Система профориентационной работы в школе на современном этапе
Система профориентационной работы в школе на современном этапе
Вопрос "Кем быть?" жизнено важный. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности.
Вопрос правильного выбора профессии - один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека. Профессия, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна ещё и нравиться, быть интеесной и соответствовать нашим возможностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система профориентационной работы в школе на современном этапе»
Халтуринская Оксана Владимировна
педагог-психолог
«МОУ СОШ № 4 г.Коряжмы»
Выступление на городском флеш-семинаре
«Актуальные проблемы профессионального самоопределения обучающихся»
по теме:
«Система профориентационной работы в школе
на современном этапе»
Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь
провести в нём всю оставшуюся жизнь.
Чарльз Кеттерлинг
Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности.
Вопрос правильного выбора профессии – один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека. Профессия, которую мы выбираем, должна соответствовать не только спросу на рынке труда, требоваться работодателям. Она должна ещё и нравиться, быть интересной. А забегая вперёд, скажу, что она должна соответствовать ещё и нашим возможностям.
В начале года составляю план работы педагога-психолога по профессиональной ориентации учащихся, в котором отражена деятельность во всех направлениях (диагностика, просвещение, развивающая работа, консультирование) на каждый месяц.
Активная, целенаправленная профориентационная работа ведётся, начиная с 8 класса. Ежегодно с детьми проводятся определённые методики, позволяющие выявить профессиональные интересы, склонности, тип мышления, профессиональный тип личности, группы профессий, к которым склонен каждый ребёнок, и, в целом, готовность каждого ребёнка к осознанному выбору профессии.
Каждый ребёнок, начиная с 8 класса, заполняет профориентационные карты, где отмечает свои интересы, готовность к выбору профессии, профориентационные запросы, в эту же карту вносятся результаты профдиагностики.
Результаты предоставляются классным руководителям в виде сводных таблиц, что позволяет эффективно спланировать дальнейшую профориентационную работу в классе с детьми, используется эта информация и на родительских собраниях.
По результатам проведённой работы составляются информационно-аналитические материалы с рекомендациями, которые предоставляются администратору, курирующему данный вопрос, который также использует эту информацию при организации работы в данном направлении.
Хочется отметить, что подобная работа проводится в школе ежегодно, что позволят наблюдать динамику интересов и склонностей каждого ученика. И если, ребёнок не определился с выбором профессии, то всегда есть возможность проанализировать, как изменялись его интересы, предпочтения и склонности за несколько лет.
Во время заполнения карт и проведения плановых диагностик, параллельно идёт просветительская и консультационная деятельность. Ребята получают информацию по результатам диагностики, рекомендации, могут получить ответы, на интересующие их вопросы.
При необходимости, дети приглашаются на углублённую профдиагностику и консультации. Такая углублённая диагностика незаменима в индивидуальной работе с ребёнком, для последующих профконсультаций.
Как правило, на профконсультацию приходят учащиеся, которые не могут выбрать между несколькими привлекательными профессиями, или те, кто не знает вообще, кем стать. Профконсультация предполагает анализ интересов, склонностей, личностных особенностей, особенностей здоровья, ситуацию на рынке труда, анализ реальных возможностей ребёнка.
Профориентационные занятия, игры, классные часыпозволяют в игровой форме расширить представления учащихся о профессиях, о собственных предпочтениях, проиграть профессиональные роли. Такие игровые занятия с учётом возраста можно проводить, начиная с начальной школы до 8-9 класса, когда большинство детей только начинает задумываться над выбором профессии. А в старших классах занятия имеет смысл сделать более информативными, просвещая детей о современном рынке труда, изменениях при поступлении, об особенностях самопрезентации, проводить обучение навыкам ведения делового разговора при трудоустройстве и т.д. Занятия с учащимися может проводить как классный руководитель, так и педагог социальный, педагог-психолог.
Хочу порекомендовать программу Галины Семёновой «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников», где на каждом занятии изучается одна из профессий и все задания связанны ней. Программа может быть использована педагогом-психологом и самими учителями, поскольку занятия полностью разработаны, интересны, не требуют никакой дополнительной сложной подготовки – бери и проводи. Мы в школе предлагаем эту программу учителям начальных классов, и пусть не все подряд, но выборочно занятия используются при ознакомлении детей с профессиями.
Для более старших школьников могут быть использованы «Уроки самоопределения 5-9 классы» и программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В.Резапкиной, где также предлагаются разработки занятий по подготовке детей к выбору профессии.
Учебное пособие для учеников 10-х классов «Моё профессиональное будущее» под редакцией Е.Н.Прощицкой, в котором разработана информация по профориентации для учащихся старших классов.
Ещё раз повторюсь, что проводить занятия по профориентации не является задачей исключительно одного педагога-психолога. С этой работой прекрасно справится классный руководитель, включив профориентационные занятия в рамки классных часов. А вот обучить классных руководителей проведению занятий по профориентации, подсказать, где и какую взять информацию с учётом возраста может педагог-психолог.
Профориентационное просвещение осуществляется через выступления на классных часах, предоставление информации на стенде, в школьной газете и на сайте школы. Участникам педагогического процесса предоставляется информация по выбору профессии, перечень наиболее востребованных специальностей, информация об основных учреждениях высшего, средне-специального и профессионально-технического образования города и республики, а также учащимся дается информация о сайтах по профориентации школьников и др.
Профориентационное просвещение предполагает работу не только с учащимися, учителями, но и с родителями. Так ежегодно в рамках недели по профориентации, либо в конце года проводится общешкольное родительское собрание для родителей выпускников 9-х, 11-х классов по теме осознанного выбора профессии и роли родителей в этом непростом вопросе.
Об успешной системе профориентационной работы в школе можно говорить только тогда, когда все субъекты образовательного процесса будут действовать вместе. А результатом такой профориентации является профессиональное самоопределение личности школьника, что включает:
знание своих индивидуальных особенностей и учёт их при выборе профессии;
достаточную информированность учащегося о выбранной профессии и путях ее получения;
умение ориентироваться на рынке труда;
умение пользоваться информационными источниками (Интернет-ресурсами, справочными материалами и т.д.).
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}