» обманув родителей из страха, ребенок понимает, что его придуманные «хорошие» оценки или «перекладывание» вины на соседа по парте – для мамы более желательны, чем настоящая правда. Научившись управлять с помощью обмана маминым настроением, ребенок постепенно отрабатывает «технологию лжи» на всех окружающих (сверстниках, учителях) , быстро прогрессируя в хронического вруна.

6.Ложь-хвастовство: детское бахвальство несуществующими достижениями (хорошими оценками, физической силой) , чаще всего является компенсацией дефицита родительской любви. По оценкам психологов, хвастливый врунишка – это недохваленный ребенок и жертва тщеславия взрослых (мам иной мечты о дочке-отличнице и папиного желания иметь мужественного сына).


Если родители хотят научить ребенка говорить правду, то они сами в первую очередь должны:

  • Всегда держать свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить и извинитесь.

  • Если так окажется, то Вы сами соврали перед ребенком, объясните, чем обусловлена ложь и обязательно признайте сам факт обмана.

  • Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и более серьезный обман.

  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко.

  • Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него много, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания.

  • Говорите ребенку, что Вы его любите даже тогда, когда он врет и что он неплохой ребенок, несмотря на то, что обманул.

  • Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание, не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть.

  • Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю — не люблю. «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!» Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца.

  • Большая часть детской лжи проистекает из желания доказать значимым людям: «Я хороший». Школьник, совравший о потере дневника боится не только гнева родителей, но и обвинения в никчемности. «Вот я в твоем возрасте был отличником!» — кричит дедушка. А ребенок чувствует свою вину! И ложь здесь оказывается просто способом психологической защиты.

Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману — признание и исправление своих ошибок.

Не хотите, чтобы ребенок врал? Станьте честными сами!

Полностью обман нельзя искоренить, можно просто объяснить ребенку: «что такое хорошо и что такое плохо». Рассказывайте им разные истории о себе, своих родителях и задавайте вопросы. По ответам будет видно, как ребенок поступит в подобной ситуации. Так же помогите детям выучить «вежливую ложь». Именно, когда не надо говорить «правду в глаза». Например, вашему ребенку дарят подарок. Ему не нравится вещь, и он говорит: «я не хотел такую игрушку», тем самым, обижая подарившего. В такой ситуации стоит сказать спасибо, а эмоции придержать.

Что делать?

Понять причину лжи и проанализировать её. Подумать, как можно изменить ситуацию и что нужно изменить в себе (родителям, ребенку), чтобы решить эту проблему.


Почему подросток врет родителям?

Настоящая борьба с ложью начинается, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Родителям хочется максимальной откровенности, максимальной информации о жизни их подросшего чада. Ведь чем старше ребенок становится, тем шире круг его общения, больше потребностей и желаний, в том числе и тех, которые не одобрили бы старшие. Родители взрослеющих детей чувствуют, как нить контроля буквально ускользает из их рук, это их пугает, кажется, что подросток, скрывая от них правду, может попасть в дурную компанию, совершить какие-то ужасные поступки, последствия которых невозможно будет исправить.

Чем старше и самостоятельней становится ребенок, тем больше страхов возникает у его родителей, впрочем, порой обоснованных. Но вместо того, чтобы попытаться перестроить отношения, понять, что контролировать ситуацию по-прежнему уже не получится, подавляющее большинство взрослых напротив, стараются жестче закрутить гайки.

Но чем больше и жестче контроль, тем больше соблазна вывернуться из него. У некоторых подростков даже появляется опасная игра, особый спортивный интерес — ловчее и интереснее «объегорить» родителей.

Чаще всего подростки врут от безвыходности и невозможности достичь желаемой цели «мирным путем». Ведь, если мама не пускает на пляж с мальчиком, можно сказать маме, что поездка чисто девичья, никакого мужского пола не планируется, придумать массу деталей — кто в каком купальнике был и на сколько поправился, а подруг попросить о прикрытии. Хотя если бы мама относилась к дочкиным кавалерам лояльней, вернее, больше доверяла дочери в ее выборе, то не было бы необходимости выдумывать истории и детали.

Либо следующая ситуация — мама очень хотела стать певицей, реализовать свою мечту самостоятельно не смогла, но у нее есть дочь, которой совершенно не хочется ходить на занятия по вокалу и вообще посещать музыкальную школу. Но мама настаивает, девочка прогуливает. Рано или поздно правда всплывает, начинается громкий скандал, дочку контролируют еще жестче, хотя при сложившихся условиях у нее не было иного выхода, ведь иначе противостоять маминой мечте она не могла.

«Маленькая ложь рождает большую неправду». Бывает, подросток врет в силу сложившихся обстоятельств, и не желая расхлебывать последствия своих же собственных поступков прямо сейчас. Уповая на принцип «А вдруг само рассосется?» Вместо того, чтобы безотлагательно решать возникшую проблему (например, двойку, или отработку за прогулянную контрольную), подросток начинает врать, чтобы избежать сиюминутных проблем, не понимая, что это «засасывает», и чем дольше откладывать решение, тем громче будет скандал при раскрывшейся тайне. Девочка может скрывать факт своей беременности не потому, что она очень хочет ребенка, а потому, что не хочет выслушивать родительские упреки прямо сейчас. Ведь она уже достаточно хорошо знает своих родителей и может предугадать их реакцию. Страх наказания и отсутствие доверия к собственным родителям и порождает в данном случае ложь — из желания как можно дольше оттянуть по времени неминуемую расплату за свои ошибки.

Чем более доверительные отношения между родителями подростком, тем меньше у него причин обманывать и скрываться. Тем более, что в любом случае, когда наступает кризис подросткового возраста, и той, и другой стороне приходится перестраивать отношения. Подросток уже никогда не будет тем малышом, который шел по жизни, держа маму за ручку, чем старше он становится, тем дальше его интересы от родительских. И в первую очередь от самих родителей зависит, от степени их уважения к своему ребенку — возникнет или нет между ними ложь.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа с родителями: «5 причин, почему ребенок врет»

Автор: Шаблова Светлана Владимировна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320622


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства