Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Большинство наших воспитанников – дети из неблагополучных семей, в которых злоупотребление алкоголем зачастую является нормой. Проблемы социализации, характерные для таких семей, являются основным фактором риска, способным подтолкнуть детей на раннее употребление психоактивных веществ.
Бесконтрольность и попустительство взрослых приводят к тому, что на детей оказывают влияние неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Попав в такую среду, подросток вынужден усваивать ее ценности, поведение, роли, жаргон и пр. Первые пробы алкоголя, табака совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.
По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т.д.) первые пробы могут не иметь продолжения.
Поэтому крайне важно проводить как первичную профилактику, предусматривающую проведение мероприятий, направленных пропаганду здорового образа жизни и предотвращение употребления ПАВ, с детьми, которые не знакомы с действием психологически активных веществ, так и вторичную профилактику, ориентированную на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Профилактика аддиктивного поведения"»
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикций. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Большинство наших воспитанников – дети из неблагополучных семей, в которых злоупотребление алкоголем зачастую является нормой. Проблемы социализации, характерные для таких семей, являются основным фактором риска, способным подтолкнуть детей на раннее употребление психоактивных веществ.
Бесконтрольность и попустительство взрослых приводят к тому, что на детей оказывают влияние неформальные подростковые группы с асоциальной направленностью. Попав в такую среду, подросток вынужден усваивать ее ценности, поведение, роли, жаргон и пр. Первые пробы алкоголя, табака совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.
По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т.д.) первые пробы могут не иметь продолжения.
Поэтому крайне важно проводить как первичную профилактику, предусматривающую проведение мероприятий, направленных пропаганду здорового образа жизни и предотвращение употребления ПАВ, с детьми, которые не знакомы с действием психологически активных веществ, так и вторичную профилактику, ориентированную на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь.
В условиях учреждения профилактика аддиктивного поведения представляет собой комплекс мер, направленных в первую очередь на предупреждение возникновения у воспитанников никотиновой зависимости, наркомании и интереса к алкогольным напиткам.
Социально-педагогическая профилактика аддиктивного поведения ведется по трем направлениям:
Развитие социальной компетентности.
Пропаганда здорового образа жизни.
Организация досуга воспитанников.
Выстраивая систему работы с подростками, склонными к аддиктивному поведению, включаем их в программу по развитию социальной компетентности. Занятия направлены развитие уверенности в себе, умения противостоять негативному давлению окружающих, на формирование у подростков навыков самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, воспитание ответственности за свои действия и поступки.
Такие занятия, как "Уверенность в повседневной жизни", "Противостояние негативному давлению среды", "Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ", "Правонарушения. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения", "Учусь говорить "Нет!" способствуют формированию адекватного стиля поведения в различных жизненных ситуациях. Дети учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).
В рамках работы по направлению "пропаганда здорового образа жизни и профилактика и вредных привычек" поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим дня и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ.
В течение года проведены занятия по данному направлению:
Тематическое мероприятие" Праздник здоровья"
"Спорт против курения"
"Девочка-подросток и здоровье будущих поколений"
"Правда о рекламе табачных изделий"
"Друзья и наркотики"
"ПАВ. Мифы и реальность"
Тематическое мероприятие "Сохрани себя сам"
"Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра"
"Первая проба – начало полета, в конце которого падение"
"Влияние алкоголя на детский организм"
"Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие"
Часть занятий проводится совместно с врачом-наркологом. Главную задачу видим не в том, чтобы дать детям как можно больше информации, а в формировании в детском сообществе стойкого негативного отношения к табакокурению, наркомании, алкоголизации, желании вести здоровый образ жизни и готовности брать на себя ответственность за сохранение своего здоровья.
Организация досуга – важная составляющая профилактики аддиктивного поведения, так как включение в социально – одобряемую деятельность помогает найти детям занятие по душе, добиться успеха в каком-либо виде творческой деятельности, восполнить недостаток положительного жизненного опыта.
Воспитанники вовлечены в систематические занятия физической культурой и спортом ("Олимпиада", "Кросс наций", "Сибирский международный марафон", "Лыжня России"), посещают кружки в Центре детского технического творчества и спортивные секции в СОШ №2.
Принимают участие в выездных мероприятиях. Выступают с концертами, подготовленными своими силами, в геронтологическом центре, коррекционном интенате №5. Подготовлены инсценировки по сказке Сергея Михалкова "Как медведь трубку нашел", "Репка на новый лад", показаны воспитанникам "Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", воспитанникам "Специальной коррекционной начальной школы – детский сад № 292 для детей с нарушениями речи".
Воспитанники принимают участие в различных городских творческих конкурсах, занимают призовые места. Например, с воспитанницей Юлей Ивановой подготовлена презентация "Кому ты нужна, курящая?" для участие в городском марафоне рисунков, плакатов по профилактике потребления психоактивных веществ и других асоциальных явлений "Сделай свой выбор".
Помогают сделать досуг детей интересным и разнообразным волонтерский отряд "Опека" (ОмГПУ) и Международная добровольческая благотворительная организация АМУРТ, организуя игровые программы и выезды детей в кинотеатры, на пейнтбол. Особенное отношение вызывает у детей кинезотерапия, все дети рады встречам с обученными собаками.
Таким оразом, мы стараемся наполнить жизнь детей яркими событиями, помочь им раскрыть личностный потенциал и представление об окружающем мире.Данным опытом работы неоднократно делились на семинарах, педагогических чтениях, научно-практических конференциях и получили положительные отзывы коллег.