kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Педагогическая поддержка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие "педагогическая поддержка" в отечественную науку было введено Олегом Семеновичем Газманом.  В настоящее время под термином педагогическая поддержка понимается воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития.

Назначение педагогической поддержки состоит в том, чтобы "здесь и сейчас" содействовать активности личности, ее усилиям для построения собственной жизни.

Педагогическая поддержка обеспечивает детям  помощь в самостоятельном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Педагогическая поддержка предполагает оказание ребенку помощи в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями.

Если говорить о преодолении трудностей, препятствий, мешающих успешности ребенка, то важно определить, какие именно препятствия мешают воспитаннику самостоятельно достигать положительных результатов:

  • личностные;
  • социальные;
  • материальные.

К личностным препятствиям относят:

Во-первых, отсутствие ориентации. Это недостаток информации, который мешает ребенку определить свое место, разобраться в социальном окружении, возможных границах поведения, опасностях для жизни, определить оптимальное направление своей активности.

         Отсюда в системе педагогической поддержки ориентировать – означает отвечать на вопросы, давать необходимую информацию.

         Во-вторых, к личностным препятствиям относятся трудности в отношениях, в деятельности, в самосознании, с которыми ребенок может справиться сам, т.к. имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых интеллектуальных, моральных сил.

Пример. При подготовке уроков проявляют слабоволие, закатывают истерику, только чтобы не пришлось прилагать усилия.

Помощь в преодолении таких трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.

В-третьих, к личностным препятствиям относится такая проблема, как переживание ребенком недостаточности физического, психологического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения для достижения необходимого результата.

Пример. Чаще всего ребенку об этом говорят сверстники:

Ты не умеешь играть – мы тебя не возьмем.

Плохо ловишь мяч – с тобой проиграем.

Ты не нарисуешь – только испортишь.

         Такие проблемы нельзя решить сиюминутно, они требуют системной работы не только с ребенком, но и со всей группой. Занятия по обучению ребенка и опора на другие положительные качества, затем тренинги по принятию и игра, в которой ребенок хорошо себя покажет.

         Социальные препятствия

Источником этого вида препятствий выступает социальная среда – сотрудники учреждения, работники школы, как носители норм поведения, стиля отношений с детьми; друзья, сверстники в школе; семья, ценности и традиции.

Пример. Отсутствие единых требований к детям;

Отвержение сверстника, обидные прозвища

(в группе долго чувствовала себя отверженной Таня Мирошникова)

         Материальные препятствия

Могут быть связаны с материальным положением семьи.  Пример. Разница в материальном положении семей Липко, Зимковой и некоторых других детей, у которых есть дорогая косметика, вкусные гостинцы, они могут делать подарки избранным, угощать не всех детей. Все к этому стремятся, но не имеют возможности получить самостоятельно. Это создавало не только проблемы в отношениях, но и провоцировало некоторые случаи воровства в группе.

Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки.

Легче помочь ребенку преодолеть препятствия по мере их возникновения, чем столкнуться с проблемами школьной дезадаптации, делинквентным поведением.

В нашей практике у детей уже сформировались проблемы, а часто сразу несколько, поэтому важно правильно организовать работу по оказанию педагогической поддержки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Педагогическая поддержка" »


Понятие "педагогическая поддержка" в отечественную науку было введено Олегом Семеновичем Газманом. В настоящее время под термином педагогическая поддержка понимается воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития.

Назначение педагогической поддержки состоит в том, чтобы "здесь и сейчас" содействовать активности личности, ее усилиям для построения собственной жизни.

Педагогическая поддержка обеспечивает детям помощь в самостоятельном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Педагогическая поддержка предполагает оказание ребенку помощи в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями.

Если говорить о преодолении трудностей, препятствий, мешающих успешности ребенка, то важно определить, какие именно препятствия мешают воспитаннику самостоятельно достигать положительных результатов:

  • личностные;

  • социальные;

  • материальные.

К личностным препятствиям относят:

Во-первых, отсутствие ориентации. Это недостаток информации, который мешает ребенку определить свое место, разобраться в социальном окружении, возможных границах поведения, опасностях для жизни, определить оптимальное направление своей активности.

Отсюда в системе педагогической поддержки ориентировать – означает отвечать на вопросы, давать необходимую информацию.

Во-вторых, к личностным препятствиям относятся трудности в отношениях, в деятельности, в самосознании, с которыми ребенок может справиться сам, т.к. имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых интеллектуальных, моральных сил.

Пример. При подготовке уроков проявляют слабоволие, закатывают истерику, только чтобы не пришлось прилагать усилия.

Помощь в преодолении таких трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.

В-третьих, к личностным препятствиям относится такая проблема, как переживание ребенком недостаточности физического, психологического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения для достижения необходимого результата.

Пример. Чаще всего ребенку об этом говорят сверстники:

Ты не умеешь играть – мы тебя не возьмем.

Плохо ловишь мяч – с тобой проиграем.

Ты не нарисуешь – только испортишь.

Такие проблемы нельзя решить сиюминутно, они требуют системной работы не только с ребенком, но и со всей группой. Занятия по обучению ребенка и опора на другие положительные качества, затем тренинги по принятию и игра, в которой ребенок хорошо себя покажет.

Социальные препятствия

Источником этого вида препятствий выступает социальная среда – сотрудники учреждения, работники школы, как носители норм поведения, стиля отношений с детьми; друзья, сверстники в школе; семья, ценности и традиции.

Пример. Отсутствие единых требований к детям;

Отвержение сверстника, обидные прозвища

(в группе долго чувствовала себя отверженной Таня Мирошникова)



Материальные препятствия



Могут быть связаны с материальным положением семьи. Пример. Разница в материальном положении семей Липко, Зимковой и некоторых других детей, у которых есть дорогая косметика, вкусные гостинцы, они могут делать подарки избранным, угощать не всех детей. Все к этому стремятся, но не имеют возможности получить самостоятельно. Это создавало не только проблемы в отношениях, но и провоцировало некоторые случаи воровства в группе.



Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки.

Легче помочь ребенку преодолеть препятствия по мере их возникновения, чем столкнуться с проблемами школьной дезадаптации, делинквентным поведением.

В нашей практике у детей уже сформировались проблемы, а часто сразу несколько, поэтому важно правильно организовать работу по оказанию педагогической поддержки.



В деятельности педагога по оказанию помощи ребенку в решении проблемы выделяют несколько этапов:

  • диагностический;

  • поисковый;

  • договорный;

  • деятельностный;

  • рефлексивный.



Целью диагностического этапа является осознание ребенком сути проблемы.

Важно помочь ребенку сказать вслух о том, что он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему сейчас потребовалось разрешить проблему.

Эта задача важна, т.к. самостоятельная вербализация проблемы ребенком способствует более успешному ее разрешению по сравнению с тем, когда вместо ребенка взрослый формулирует его проблему.

Важно получить согласие ребенка на помощь и поддержку в данной ситуации.

Цель поискового этапа – принятие ребенком на себя ответственности за возникновение и разрешение проблемы.

Задача педагога – помочь выявить причины, которые привели к затруднению. Этот этап включает в себя наблюдение, беседы, дискуссию. По ходу выявления причин появляются предварительные варианты выхода из проблемы. Важно проявить внимание к любым вариантам, которые предлагает ребенок. Не критиковать их, а вместе с ребенком находить все "+" и "-" – это поможет ребенку самому выбрать более всего подходящий ему способ разрешения проблемы.

Задача педагога – поддержать ребенка в любом выборе и выразить свою готовность помочь в любом случае.

Поисковый и следующий за ним договорный этапы взаимосвязаны. Если целью поискового этапа было принятие ответственности и выбор способа разрешения проблемы, то цель договорного этапа – распределение действий на договорной основе: кто и что берет на себя.

В результате разделения функций открывается возможность проектирования своей деятельности как ребенком, так и педагогом.

Желание ребенка самостоятельно прилагать усилия для решения своей проблемы – уже само по себе является важным результатом педагогической работы.

Деятельностный этап. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы. Разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов, поэтому многие проблемы решаются совместно с психологом, социальным педагогом.

Рефлексивный ответ может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут открыться новые обстоятельства и понадобится переформулировать проблему и искать новые пути ее разрешения.

Педагог создает условия, в которых ребенок анализирует свои действия, сам оценивает как способ действий, так и достигнутый результат.

Важно помогать ребенку замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него.



Педагогически запущенным подросткам свойственны отклонения в возрастном развитии.

Отклонения в развитии эмоциональной сферы: поверхностность чувств, переживание своей ненужности, утрата ценности своей жизни, депрессия в случае эмоционального отвержения подростка, нахождение круга "своих", где все такие же, все на равных, уход от действительности.

Отклонения в развитии коммуникативной сферы (трудности во взаимоотношениях, беспомощность подростков – не имеют сами и не хотят просить взрослых о помощи, неумение изменить отношения со взрослыми – отказаться от бравады и демонстративности.)

Отклонения в поведении. Иждивенчество, привычка жить по указке других, бродяжничество, воровство, употребление спиртных напитков, агрессия.

Это лишь некоторые отклонения в возрастном развитии, свойственные нашим воспитанникам. Они, с одной стороны, актуализируют необходимость оказания педагогической поддержки этим детям, а с другой – создают препятствия для ее оказания, т.к.

  1. Ребенок должен дать согласие на помощь и поддержку.

  2. Ребенку нужно отказаться от пассивной жизненной позиции, перестать плыть по течению, обвиняя в своих проблемах всех вокруг.

  3. Ребенку нужно взять на себя ответственность за свою жизнь, за решение своих проблем.

  4. Осознать жизненную необходимость взаимной поддержки, т.е не только принимать заботу и внимание (не воспринимать как должное, а ценить), но и научиться поддерживать и заботиться о других.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Педагогическая поддержка"

Автор: Пушкарева Елена Николаевна

Дата: 26.05.2015

Номер свидетельства: 215400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методический семинар "Технология педагогической поддержки учащихся на уроках родного (коми) языка" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskii-sieminar-tiekhnologhiia-piedaghoghichieskoi-poddierzhki-uchashchikhsia-na-urokakh-rodnogho-komi-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "224915"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439287529"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Сообщение "Педагогическая поддержка в организации образовательного маршрута""
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchieniie_piedaghoghichieskaia_poddierzhka_v_orghanizatsii_obrazovatiel_nog"
    ["file_id"] => string(6) "408015"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491798438"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Статья «Творческая инициатива педагога» "
    ["seo_title"] => string(45) "stat-ia-tvorchieskaia-initsiativa-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "169644"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423449742"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Статья "
    ["seo_title"] => string(7) "stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615448"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства