kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Творческая инициатива педагога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю, особенно преподавателю истории, необходимо всегда помнить, что сегодняшний школьник – это завтрашняя судьба Казахстана.  И вершить эту судьбу должны не только образованные, но и здоровые граждане, поэтому на школу возлагаются большие задачи в формировании духовно – зрелой личности, ведущей здоровый образ жизни.

Ещё в XVIII веке немецкий философ Эммануил Кант сказал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». На помощь приходит Здоровьесберегающая педагогика и её принципы. Главная её отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения ЗОЖ,  воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Определить их содержание можно, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги, методисты ведут активный поиск дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё            Я.А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Об актуальности такого технологического подхода можно судить по тому вниманию, с которым методисты, педагоги обращаются к новым понятиям: педагогические технологии, технология обучения, образовательные технологии.

Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?»   

На мой взгляд исчерпывающий ответ на вопрос «как учить?» дает технология педагогической поддержки учащихся (автор О.С. Газман), в режиме которой я работаю более 5 лет, направляя проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

Педагогическая поддержка -  это особая технология образования, отличающая от традиционных (модульное, критическое мышление, разноуровневые и другие) тем,  что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого; предполагает самоопределение учащихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы как на уроке, так и вне.

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем:  «Поддержка – помощь, содействие» - особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому в критических ситуациях. По утверждению О.С. Газмана, это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса.

Конкретизация педагогической деятельности не снижает смысловой её сущности, а наоборот. Только конкретная деятельность, приведшая к конкретному результату, может быть представлена и отрефлексирована как нечто целое, совпадающее по смыслам, целям и способам деятельности.                      

О.С. Газман, впервые поставивший проблему педагогической поддержки, весьма остро и определенно задал содержание позиционному диалогу вопросом: так где же, в каких формах, на каком содержании реализуются в образовательной практике представления, связанные с высоким назначением образования как условие, при котором возможно свободное самостановление  человека?

«Как это важно раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в свои собственные силы, в свое предназначение» - подчеркивает С. А. Назарбаева. Рефлексией на данный постулат в рамках педагогической поддержки является работа ребят над проектами. Контроль знаний по каждой теме обозначен защитой мини- проектов, потому что только учебная деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение школьнику, становится для него фактором личностного развития «Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни», - писал У. Глассер.

Школьный мир – это та среда, где должен формироваться человек, как патриот, как гражданин. В ходе работы раскрывается душа ребенка, его характер, формируется национальное самосознание гражданина РК. Выдающийся педагог Ш. Амонашвили в своей трилогии отмечал: «Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам…»

Педагогическая поддержка  предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, внушение, вызов родителей, требование беспрекословного повиновения.  Поскольку перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности», у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Таким образом, педагогическая поддержка предполагает совершенно другую педагогику, в которой все противопоставлено педагогике воздействия.

Педагогика поддержки, которая создается в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного обучения и воспитания, не просто «ориентирована» на ребенка, она вся зависит от него и определяется им.      

Педагогическая поддержка  занимается переводом актуального в потенциальное. Она возможна только при наличии у педагога гуманистической позиции и полного доверия к ребенку и подростку.

Педагогам следует обратить внимание на следующие нормы педагогической поддержки:

    Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности.

    Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески, умение слушать, слышать, услышать.

    Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

    Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

Выделение проблемы ребенка в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, и требующей от педагога умения задавать интенцию и управлять динамикой развития ребенка

Диагностика по проведению совместной исследовательской деятельности двух субъектов (педагога и учащегося) в рамках педагогической поддержки

     Доля учителя в  

     совместной работе

    Доля ученика в

    совместной работе

 




 

 

 

 

    

  1. Постановка целей: выявление проблемы, противоречия, формулировка задач.
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
  3. Самообразование и актуализация знаний.
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка.
  6. Обобщение результатов и выводы.
  7. Анализ успехов и выводы.

В заключение хочется сказать, что технология педагогической поддержки в режиме проектной деятельности учащихся действительно работает на качество образовательного процесса. Примером рефлексии по данному утверждению могут служить показатели микроисследований, которые проводим, отслеживания результаты работы в системе педагогической поддержки (см. в приложении).

Вместе со своей коллегой Андреевой Н.М. – (в данный момент работает в Столичном лицее учителем истории) изучили технологическую основу данной здоровьесберегающей технологии, написали методическое пособие «Педагогическая поддержка как  фактор успешности учащихся», которое рецензировано и прошло защиту в ИПКиПК в 2010-2011 уч. году. И сегодня  опыт данной технологии успешно работает в режиме школьного эксперимента: «Формирование культуры ЗОЖ в системе духовного и нравственно- этического воспитания учащихся через педагогическую поддержку».

Говоря словами Великого педагога В.А. Сухомлинского: «Каким бы трудным в учении ни был ученик, ка бы трудно не давались ему знания и навыки, годы пребывания в школе ни в коем случае не должны оставить горький след в его душе». И хочется мне верить, что я, работая в системе педагогической поддержки ребенка как на уроке, так и вне, стараюсь не оставлять «горького следа в его душе».

 

 

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение самооценки личности (по методике ЛипкинойА.И.)

(6-е классы)

 

Ответственность

Всегда

Иногда

Нико­гда

1. Родители, учителя и тренер могут на меня полагаться.

15

8

2

2. Допускаю исправления, если сделал что-то не так.

12

10

3

3. Не могу держать слово и выполнять обещания

4

8

13

А. Придумываю оправдания, чтобы укло­ниться от работы.

2

10

13

5. Делаю все наилучшим образом.

9

10

6

6. Соглашаюсь делать то, что выше моих сил.

3

15

7

7. Отношусь ко всему, как к шутке или игре.

5

10

10

8. Помогаю по дому и делаю домашнее за­дание.

12

11

2

9. Сижу с младшими братьями/ сестрами.

6

15

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Творческая инициатива педагога» »

Управление образования г. Астаны

средняя школа № 36









I Международный конкурс

работников образовательной сферы

«Творческая инициатива педагога»





Направление 4: Методические разработки

Номинация 4.1: «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога»

Автор: учитель истории и права Ваакс Александр Николаевич

Образование:

высшее, ЕНУ им. Л. Гумилева преподавательистории,

Университет им. Д. Кунаева – юрист

категория – высшая

стаж – 15 лет












Астана - 2014





«Развитая страна в XXI веке –

это активные, образованные и

здоровые граждане»

Н.А. Назарбаев





Учителю, особенно преподавателю истории, необходимо всегда помнить, что сегодняшний школьник – это завтрашняя судьба Казахстана. И вершить эту судьбу должны не только образованные, но и здоровые граждане, поэтому на школу возлагаются большие задачи в формировании духовно – зрелой личности, ведущей здоровый образ жизни.

Ещё в XVIII веке немецкий философ Эммануил Кант сказал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». На помощь приходит Здоровьесберегающая педагогика и её принципы. Главная её отличительная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения ЗОЖ, воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Определить их содержание можно, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги, методисты ведут активный поиск дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Ещё Я.А. Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Об актуальности такого технологического подхода можно судить по тому вниманию, с которым методисты, педагоги обращаются к новым понятиям: педагогические технологии, технология обучения, образовательные технологии.

Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?»

На мой взгляд исчерпывающий ответ на вопрос «как учить?» дает технология педагогической поддержки учащихся (автор О.С. Газман), в режиме которой я работаю более 5 лет, направляя проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающая от традиционных (модульное, критическое мышление, разноуровневые и другие) тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого; предполагает самоопределение учащихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы как на уроке, так и вне.

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие» - особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому в критических ситуациях. По утверждению О.С. Газмана, это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса.

Конкретизация педагогической деятельности не снижает смысловой её сущности, а наоборот. Только конкретная деятельность, приведшая к конкретному результату, может быть представлена и отрефлексирована как нечто целое, совпадающее по смыслам, целям и способам деятельности.

О.С. Газман, впервые поставивший проблему педагогической поддержки, весьма остро и определенно задал содержание позиционному диалогу вопросом: так где же, в каких формах, на каком содержании реализуются в образовательной практике представления, связанные с высоким назначением образования как условие, при котором возможно свободное самостановление человека?

«Как это важно раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в свои собственные силы, в свое предназначение» - подчеркивает С. А. Назарбаева. Рефлексией на данный постулат в рамках педагогической поддержки является работа ребят над проектами. Контроль знаний по каждой теме обозначен защитой мини- проектов, потому что только учебная деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение школьнику, становится для него фактором личностного развития «Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни», - писал У. Глассер.

Школьный мир – это та среда, где должен формироваться человек, как патриот, как гражданин. В ходе работы раскрывается душа ребенка, его характер, формируется национальное самосознание гражданина РК. Выдающийся педагог Ш. Амонашвили в своей трилогии отмечал: «Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам…»

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, внушение, вызов родителей, требование беспрекословного повиновения. Поскольку перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности», у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Таким образом, педагогическая поддержка предполагает совершенно другую педагогику, в которой все противопоставлено педагогике воздействия.

Педагогика поддержки, которая создается в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного обучения и воспитания, не просто «ориентирована» на ребенка, она вся зависит от него и определяется им.

Педагогическая поддержка занимается переводом актуального в потенциальное. Она возможна только при наличии у педагога гуманистической позиции и полного доверия к ребенку и подростку.

Педагогам следует обратить внимание на следующие нормы педагогической поддержки:

  • Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности.

  • Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески, умение слушать, слышать, услышать.

  • Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

  • Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

Выделение проблемы ребенка в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, и требующей от педагога умения задавать интенцию и управлять динамикой развития ребенка

Диагностика по проведению совместной исследовательской деятельности двух субъектов (педагога и учащегося) в рамках педагогической поддержки

Доля учителя в

совместной работе

Доля ученика в

совместной работе





  1. Постановка целей: выявление проблемы, противоречия, формулировка задач.

  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.

  3. Самообразование и актуализация знаний.

  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

  5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка.

  6. Обобщение результатов и выводы.

  7. Анализ успехов и выводы.

В заключение хочется сказать, что технология педагогической поддержки в режиме проектной деятельности учащихся действительно работает на качество образовательного процесса. Примером рефлексии по данному утверждению могут служить показатели микроисследований, которые проводим, отслеживания результаты работы в системе педагогической поддержки (см. в приложении).

Вместе со своей коллегой Андреевой Н.М. – (в данный момент работает в Столичном лицее учителем истории) изучили технологическую основу данной здоровьесберегающей технологии, написали методическое пособие «Педагогическая поддержка как фактор успешности учащихся», которое рецензировано и прошло защиту в ИПКиПК в 2010-2011 уч. году. И сегодня опыт данной технологии успешно работает в режиме школьного эксперимента: «Формирование культуры ЗОЖ в системе духовного и нравственно- этического воспитания учащихся через педагогическую поддержку».

Говоря словами Великого педагога В.А. Сухомлинского: «Каким бы трудным в учении ни был ученик, ка бы трудно не давались ему знания и навыки, годы пребывания в школе ни в коем случае не должны оставить горький след в его душе». И хочется мне верить, что я, работая в системе педагогической поддержки ребенка как на уроке, так и вне, стараюсь не оставлять «горького следа в его душе».





ПРИЛОЖЕНИЕ
































































































Изучение самооценки личности (по методике ЛипкинойА.И.)

(6-е классы)


Ответственность

Всегда

Иногда

Нико­гда

1. Родители, учителя и тренер могут на меня полагаться.

15

8

2

2. Допускаю исправления, если сделал что-то не так.

12

10

3

3. Не могу держать слово и выполнять обещания

4

8

13

А. Придумываю оправдания, чтобы укло­ниться от работы.

2

10

13

5. Делаю все наилучшим образом.

9

10

6

6. Соглашаюсь делать то, что выше моих сил.

3

15

7

7. Отношусь ко всему, как к шутке или игре.

5

10

10

8. Помогаю по дому и делаю домашнее за­дание.

12

11

2

9. Сижу с младшими братьями/ сестрами.

6

15

4
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья «Творческая инициатива педагога»

Автор: Ваакс Александр Николаевич

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Формы и методы контроля обученности учащихся в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(64) "formyimietodykontroliaobuchiennostiuchashchikhsiavklassieskripki"
    ["file_id"] => string(6) "289775"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454858667"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Психологическое сопровождение летнего отдыха детей "
    ["seo_title"] => string(64) "psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-lietniegho-otdykha-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "167575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423119189"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Актуализация и развитие творческого потенциала детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."
    ["seo_title"] => string(80) "aktualizatsiia_i_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_detei_s_ovz_kak_uslovie_ikh_u"
    ["file_id"] => string(6) "519026"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1567534391"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Анализ МО предметников"
    ["seo_title"] => string(24) "analiz-mo-priedmietnikov"
    ["file_id"] => string(6) "262513"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449342430"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства