Просмотр содержимого документа
«Современные методические приемы реализации инновационных технологий в образовании, в работе педагога - психолога.»
Современные методические приемы реализации инновационных технологий в образовании, в работе педагога - психолога.
В настоящее время образование в Российской федерации претерпевает ряд серьезных преобразований, которые направлены на вхождение в мировое образовательное пространство.
При этом важно отметить, что внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, выделяет и повышает статус российского образования. Так, предлагается новое содержание, другие подходы, иные поведения. Само содержание образовательного процесса расширяется новыми умениями, подходами к решению поставленных задач.
Одной из важных задач, которая стоит перед педагогом – психологом, является создание комфортных условий для сотрудничества учеников и преподавателей. Педагоги в своей деятельности постоянно сталкиваются с психологическими вопросами и проблемами: «Как развивать мотивацию учеников?», «Что делать с «трудными» подростками?», «Как создать настоящий коллектив?». У многих педагогов возникает потребность проконсультироваться с психологом, для того, чтобы вместе постараться найти оптимальное решение возникающих трудностей.
К сожалению, не всегда педагог может обратиться к психологу из-за личностных особенностей и стереотипов и не всегда психолог может решить проблему моментально, которая возникла в процессе обучения.
Все это в целом ведет к осложнению возможности получить квалифицированную поддержку для преподавателей. Поэтому возникает вопрос об использовании новых технологий. Которые облегчили взаимодействие педагогов и психолога, а также сделали более доступными психологические услуги, связанные с образовательным и воспитательным процессом.
Так как в настоящий момент, в нашей стране идет активное включение инновационных технологий в образовательный процесс, наряду с такими «традиционными» формами работы с педагогами такими как: семинар, лекция, консультация, психолого-педагогический консилиум, можно использовать и новые подходы, которые смогут обеспечить переход от механического усвоения знаний к умению самостоятельного поиска новых знаний.
Компьютер является надежным помощником педагога-психолога при подготовке и проведении психодиагностических, коррекционно-развивающих занятий и просветительской работе среди всех участников образовательного процесса. А Интернет, как и компьютер это большой ресурс, с помощью которого можно заниматься самопознанием, общением (социальные сети), получать информацию о мировых событиях и т.д.
Исходя из этого, я предлагаю использовать обширный ресурс - Интернет, для дистанционной психологической поддержки педагогов. Это позволит аккумулировать в свободном доступе большой объем психологических материалов, необходимых педагогам для работы. А также получить поддержку анонимно, без личного обращения к психологу.
Выполнение следующих задач:
Безбарьерное взаимодействие преподавателей и психолога;
Предоставление для педагогов различной информации, которая доступна для педагогов, имеет большую информационную базу психологической информации.
В данный раздел включены следующие виды поддержки педагогов:
Статьи;
Разработки мероприятий;
Ссылки на ресурсы Интернет;
Диагностический инструментарий;
Психологические игры
Сценарии классных часов, занятий, мероприятий;
Рекомендации.
Для этого психологу необходимо иметь свой раздел на интернет портале (сайте) учебного заведения, где он сможет обновлять информацию для преподавателей и отвечать им на интересующие их вопросы.
Еще одним интересным инновационным методом для взаимодействия с преподавателями является использования флештренинга.
Флештренинг - средство развития личности, доступное всем. Это тренажер, позволяющий нарабатывать практический опыт в решении своих проблем. Понимание содержания “флэшки” (музыкального видеообраза) позволяет человеку расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир.
Цель флэштренинга:
Релаксация, с целью самоактуализации личности участников группы;
Задачи флэштренинга:
Проявление внимательности к себе, своим мыслям, действиям;
Развитие способности анализировать ситуации;
Повысить возможность выбора поведения в различных ситуациях;
Развитие эмпатических способностей.
Как проходит флэштренинг:
Педагог-психолог формирует группу людей (10-15 человек) со сходными проблемами, которых зацепит один и тот же сюжет. Во время просмотра исследует реакцию зрителей, внимательно следит за их жестами, изменением выражения и даже цвета лица. Потом начинается дискуссия, во время которой обсуждаются переживания и чувства участников флэштренинга - люди пытаются взглянуть на проблему глазами партнера. Именно в такие минуты и видна готовность человека к переменам в жизни.
Этапы флэштренинга:
участники смотрят видеоролик;
участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика;
педагог-психолог помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;
участники осознают связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.
Видеоролики для флэштренинга создаются по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями и родителями учащихся.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что внедрение в образовательный процесс инновационных технологий является актуальной необходимостью в рамках перехода систему образования на качественно новый уровень.