kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение "Педагогическая поддержка в организации образовательного маршрута"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает методы педагогической поддержки при организации образовательного маршрута.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Педагогическая поддержка в организации образовательного маршрута"»

Педагогическая поддержка

в организации образовательного маршрута


С введением федерального государственного образовательного стандарта изменились подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Образовательная ситуация, в центре которой находится дошкольник, личность, с неповторимой индивидуальностью требует от педагогов создания определённых условий, выполнение которых позволит формировать личностные качества, воспитывать моральные и нравственные нормы, принятые в нашем обществе, и при этом, поможет ребёнку сохранить свою индивидуальность.

Понятие индивидуально-образовательного маршрута встречается в работах С.В. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической концепции «Продуктивного обучения», разработанной М.И. Башмаковым, рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию преподносимого детям материала, разработку системы знаний различного уровня и трудности, и преодоление противоречий между программными требованиями и реальными возможностями каждого дошкольника.

Под термином «педагогическая поддержка» мы понимаем педагогическую деятельность, обеспечивающую раскрытие личностного потенциала ребёнка, включая помощь детям, педагогам, родителям. Это деятельность профессиональных педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, получением знаний, умений, навыков.

Сложность педагогической поддержки заключается в том, что она выстраивается в естественных условиях и должна оставаться естественной для ребенка. Необходимость её использования возникает только тогда, когда ребёнок сталкивается с проблемой.

Педагогическая поддержка в организации образовательного маршрута предполагает использование определённых методов и приёмов, способствующих достижению поставленных целей.

Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.

Его отличительная особенность – предоставление детям права участвовать в планировании, право выбора, самореализации и реализации своих идей в партнёрстве с другими.

Наиболее универсальным способом индивидуализации обучения является метод «строительных лесов». Суть данного метода заключается в том, что педагог, в результате наблюдений за ребёнком, вовремя создаёт такие условия (моделирует ситуацию), которые помогают дошкольнику самостоятельно сделать следующий шаг в своём развитии, перейти на более сложный функциональный уровень.

Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:

1-действие: презентация нового материала, игры.

2 - действие: привлечение кого-то из детей для обучения новому действию или игре и дальнейшей её трансляции сверстникам.

3 - действие: перенаправление детей группы к детям, освоившим новое действие или игру.

Работа в небольших группах

Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Наиболее эффективным является работа в подгруппе из четырёх-пяти детей и одного взрослого, так как даёт возможность всем участникам поучаствовать в деятельности. Использование такого метода даёт возможность взрослому оказать необходимую помощь детям, которые не справились с заданием. Тем же, кто проявляет успех, даётся возможность к самостоятельным действиям.

Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности

Этот метод даёт возможность получения задуманного детьми продукта, используя материалы и технику выполнения, выбранного самими дошкольниками. Педагог оказывает помощь ребёнку, в зависимости от обстоятельств (кому-то словом, кому-то делом). Это создает условия для детской самостоятельности, но в то же время взрослый чутко реагирует на потребности и желания каждого из воспитанников.

Спонтанная индивидуализация

Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

Это происходит в непрогнозируемых ситуациях. Например, необходимо срочно дифференцировать уровень сложности задания или помочь найти выход из спорной или конфликтной ситуации.

Метод тщательного отбора материалов

Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности.

Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.

- Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);

- Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);

- Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);

- Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;

- Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);

- Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);

- Детское портфолио;

- Метод презентации продуктов детской деятельности;

- Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;

- Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;

- Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;

- Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);

- Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях:

  • В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения), в которой индивидуализация проявляется стихийно.

  • Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театрализованной деятельности, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

  • Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:

- чтобы ребенок имел во всём возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

- осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

- в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

- иметь опыт кооперации с другими детьми.

Таким образом, педагогическая поддержка в организации индивидуального маршрута даёт возможность для индивидуализации образовательного процесса, что позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сообщение "Педагогическая поддержка в организации образовательного маршрута"

Автор: Зимагулова Татьяна Михайловна

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства