kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Связь психического и соматического в организме человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь.

Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований. Современные представления о сущности проблемы психосоматического здоровья предполагают учет всей совокупности изменений, затрагивающих как биологический уровень нарушений (соматические симптомы и синдромы), так и социальный уровень функционирования пациента со сменой ролевых позиций, ценностей, интересов, круга общения, с переходом в принципиально новую социальную ситуацию со своими специфическими запретами, предписаниями и ограничениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Связь психического и соматического в организме человека"»


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ


КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Контрольная работа

по дисциплине: Основы психотерапии



Тема: Связь психического и соматического в организме человека.


по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность программы бакалавриата Психология образования




Выполнила:

студентка группы ЗФ -510-099-5-1

Акимова Надежда Александровна


Проверила:

К.псх.н, доцент Мельник Е.В




Челябинск 2021

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3

I. История изучения психосоматических соотношений..…………………..….6

II. Понятия физического и психического здоровья: норма, патология………9

III. Факторы, влияющие на развитие психосоматики ………………………..15

Заключение…………………………..……………..………………..………..….21

Библиографический список……..………..…………………………...……..….23











































Введение

Многочисленные клинические и экспериментальные данные свидетельствуют, что между психикой и мозгом существует тесная взаимосвязь.

Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований. Современные представления о сущности проблемы психосоматического здоровья предполагают учет всей совокупности изменений, затрагивающих как биологический уровень нарушений (соматические симптомы и синдромы), так и социальный уровень функционирования пациента со сменой ролевых позиций, ценностей, интересов, круга общения, с переходом в принципиально новую социальную ситуацию со своими специфическими запретами, предписаниями и ограничениями.

Целью данной контрольной работы является рассмотреть связь психического и соматического в организме человека.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить факторы, влияющие на развитие психосоматики.

3.Описать особенности развития психосоматических симптомов

Практическая значимость контрольной работы определяется возможностью изучения факторов влияющих на развитие психосоматики.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в практике лечения и оказания психологической помощи пациентам, страдающим хроническими заболеваниями наиболее важной и в то же время сложной задачей, является определение личностно-типологических особенностей больных и характеристики типов личностного реагирования на соматическое заболевание. Следует отметить, что диагностика нервно-психических расстройств у хронических больных представляет собой довольно трудную задачу, требует много времени для кропотливого расспроса и изучения нервно-психического статуса. В обычной практике терапевта нюансы психики не всегда удается установить. Больные зачастую не стремятся обращать внимание врачей на изменения в нервно-психической сфере. Они не хотят, чтобы их сочли больными «нервными». Вследствие перечисленных трудностей большую актуальность приобретает изучение личностных особенностей психосоматических больных. [10, c. 96]

К этой теме обращались многие известные ученые. Тем не менее, приходится признать, что теоретически непротиворечивые и эмпирически плодотворные модели, раскрывающие механизм взаимодействия психологических и телесных процессов, не разработаны и по сей день. Подтверждением этому является тот факт, что лечение психосоматических расстройств, все еще не является достаточно эффективным. Они отличаются хроническим течением и в некоторых случаях длятся десятилетиями. Пока остаются без ответа вопросы о специфичности и индивидуальной изменчивости в развитии психосоматических заболеваний: почему в результате воздействия психологических факторов у человека возникает именно этот психосоматический синдром («специфичность»), и почему он возникает не у всех людей, подвергающихся такому воздействию («индивидуальная изменчивость» ? [8, c. 123]

Исследования десятилетий ХХ века как отечественных, так и зарубежных авторов были направлены на понимание роли, характера действия заболевания на изменение личностных особенностей пациента и адаптацию человека в сложных стрессовых условиях, в качестве которых могут выступать заболевания. Ряд исследования был направлен на количественные и качественные измерения механизмов совладающего поведения. Вместе с тем, в существующей литературе отсутствуют монографические научные работы, в которых личностный профиль соматического больного изучался бы одновременно в различных плоскостях (клинико-биологической, психологической и социальной). [10, c. 68]

Таким образом, многосторонний анализ о взаимосвязи психического и соматического в организме человека является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества.





































1.История изучения психосоматических соотношений

История интереса людей к взаимоотношениям психики и тела началась с образованием первых человеческих сообществ. В примитивном обществе считалось, что болезнь вызывают духовные силы. Чтобы изгнать злого духа применяли заклинания и трепанацию черепа. По мнению некоторых ученых уже медицина Месопотамии была психосоматической во всех проявлениях. История психосоматики как части медицинской практики восходит к Гиппократу и Аристотелю, т.к. именно Гиппократ как бы объединял психическое и соматическое; прямо не говоря об этом и не отмечая это специально в своих трудах. Вместе с тем, он это подчеркивал, и об этом свидетельствует определение меланхолии, которое дал Гиппократ: «меланхолики страдают не только плохим настроением, но и испытывают боли в животе, как будто их колют тысячами 8 иголок». В диалоге «Хармид» Платон рассказывал Сократу об одном юноше, который страдал головной болью: «Если будет хорошо с глазами, то хорошо пойдёт и с головой, а если будет хорошо с головой, то будет хорошо и всему телу, а тело нельзя лечить без души. Ибо от души идет всё – как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека... А душа должна лечиться особыми целебными разговорами...». Многие философы на протяжении веков рассуждали о взаимоотношениях души и тела. Безусловно, одним из духовных отцов становления психосоматического подхода следует считать Фридриха Ницше. Он создал философию, которая «исходит из тела и нуждается в нём, как в путеводной нити», говорил о «разуме тела», его «множественности с единым смыслом». Ницше, не только предвосхитил ряд концепций Фрейда в учении о бессознательном и об аффектах, но и дал много указаний врачам по этому вопросу. Однако классическая медицина не обращая, внимания на философские рассуждения продолжала накапливать знания об отдельных органах и системах. [15, c. 118]

Только в 19 веке ученые вновь вернулись к древнегреческой идее целостности организма и тому, что необходимо лечить больного, а не болезнь. После 1920 г. в разных регионах Германии возник большой интерес к психофизиологическим исследованиям. В опытах с гипнозом Густавом Хейером (G. Неуег) и Э. Витковером (Е. Wittkower) было обнаружено относительно специфическое влияние психических раздражителей и представлений на соматические функции, например на деятельность желудка и жёлчного пузыря. С середины 19 века исследование соотношений психики и соматики продолжились уже в рамках психологии: уже к концу 50-х годов в американской научной литературе было опубликовано около 5000 статей о соматической медицине глазами психологов, а в 1950 г. Александр Мичерлих (A. Mitscherlich) открыл в Гейдельберге первую психосоматическую клинику при университете. [5, c. 153]

В отечественной науке многие ученые используя теорию Павлова также занимались вопросами психосоматики. Бехтерев В.М. не только провозглашал, но и доказывал в своих работах возможность возникновения соматических расстройств под влиянием психических изменений, более того, он был убежден, что в научное определение организма входит среда, влияющая на него. Также изучением вопросов психосоматике в медицинском направлении занимались: Крель (объектом лечения стала личность больного, изучал влияние аффектов на телесные функции и соматические заболевания), Вайцзеккер (ввел категорию субъекта в область патологии, благодаря чему появилась возможность учета жизненной ситуации в патогенезе), Бергман (открыл стадию «функционального нарушения побуждений» и доказал ее значимость для патогенеза психосоматических заболеваний). [16, c. 137]

Появление термина «психосоматический», согласно литературе, относится к 1818 г. (Хайнрот), а термин «соматопсихический» –  к 1822 г. (Якоби), но сами вопросы соотношения соматического (телесного) и психического (духовного) являются одними из древнейших в философии, психологии, медицине.

Зарождение психосоматической медицины связывают с работами Фрейда, указывая, что это направление начинается с истории болезни Анны О., в которой впервые было представлено возникновение физического симптома конверсии.

Хотя сам Фрейд никогда ни в одной из своих работ не использовал термина «психосоматическая медицина», в дальнейшем благодаря работам группы учеников и последователей Фрейда в Америке – 30-40–е гг. – и европейских исследователей – послевоенные годы – понятие психосоматической медицины получило широкое распространение, в частности, благодаря открытию центров психосоматической медицины и изданию социальных журналов.

Представления о связи между психическими процессами и соматическими нарушениями восходят к древним медицинским трактатам. Так, предполагалось, что неудовлетворенное желание женщины иметь ребенка приводит к движениям матки, которые  связаны с болями в нижней части живота. [13, c. 145]

Эта картина болезни была названа истерией. И наоборот, ипохондрия считалась органическим заболеванием, имевшим место в подреберной области.

Заслуга французского врача Поля Брике заключалась в том, что он в середине прошлого века подчеркнул необходимость дескриптивного подхода к картинам болезни, включающего научное исследование, и выступил против разработки комплексных теорий на основе недостаточных наблюдений.

В Новое время учение о связи соматических заболеваний и психических процессов назвали психосоматикой. Спектр возможных причин возникновения психофизиологических расстройств весьма широк, начиная от органически – биологических до преимущественно психических.

Как утверждает Кельнер, и сегодня под психосоматическими расстройствами понимают, прежде всего соматические заболевания, в этиологии которых, по крайне мере у части пациентов, существенную роль играют психологические процессы.

Эти «классические» психосоматические заболевания согласно новым классификационным критериям, в первую очередь диагностируются как органические болезни. Психологическим процессам придается существенное значение в возникновении и поддержании этих болезней.

С понятием «соматизация», как правило, связано представление о том, что перегрузки связанные с психосоциальными и эмоциональными проблемами, проявляются в первую очередь в виде соматических симптомов. Хотя пациент обычно акцентирует свое внимание лишь на нескольких симптомах, в анамнезе часто обнаруживаются другие многочисленные соматические нарушения.
В XIX веке немецкий философ  А. Шопенгауэр говорил: Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека. В силу обстоятельств современный человек настолько материалистичен, что для того, чтобы научить его восстанавливать здоровье, нужно начать с осязаемого, то есть с физического. Каждая врачебная практика диктует такой подход. Как раньше, так, впрочем, и в наше время многие продолжают разделять физическое и психическое здоровье так, словно это разные вещи. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как , состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов. [7, c. 178]


Но стоит отметить, что  в последнее время все чаще люди задумываются об их взаимосвязи. Если с точки зрения некоторых  религий болезнь – это наказание  за неправильное поведение, то с точки  зрения современной психологии к  болезням ведут неправильные психологические  установки. На Западе психология здоровья является частью раздела медицины, рассматривающего связь поведения и здоровья человека. Согласно психосоматической теории сознание – это важный фактор, определяющий здоровье человека. В настоящее время взаимоотношением психических и соматических процессов занимается психосоматическая медицина. Она начинается тогда, когда пациент перестает быть только носителем больного органа и рассматривается целостно. По данным ВОЗ свыше 40% обратившихся в терапевтический кабинет – соматические больные. Существует множество научных доказательств негативного влияния на здоровье человека гнева, злобы, депрессии, страха. Еще Аристотель и Гиппократ отмечали, что возникновение болезней сердца, печени, желудка и других органов зачастую связано с предшествующими психическими травмами. [9, c. 13]


Учение Фрейда заставило  обратить внимание на множество случаев, когда при наличии объективных  жалоб и данных лечение заболеваний  не приносило результата, а самим заболеваниям предшествовали всевозможные стрессы. Однако стоит отметить, что каким бы по силе ни был стресс, возможность возникновения (обострения) психосоматического заболевания зависит во многом от реакции на этот стресс и от поведенческих установок испытывающего его. Возникновение тех или иных психосоматических заболеваний зависит от типа нервной системы. Легковозбудимые и вспыльчивые холерики чаще болеют гастритами, язвенной болезнью, у сангвиников слабое место – сердце. Уравновешенные флегматики редко заболевают психосоматозами, но уж если заболели, то болеют подолгу, а легкоранимые меланхолики подвержены всем группам психосоматических заболеваний. Как болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, так неотреагированные чувства способствуют заболеванию органа – это постулаты концепции единого организма, где симптомы могут иметь личностный смысл. Психосоматика дает возможность понять причины некоторых заболеваний и соматических реакций человека. Эмоциональную жизнь современного человека определяет частота и интенсивность эмоциональных нагрузок, этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния. Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в специальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме. Современные условия жизни приводят к увеличению стрессовых влияний. Психосоциальный стресс может развиться в результате социальных взаимоотношений в домашней обстановке, на работе и т. д. Развитию психосоциальных стрессов способствует психологическая, а также духовная неграмотность и незрелость современного человека. Это сопровождается отсутствием эмоциональной компетентности, неумением личности справляться с жизненными ситуациями. Больные с расстройствами адаптации часто обращаются к терапевтам, кардиологам и т.д., но такие врачи не могут помочь там, где нужна психологическая и психотерапевтическая помощь. [10, c. 117]
























2. Понятия физического и психического здоровья: норма, патология

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания. [13, c. 97]

Психическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» – физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Психическое здоровье – это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

– осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

– чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

– критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

– соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

– способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

– способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

– способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Понятие нормы и нормальной личности перестало быть безликим, усредненным и среднестатистической единицей. То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок – ни-с-чем». Такие люди вполне приспособлены к жизни, ни чем не интересные и не имеющие никаких проблем. Они как эхо отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, все делают «как все», чрезвычайно конформны и не имеют собственного мнения. Им не нужны советы психолога, индивидуализированная профессиональная или семейная консультация, так как у них нет психологических проблем.

Понятие «норма» (от латинского - правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния. [20, c. 143]

Интерес с любой точки зрения представляют люди с очерченным характером: проблемы у них тесно связаны с индивидуально – личностными особенностями, чем и обуславливается необходимость личностно-ориентированного подхода, идет ли речь об учебном процессе, кадровом и профессиональном отборе, семейном консультировании и пр. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Черты характера, т.е. особенности, развивающиеся в процессе взаимодействия врожденных индивидуально-типологических свойств с ближайшим окружением, отражаются в методике разнообразными профилями с достаточно большим разбросом показателей по разным шкалам в пределах нормы.

Однако «коридор нормы» вполне широк, а верхняя граница сближает то, что мы называем характером нормальной личности с акцентуированной личностью, в профиле которой некоторые шкалы завышены и выделяют трудно компенсируемые черты, затрудняющие адаптацию человека в сложных условиях. [7, c. 93]

Взаимовлияние соматического и психического здоровья бесспорно. Известно, что соматические заболевания изменяют психическое состояние больных и способствуют патологическим изменениям личности.

























3.Факторы, влияющие на развитие психосоматики

В основе психосоматических заболеваний, заболеваний причиной возникновения которых служат различные психологические состояния, такие как стресс, эмоции, депрессия и т.п., лежит нарушение психологической деятельности человека. Меняется субъективная оценка человеком события или состояния в сторону негатива. В итоге могут развиться такие соматические заболевания как навязчивый невроз, хронические заболевания нервной системы и другие, вплоть до патологии. Для эффективной борьбы с подобного рода заболеваниями необходима своевременная диагностика стрессовых состояний, профилактика и лечение вегетативной нервной системы, в целом своевременная диагностика и последующее лечение психосоматических расстройств [6, с 7].

Существует большое разнообразие факторов, способных вызвать психосоматическое заболевание. И если одни из них хорошо известны, то о характере других можно судить только по косвенным признакам. В настоящее время развитие знаний в области этиологии психосоматических заболеваний - далеко не завершившийся процесс. В целом причины психосоматических нарушений делят на внешние по отношению к организму (экзогенные) и внутренние (эндогенные). К экзогенным относят инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении и соматогении. Эндогенные причины связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека и возрастными сдвигами.

Этиологический  принцип  является  основополагающим  в  создании  классификации  психосоматических заболеваний, хотя теоретически деление вредоносных факторов на экзогенные и эндогенные не является, строго говоря, правомерным. [4, c. 152]


Действительно, если принять, что все реакции организма человека сформировались в ходе длительной эволюции в ответ на разнообразные воздействия окружающей среды, то какая-то часть этих реакций, целесообразная с точки зрения выживания человеческого вида, закрепилась в обмене веществ и стала естественной, наследственной особенностью. Индивидуальная в прошлом форма реакции оказалась запрограммированной для последующих поколений. То есть, то, что является эндогенным для данного субъекта, было экзогенным для его предков. На этом сложном пути эволюции человека изменялись не только реакции приспособления человеческого организма к среде обитания, но и сама среда. Человек постоянно занимался и занимается преобразованием среды, приспосабливает ее к своим нуждам. Эти трансформации, в свою очередь, изменяют самого человека.

Встреча с негативным для человека фактором еще не означает неизбежности заболевания. Действительно, среди находящихся в тесном контакте с инфекционными больными, всегда имеются лица, нечувствительные или малочувствительные к инфекции. И для того чтобы неблагоприятное воздействие вызвало заболевание, необходимо определенное состояние данного конкретного организма в настоящий момент. Таким образом, причина (этиология) болезненного явления не может быть приравнена к самому этому неблагоприятному фактору. [2, c. 161]

К факторам, отвечающим за возникновение психосоматических заболеваний можно отнести следующие:

-   Возрастной фактор. Существует лишь небольшое количество психосоматических заболеваний, которые прямо или косвенно в своем  начале не привязаны к  возрастному фактору. Резкие возрастные перестройки (пубертатный период, климакс) с присущими любому организму в эти периоды трудностями адаптации и компенсации предрасполагают к началу многих психосоматических патологий. Еще более значима роль возрастного фактора при психопатологиях в зрелом возрасте.

-      Производственный фактор. Под ним подразумевают и причину психического расстройства (при профессиональных заболеваниях) и\или его условие. Например, шум, вибрация, эмоциональные перегрузки в условиях производства могут утяжелить сосудистое заболевание и, как следствие, способствовать появлению психопатологической симптоматики.

-    Сезонный фактор. Фактор сезонности является значимым для периодически протекающих эндогенных психопатологий. Метеотропный фактор  играет существенную роль в развитии  болезни у лиц с сосудистой патологией, с резидуальными последствиями перенесенной черепно-мозговой травмы и т.д. Однако, без наличия причины только предрасполагающие к этому условия не способны вызвать психосоматическое заболевание. [16, c. 83]

Таким образом, и причины болезней, и условия, провоцирующие их появление, могут быть как экзогенными, так и эндогенными. Поэтому бывает крайне трудно, а иногда невозможно разделить причины и условия заболевания в каждом конкретном случае, что в свое время дало основание для объявления некоторых заболеваний полиэтиологическими. [16, c. 115]

Для выявления причин возникновения психосоматических явлений отдельно следует остановиться на таком проявлении человеческой психики как эмоции. Эмоции - физиологические состояния, которые охватывают самые разнообразные чувствования и переживания человека. Они имеют ярко выраженную субъективную окраску, характеризуют индивидуальное отношение человека к повседневным событиям, явлениям и ощущениям, к разнообразным сигналам из внешнего мира и внутренней среды человеческого организма. Сигналы из внутренней среды организма (боль, сердцебиение, урчание в животе, мышечное напряжение, др.) воспринимаются с беспокойством, как неприятные и\или опасные ощущения. Именно эмоции имеют непосредственное отношение к эстетическому восприятию человека. Одно и то же явление, событие, предмет у одних вызывают удовольствие, положительные эмоции, другим безразличны, на третьих действуют отрицательно и раздражают. Так, одним нравится классическая музыка, другим - современные ритмы. Одни, наблюдая футбольные матчи, бокс, выражают свое удовольствие выкриками и свистом, другими людьми такое поведение болельщиков воспринимается болезненно, вызывает раздражение и возмущение. [7, c. 162]

Эмоциональное восприятие явлений и событий зависят как от типа высшей нервной деятельности человека (врожденный фактор), так и от образования и воспитания, влияния семьи, общества и традиций (приобретенный фактор). Эмоции сопровождают любое повседневное бытовое, служебное или культурное восприятие, любую творческую деятельность. Они оказывают основополагающее влияние на здоровье человека. Причем, как отрицательное, так и положительное. При этом положительные эмоции, как правило, не ведут к срыву высшей нервной деятельности, а, наоборот, способствуют укреплению здоровья, преодолению заболеваний. [6, c. 57]

Бурные эмоции, как отрицательные, так и положительные, аффекты могут вызывать невротические состояния. Однако, причинно-следственная связь при этом бывает более сложной, чем кажется на первый взгляд. Вероятно, взаимосвязь невротического состояния непосредственно с сильными эмоциональными проявлениями, с аффектом является последним звеном в цепи предшествовавших, менее сильных и поэтому менее заметных, подавляемых отрицательных эмоций, которые, тем не менее, не прошли бесследно. Накапливаясь в клетках головного мозга и теле, следы сильных, повторных и\или длительных отрицательных эмоций, приводят в итоге к тому, что количественные изменения переходят в качественные. В результате это проявляется в психо- эмоциональном срыве, невротическом состоянии. Именно это сегодня практически ежедневно наблюдается и регистрируется у жителей мегаполисов всего мира. Часто это может сопровождаться изменениями функциональных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Действительно, физиологические системы организма включаются автоматически, помимо воли человека [18, c. 139]

Помимо этого, люди одного возраста, пола, профессии отличаются характером, вкусами, привычками, поведением, что зависит от индивидуального типа высшей нервной деятельности каждого индивида.

К сожалению, в настоящее время система отечественного здравоохранения и отсутствие эффективной пропаганды гигиенических и медицинских знаний, порой недоступность дорогостоящей квалифицированной и специализированной медицинской помощи не обеспечивают необходимого отношения больных к своей болезни, к медицине и медицинским работникам в целом. Субъективное восприятие болезненных ощущений и их оценка, связанная с болезнью тревога омрачаются заботой о поиске финансовых средств на оплату лечения, на содержание семьи на время болезни, мыслями о возможности оказаться безработным. Поэтому отношение к болезни, поведение большей части больных ухудшает течение и исход заболевания, вызывает беспокойство врачей и психологов. [18, c. 147]

Отдельно следует остановиться на феномене так называемых воображаемых болезней. Условием возникновения воображаемых болезней является эмоциональная неустойчивость, мнительность и, как следствие, внушаемость. Это явление является не столько врожденным свойством психики человека, сколько приобретенным в процессе воспитания и обучения. Мнимые болезни возникают при наличии таких условий, как нервно-психическое перенапряжение, переутомление, бессонница, нарушение режима поведения и питания. Влияние этих факторов особенно возрастает на фоне длительных отрицательных эмоций в связи с семейным неблагополучием (в том числе, и особенно при тяжелой болезни близких и связанным с нею уходом за больным), профессиональными неприятностями.

Наиболее общими изменениями психики у психосоматических больных считают перестройку интересов по направлению от внешнего мира к собственным ощущениям, к функциям своего тела и к ограничению интересов. Это сопровождается изменениями личности, что проявляется в аффективной настроенности, моторике, речи, вплоть до изменений в восприятии времени (его субъективное ускорение или замедление). Большое значение приобретают наплывы воспоминаний, выраженность и некоторая насильственность которых могут быть связаны с интоксикацией в течение болезни. [19, c. 97]

Сложности представляет собой так же период выздоровления, когда у больного наступает период компенсации или примирения с дефектом, возникшим в результате болезни. Особенно это ярко проявляется, когда речь идет об инвалидности и в связи с этим новым положением в семье и обществе. В случае неизлечимой болезни врач и\или психолог должен понять все своеобразие психологического состояния больного, быть внимательным к мелочам по уходу за больным во время симптоматического лечения.

Так,  психическое  напряжение  больного,  конфликтные  ситуации могут отражаться на соматическом состоянии больного и вызывать так называемые психосоматические заболевания. Соматические заболевания, в свою очередь, оказывают влияние на психическое состояние человека, на его настроение, восприятие окружающего мира, поведение и планы. Только подход к состоянию больного на основе целостного понимания его организма всегда учитывает сложные взаимоотношения, которые существуют между психическим состоянием человека и его болезнью, между «психо» и «сома».






Заключение


Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии.

Таким образом, о распространенности психосоматических расстройств с точностью судить трудно (показатели болезненности обычно занижены), поскольку эти больные нередко выпадают из поля зрения врачей (обращаются к знахарям, целителям). Эпидемиологические исследования показывают, что к психосоматической патологии более предрасположены люди пожилые и среднего возраста, а также с низким прожиточным уровнем. Эта патология чаще отмечается у женщин.

Можно сделать вывод, что частота психосоматических заболеваний зависит от многих факторов. Многообразные психосоматические расстройства объединяет общий признак — сочетание нарушений психической и соматической сферы и связанные с этим особенности медицинского обслуживания больных, которое предполагает тесное взаимодействие психиатров и врачей общего профиля, осуществляемое обычно либо в медицинских учреждениях общего типа.










































Список использованной литературы

1.Бочанова Е.В. и др. Психосоматические заболевания: полный справочник / под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, 2003.
2.Воронов М. Психосоматика: Практическое руководство. – К.: Ника-Центр, 2002.

3.Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания. Справочник. 2003

4.Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002.
5.Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006.

6.Кулаков С.А. Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – СПб.: Речь, 2007.

7. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.

8.Мельник Е.В Психосоматические заболевания: факторы риска, выявление, профилактика [Текст]: учебное пособие – Челябинск : Активист, 2016.

9. Чуева М.Ю., Николаев Ю.И. Психосоматика: история становления психосоматической медицины // Международная научная школа психологии и педагогики / Ежемесячный научный журнал. № 6 (14). Новосибирск: МНШ ПиП, 2015.

10.Чуева М.Ю. Психосоматика: актуальные задачи диагностики психосоматических заболеваний // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.). № 2. г. Волгоград: ИЦРОН, 2015..

11.Давыдов, Д.М.  Некоторые психофизиологические аспекты психогенной депрессии у женщин / Д.М. Давыдов, Т.Н. Лаврова // Рос. психиатр.  журн. – 2004

12. Депрессии и расстройства депрессивного спектра в общемедицинской практике. Результаты программы КОМПАС / Р.Г.  Оганов, Л.И, Ольбинская,   А.Б.    Смулевич    и   др. // Кардиология. – 2004. – №1.

13. Дереча, В.А. Роль типологии психотравмирующих переживаний в оформлении клинической картины соматоформных расстройств /             В.А. Дереча, С.В. Балашова // Соц.  и    клинич.   психиатрия. – 2007. – №1

14.Дмитриева, Н.В. Электрофизиологические и информационные аспекты развития стресса / Н.В. Дмитриева, О.С. Глазачев // Успехи физиологических наук. – 2005.

15. Зараковский, Г.М. Психологические и физиологические проявления процесса адаптации населения России к новым социально-экономическим      условиям   / Г.М. Зараковский,   В.И.    Медведев,   Е.К. Казакова // Физиология человека. – 2007. – Том 33

16.Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2008.

17.Ковалев, Ю.В. Тревога и депрессия: клинико-феноменологические сходства и различия (аналитический обзор) / Ю.В. Ковалев // Рос. психиатр.  журн. – 2004.

18.Курпатов, В.И. Механизмы формирования психосоматических расстройств с позиции биопсихосоциального подхода / В.И. Курпатов, В.В. Титова // Психосоматическая    медицина –  2007: Материалы 2-го Международного конгресса.  –   СПб., 2007.

19.Марилов, В.В. Переход функционального расстройства в органический психосоматоз / В.В. Марилов // Журнал неврологии и психиатрии. – 2006. – № 1.

20. Маховская, Т.Г. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы в структуре пограничных психических расстройств (клинико-эпидемиологическое исследование) / Т.Г. Маховская // Рос. психиатр.  журн. – 2004.

21. Механизмы развития соматической патологии у лиц с длительным психоэмоциональным перенапряжением / С.В. Дударенко, С.Н. Шуленин,  А.А. Новицкий и др. // Психосоматическая    медицина –  2007: Материалы 2-го Международного конгресса. – СПб., 2007.

22. Органные неврозы как психосоматическая проблема / А.Б. Смулевич,        А.Л. Сыркин, С.И. Рапопорт и др. // Журн. неврол. и психиатр. – 2000.

23.Чухрова,  М.Г. Психосоматическая патология как результат состояния незавершенной адаптации / М.Г. Чухрова, В.П. Леутин // Психосоматическая медицина – 2007: Материалы  2-го Международного конгресса. – СПб.: Реноме, 2007.

24.Mental stress induces prolonged endothelial dysfunction via endothelin-A receptors / L. E. Speieker, D. Hurlimann, F. Ruschitzka, et al. // Circulation. – 2002



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Связь психического и соматического в организме человека"

Автор: Надежда Александровна Акимова

Дата: 09.03.2022

Номер свидетельства: 601834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» "
    ["seo_title"] => string(69) "programma-formirovaniie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "238086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444478737"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Использование оздоровительных технологий  во внеурочной деятельности по физической культуре в 5 классе  на примере программы по фитнес-аэробике "
    ["seo_title"] => string(161) "ispol-zovaniie-ozdorovitiel-nykh-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-fizichieskoi-kul-turie-v-5-klassie-na-primierie-proghrammy-po-fitnies-aerobikie"
    ["file_id"] => string(6) "130485"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415903947"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Доклад на тему "Возможности урока музыки как средство реализации здоровьесберегающих технологий". "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-na-tiemu-vozmozhnosti-uroka-muzyki-kak-sriedstvo-riealizatsii-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118085"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413034088"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptatsiia_k_shkole_i_formirovanie_shkolnoi_motivatsii_obuchaiushchikhsia_pervo"
    ["file_id"] => string(6) "555241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1596206281"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "«ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА»"
    ["seo_title"] => string(61) "organizatsiiaadaptatsionnogopieriodavgruppakhranniegovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "310426"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459013877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства