Понятие "педагогическая поддержка" в отечественную науку было введено Олегом Семеновичем Газманом. В настоящее время под термином педагогическая поддержка понимается воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития.
Назначение педагогической поддержки состоит в том, чтобы "здесь и сейчас" содействовать активности личности, ее усилиям для построения собственной жизни.
Педагогическая поддержка обеспечивает детям помощь в самостоятельном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Педагогическая поддержка предполагает оказание ребенку помощи в затруднительной ситуации для того, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями.
Если говорить о преодолении трудностей, препятствий, мешающих успешности ребенка, то важно определить, какие именно препятствия мешают воспитаннику самостоятельно достигать положительных результатов:
- личностные;
- социальные;
- материальные.
К личностным препятствиям относят:
Во-первых, отсутствие ориентации. Это недостаток информации, который мешает ребенку определить свое место, разобраться в социальном окружении, возможных границах поведения, опасностях для жизни, определить оптимальное направление своей активности.
Отсюда в системе педагогической поддержки ориентировать – означает отвечать на вопросы, давать необходимую информацию.
Во-вторых, к личностным препятствиям относятся трудности в отношениях, в деятельности, в самосознании, с которыми ребенок может справиться сам, т.к. имеет для этого необходимые задатки, способности, качества, но при условии дополнительного напряжения волевых интеллектуальных, моральных сил.
Пример. При подготовке уроков проявляют слабоволие, закатывают истерику, только чтобы не пришлось прилагать усилия.
Помощь в преодолении таких трудностей основывается на помощи в мотивации и самоорганизации.
В-третьих, к личностным препятствиям относится такая проблема, как переживание ребенком недостаточности физического, психологического развития, знаний, опыта, способов деятельности и общения для достижения необходимого результата.
Пример. Чаще всего ребенку об этом говорят сверстники:
Ты не умеешь играть – мы тебя не возьмем.
Плохо ловишь мяч – с тобой проиграем.
Ты не нарисуешь – только испортишь.
Такие проблемы нельзя решить сиюминутно, они требуют системной работы не только с ребенком, но и со всей группой. Занятия по обучению ребенка и опора на другие положительные качества, затем тренинги по принятию и игра, в которой ребенок хорошо себя покажет.
Социальные препятствия
Источником этого вида препятствий выступает социальная среда – сотрудники учреждения, работники школы, как носители норм поведения, стиля отношений с детьми; друзья, сверстники в школе; семья, ценности и традиции.
Пример. Отсутствие единых требований к детям;
Отвержение сверстника, обидные прозвища
(в группе долго чувствовала себя отверженной Таня Мирошникова)
Материальные препятствия
Могут быть связаны с материальным положением семьи. Пример. Разница в материальном положении семей Липко, Зимковой и некоторых других детей, у которых есть дорогая косметика, вкусные гостинцы, они могут делать подарки избранным, угощать не всех детей. Все к этому стремятся, но не имеют возможности получить самостоятельно. Это создавало не только проблемы в отношениях, но и провоцировало некоторые случаи воровства в группе.
Работа с каждой группой препятствий составляет специфические задачи именно педагогической поддержки.
Легче помочь ребенку преодолеть препятствия по мере их возникновения, чем столкнуться с проблемами школьной дезадаптации, делинквентным поведением.
В нашей практике у детей уже сформировались проблемы, а часто сразу несколько, поэтому важно правильно организовать работу по оказанию педагогической поддержки.