kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание безопасной среды при переходе школьников из начальной школы в основную.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены различия программ и учебно-методического комплекса начального образования. Решены педагогические кейсы по предметам6 математика. Русский язык. Предметы научно-естественного цикла. В результате возникает необходимость создания безопасной среды взаимодействия учителей начальной и основной школы при переходе в основную школу.

Просмотр содержимого документа
«Создание безопасной среды при переходе школьников из начальной школы в основную.»

На современном этапе развития российского образования происходят интересные события. С одной стороны, введение федерального образовательного государственного стандарта на основе Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 новый 273-ФЗ.РФ придает образовательному процессу другой облик, другие формы проведения учебных занятий, введение другой оценочной деятельности. В новых образовательных условиях сегодняшний урок – это организации деятельности ученика, в результате которой происходит становление его сознания и его личности в целом.1Изменилисьтребования к результатам обучения, которые теперь представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.2

С другой стороны, сохраняется необходимость повышения качества образования на всех его ступенях, повышение качества внешней оценки при проверке знаний учащихся 9 и 11-х классов. Проводится мониторинг полученных баллов при проведении государственной итоговой аттестации.

В этих условиях учителю важно найти решение возникающих проблем. Среди них остаются и те, которые не решены до изменения образовательных условий, до введения федерального образовательного стандарта. Это проблема адаптации пятиклассников в средней школе. Эту проблему изучали и пытались решить многие годы и разными способами. Но на сегодняшний день она остается остаточной актуальной.

Представленный проект направлен на поиск решения этой проблемы через создание безопасной среды для школьников при переходе в основную школу на основе эффективного взаимодействия учителей начальной и основной школы.

Тема проекта: создание безопасной среды при переходе школьников из начальной в основную: диалог начальной и основной школы.

Проблема:отсутствие эффективного взаимодействия учителей начальной и основной школы в процессе адаптации пятиклассников к новым образовательным условиям.

Цель проекта: разработать безопасную модель взаимодействия учителей начальной и основной школы в процессе адаптации пятиклассников к новым образовательным условиям.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты проекта.

2. Выявить проблемы взаимодействия учителей предметников, преподающих в 5-х классах.

3. Найти обоснование выявленным проблемам.

4. Предложить модель эффективного взаимодействия учителей начальной и основной школы.

Объект: взаимодействие педагогов начальной и средней школ

Актуальность проекта: проблема процесса адаптации пятиклассников к новым образовательным условиям изучается уже много лет, и тем не менее остается крайне актуальной. Этот период совпадает с началом подросткового возраста, что усиливает эту проблему. Повышается уровень общей тревожности ребенка, тревожность в общении с учителями, снижается мотивация к обучению, снижается уровень качества обучения.

Новизна проекта заключается в изучении различий программ начального образования, выявление различий в учебно-методических комплексах. Изучение проблем взаимодействия учителей начальной и основной школы, анализ выявленных проблем, решение педагогических кейсов.

Данный проект реализуется на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Агалатовская общеобразовательная школа».

В исследованиях, которые легли в основе проекта принимали участие учащиеся 4-х классов. Количество респондентов – 78 человек.

В МОБУ «Агалатовская СОШ» реализуются три программы начального образования: «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова); «Начальная школа XXI века», Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна; программа «Перспектива» (Научный руководитель д.п.н.,директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа2000…».

Изучая проблему низкого уровня взаимодействия учителей начальной и основной школы в период адаптации пятиклассников, я выявила наличие разногласия в требованиях учителей, которые они предъявляют учащимся по разным предметам.

Результаты группового интервью с педагогами средней школы, которые преподают пятых классах в этом году, показали, что учителя математики диагностируют при помощи проведения специальных замеров:

- низкий уровень развития навыков вычитания и сложения в пределах 100;

- низкий уровень навыков решения простейших задач;

- наличие частых ошибок при сравнении чисел, (работа со знаками больше, меньше);

Учителя русского языка и литературы диагностируют следующие параметры, снижающие успеваемость:

- ученики не умеют выделять главное из текста, делить на абзацы;

- плохо знают состав слова, фонетический разбор;

Учителя естественно-научного цикла: географии, биологии, истории:

- учащиеся не умеют систематизировать понятия в таблицы;

Кейс 1. Предмет «Математика». На уроках математики в пятых классах наблюдается снижение качества обучения, потому что учащиеся не в полной мере владеют базовыми знаниями. Как указывалось, выше ребята испытывают трудности в сложении, вычитании, умножении и делении многозначных цифр, плохо знают таблицу умножения. Результаты срезовых работ, проведенных в 4-х классах по данным темам, подтвердили эти данные.

Особенно низкий уровень математической подготовки показали учащиеся, обучающихся по программе «Школа России».

Сравнение учебно-методических комплексов и планируемых результатов освоения программ начального обучения, показали наличие разницы в изучении математических тем.

Например, в программе «Школа России» по предмету «Математика» нет заданий на отработку вычислительных примеров с миллионами, отсутствует ознакомление с примерами – деление на трехзначные числа, что есть в других программах.

Работая по разным образовательным программам в начальной школе, в средней школе все классе переходят на программу под редакцией Н. Я.Виленкина ФГОС, требования ко всем учащимся одинаковые.

Различие образовательных программ в начальной школе приводит к рассогласованности требований учителей начальной и средней школы. В результате, учителя начальной школы не знают требований учителей средней школы и наоборот.

Кейс 2. Предмет русский язык.

Учителя русского языка и литературы выделяют следующие проблемы: учащиеся не умеют выделять главную мысль текста и озаглавить его; путают фонемы и буквы, плохо знают состав слова; разными способами оформляют фонетический, морфологический разбор.

При обучении по программе Ладыженская Т.А., существовали требования по оформлению всех видов разбора и оформлялись они «в столбик». Сейчас, когда обучение предмету «Русский язык» идет по программе Барановой М.Т., эти требования отсутствуют. Результаты индивидуального и группового интервьирования учителей русского языка показали, то при оформлении фонетического, морфологического разбора слова необходимо делать «в столбик», при такой форме сохраняется причинно-следственная связь.

Кейс 3. Дисциплины научно-естественного и исторического циклов.

На уроках естественно-научного цикла (география, биология, история) учителя сталкиваются со следующими проблемами при работе с параметрическим анализом информации (работа с различными источниками – демонстрационные таблицы, рисунки, текст учебника):

– учащиеся не умеют переводить текстовую информацию в схемы и таблицы;

- делать выводы на основе полученной информации

Анализ срезовых работ, показал низкий уровень умения учащихся при работе с параметрическим анализом информации.

В результате возникла необходимость создания безопасной модели эффективного взаимодействия учителей начальной и основной школы.

В центре модели – руководитель проекта, который совместно с рабочей группой управляет процессом взаимодействия, объединяет работу методических объединений средней школы и начальной. Рабочая группа проекта планирует, организует и контролирует работу по проекту по направлениям.

Учителя основной школы посещают уроки в начальной школе и наоборот. С начала учебного года в 4-х классах проводятся родительские собрания и психологические тренинги совместно с детьми.

Я думаю, что предложенный проект в некоторой степени сможет решить проблему адаптации пятиклассников в основной школе.

1«Особенности федерального государственного образовательного стандарта». Учитель: Юшакова Т.Г.

2«Особенности ФГОС начального общего образования», Савина Наталья Николаевна



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Создание безопасной среды при переходе школьников из начальной школы в основную.

Автор: Кургина Марина Владимировна

Дата: 12.09.2016

Номер свидетельства: 343473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Представила результаты своей внеурочной деятельности в начальной школе № 2 по программе "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(116) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-2-po-proghrammie-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212157"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431770826"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "представила результаты своей внеурочной деятельности по рабочей программе  кружка "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(111) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-rabochiei-proghrammie-kruzhka-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431841294"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Представила результаты свей профессиональной деятельности по программе "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(97) "priedstavila-riezul-taty-sviei-profiessional-noi-dieiatiel-nosti-po-proghrammie-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212153"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431770477"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Механизмы внедрения и реализации новых ФГОС в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "miekhanizmy-vniedrieniia-i-riealizatsii-novykh-fgos-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "216079"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432875552"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства