Большая часть профессиональных отношений психолога с педагогами, школьной администрацией, так или иначе, задана моделью сопровождения, ее содержательными и организационными аспектами. Межличностные отношения, складывающиеся у психолога с другими участниками школьного взаимодействия, оказывают огромное влияние на эффективность его деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы школьного психолога с педагогами»
Система работы школьного психолога с педагогами
Именно с конструирования, проговаривания и реализации различных аспектов профессиональных взаимоотношений психолога с другими участниками учебно-воспитательного процесса и начинается его школьная жизнь. Большая часть профессиональных отношений психолога с педагогами, школьной администрацией, так или иначе, задана моделью сопровождения, ее содержательными и организационными аспектами. Межличностные отношения, складывающиеся у психолога с другими участниками школьного взаимодействия, оказывают огромное влияние на эффективность его деятельности.
Взаимодействие психолога с администрацией школы
По нашему мнению, эта система отношений является определяющей. Именно в ней формируются, закладываются очертания будущей позиции школьного психолога, которая распространяется в дальнейшем и на другие системы отношений. Выработка общей позиции по принципиальным вопросам начинается с первой встречи психолога и директора школы, с момента устройства психолога на работу. Взаимоотношения педагога - психолога и администрации общеобразовательного учреждения строятся по различным направлениям:
С директором обсуждается распорядок работы педагога-психолога, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
Администрацией школы оказывается материально-техническая поддержка психологической деятельности: предоставлен кабинет, персональный компьютер, имеется возможность размножения материала и покупки методических пособий.
Директор и завучи принимают участие в обсуждении годового плана педагога-психолога, т.к. он является частью годового плана школы. В процессе согласования и утверждения плана обсуждаются действия как самого психолога, так и администрации по управленческой поддержке работы психолога. Директор заверяет своей подписью и печатью годовой план психолога, его должностные обязанности.
Активно взаимодействует психолог с заместителем по воспитательной работепо вопросам психологического сопровождения тех или иных воспитательных мероприятий, работе с детьми "группы риска", подготовке и проведению психолого-педагогических консилиумов, круглых столов, семинаров, родительских собраний.
Осуществляется общая координация по взаимодействию всех участников образовательного процесса для обеспечения системного подхода к развитию с учетом задач каждого возрастного этапа, профилактика конфликтов в педколлективе.
Во взаимодействии с администрацией школьный психолог выполняет консультативную функцию: администрация приглашает психолога принять участие в разрешении конфликтных ситуаций в качестве посредника или в обсуждении сложных педагогических ситуаций в качестве независимого эксперта.
Взаимодействие психолога с учителями
Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог оказывает содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дает рекомендации по работе с трудными подростками. Можно обозначить следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогами: • Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы. • Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов. • Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. • Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. Консультирование в этом направлении организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который предлагает учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. • Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации. • Психотерапевтическая работа с педагогами.
Взаимодействие психолога с классными руководителями
Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Помощь психолога классному руководителю в целом идет по следующим направлениям:
психологическая диагностика;
коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися;
психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;
Классный руководитель и школьный психолог обмениваются информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Обязательное правило здесь - конфиденциальность. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом. Психолог всегда информирует классного руководителя о том, что проводится в его классе. Всю работа согласовывается с ним, чтобы у учеников не было перегрузки. Такое сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся продвигаться в своём развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся прихода психолога в класс, а классный руководитель понимает, что диагностика – лишь вспомогательное средство в руках психолога, вся деятельность психолога в классном коллективе начинается после диагностики.
Подведением итогов диагностического исследования в классе часто становится психолого-педагогический консилиум. Собранная школьным психологом для учителя информация включает рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс осуществляется с помощью тематических классных часов, индивидуальных или тематических консультаций, тренингов общения, родительских собраний.
Коррекционная работа педагога-психолога следует за диагностикой. Классный руководитель принимает участие в составлении расписания индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий, которые проводит психолог.
Почти в каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.
Сотрудничество психолога и классного руководителя строится не только в связи с работой с классом и родителями. Психолог проводит работу с самими учителями, что также является частью функционала психолога. Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.
Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Также консультации бывают посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом. В каждой учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель и школьный психолог имеют возможность обсудить проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса, наметить пути устранения возникающих проблем, выработать стратегию сопровождения и помощи участникам образовательного процесса.