Ролевая игра и ролевое общение детей дошкольного возраста
Ролевая игра и ролевое общение детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2. Этапы развития ролевой игры……………………………………………....7
1.3. Взаимоотношения детей в игре……………………………………………..9
2. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте………….10
2.1. Характеристика межличностных отношений дошкольников…………..10
2.2. Зависимость взаимоотношений от потребности в общении……………14
2.3. Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте….15
2.4. Методы изучения потребности в общении……………………………….17
Выводы по первой главе………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование взаимосвязи сюжетно–ролевой игры и общения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………18
2.2 Результаты исследования………………………………………………….26
Выводы по второй главе……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Сюжетно - ролевая игра - это ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, а отношения со сверстниками становятся для ребёнка очень важными, так как общению со взрослыми ребёнок начинает предпочитать общение с ровесниками. Именно в
ролевой игре возникает содержательное общение, которое потом может переноситься за пределы игры.
Данная тема, на мой взгляд, очень актуальна именно в настоящее время, когда уделяется огромное внимание личности, индивидуальности ребёнка, а общественное отчуждение всё более и более возрастает.
Цель курсовой работы - исследовать связь ролевой игры и реального общения дошкольников.
Была выдвинута гипотеза, что, в совместной сюжетно-ролевой игре, содержательное общение, личностные отношения детей путём постоянного проигрывания усваиваются и имеют возможность выходить за пределы игровой деятельности.Эта гипотеза не случайна. Дело в том, что в игре существует два вида общения между детьми: игровое общение (обусловленное выполняемой ролью) и реальное (обусловленное реальными межличностными отношениями детей). С развитием игры ролевое общение всё более сокращается, уступая место реальному общению. Формируя ролевую игру у дошкольников, мы тем самым развиваем их межличностное общение.
Задачи: 1) проанализировать литературу по данной проблеме;
2) провести наблюдение за детьми - дошкольниками для выявления уровня развития их общения и сделать вывод о связи ролевой игры и общения.
Объект исследования: ролевая игра и ролевое общение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: связь ролевой игры и реального общения сверстников.
Методы исследования:теоретические (анализ психологической,
педагогической и методической литературы);эмпирические (беседы, наблюдения, анализ); формирование сюжетно - ролевой игры;
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Базой исследования является ГБУСОН РО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Тарасовского района"
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Краткая характеристика сюжетно – ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры -характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Обыгрывание роли является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и так далее. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Как товарищи по игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.
Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают -друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре — проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек».
В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность взрослых людей. Психологами - последователями Л. С. Выготского (в том числе и Д. Б. Элькониным) был выдвинут ряд новых положений в психологии детской игры:
1) ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию;
2) игра на границе дошкольного возраста возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания;
3) игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, основным содержанием игры является человек - его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности;
4) игровая техника является важнейшим условием проникновения ребёнка в сферу социальных отношений;
5) в игре выделяются реальные отношения детей друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий.
1.2. Этапы развития ролевой игры.
1. Основным содержанием игры являются с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя следование этапов часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или 'одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения Меры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
2. Как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре объединяются 2—3 человека.
3. Основное содержание игры — по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
4. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5—6.
Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.[24]
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого. [5].
1.3 Взаимоотношения детей в игре
Общение дошкольника со сверстниками развивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, сроить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Дети играют вместе, и действия одного ребёнка связаны с действиями другого. Разыгрывание сюжета и роли заполняет всю игру. Для детей является важным выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия. Появляются неписаные, но обязательные для играющих внутренние правила, вытекающие из роли и игровой ситуации. Чем более развёрнута игра, тем больше этих внутренних правил, которые распространяются на всё большее и большее количество игровых моментов: на ролевые взаимоотношения детей, на значения, приданные игрушкам, на последовательность в развёртывании сюжета. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и ещё для многого другого.
2. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте
2.1 Характеристика межличностных отношений дошкольников
Общая характеристика общения.
Общение – это форма активности, осуществляемая между людьми, как равными партнерами, и приводящая к возникновению психологического контакта.
К формам общения относятся индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и другие.
Беседа является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и другими.
3. Виды общения:
1. Контакт масок (нет стремления понять человека, стандартный подход (строгость, вежливость, безразличие))
2. Примитивное общение (оценка другого как нужного или не нужного объекта)
5. Светское общение (говорят не то что думают, а то что положено)
Типы межличностного отношения.
Функционально – ролевое общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах. Межличностное общение. Собственно, почти все, что мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная модель) участие двух людей в межличностном общении, хотя минимальное полное число участников общения три. Разница между этими типами общения в том, что для третьего отношения двух других объективны: он не может на них влиять прямо, а только через отношения с одним из них. При общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или другого авторитета. Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется. Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это — не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения — рапортное. Существует много других типов общения.
Какие условия необходимо создать для полноценного развития ребенка дошкольного возраста?
Отвечая на эти вопросы, ученые отмечают, что усвоение знаний об окружающей действительности в дошкольном детстве характеризуется своей непреднамеренностью [2]. Ребенок-дошкольник учится главным образом в процессе игры, в процессе жизненной практической деятельности или в непосредственном общении со сверстниками и взрослыми. Таким образом, знания, которые ребенок приобретает в этот период, являются как бы "побочным продуктом" разнообразных видов его игровой и практической деятельности, а процесс их приобретения совершается непроизвольно лишь в меру имеющихся у детей непосредственных познавательных интересов[2].
Стремление к познанию, овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские "почему?" и "это что такое?" были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.Развитие этой познавательной потребности особенно хорошо реализуется в сюжетно-ролевых играх.
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усова, Н. Я.Михайленко [24].
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Игровая ситуация, определенные роли и действия в игре оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка [1]. Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.
Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д.Ушинский: "...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями" [24].
Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:
1) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между детьми, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
2) интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;
3) перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку детьми друг друга [4].
У разных авторов мы наблюдаем разные теоретические подходы к организации игр. Так, например С. А. Козлова и Т. А. Куликова основным условием для развития игры считают участие в игре взрослого. Они пишут: "Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию". Авторы перечисляют ряд, на их взгляд эффективных методов организации игры:
1) показы-инсценировки;
2) инсценировки с использованием настольного, кукольного театров;
3) сюжетно-дидактические игры.
Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко предлагают рассматривать руководство игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей [9].
Авторы выделяют следующие способы построения игры:
- последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;
- сюжетсложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие [9].
Здесь можно отметить, что исследователи расходятся во мнении о приоритетности тех или иных аспектов развития для констатации школьной зрелости. Одни психологи сосредоточивают основное внимание на когнитивной сфере и уровне обученности, другие считают более важными особенности поведения ребенка в целом [9].
Резюмируя параграф, следует подчеркнуть, что самостоятельность детей – один из главных показателей развития навыков общения. На наш взгляд в руководстве играми, необходимо учитывать специфику общения дошкольников со сверстниками, отличающегося от общения с взрослыми отсутствием жестких норм и правил. Следует помнить, что максимальное невмешательство взрослого в игры позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны:
- по своей воле выбирать партнеров по общению;
- самим устанавливать правила взаимодействия;
- следить за их выполнением определенных норм поведения;
- регулировать взаимоотношения. Все эти виды делового сотрудничества и составляют главное содержание потребности в общении. Именно такое диалогическое общение реализует стремление к признанию и уважению ребенка дошкольного возраста.
Зависимость взаимоотношений от потребности в общении
Феномен избирательности. Потребности человека влияют на избирательность его отношения к воздействиям разного рода. Люди, скорее всего, выделяют в потоке поступающей информации то, что связано с их нуждами, они точнее всего воспринимают и тоньше всего дифференцируют воздействия, наиболее прямо относящиеся к их интересам. Потребности обуславливают феномен избирательности. Из этого можно предположить, что предпочтения во взаимоотношениях детей, как и во всех прочих областях, определяются потребностями, и, прежде всего потребностями коммуникативного характера. "Функция формирования и развития межличностных отношений - это, пожалуй, наиболее важная и сложная, но менее всего изученная функция общения" [8]. Избирательные привязанности детей находят своё наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Р. А. Смирнова (1981) составила небольшую сводку тех особенностей, которые указывают психологи в качестве основы дружеских привязанностей между детьми в основном дошкольного возраста.
В большинстве случаев исследователи подчёркивают значение личных особенностей ребёнка для его успеха в дружеских отношениях. Вместе с тем ярко подчеркивается и значение совместной деятельности, в которой дошкольник выявляет эти качества, а, кроме того, демонстрирует свои интеллектуальные, операциональные (деловые) и волевые возможности. Здесь можно предположить, что избирательные дружеские привязанности возникают чаще всего в игровой деятельности, так как она является ведущей в этом возрасте, а также больше всего удовлетворяет потребность ребёнка в совместной деятельности и общении.
2.3.Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Можно выделить три этапа в развитии общения детей (формы общения дошкольников со сверстниками).
1. Эмоционально — практическое общение со сверстниками(2-4 год жизни).
2. Ситуативно – деловая форма общения(4-6 лет). После 4 лет у детей сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать всё большее место в жизни. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (от лица взятых ролей) и на уровне реальных отношений (существующих за пределами разыгрываемого сюжета - дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчётливо разделяют ролевые и реальные отношения, причём эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста. Наряду с этим отчётливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Суть перестройки общения заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребёнка, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
3. Вне ситуативно – деловая форма общения (после 6 лет). К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Но общение происходит на фоне совместного дела, т. е. общей игры или продуктивной деятельности. Сама игра к концу дошкольного возраста меняется. Всё больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений, и всё меньше - на уровне ролевых.
Наряду с конкурентным началом между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнёре его желания, предпочтения, настроения. Начинает формироваться личностное отношение к сверстнику. Возрастает способность к сопереживанию, поддержке другого ребёнка.
2.4.Методы изучения потребности в общении
Исследование потребности дошкольников в общении со сверстниками, а точнее - попытка определения модификаций её содержания в рамках дошкольного возраста привела к разработке М. И. Лисиной и её сотрудниками различных методических подходов. В основу двух из них были положены имеющиеся в психологической литературе сведения о тесной связи потребностей с избирательными отношениями людей к разным объектам.
Метод формирования избирательных взаимоотношений ребёнка.
Метод анализа общения детей с разным положением в группе
Метод сравнительного анализа общения дошкольников со взрослыми и сверстниками
Выводы по первой главе.
Главное, что можно выделить из анализа ролевой игры - это то, что реальное содержательное общение, впервые возникнув и развиваясь в игре, потом переходит в другие виды деятельности, а позже может само становиться особым видом деятельности. Сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Одно из основных показателей развития общения детей самостоятельность детей в игре. Чтобы научить детей общению, надо больше внимания уделять сюжетно – ролевым играм.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ И ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование взаимосвязи сюжетно–ролевой игры и
общения детей старшего дошкольного возраста
На первых занятиях сюжетно – ролевых игр инициатором игры выступает взрослый, он предлагает ребёнку сюжет, обучает владению образом - ролью в игре. Таким образом, ребёнок проигрывает в воображаемой (безопасной) ситуации различные способы поведения и реагирования на проблемную для него ситуацию. Здесь игру ведёт взрослый. На следующем этапе развития сюжетно-ролевой игры ребёнок становится уже не объектом, а субъектом взаимодействия, он может сам инициировать игру, предлагать сюжеты, принимать самостоятельно различные образы - роли.
Взрослый на этом этапе лишь вводит в игру конфликтную ситуацию, которую дошкольник должен разрешить в безопасном для себя пространстве.
Вся экспериментальная работа была разбита на три части.
1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности и в режимных моментах (свободная игра, занятия, прогулки).
2. Проведение занятий по формированию сюжетно - ролевой игры в экспериментальной группе детей.
3. Наблюдение за детьми и сравнение результатов этого наблюдения в экспериментальной группе и контрольной группе.
В экспериментальной группе 14 человек: 8 мальчиков и 6 девочек.
Во время наблюдения за детьми, участвующими в исследовании, достаточно чётко можно было выделить четыре вида действий:
Положительные эмоциональные проявления по отношению к сверстнику (улыбки, смех, похвала, радость).
Проявление способности поделиться привлекательным предметом со сверстником(игрушкой, конфетой, нужной вещью).
Бескорыстная помощь сверстнику(в режимных моментах - дети помогают друг другу одеться, раздеться, найти пропавшую вещь; во время совместных игр).
Проявление сопереживания, сочувствия(способность пожалеть, утешить, защитить другого ребёнка).
Рис.1. Количество видов действий за единицу времени.
Во время наблюдения было отмечено, что дети много общаются между собой. Все разговоры можно разделить на две большие группы: обсуждение совместной деятельности (правил и хода игры, совместных действий и т. д.) - как сопровождение, и общение как самостоятельный вид деятельности (разговоры об игрушках, мультфильмах, о родителях и друзьях). Считаю целесообразным особо выделить наиболее часто встречающиеся темы разговоров детей и описать их.
1)Чаще всего дети разговаривают по ходу совместной игры и какой-либо деятельности, выполняемой вместе. Во время игры дети обсуждают правила, договариваются о распределении ролей, о выполнении действий. Например, испытуемый 1 и испытуемый 2. сидят вместе за столом и играют карандашами как машинками. Во время игры они разговаривают: испытуемый 1: «Смотри, у меня машина гоночная, а у тебя какая?» испытуемый 2: «А у меня тоже гоночная, самая быстрая на свете, давай соревноваться». Испытуемый 1: «У нас быстрые машины, мы сейчас поедем». Испытуемый 2: «А я, когда вырасту, куплю себе самую быструю машину, как по телевизору, она много денег стоит». Оба играют с карандашами - машинами, улыбаются.
2) Достаточно часто дети разговаривают об игрушках. Они обсуждают, какие игрушки есть у них дома, что им купили родители, что обещали купить.
Испытуемый 3: «Смотри, мне мама купила «Бэтмена», у него двигаются руки и ноги, и голова в разные стороны. Он может лазить вот так». (Показывает)Испытуемый 4: «А можно мне попробовать, как у него руки крутятся? У меня тоже есть игрушка, у неё руки крутятся, мне мама купила. А ещё она обещала купить машину, она сама ездит».
3) Многих детей интересует такая тема как мультфильмы (иногда - кинофильмы). Они обсуждают увиденные видеокассеты, советуют, что лучше посмотреть (попросить у мамы, чтобы она купила).
4)Иногда дети разговаривают о своих родителях, родственниках, друзьях. Они могут хвастаться о том, какая у них хорошая мама, какую красивую игрушку им купили, какие их родители богатые и т. д.
Таким образом можно особо отметить, что в разговорах детей очень часто проявляются конкурентные отношения, что достаточно характерно для данного возраста (дети постоянно хвастаются друг перед другом, хотят быть лучше других, иметь самые красивые и дорогие игрушки и т. п.). В общении детей очень много конфликтов, драк (около 15 таких проявлений за единицу наблюдения).
Рис. 2. Количество драк по темам разговоров.
Во время наблюдения за детьми особое внимание обращалось на совместные игры детей. Так как ролевая игра - это ведущий тип деятельности дошкольника, то, соответственно, в ней развиваются и основные психические процессы, в том числе и общение детей. Игры оценивались по нескольким критериям: длительность, сюжет, содержание. Также было подсчитано количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
1. Длительность.
В основном, длительность совместной игры в группе не превышает 5 минут. Дети быстро переходят к другой игре (или вообще прекращают играть), переходят к тому сверстнику, который в данный момент занимается более привлекательной деятельностью. Более продолжительные игры складывались у тех детей, которые находятся на более высоком уровне развития игры - здесь продолжительность могла доходить до 15-20 минут. Чем больше народу участвовало в игре, тем меньше она длилась (скорее всего, из-за того, что дети не могут ещё скоординировать свои желания и действия с множеством чужих). Самые продолжительные игры наблюдались в парах.
2. Сюжеты игр.
Сюжеты детских игр в данной группе не отличались особым разнообразием. Мальчики играли чаще всего в игру «Полицейские и бандиты», просто в «Полицейских», в «Гонщиков», иногда они присоединялись к девочкам и играли в «Семью». Игры девочек были разнообразнее. Они играли в «Семью», в «Больницу», в «Парикмахерскую», в «Магазин», в «Повара», в куклы, в машинки.
3.Содержание игр.
Если говорить в общем, то нужно отметить, что дети достаточно редко брали на себя какие-либо роли в игре, в основном это были игры с предметами. «Полицейские и бандиты»: испытуемые 3 и 4 - «бандиты», они убегают и прячутся от «полицейских», испытуемых 1 и 2. А те совещаются между собой, как их лучше поймать, как избежать опасности (чтобы их не «застрелили»). Вся игра заключается в «поимке преступников». « Полицейские» как бы переговариваются по рации, ездят на «машинах» с мигалками, говорят по «мегафону».
«Гонщики»: эта игра заключается в том, что мальчики берут игрушечные машинки и бегают с ними на определённую дистанцию (кто быстрее «доедет»). При этом они между собой не разговаривают, а имитируют звуки ревущего мотора. Здесь весь смысл заключается в выполнении игровых действий. «Семья»: чаще всего в эту игру играли девочки, но иногда к ним присоединялись и мальчики. Содержание игры могло варьироваться. Иногда девочки что-нибудь «готовили» на кухне, а мальчиков просили помочь или «сходить в магазин». Здесь уже роли распределялись более чётко - мама, папа, ребёнок, дедушка, бабушка. Появляется ролевая речь (соответствующие роли обращения к товарищу по игре). Ещё один из вариантов этой игры - «Дочки - матери»: девочки выступают в роли мамы по отношению к своей кукле. Они её кормят, одевают, ходят гулять, разговаривают с ней, купают.
«Парикмахерская»: девочки выполняют роли парикмахера и его помощников, а мальчики - клиентов. Для девочек здесь главное - выполнение игровых действий, а мальчики просто сидят на стуле и не выполняют никаких действий.
Если говорить в общем об увиденных играх, то можно сказать, что в данной группе уровень развития сюжетно - ролевой игры достаточно низкий, набор сюжетов очень мал, а содержание игр сводится к выполнению несложных цепочек ролевых действий; игра длится недолго, быстро распадается; роли в игре слабо дифференцированы.
Рис.3.Количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
Таким образом, можно подвести некоторые промежуточные итоги:
-Среди просоциальных действий преобладает положительное эмоциональное отношение к сверстнику; меньше всего - проявлений сопереживания, сочувствия.
-Дети достаточно много разговаривают между собой, но большинство этих разговоров касается совместной деятельности в данный момент (как сопровождающая беседа).
-В группе среди детей возникает очень много конфликтов, дети часто не могут поделить игрушки, дерутся, плачут.
-Большинство детей в группе находятся на первом или на границе
первого и второго уровня развития ролевой игры. Детей с третьим уровнем и выше оказалось три человека.
Исходя из этих данных я предположила, что, выведя детей на более высокий уровень развития ролевой игры путём формирующего эксперимента, смогу вывести общение детей на более высокий уровень, сделать его менее конфликтным, более содержательным и личностно ориентированным.
Формирование ролевой игры в эксперименте заключалось в том, что были отобраны 2 мальчика и 2 девочки, с которыми экспериментатор занимался 2 раза в неделю по 1 часу.
Цель данных занятий: повышая уровень развития ролевой игры проследить, изменится ли качество общения между детьми экспериментальной группы (и, если изменится, то как?) по сравнению с остальными детьми (контрольная группа).
В экспериментальную группу дети были отобраны не случайно. Группа подбиралась так, чтобы там оказались дети с разным уровнем развития ролевой игры, с разной степенью конфликтности, общительные и замкнутые.
Испытуемая 1.Эта девочка достаточно общительна, много контактирует с другими детьми, при наблюдении был обнаружен 3 уровень развития ролевой игры, часто она сама является инициатором игр, ищет контактов с другими детьми. Очень конфликтный, агрессивный ребёнок, сильно проявляется эгоцентрическая позиция.
Испытуемая 2. Эта девочка была выбрана в экспериментальную группу в качестве «ведущего», сильного ребёнка. Она достаточно спокойная, уравновешенная, уровень развития ролевой игры у неё - самый высокий в группе вообще. Также она неконфликтный ребёнок, все разногласия старается сгладить, пытается всегда найти компромисс. Дети в группе, если можно так выразиться, её «уважают», часто обращаются к ней. Она никогда не плачет, не кричит, очень рассудительная. Она была выбрана как пример для остальных детей экспериментальной группы, как её сильное звено.
Испытуемый 3. Это самый «сложный» ребёнок в группе. Он очень конфликтный, часто дерётся. Развитие ролевой игры у него находится на границе 1 и 2 уровня. Играет он много, но чаще всего это просто наборы игровых действий.
При достаточно высокой потребности в общении он не может её адекватно реализовать, постоянно инициируя конфликты. Этот ребёнок гиперактивен. Он с высокой потребностью в общении, которую он не может реализовать из-за своей агрессивности.
Испытуемый 4. Это тихий, незаметный мальчик, который чаще всего играет в игрушки сам с собой или в тихие, спокойные игры с другими детьми. Агрессии по отношению к другим детям не проявляет, при возникновении конфликта всегда старается уступить. Уровень развития ролевой игры - 1, в основном, это предметные действия или простые наборы игровых действий с игрушками. Это ребёнок с низким уровнем развития ролевой игры, необщительный, замкнутый, ни с кем не играет.
В состав экспериментальной группы были отобраны дети с недостаточным уровнем развития ролевой игры и проблемами в общении со сверстниками,
Одна девочка, очень «сильная» по сравнению с остальными, была взята как образец для подражания, как бы ведущая данной группы.
Во время формирования ролевой игры были использованы следующие сюжеты игр: «Гости», «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Путешествие», «Телевидение», «Семья». Приложение1
Теперь на примере одной игры я хочу показать процесс развития ролевой игры у детей в экспериментальной группе. Процесс приобщение к новой деятельности происходит посредством взрослого (путём перехода из внешнего плана во внутренний). Таким образом происходит развитие самой ролевой игры, она поднимается на более высокий уровень.
Проиллюстрирую этот процесс на примере одной из самых любимых игр детей экспериментальной группы - «Путешествие». Приложение 2.
2.2 Результаты исследования
В результате экспериментальной работы: дети стали обсуждать замысел игры, сюжеты игры расширились, обогатилось содержание игры. Дети создавали новые образы, вживались в роль, творчески использовали предметы-заместители, что говорило о сформированности игровых навыков, сплоченности детского коллектива. Игровая деятельность стала достаточно развёрнутой, игра продолжалась более 20 минут. Но, для проявления активности детей всё равно было необходимо, чтобы взрослый находился рядом (экспериментатор мог даже безучастно наблюдать), без этого дети не могли развернуть ролевую игру на таком высоком уровне. Таким образом, мы можем увидеть, что специально организованные занятия могут существенно повысить уровень развития игры у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, отразится на повышении уровня психического развития ребёнка.
Выводы по второй главе.
Можно сделать вывод о том, что при комплексном руководстве успешно формируется сюжетно - ролевая игра детей. У детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом.
В целом можно констатировать несомненную важность сюжетно-ролевых игр для развития игровых умений для детей дошкольного возраста. Повышая уровень развития ролевой игры, улучшается качество общения.
Организация сюжетно - ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще игра организуется, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно - ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение.
Для большинства детей дошкольного возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые не обладают данными качествами, способны спровоцировать конфликт. Следовательно, большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу.
Правила поведения обязательные при проведении сюжетно - ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию общения детей старшего дошкольного возраста.
У детей без увлекательной игры не может быть страны детства. И чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Поэтому формирование игровых умений успешнее проходит при условии целенаправленного руководства игрой для дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературу по данной проблеме;
2) провести наблюдение за детьми - дошкольниками для выявления уровня развития их общения и сделать вывод о связи ролевой игры и общения.
Была выдвинута гипотеза что, в совместной сюжетно-ролевой игре, содержательное общение, личностные отношения детей путём постоянного проигрывания усваиваются и имеют возможность выходить за пределы игровой деятельности. Для подтверждения гипотезы о том, что, впервые возникая в совместной сюжетно-ролевой игре, содержательное общение, личностные отношения людей путём постоянного проигрывания усваиваются, а затем и присваиваются детьми, уже имеют возможность выходить за пределы игровой деятельности, встала необходимость проведения исследовательской работы. Она состояла из трёх частей: наблюдение за детьми в группе, формирование ролевой игры и сравнительное наблюдение после формирующего эксперимента. Наблюдение за детьми выявило как недостаточный уровень развития ролевой игры, так и низкий уровень развития межличностного общения. Наблюдение за детьми экспериментальной группы после формирующего эксперимента показало, что развитие ролевой игры положительно повлияло на общение сверстников. После занятий по формированию игры дети стали более доброжелательно относиться друг к другу, они старались учитывать желания другого, относились к нему более терпимо. С помощью сюжетно - ролевой игры можно не только развивать общение в группе дошкольников, но также проводить коррекцию различных нарушений общения (таких как замкнутость, конфликтность, агрессия и т. п.)
В целом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о влиянии ролевой игры на общение сверстников.
ЛИТЕРАТУРА
1.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.1997г.
2.Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология- Т,2003г.
3. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре, М., 1965г.
4.Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет.- М., 1974г
5.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьёй, М « Творческий центр», 2005г
6.Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка, М - В, 1997г.
7.Лисина М. И., Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников, М, 1985г.
8. Ломов Б.Ф., Проблема общения..., 1981г.
9.Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания – М., 2009г.
10.Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования, М., 2000г.
11.Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М., 2011г.
12. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада, М., 1978г.
13. Смирнова Е. О. Психология ребёнка, М., 2009г.
14. Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста, Автореферат, М., 2014г.
15. Смирнова Р. А. Зависимость отношения дошкольников к сверстникам от содержания общения. Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии, М., 1979г.
16. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребёнка, А., 2000г.
17. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками, М., 2012г.
18.Смирнова Е.О. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет, М. – В., 2001г.
19.Субботский Е. В. Психология отношений партнёрства у дошкольников, М., 1976г.
20.Счастная А. М. Психологические особенности межличностных отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов школы, Автореферат, К., 1980г.
21. Холмогорова В. М. Психологические условия нравственного развития дошкольников, Автореферат, М., 2009г.
24.Ядешко В.И. Дошкольная педагогика, М., « Просвещение», 1986г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Описание игр
«Гости»: в эту игру дети играли на протяжении всего эксперимента. Сюжет игры заключается в том, что дети инсценируют какой-то семейный праздник и устраивают торжество. Они накрывают стол. Украшают «комнату», «Ходят» в магазин за продуктами. Готовят «угощение», приглашают «гостей». Сидят за столом, «едят» и «пьют», произносят тосты. Обсуждают разные темы за столом, потом «провожают» гостей, убираются «дома». Дети используют в игре отдельный уголок в игровом пространстве группы, они достают игрушечную посуду, продукты питания, готовят на игрушечной кухне, ходят в игрушечный магазин. Во время эксперимента дети менялись ролями, «гостями» были то одни, то другие.
«Магазин»: эту игру особенно любили девочки. Она заключается в том, что в игрушечном магазине работает «продавец», туда приходят «покупатели». Продавцами, в основном, были девочки. А «покупателями» мальчики.
Сначала дети использовали в игре только те «продукты питания», которые есть в наборе ролевой игры в «Магазин», но потом они догадались, что можно «продавать» и другие предметы, они устраивали большие «торговые центры» с разными отделами для разных товаров. Там «продавались» и продукты питания, и одежда (кукольные наряды), и мебель (наборы игрушечной мебели), и игрушки, и даже было в этом «торговом центре» кафе, где «покупатели» могли посидеть и отдохнуть.В разные дни дети также выполняли разные роли: «покупателями» были то одни, то другие.
«Больница»: эта игра заключается в том, что на приём к «врачу» приходят «больные» с разными жалобами и тот их лечит. В игре использовался набор для ролевой игры в «Доктора», который есть в группе. В течение времени дети также менялись ролями, особенно нравилось быть «врачом» испытуемой 1. Она так увлечённо выполняла свою роль, что начала придумывать всё новые и новые функции для «врача». Она не только «лечила» пациентов, но и делала прививки, приходила якобы в детский сад, в школу, чтобы рассказать детям о профилактике простуды. Мальчикам особенно нравилось, когда их «лечили», они изображали из себя очень натурально тяжелобольных, «капризничали» и отказывались от «лечения». Эта игра также продолжалась на протяжении всего эксперимента, детям она очень нравилась.
«Детский сад»: в этой игре дети воспроизводили реальность своей жизни в детском учреждении. Они использовали самые разнообразные предметы, смотря что нужно было в данной ситуации (если они «ели в столовой», то использовался набор игрушечной посуды, если это был «тихий час», то они ложились «спать» на ковёр и т. д.) Особенно девочкам нравилось выполнять роль воспитателей, они повторяли характерные реплики, также «ругались» на своих «воспитанников». Мальчики очень любили изображать непослушных детей. В начале эксперимента дети изображали только те ситуации, которые реально происходили в их группе, но потом они стали сами придумывать содержание игры. Она также продолжалась на протяжении всего эксперимента.
«Путешествие»: эта игра была самой любимой у детей, она вызывала интерес как у девочек, так и у мальчиков. Содержание игры по прошествии времени очень сильно изменилось. Началась она с того, что дети изображали водителя автобуса, были кондуктором, пассажирами. Дети садились на стульчики, которые были поставлены друг за другом, и «ехали» по своим делам, кондуктор «продавал» билетики (бумажки), а водитель «вёл» автобус и объявлял остановки. А потом дети предложили «поехать» куда-нибудь далеко, и чтобы они были машинистами паровоза, проводниками, пассажирами. Они «путешествовали» по разным странам.
«Телевидение»: в эту игру дети играли всего несколько раз, т. к. активную роль здесь выполняет только один человек (диктор, ведущий), а остальные дети пассивно наблюдают за происходящим. «Диктор» усаживал перед собой на стулья «зрителей» и объявлял программу передач (это были исключительно мультфильмы и детские передачи целый день) или «вёл» программу «Новости» (рассказывала события, произошедшие в учебном заведении за текущий день). Единственно, что поддерживало интерес «зрителей» к этой игре - это то, что они обсуждали услышанное между собой (высказывали одобрение или недовольство по поводу программы мультфильмов).
«Семья»: в эту игру дети играли также на протяжении всего эксперимента. Она имела наибольшее количество различных вариаций. Это и «семья за обедом» (дети распределяли роли между собой, папа «шёл» в магазин, мама «готовила» обед, дети либо «помогали» ей, либо «баловались», потом вся «семья» садилась за стол «обедать», потом убирались «на кухне»), и «семья на улице» («родители» и «дети» «выходили» на прогулку или ходили по «магазинам»), и простое выполнение своих ролей, не согласованное между детьми (в начале эксперимента). В этой игре употреблялись самые разнообразные игрушки, которые есть в группе
Приложение 2
процесс развития ролевой игры на примере игры « Путешествие»
1 этап. Экспериментатор предлагает детям поиграть в какую-нибудь интересную игру, дети соглашаются (испытуемый 3 и испытуемая 2 - охотно, испытуемая 1 и испытуемый 4 - равнодушно). Экспериментатор передаёт инициативу в выборе сюжета игры детям («А во что мы могли бы поиграть все вместе?»). Испытуемый 3 предлагает: «Давайте мы поиграем в «автобус». Я буду водителем, а вы все пассажирами, я буду вас возить». Испытуемая 1 говорит: «А я буду продавать билетики». Роль экспериментатора заключалась в организации игры, в попытках скоординировать действия детей. Испытуемая 1 нарвала бумажек - это были билетики. Участники расставили стулья друг за другом (экспериментатор постоянно предлагал детям выполнить те или иные действия по организации игры), впереди сел «водитель». Всё содержание игры состояло в том, что дети выполняли цепочки игровых действий («водитель» ведёт автобус, «кондуктор»продаёт билеты, «пассажиры» просто сидят на своих местах). Экспериментатор во время игры не просто демонстрировал игровые действия детям, но старался передать аффективный (эмоциональный) заряд, выражал свою заинтересованность и эмоциональное отношение к процессу. Также своим поведением взрослый старался выполнять действия, связанные с отношением к другим людям, роли которых выполняли дети (т. е. таким образом собственным примером была предпринята попытка вывести детей на более высокий уровень развития игры). Для детей на этом этапе пласт человеческих отношений ещё не был открыт в игре, они полностью ориентируются на взрослого, повторяют за ним его действия, но сами играть на достаточно высоком уровне не могут, без взрослого развёрнутой игры не получается.
2 этап. Через некоторое количество таких занятий в игре детей экспериментальной группы наметились изменения. Инициатором игр по-прежнему был взрослый, но теперь дети уже охотно соглашались поиграть, сами предлагали несколько разных вариантов игр. В игре «Путешествие» тоже наметились некоторые изменения. Основным содержанием игры стало выполнение роли и вытекающих из неё действий. Испытуемый 3 теперь был не «водителем автобуса», а, по собственному предложению, стал «машинистом поезда», на котором «пассажиры» отправлялись в путешествие. Испытуемая 2 была «проводницей», она предлагала «пассажирам» чай, проверяла билеты. «Пассажиры» обсуждали, куда им лучше «поехать», в «дороге» они разговаривали, «ели», читали «газеты», «книги». Экспериментатор по-прежнему старался вывести детей в пласт человеческих отношений (демонстрировал специфическую ролевую речь, строго следовал правилам, выделяющимся в реальной жизни, чётко выделял действия, направленные к разным персонажам игры). На данном этапе дети уже играли на более высоком уровне развития игры, но всё это происходило только в присутствии и при помощи взрослого, собственной деятельности как таковой ещё не было.
3 этап.Уже к концу формирующего эксперимента дети стали сами инициировать игру, предлагали разные варианты. В своих играх они уже могли отражать специфические человеческие отношения, роли детей определяли и направляли поведение детей («машинист» не просто везёт людей, он отвечает за безопасность «пассажиров», за исправность «поезда»). Экспериментатор здесь присутствовал просто в качестве включённого наблюдателя, стараясь не вмешиваться в игру детей. Можно сказать, что здесь шла стимуляция и поддержка активности самих детей. К концу формирующего эксперимента все дети экспериментальной группы находились не ниже 3 уровня развития ролевой игры (до конца на четвёртый уровень перешла только испытуемая 2),
безучастно наблюдать), без этого дети не могли развернуть ролевую игру на таком высоком уровне. Игровая деятельность стала достаточно развёрнутой, игра продолжалась не менее 20 минут. Но, тем не менее, для проявления активности детей всё равно было необходимо, чтобы взрослый находился рядом (экспериментатор мог даже безучастно наблюдать), без этого дети не могли развернуть ролевую игру на таком высоком уровне. Таким образом, мы можем увидеть, что специально организованные занятия могут существенно повысить уровень развития игры у детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, отразится на повышении уровня психического развития ребёнка.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(259) "Семинар на тему: "Реализация образовательных областей через различные виды деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС" "
["seo_title"] => string(157) "sieminar-na-tiemu-riealizatsiia-obrazovatiel-nykh-oblastiei-chieriez-razlichnyie-vidy-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-sootvietstvii-s-fgos"
["file_id"] => string(6) "142417"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1418294921"
}
}