Разработка урока права (10 класс). Тема урока: Правовая культура личности. Проблемы правового воспитания и обучения.
Разработка урока права (10 класс). Тема урока: Правовая культура личности. Проблемы правового воспитания и обучения.
Тема урока:
Правовая культура личности. Проблемы правового воспитания и обучения.
Цель урока:
систематизировать знания учащихся об особенностях формирования правовой культуры, структуре и содержании правового обучения и правового воспитания;
способствовать формированию понимания значения права в жизни человека и общества;
создать условия для осмысления важнейшей социальной роли подростка – роли ученика – гражданина и патриота;
развивать следующие универсальные учебные действия: способность осмысленного чтения и рефлексии письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применения этих знаний на практике;
сформировать у обучающихся представление о том, что школа готовит человека к жизни в большом мире, открывает перед ним мир правовых знаний и умений, помогает каждому понять и реализовать себя, используя практический материал из опыта работы по правовому самообучению и самовоспитанию.
Задачи урока:
Знакомство с целями правового образования на примере Устава лицея и Кодекса лицеиста.
Изучение особенностей правового воспитания и правового обучения в современных условиях развития общественных отношений.
Изучение воспитательного потенциала правового обучения и правового воспитания на примере плана воспитательной работы учреждения (раздел: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних) и соотнесение его содержания с целями лицейского образования.
Создание проекта «Моя правовая система обучения и воспитания».
- уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
- уметь соотносить информацию из различных источников.
Оборудование:
Мультимедиа. Выставка детских работ о правовом обучении и правовом воспитании.
Карточки: бланк ответа. Памятка «Учись учиться», Конституция РФ.
Документы (извлечения): нормативные документы, хрестоматия по праву, международные документы по защите прав человека и гражданина, выписки из устава лицея, учебный план лицея, план работы лицея.
Ход урока:
Организационный момент.
Эпиграф к уроку:
Правовая свобода в ее основной сущности
есть духовная, внутренняя свобода. (И. Ильин)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока права (10 класс). Тема урока: Правовая культура личности. Проблемы правового воспитания и обучения. »
Разработка урока по праву (10 класс)
Мухтярова Эльмира Исхаковна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 78 им.А.С.Пушкина»
г.Набережные Челны Республики Татарстан
Тема урока:
Правовая культура личности.
Проблемы правового воспитания и обучения.
Цель урока:
систематизировать знания учащихся об особенностях формирования правовой культуры, структуре и содержании правового обучения и правового воспитания;
способствовать формированию понимания значения права в жизни человека и общества;
создать условия для осмысления важнейшей социальной роли подростка – роли ученика – гражданина и патриота;
развивать следующие универсальные учебные действия: способность осмысленного чтения и рефлексии письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применения этих знаний на практике;
сформировать у обучающихся представление о том, что школа готовит человека к жизни в большом мире, открывает перед ним мир правовых знаний и умений, помогает каждому понять и реализовать себя, используя практический материал из опыта работы по правовому самообучению и самовоспитанию.
Задачи урока:
Знакомство с целями правового образования на примере Устава лицея и Кодекса лицеиста.
Изучение особенностей правового воспитания и правового обучения в современных условиях развития общественных отношений.
Изучение воспитательного потенциала правового обучения и правового воспитания на примере плана воспитательной работы учреждения (раздел: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних) и соотнесение его содержания с целями лицейского образования.
Создание проекта «Моя правовая система обучения и воспитания».
- уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;
- уметь соотносить информацию из различных источников.
Оборудование:
Мультимедиа. Выставка детских работ о правовом обучении и правовом воспитании.
Карточки: бланк ответа. Памятка «Учись учиться», Конституция РФ.
Документы (извлечения): нормативные документы, хрестоматия по праву, международные документы по защите прав человека и гражданина, выписки из устава лицея, учебный план лицея, план работы лицея.
Ход урока:
Организационный момент.
Эпиграф к уроку:
Правовая свобода в ее основной сущности
есть духовная, внутренняя свобода. (И. Ильин)
Учитель:
Сингапурские образовательные структуры:
ХАЙ ФАЙВ - сигнал тишины и привлечения внимания.
МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом; табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
«Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации, в центре которых находится право, а именно - «Правовая культура личности». А кого мы называем гражданином? (варианты ответов детей).
На прошлом уроке по окончании изучения темы «Правонарушение. Виды и особенности, юридическая ответственность», вы получили домашнее задание: написать мини – сочинение на тему «Однажды во сне я нарушил право…». И сейчас у некоторых из вас есть возможность представить нам свою работу, а у всех нас есть возможность еще раз ответить на главный вопрос прошлого урока «Зачем соблюдать правовые нормы?».
Проверка домашнего задания.
Используемая сингапурская образовательная структура: МИКС ПЭА ШЭА – ученики смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают выполненное домашнее задание, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:
правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;
правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;
правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.
Правовую культуру общества отличают следующие черты:
уровень совершенства законодательства;
правовая активность населения государства;
уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования;
соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал;
эффективность работы правоприменительных органов государства.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
знание, а вместе с этим и понимание права;
отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
правовая психология;
правовая идеология.
В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как:
идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом;
позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры;
творческая деятельность человека в области права.
Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:
знание, почитание права и законодательства;
соблюдение законности;
наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть;
наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;
правовое обучение и воспитание граждан;
способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.
Правовая культура выполняет следующие функции:
познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;
праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;
ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;
правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;
коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.
Обязательно по окончании представления каждой работы необходимо задать главный вопрос предыдущего урока: «Так зачем же нужна школа для правового воспитания и правового обучения?». Тем самым, мы закрепляем у обучающихся представление об особенностях правового воспитания и правового обучения, а также этот момент урока является логическим переходом к изучению новой темы.
Используя сингапурскую образовательную структуру:
ФО БОКС СИНЕКТИКС – помогает рассмотреть концепцию современной школы с разных сторон.
Дети готовят проекты:
«ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ».
«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА».
«ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ».
«Правосознание личности: правовой идеализм и правовой нигилизм».
Например:
Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимыправовое формирование иправовое воспитание личности.
Эти два понятия не являются тождественными. Подправовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).
В задачи правового воспитания входит формирование:
знаний о праве;
внутреннего уважения к праву;
умения применять правовые знания на практике;
привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Понятие правового воспитания
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.
Егоосновными элементами являются:субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т.д.);содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.
В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
Формы правового воспитания
Кформам правового воспитания относятся:
правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).
Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.
Методы правового воспитания
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.
Средства правового воспитания делятся:
на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
Постановка проблемы.
Учитель:
«Ребята, а какова роль правав современном обществе? Выскажите ваши предположения». Используя сингапурскую образовательную структуру – ТАЙМД ПЭА ШЭА – два ученика делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Обучающиеся высказывают предположения. Например:
- право необходимо для того, чтобы…
- право необходимо для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе?.
Учитель, в ходе краткого обсуждения каждого предположения, подводит обучающихся к следующему варианту гипотезы: «Право в современном обществе нужно для того, чтобы регулировать общественные отношения, формировать устойчивую правовую культуру».
Учитель подводит обучающихся к постановке проблемы урока: «Ребята вы учитесь в Лицее № 78 им.А.С.Пушкина Мы только что попробовали сформулировать предназначение права в современном обществе. Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?»
Обучающиеся предлагают формулировку главного вопроса урока и с помощью учителя она приобретает следующее содержание:
Дает ли Лицей № 78 им.А.С.Пушкина качественное образование своим ученикам в области правового воспитания и правового обучения?
Используя сингапурскую образовательную структуру – СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – 4 учеников в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках (Укажите тенденции развития современной российской правовой культуры?) и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.
4. Открытие нового знания.
4.1. Работа с извлечениями из Устава МАОУ «Лицей № 78 им.А.С.Пушкина».
Используется сингапурская образовательная структура: КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – «продолжительный раунд робин» - организуется обсуждение представленных документов в команде по очереди более одного круга.
Обучающиеся, анализируя текст Устава, выделяют и формулируют цели лицейского образования:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- формирование и развитие духовно-нравственной личности;
- воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Учитель:
«Ребята, какие два основных направления в деятельности лицея мы можем выделить?»
Обучающиеся вместе с учителем приходят к выводу: лицей занимается обучением и воспитанием детей (обучение - процесс по передаче и усвоению знаний; воспитание – процесс формирования качеств личности).
ТИМ ЧИР – кричалка, девиз.
4.2. Работа в группах.
Используемые сингапурские образовательные структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН - «раунд робин в течение определенного времени» - ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.
Учитель:
«А сейчас мы с вами, исследуя очень важные документы, а именно: учебный план, план работы лицея на 2013-2014 учебный год, должны будем определить, какие средства используются в лицее для того, чтобы достичь поставленных целей.
Работать будем по группам (используются сингапурские структуры: ЗУМ ИН -«увеличивать» - помогает более подробно и детально рассмотреть материалы документов, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к данной теме и ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН – «подумай-запиши-обсуди в команде», ученики обдумывают ответ, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде).
1 группа: обучение – работа с учебным планом 5-7 классов.
2 группа: обучение – работа с учебным планом 8-11 классов.
3 группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы лицея: реализация воспитательной системы.
4 группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы лицея: реализация программы «Внедрение модели лицейского самоуправления».
Формируются группы. Дальнейшая деятельность осуществляется в соответствии с технологией работы в группах.
Учитель:
«В течение некоторого времени (учитель озвучивает время в зависимости от темпа работы обучающихся, но не более 7 минут) вы определяете средства и соотносите их с целями, заполняя бланк ответа. По окончании работы вам необходимо представить результаты своей деятельности. Ваш ответ должен начинаться таким образом: мы считаем, что учебный план (план воспитательной работы) направлен, прежде всего, на достижение следующей цели лицейского образования …».
4.3. Представление работы в группах.
Используемая сингапурская образовательная структура – КЛОК БАДДИС- «друзья по часам (времени)» - учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
На данном этапе необходимо соотнести результаты работы группы с полным исследованием вопроса, подготовленного учителем, и представить их всему классу.
Учитель просит обучающихся ответить на вопрос: «Соответствует ли содержание образования в лицее заявленным целям?»
5. Подведение итогов урока.
Используется сингапурская образовательная структура:
ДЖОТ ТОТ - «запишите мысли» - ученики громко проговаривают придуманное (объединяющее содержание урока) слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стла лицевой стороной вверх; не соблюдая очередности, каждый ученик должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре слота окажутся 16 листочков.
Учитель просит обучающихся дать оценку образованию в Лицее № 78 им.А.С.Пушкина, используя информацию, полученную на уроке, и собственный опыт обучения в гимназии.
Предполагается, что обучающиеся дадут положительную оценку деятельности лицея (в лицее можно получить качественное образование). Учитель подводит обучающихся к выводу: лицеистам необходимо хорошо учиться.
6. Домашнее задание:
написать мини-сочинение (эссе) на тему «Хорошо учиться – это значит …».
7. Анализ работы учащихся на уроке.
ТИМ ЧИР – кричалка, девиз. ТИМ ЧИР – это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
УЧИТЕЛЬ: В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.
Используемая литература:
Нормативные документы российского и международного уровней.
План работы МАОУ «Лицей № 78 им.А.С.Пушкина» г.Набережные Челны.
Научно-методическая тема учителя: «Формирование на уроках обществоведческого цикла социальных ключевых компетентностей личности ученика, обеспечивающих ее эффективную самореализацию и социальную адаптацию».