Современные проблемы социального воспитания личности
Современные проблемы социального воспитания личности
Доклад предназначен для педагогов и психологов школ. В современных условиях проблема воспитания приобретает особую актуальность, поскольку сейчас в нашем обществе происходят переосмысление старых и формирование новых жизненных ценностей, занимающих в воспитанельном процессе существенное место. В этих условиях необходима некая идея, способная объединить и сориентировать человека в современном культурном пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы социального воспитания личности»
УДК15
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Полторак М.С.
(КГУ Долматовская О.Ш.)
В современных условиях проблема воспитания приобретает особую актуальность, поскольку сейчас в нашем обществе происходят переосмысление старых и формирование новых жизненных ценностей, занимающих в воспитательном процессе существенное место. В этих условиях необходима некая идея, способная объединить и сориентировать человека в современном культурном пространстве.
Тотальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысили интерес к проблемам социального воспитания в образовательных учреждениях.
Одной из социальных проблем воспитания в школьном учреждении является проблема системы воспитания. Вопросы, связанные с воспитанием, волновали людей всегда. Воспитательное воздействие на человека оказывается не только в детстве или юности, но и в зрелые годы. Уже у Платона встречается мысль о том, что воспитание и наставничество начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Непосредственное отношение воспитание имеет к педагогике и психологии, поскольку педагогика занимается вопросами воспитания и образованный человек для нее — прежде всего воспитанный, а в психологии ориентирование субъекта и мира в его душе. Это не основной предмет педагогики, но явление, на которое она не может не обратить внимания. Педагогика, ставя определенные цели воспитания, стремится к формированию у ребенка социально ценных навыков и привычек как основы для проявления индивидуальности. В представлении педагога воспитание — это действие одного человека на другого. Термин воспитание по А.С.Макаренко
В широком социальном смысле – социальное формирование личности, т.е. воздействие на личность всех средовых факторов;
В широком педагогическом смысле – целенаправленное и специальное организуемое в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми – педагогами ( в этом смысле понятие «воспитание» тождественно понятию «образование»);
В узком педагогическом смысле – специальная работа, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности, чаще всего – нравственных.
Личность – одна из базовых категорий психологии. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить ее основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, этот термин можно рассмотреть в ряду «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность» понятий, описывающих человека в целом.
Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо, как субъекта социальных отношений и деятельности. В личность включают такие психологические свойства, как мотивация, темперамент, характер и способности.
Психологическая структура личности и включает три основные подструктуры:
Отношения и направленность как основные тенденции личности – это, то, чего человек хочет;
способности как человеческие возможности и потенции – то, что человек может;
характер как доминирующие и устойчивые тенденции использования, реализации и расширения возможностей – это то, что человек есть.
Взаимодействие в процессе социального воспитания – это всегда диалог воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой. Как сказал В.Гете: «Гораздо легче вполне ошибиться, чем наполовину». Диалог осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация – коллективы, ее составляющие; коллектив – личность; коллектив – микрогруппы – личность; педагог – коллектив; педагог – личность. Содержанием такого диалога могут являться информация, система ценностей, стереотипы и императивы поведения, деятельности, игры и пр. Воспитательная эффективность взаимодействия в процессе социального воспитания определяется объективными (воспитательные организации) и субъективными (приобретение личного опыта адаптации и обособления в социуме) факторами.
Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравы же в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Соглашусь с высказыванием Г.Галелея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Это свызано с тем что, мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение). Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради».
Виды воспитания:
Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.
Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.
Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфенсии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.
Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. Целями социального воспитания являются:
относительно целенаправленное позитивное развитие;
духовно-ценностная ориентация;
выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.
В свете последних лет задачи воспитания формулирует государство. Государство ищет те задачи, которые необходимо поставить перед системой воспитания. Однако социальная проблема воспитания может быть решена только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т. д. Ребёнок, с помощью процесса и результата усвоения и активного воспроизводства посредством общения и деятельности, постепенно входит в мир социума. Д. Б. Эльконин отмечал, что в «субкультуре детей существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития». Сегодня, в связи с использованием интернета, телевидения и других информационных и мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на психическом развитии ребёнка школьного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской культуры, психики. Изучая и анализируя факторы организованной и стихийной среды влияния на ребёнка со стороны выше указанных средств, характеризуется, в первую очередь, содержание социального воспитания школьника.
Социальное воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом детской деятельности дошкольника была игра. Одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры. Традиционный конфликт «отцов и детей» сохраняется и сегодня. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития.
Понятие «воспитание» в широком и узком смысле
В педагогической науке признано, что существует и неорганизованное воспитание, т.е. влияние повседневной жизнедеятельности ребенка на его формирование. Принято думать, что в воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми. Ж. Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. Многочисленные факты говорят о том, что с давних времен в педагогике признано существование неорганизованного воспитания. Вот что пишет историк Н. А. Константинов по этому поводу: «Гельвеций полагает, что человек является воспитанником всех окружающих его предметов, тех положений, в которые его ставит случай, и даже всех происходящих с ним случайностей. Такая трактовка ведет к переоценке стихийных факторов и недооценке организованного воспитания в формировании человека».
К. Д. Ушинский сказал: «Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность — школа, воспитатель и наставник, вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий».
Из вышесказанного следует, что в педагогике признано существование преднамеренного и непреднамеренного воспитания, т.е. организованного и неорганизованного воспитания. Из сказанного вытекает, что существует общий процесс воспитания, который осуществляется организованно и неорганизованно. Название общего — это воспитание в широком смысле, а название каждого из них — в узком смысле. Все ясно и понятно. Однако почему-то появились разные понимания этих «смыслов». Например, в учебном пособии под ред. Ю. К. Бабанского речь уже идет о четырех смыслах: «в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности, в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или в каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс, в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся, в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание).
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателей на воспитываемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач.
Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.
Задачи умственного воспитания:
усвоение определенного объема научных знаний;
формирование научного мировоззрения;
развитие умственных сил, способностей и дарований;
развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Эстетическое восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.
Задачи эстетического воспитания;
формирование эстетических знаний и идеала;
воспитание эстетической культуры;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств;
приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
Литература:
Е.Г.Белякова И.Г.Фомичева. Психология и педагогика Учебное пособие Тюмень изд. «Истина»,2006.-320с.
Константинов Е.Н. История педагогики. М., 1982.-240с.
Подласый И.П. Педагогика. М., 1998.-136с.
Сластенин В.А. Педагогика. М.,2008.-462с.
Немов Р.С. Психология Учебник для студентов высш.пед.учебн. заведений: В 3 кн., кн2: Психология образования 3-е изд.-М., 1997.-311с.