kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Свидетельство о проведении научного исследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий как определение основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о проведении научного исследования»

Автор: Фофанова Алия Толеуовна, психолог «Центра социального обслуживания населения » город Экибастуз

Психологические особенности проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Аннотация. Психологическое изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий как определение основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики

Цель: психологическое изучения семьи - выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи, рассматриваются:

-определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

-выявление внутрисемейных факторов как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

-определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

-определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

-определение путей гармонизации внутрисемейного климата; -определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; разговорная беседа, анкетирование, наблюдение, в связи с задачами исследования был разработан психодиагностический комплекс, в который вошли: методика СМОЛ (СМИЛ-ММР1), многофакторная личностная методика Р.Кеттелла, анкета "Психологический тип родителя", анкета "Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии", анкета "Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития".

Результаты

Для оказания комплексной специализированной помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, необходимо тщательное изучение их проблем (диагностика) и более широкое включение новых психокоррекционных технологий в "поле" коррекционной деятельности специалистов (консультирование и психокоррекция). В связи с этим содержание работы с родителями, учитывая весь накопленный в отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии опыт по данному вопросу, может включать два направления:

-образовательно-просветительская работа с родителями;

-психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Актуальность разработки комплексной программы психологической помощи семьям этой категории обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, не выполняет роль базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его незащищенную личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

-высокого уровня психической травматизации членов семей, вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;

-отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

-непринятия особенностей ребенка, что обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно- ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

Комплексное сравнительное исследование личностных особенностей и межличностных контактов родителей с детьми, имеющими отклонения в развитии, позволило выявить и квалифицировать своеобразие их неадекватных отношений. В исследовании получены данные, подтверждающие и дополняющие сведения об общих и специфических закономерностях развития детей с психофизическими недостатками, их влиянии на ближайшее социальное окружение. Первостепенное значение придается роли специальной коррекционной среды, созданной в семье, как условия, обеспечивающего адекватное развитие детской психики (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, Д.Б.Эльконин и др.).

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка (A.C. Спиваковская, 1981).

Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей и значимых близких детей с отклонениями в развитии позволяет установить те "слабые" зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить "прогноз" развития каждой конкретной семьи.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т.е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей, имеющих отклонения в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л.С.Выготский, 1983; Ж.И.Шиф, 1965). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь, близкими и значимыми людьми во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и в свою очередь гармонизировать ее внутрисемейную атмосферу.

Нами было проведено исследование, направленное на оценку эффективности системы психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии проводился совместно с психологом «Центра социального обслуживания населения » город Экибастуз.

Оптимизация состояния родителей позволила снизить напряженность в семьях и улучшить в целом внутрисемейную атмосферу. Формирование позитивного отношения к детям значительно улучшило динамику их развития и гармонизировало их взаимоотношения с близкими, что не замедлило отразиться в экспериментальных работах детей. Так, доминирование личностных характеристик "агрессивности", "тревожности" и "отгороженности" у детей значительно снизилось (11%, 15%, 7% против 17%, 21%,11% до проведения коррекционной работы).

В качестве критерия эффективности психологического воздействия на коррекционных занятиях с детьми мы рассматривали:

-позитивную динамику в обучении ребенка с отклонениями вразвитии;

-оптимизацию детско-родительских взаимодействий и межличностных отношений в семьях;

-гармонизацию личностного развития детей.

Позитивный характер изменений в психологическом состоянии родителей в результате организации работы в психолого-педагогическом направлении проявился в:

-формировании теплых детско-родительских и родительско-детских отношений:

-установлении доброжелательных взаимоотношений между психологом и родителями ребенка с отклонениями в развитии;

-постепенном изменении нереалистичных установок родителей в отношении будущего ребенка на реалистичные;

-использовании адекватной воспитательской модели "сотрудничество" в отношениях с детьми, имеющими отклонения в развитии.

В том случае, если в психокоррекционной работе участвовали только два лица (мать и ребенок) из трехкомпонентной семейной структуры (отец - мать - ребенок), на отца больного ребенка оказывалось опосредствованное влияние через его жену. В этом направлении задача психолога заключалась в развитии у супругов взаимного стремления к реализации целей, направленных на социально-трудовую адаптацию, обучение и воспитание ребенка с отклонениями в развитии. Психолог обращал внимание отца на проблемы ребенка и его матери, формировал желание оказывать им помощь; вызывал у супруга сочувствие к переживаниям жены.

Оценка эффективности системы психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, осуществлялась в рамках контрольного эксперимента. Критерии результативности рассматривались нами в двух аспектах: объективном и субъективном. На объективном уровне положительная результативность была отмечена как в улучшении динамики эмоционально-личностного развития и обучения детей тех родительниц, которые посещали занятия, так и в улучшении показателей диагностического исследования родителей детей- инвалидов, проведенного после данного цикла занятий.

На субъективном уровне результативность оценивалась: -положительными отзывами родителей о содержании и формах психокоррекционной помощи;

-потребностью, выражаемой родителями в проведении психокоррекционных занятий, и пользой, получаемой от них;

-возникновением чувства сплоченности в группе в целом, а также дружескими отношениями между отдельными участниками группы;

-возникновением положительных настроений и проявлений стенических эмоций у участников групп, как на занятиях, так и после них; -улучшением самочувствия в целом у участниц группы; -ориентацией родителей на правила и нормативное поведение, выработанные в группе - модели позитивного поведения и зарядку позитивного мышления "Именно сегодня". проявились у детей психосоматичных и авторитарных родителей. Эти дети к концу учебного года повысили свою успеваемость и получили хорошие оценки. У детей сформировались положительные отношения и адекватные поведенческие навыки с близкими и чужими лицами. В беседах с детьми стали активно "звучать" позитивные настроения, потребность жить проблемами семьи.

На наш взгляд, полученные результаты свидетельствуют о том, что именно эти родители смогли найти в себе силы для изменения своих внутренних мировоззренческих позиций по отношению к ребенку с психофизическими недостатками, в целом, и к себе. Найденная ими эмоционально-деловая форма ситуации. Обследование по методике СМОЛ выявило тенденцию к нормализации показателей у 1,3% родителей (снижение акцентуаций), получивших психокоррекционную помощь (табл 1)


Таблица 1 Методика СМОЛ сравнительный анализ



Личностные характеристики родителей, проявляющиеся в деятельности

Количественные данные

констатирующий эксперимент

контрольный эксперимент

1. Доминирование агрессивности

17%

11 %

2. Доминирование тревожности

21 %

15%

3. Доминирование отгороженности

11 %

7%

Следует отметить, что в большей степени позитивная динамика общения с ребенком положительно отразилась на общем состоянии детей, в развитии их эмоциональной, познавательной и личностной сфер. Низкие показатели, несмотря на констатируемую положительную динамику в обучении, были выявлены у детей невротичных родителей (табл.2).

Таблица 2-Сравнительный анализ результатов экспериментального изучения родителей на этапе констатирующего и контрольного эспериментов по методике Уровень невротизации и психоратизации.



Методики

Результаты

констатирующего

эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

УНП: определение лиц "группы риска" (акцентуаций)

15%

13,7%


Взаимоотношения в этих семьях стали складываться по типу модели "сотрудничество". Родители детей стремились адекватно разрешать любые проблемы, которые возникали в жизни ребенка с отклонениями в развитии. Особого внимания заслуживает анализ динамики отношений в диаде "мать - ребенок". Старания каждой матери, посещавшей психокоррекционную группу, нашли свое отражение как в позитивной динамике развития познавательной сферы ее ребенка, так и в развитии эмоциональной наполненности отношений с ним. В конце проведения цикла занятий у всех матерей наблюдалось качественное изменение отношения к своему ребенку в плане понимания и принятия его проблем, поиска для него адекватных средств помощи.

Следует отметить изменение собственного поведения родителей и понимания ими своей жизненной проблемы (рождения больного ребенка, иногда и единственного). Состояние большинства родителей после проведенной психологической коррекции характеризовалось положительными эмоциональными реакциями (удовлетворением, радостью, счастьем). Отсутствовали страх, угнетенное состояние, печаль, отчаяние, слезы, истерики, состояния аффекта. Деятельность родителей, направленная на взаимодействие со своим ребенком, приобрела организованную форму и целеустремленность. Позитивные настроения, поддерживаемые психологом, помогали родителям преодолевать проблемы детей и свои личные (табл. 3).



Таблица 3-Сравнительная оценка детско-родительских и родительско - детских взаимоотношений на этапе констатирующего и формирующего экспериментов



Характеристика детско- родительских отношений по результатам анализа продуктов деятельности детей

Количественный показатель

Количественны й показатель

Модели взаимодействия родителей с детьми

конст. эксп.

форм, эксп.

конст. эксп.

форм, эксп.


1. Гармоничные отношения с родителями

35%

48%

28%

51%

Модель «сотрудничество»

2. Дизгармоничные детско-родительские отношения

65%

52%

72%

49%

Модель «отказ от взаимодействия»


Итак, использование комплексной системы мер при организации психологической помощи семьям воспитанников позволило в большинстве случаев создать адекватную внутрисемейную атмосферу, сформировать позитивные модели воспитания детей с отклонениями в развитии, оптимизировать самосознание родителей и направить их деятельность на адекватную помощь ребенку.


Список литературы

1.Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. - М.: Владос, 1999.- 139с.

2. Ю.Крапивина JI.M. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста / Л.М. Крапивина // Дефектология. - 1998.- №4.- С. 17-23.

3. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / М.М. Либлинг // Дефектология. - 1966.- №3.-С.56-66.

4. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Р.Ф. Майрамян. - М., 1976.- 24 с.

  1. 5. Майрамян Р.Ф. Особенности психопатологических расстройств и их динамика у родителей умственно отсталых детей / Р.Ф. Майрамян // Пограничные состояния в психиатрии / под ред. Н.М. Жарикова, Л.Г. Урсовой. - М., 1977.- С.20-26.

6. Мамайчук И.И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокорррекционная работа с родителями / И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынов, Г.В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / редкол.: Н.Б. Шабалина, Т. А. Добровольская, Л.А. Ширшова.- М..ЦИЭТИН, 1989. - С.98-104.

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2002.- 150 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Свидетельство о проведении научного исследования

Автор: Фофанова Алия Толеувна

Дата: 27.06.2022

Номер свидетельства: 610683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Статья "Гражданская социализация учащихся как социальная функция системы кадетского образования" "
    ["seo_title"] => string(114) "stat-ia-grazhdanskaia-sotsializatsiia-uchashchikhsia-kak-sotsial-naia-funktsiia-sistiemy-kadietskogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "150508"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420488135"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проектная работа "Исследование шоколада" "
    ["seo_title"] => string(43) "proiektnaia-rabota-issliedovaniie-shokolada"
    ["file_id"] => string(6) "246011"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446279542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения "
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149815"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420308934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Научно-исследовательская работа  "Амурские динозавры" "
    ["seo_title"] => string(55) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-amurskiie-dinozavry"
    ["file_id"] => string(6) "199481"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428585570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства