«Механизмы внедрения и реализации новых ФГОС в начальной школе»
«Механизмы внедрения и реализации новых ФГОС в начальной школе»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения РФ, реализующие образовательные программы начального общего образования и имеющие государственную аккредитацию, начали реализацию новых образовательных стандартов.
Что такое ФГОС? «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» - это документ, определяющий стратегию развития первой ступени образования на ближайшие годы. Все его компоненты: требования к результатам освоения; требования к структуре; требования к условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, нормативно-правовым – отражают новые цели начального образования, ориентацию процесса обучения на воспитание и развитие младших школьников. Чтобы начать работу по новым стандартам, надо привести школу к тем требованиям, которые изложены в ФГОС, а для этого необходимо настроиться на серьезную глубокую работу по подготовке всех условий введения и реализации стандарта.
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не только ребенку, сколько директору, учителем, а именно:
привести в соответствие с требованиями стандарта нормативно-правовую базу;
организовать повышение квалификации учителей;
разработать основную ОП своего учреждения;
предоставить обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Подготовку к переходу на новые стандарты в начальной школе мы начали с создания нормативно-правовой базы. Что для этого сделано?
Одной из самых первых задач стала для меня – изучение документа (ФГОС). Понимание и восприятие научного текста документа и его содержания оказалось на столько сложным, что для меня и учителям было многое не понятно. Что взять за основу? С чего начать деятельность? Что внедрять и как? Чем больше я собирала информации, тем больше возникало вопросов.
Изменилась пояснительная записка, тематическое планирование с учётом УУД (универсальные учебные действия), изменился план-конспект урока, где чётко прописывалось, на какие УУД направлены задания. Уроки стали носить чаще научный, проблемно-поисковый характер, применяться метод исследования, метод проекта, ИКТ в уроке, мультимедийные уроки для повышения интереса учащихся. И здесь как проблема стало «наложение» новых стандартов на старый УМК (учебно-методический комплекс). Как и какие модифицировать задания? Так как не все задания, предложенные в учебниках, носят развивающий характер. Учителям каждое задание приходилось тщательно продумывать, перефразировать, перерабатывать. Создавать проблемные ситуации для того, чтобы дети сами выступали в роли исследователей, сами искали ответы на возникающие вопросы. На основе результатов систематического и планомерного наблюдения и использования диагностических методик можно сделать обоснованные выводы и дать оценку результатов обучения. В течение года с моей стороны осуществлялся контроль качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и особенность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Проводилась работа по формированию УУД у учащихся 1 класса, организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных умений через комплексные диагностические работы, тестовые задания. Устанавливалась динамика успеваемости, сформированность качеств личности (УУД), необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). На основании этого появилась возможность выявить проблемы в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить. В течение года было пройдено курсы для учителей начальных классов при ИПКРО, которые помогли внести некоторую ясность, выстроить линию учебной деятельности. Первым шагом стали – рабочие программы, которые были полностью переработаны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Механизмы внедрения и реализации новых ФГОС в начальной школе» »
«Механизмы внедрения и реализации новых ФГОС в начальной школе»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения РФ, реализующие образовательные программы начального общего образования и имеющие государственную аккредитацию, начали реализацию новых образовательных стандартов.
Что такое ФГОС? «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» - это документ, определяющий стратегию развития первой ступени образования на ближайшие годы. Все его компоненты: требования к результатам освоения; требования к структуре; требования к условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, нормативно-правовым – отражают новые цели начального образования, ориентацию процесса обучения на воспитание и развитие младших школьников. Чтобы начать работу по новым стандартам, надо привести школу к тем требованиям, которые изложены в ФГОС, а для этого необходимо настроиться на серьезную глубокую работу по подготовке всех условий введения и реализации стандарта.
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не только ребенку, сколько директору, учителем, а именно:
привести в соответствие с требованиями стандарта нормативно-правовую базу;
организовать повышение квалификации учителей;
разработать основную ОП своего учреждения;
предоставить обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Подготовку к переходу на новые стандарты в начальной школе мы начали с создания нормативно-правовой базы. Что для этого сделано?
Одной из самых первых задач стала для меня – изучение документа (ФГОС). Понимание и восприятие научного текста документа и его содержания оказалось на столько сложным, что для меня и учителям было многое не понятно. Что взять за основу? С чего начать деятельность? Что внедрять и как? Чем больше я собирала информации, тем больше возникало вопросов.
Изменилась пояснительная записка, тематическое планирование с учётом УУД (универсальные учебные действия), изменился план-конспект урока, где чётко прописывалось, на какие УУД направлены задания. Уроки стали носить чаще научный, проблемно-поисковый характер, применяться метод исследования, метод проекта, ИКТ в уроке, мультимедийные уроки для повышения интереса учащихся. И здесь как проблема стало «наложение» новых стандартов на старый УМК (учебно-методический комплекс). Как и какие модифицировать задания? Так как не все задания, предложенные в учебниках, носят развивающий характер. Учителям каждое задание приходилось тщательно продумывать, перефразировать, перерабатывать. Создавать проблемные ситуации для того, чтобы дети сами выступали в роли исследователей, сами искали ответы на возникающие вопросы. На основе результатов систематического и планомерного наблюдения и использования диагностических методик можно сделать обоснованные выводы и дать оценку результатов обучения. В течение года с моей стороны осуществлялся контроль качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и особенность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Проводилась работа по формированию УУД у учащихся 1 класса, организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных умений через комплексные диагностические работы, тестовые задания. Устанавливалась динамика успеваемости, сформированность качеств личности (УУД), необходимых как для школьной жизни, так и вне её, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). На основании этого появилась возможность выявить проблемы в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить. В течение года было пройдено курсы для учителей начальных классов при ИПКРО, которые помогли внести некоторую ясность, выстроить линию учебной деятельности. Первым шагом стали – рабочие программы, которые были полностью переработаны.
В учебный план начальной школы введены часы внеурочной деятельности, которая является органическим продолжением учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащихся.
Приоритетным становится воспитание. Программа духовно-нравственного воспитания становится ориентиром формирования ценностей младших школьников. Содержание программ внеурочной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей. Внедрение ФГОС в школе предшествовало большая методическая работа. Основная задача деятельности учителя заключается в составлении рабочей программы, включающей тематическое планирование и подготовку к проведению учебного занятия. Для этого учителю требуется тщательное изучение и каждодневное обращение к документам ФГОС: «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерные программы по учебным предметам», «Как проектировать УУД в начальной школе», «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе».
Были определены и использованы механизмы внедрения ФГОС НОО:
создана рабочая группа по внедрению ФГОС;
разработана образовательная программа НОО;
обеспечено методическое сопровождение по построению учебных занятий на основе деятельностного подхода;
определены подходы к развитию дополнительного образования.
Учителя начальной школы разработали программы внеурочной деятельности по семи направлениям. Очень важным в нашем учебном учреждении оказался вопрос составления и использования практико-ориентированных заданий.
Мною была проведена семинар-практикум для учителей начальных классов сельских школ по теме: «Технология организации учебного процесса в начальной школе по новому стандарту». На данном семинаре-практикуме участвовало 24 учителя, обобщили и распространяли опыт работы. Изучали примерную программу по предмету, которая должна повлечь за собой изменение технологии работы учителя. Не меняя технологии работы, учитель просто не сможет реализовать стандарт. Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения, повышают ответственность школьников за результаты обучения. Были рекомендованы к применению технологии уровневой дифференциации, обучение на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационных технологий, активных форм обучения. Для того, чтобы стандарт был реализован, учителям ознакомила с необходимыми формами контроля знаний ученика. Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы умения учиться, то есть умения организовать свою деятельность для решения учебных задач. Тщательно изучали тех изменений, которые требует от нас новый стандарт в следующих областях:
в содержании учебных программ;
в программах внеучебной деятельности;
в образовательных технологиях;
в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Чтобы отследить уровень успешности и рост каждого ученика, введены: «Листы наблюдений, индивидуальных достижений, лесенка успеха» и другие рабочие материалы. Для фиксирования индивидуальных достижений каждого школьника разработано Портфолио – копилка успехов. В содержание портфолио включены те разделы, которые помогли увидеть динамику роста тех УУД, которые рассматриваются новыми стандартами. С целью определения уровня готовности детей к школе, в начале года была проведена комплексная диагностическая работа, по окончании каждой четверти – текущий контроль. В конце года – проведена итоговая комплексная работа.
Подводя итоги по переходу и подготовки на новые образовательные стандарты в школе I ступени, мы считаем, что в нашей школе, в целом, созданы условия для введения ФГОС. Но есть и ряд нерешенных проблем:
неполное соответствие материально-технической базы кабинетов начальной школы требованиям ФГОС по СанПину;
недостаточно представлена в новом Стандарте интеграция основного и дополнительного образования по достижению требований ФГОС к результатам образования в начальной школе.
Часть других проблем школа в состоянии решить самостоятельно, но решения финансовых вопросов, технического оснащения мы ждем от органов управления образованием как на федеральном, так и муниципальных уровнях.
Как видите, многое нужно для того, чтобы внедрить новые стандарты. Современному ученику – современное техническое оснащение школ, качественные учебные пособия, высококвалифицированные кадры.
Антонина Прокопьевна Егорова
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Томторская СОШ им.Н.М.Заболоцкого»
село Томтор Оймяконский улус Республика Саха (Якутия),