kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Профилактика аддиктивного поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Большинство наших воспитанников – дети из неблагополучных семей, в которых  злоупотребление алкоголем зачастую является нормой. Проблемы социализации,  характерные для таких семей, являются основным фактором риска, способным подтолкнуть детей на раннее употребление психоактивных веществ.

Бесконтрольность и попустительство взрослых приводят к тому, что на детей оказывают влияние неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Попав в такую среду, подросток вынужден усваивать ее ценности, поведение, роли, жаргон и пр. Первые пробы алкоголя, табака совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.

По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т.д.) первые пробы могут  не иметь продолжения.  

Поэтому крайне важно проводить как первичную профилактику, предусматривающую проведение мероприятий, направленных пропаганду здорового образа жизни и предотвращение употребления ПАВ, с детьми, которые не знакомы с действием психологически активных веществ, так и вторичную профилактику, ориентированную на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь.  

Просмотр содержимого документа
«Статья "Профилактика аддиктивного поведения"»


Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

Большинство наших воспитанников – дети из неблагополучных семей, в которых злоупотребление алкоголем зачастую является нормой. Проблемы социализации, характерные для таких семей, являются основным фактором риска, способным подтолкнуть детей на раннее употребление психоактивных веществ.

Бесконтрольность и попустительство взрослых приводят к тому, что на детей оказывают влияние неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Попав в такую среду, подросток вынужден усваивать ее ценности, поведение, роли, жаргон и пр. Первые пробы алкоголя, табака совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.

По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т.д.) первые пробы могут не иметь продолжения.

Поэтому крайне важно проводить как первичную профилактику, предусматривающую проведение мероприятий, направленных пропаганду здорового образа жизни и предотвращение употребления ПАВ, с детьми, которые не знакомы с действием психологически активных веществ, так и вторичную профилактику, ориентированную на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь. 

В условиях учреждения профилактика аддиктивного поведения представляет собой комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании и интереса к алкогольным напиткам.

Социально-педагогическая профилактика аддиктивного поведения ведется по трем направлениям:

  1. Развитие социальной компетентности.

  2. Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Организация досуга воспитанников.



Выстраивая систему работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, включаем их в программу по развитию социальной компетентности. Занятия направлены развитие уверенности в себе, умения противостоять негативному давлению окружающих, на формиро­вание у подростков навыков самостоятельного принятия реше­ний в различных жизненных ситуациях, воспитание ответственности за свои действия и поступки.

Такие занятия, как "Уверенность в повседневной жизни", "Противостояние негативному давлению среды", "Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ", "Правонарушения. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения", "Учусь говорить "Нет!" способствуют формированию адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

В рамках ра­боты по направлению "пропаганда здорового образа жизни и профилактика и вредных привычек" поощряется развитие альтернативных привычек (за­нятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим дня и питания и т.п.), ко­торые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой упот­ребления наркотиков и других ПАВ.

В течение года проведены занятия по данному направлению:

  • Тематическое мероприятие" Праздник здоровья"

  • "Спорт против курения"

  • "Девочка-подросток и здоровье будущих поколений"

  • "Правда о рекламе табачных изделий"

  • "Друзья и наркотики"

  • "ПАВ. Мифы и реальность"

  • Тематическое мероприятие "Сохрани себя сам"

  • "Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра"

  • "Первая проба – начало полета, в конце которого падение"

  • "Влияние алкоголя на детский организм"

  • "Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие"

Часть занятий проводится совместно с врачом-наркологом. Главную задачу видим не в том, чтобы дать детям как можно больше информации, а в формировании в детском сообществе стойкого негативного отношения к табакокурению, наркомании, алкоголизации, желании вести здоровый образ жизни и готовности брать на себя ответственность за сохранение своего здоровья.

Организация досуга – важная составляющая профилактики аддиктивного поведения, так как включение в социально – одобряемую деятельность помогает найти детям занятие по душе, добиться успеха в каком-либо виде творческой деятельности, восполнить недостаток положительного жизненного опыта.

Воспитанники вовлечены в систематические занятия физической культурой и спортом ("Олимпиада", "Кросс наций", "Сибирский международный марафон", "Лыжня России"), посещают кружки в Центре детского технического творчества и спортивные секции в СОШ №2.

Принимают участие в выездных мероприятиях. Выступают с концертами, подготовленными своими силами, в геронтологическом центре, коррекционном интенате №5. Подготовлены инсценировки по сказке Сергея Михалкова "Как медведь трубку нашел", "Репка на новый лад", показаны воспитанникам "Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", воспитанникам "Специальной коррекционной начальной школы – детский сад № 292 для детей с нарушениями речи".

Воспитанники принимают участие в различных городских творческих конкурсах, занимают призовые места. Например, с воспитанницей Юлей Ивановой подготовлена презентация "Кому ты нужна, курящая?" для участие в городском марафоне рисунков, плакатов по профилактике потребления психоактивных веществ и других асоциальных явлений "Сделай свой выбор".

Помогают сделать досуг детей интересным и разнообразным волонтерский отряд "Опека" (ОмГПУ) и Международная добровольческая благотворительная организация АМУРТ, организуя игровые программы и выезды детей в кинотеатры, на пейнтбол. Особенное отношение вызывает у детей кинезотерапия, все дети рады встречам с обученными собаками.

Таким оразом, мы стараемся наполнить жизнь детей яркими событиями, помочь им раскрыть личностный потенциал и представление об окружающем мире.Данным опытом работы неоднократно делились на семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях и получили положительные отзывы коллег.





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Профилактика аддиктивного поведения"

Автор: Пушкарева Елена Николаевна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "ПРОФИЛАКТИКА НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ детей и подростков с умственной отсталостью"
    ["seo_title"] => string(80) "profilaktika_niekhimichieskikh_zavisimostiei_dietiei_i_podrostkov_s_umstviennoi_"
    ["file_id"] => string(6) "435797"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509467037"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства