"Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся"
"Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся"
Среди факторов, ухудшающих психологическое здоровье детей, в последнее время все чаще называется негативное влияние школы. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает по меньшей мере два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным воздействиям. С одной стороны школа, как постоянный источник стресса, неблагоприятно влияет на психологическое здоровье учащихся. С другой стороны, многие авторы отмечают, что именно школа является оптимальной системой для профилактики нарушений психологического здоровья.
Цель семинара– разобраться в содержании понятий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье», а также обсудить основные направления работы образовательного учреждения по сохранению и формированию психологического здоровья учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся"»
Семинар «Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся»
Цель:ориентация деятельности педагогического коллектива на оптимизацию школьной среды в целях сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся.
Задачи:
- информирование о содержании понятий «психическое» и «психологическое здоровье»;
- разобрать факторы, неблагоприятно влияющие на психологическое здоровье;
- обсудить основные направления работы образовательного учреждения по сохранению и формированию психологического здоровья учащихся.
ВВЕДЕНИЕ
Настрой на работу. До начала семинара в помещении звучит релаксационная музыка. В начале работы проводится упражнение на снятие эмоционального стресса: Сожмите пальцы на двух руках в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Повторите это упражнение 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект.
Сегодня тема нашего семинара – психологическое здоровье учащихся. Вообще тема здоровья детей сегодня очень остро поднимается не только на уровне школы, но и на уровне всего государства. Статистика последних лет отмечает рост хронических заболеваний и психических расстройств у детей и подростков. Актуальными стали проблемы детской преступности, подростковых суицидов, употребления несовершеннолетними психоактивных веществ.
Среди факторов, ухудшающих психологическое здоровье детей, в последнее время все чаще называется негативное влияние школы. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает по меньшей мере два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным воздействиям. С одной стороны школа, как постоянный источник стресса, неблагоприятно влияет на психологическое здоровье учащихся. С другой стороны, многие авторы отмечают, что именно школа является оптимальной системой для профилактики нарушений психологического здоровья.
И сегодня цель нашего семинара – разобраться в содержании понятий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье», а также обсудить основные направления работы образовательного учреждения по сохранению и формированию психологического здоровья учащихся.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ», «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»
С помощью метода «Мозгового штурма» участники семинара определяют как можно больше характеристик абсолютно здорового человека, а потом сформулировать определение здоровья.
Итак, по определению ВОЗ, Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Это определение было принято 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения. Тогда же был введен термин «психическое здоровье», который сначала употреблялся только в медицинской сфере, а потом перешел и в другие сферы, в частности в психологическую и педагогическую.
Термин «психическое здоровье» определен как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.
Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, что позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.
Термин «психологическое здоровье»– согласно определению ВОЗ, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Психологическое здоровье – это не только душевное, но еще и личностное здоровье.
И хотя до сих пор в литературе наблюдается расхождение в определении этих понятий, современная наука разграничивает сферы психического и психологического здоровья, отмечая их серьезные различия, которые можно увидеть в таблице №1. (Анализируется таблица «Отличия психического и психологического здоровья).
Таблица № 1.
Критерии
отличия
Психическое здоровье
Психологическое здоровье
Принцип оценивания
Определяется врачом по отсутствию/наличию психопатологических симптомов.
Оценивается по уровню (качеству) социально-психологической адаптации, совокупности объективных и субъективных показателей.
Понятие нормы
Отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе.
Присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию.
Альтернатива норме
Болезнь.
Отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Критерии оценки
1. Здоров.
2. Болен (легко, тяжело, какой диагноз).
Качественные характеристики по сферам жизнедеятельности.
Социальные, образовательные, психолого-педагогические: развитие личности, повышение уровня культуры, психодиагностика, психокоррекция и т.д.
Цель помощи
Избавление пациента от патологических факторов.
Приобретение человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:
- позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
- высокий уровень развития рефлексии;
- наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
- успешное прохождение возрастных кризисов;
- адаптированность к социуму (если это ребенок - то к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Таблица №2.
Основные характеристики психологически здоровой личности:
способность принимать себя и окружающих такими, как они есть;
критичность и самокритичность (т.е. адекватность оценки ситуации, других людей, себя, своих возможностей, достоинств, недостатков и др.);
высокая адаптивность и гибкость (т.е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям);
стрессоустойчивость(способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общегоздоровья);
способность брать ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок;
способность к рефлексии и самоконтролю (способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией, своими интересами и индивидуальными возможностями);
коммуникативная эффективность (способность находить с людьми общий язык, управлять конфликтами, социально-психологическая гибкость, толерантность);
духовность (стремление человека к постижению смысла собственной жизни, ориентация на высшие этические ценности, поиск и осознание путей достижения душевного покоя, а также способность сочетать согласие с самим собой и активную жизненную позицию в жизни);
самоактуализация, стремление к самосовершенствованию;
свобода от зависимостей (как химических, так и социально-психологических);
чувство юмора и остроумие;
жизнерадостность и оптимизм и др.
2. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что психологические здоровье практически всех детей требует поддержки, поскольку находится под воздействием ряда неблагоприятных факторов:
- нестабильности жизни, социальной обособленности (которые провоцируют возникновение специфических страхов – изменений, взросления, трудностей и неудач),
- изменение закона времени, когда социальное время преобладает над биологическим временем человека, также отражается на физиологических реакциях детей. Их нервная система не справляется с потоком информации, идущей от всех источников, а потому произошло смещение, начались ранние и затяжные возрастные изменения. Если раньше это было характерно для ребенка 6 – 8 класса, то теперь 4 – 9.
Помимо этих факторов, негативно влияющих на детское развитие, существует кризисность современного детства. Изменились формы внешней игровой активности, распались многие социально-культурные, духовные механизмы. Сказывается и кризис, испытываемый современной семьёй. В соответствии с этим всё чаще встречается тип ребёнка с внешними признаками взрослости при внутренней социальной незрелости.
Психологическое здоровье понятие очень объёмное и сложное, захватывает почти все личностные характеристики человека.
3. НОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Говорить о восстановлении психологического здоровья или о коррекции нарушений, можно лишь определившись с представлением о его норме.
Для психологического здоровья норма — это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию.
4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (ЗАВИСЯЩИЕ ОТ УЧИТЕЛЯ)
Психологический климат в классах, на уроках, наличие эмоциональных разрядок (шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.).
Психразгрузка на уроке - место, содержание и продолжительность.
Стиль педагогического общения учителя с учениками.
Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам
Особенности работы с «трудными» учащимися.
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Личностные, психологические особенности учителя, его характера, проявлений.
Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
Степень возможности инновационной деятельности.
5. УПРАЖНЕНИЕ «КОРОНЫ»
На участников одеваются импровизированные «короны» с надписями: «Игнорируй меня», «Соглашайся со мной», «Спорь со мной», «Критикуй меня», «Сомневайся во мне». Каждый участник видит надпись на короне других, но что написано у него самого, он не знает. Далее участникам дается проблемная ситуация (например, куда поехать отдыхать), которую нужно обсудить, действуя соответственно тому, что написано на «короне» у каждого участника.
Обсуждение: понял ли каждый участник, что за надпись была у него на короне? Какие эмоции и переживания испытывал каждый участник во время упражнения? Было ли ему комфортно/дискомфортно и почему? Что было сложно в этом упражнении, а что легко?
Большинство из психолого-педагогических факторов будут выступать и основными направлениями работы ОУ по сохранению психологического здоровья. Давайте определим эти направления.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ «САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»
1. Тревожность – состояние повышенной напряжённости, отрицательные переживания, негативные эмоции.
2. Агрессивность – состояние повышенной возбудимости, несдержанность эмоций, трудности при общении и работе с людьми.
2. Ригидность – неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке жизни.
При активном поведении ребенок использует наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Не конструктивность такой позиции заключается в негибкости поведения, недостаточной критичности.
При пассивном стиле поведения ребенок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Не конструктивность его поведения также проявляется в ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих и боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным. Дети как бы отрицают часть самих себя, становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.
7. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕВРОТИЗИРУЮЩИХ СИТУАЦИЙ ПО Д.Н. ИСАЕВУ
1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой (самый сильный психотравмирующий фактор).
2. Враждебное отношение педагога
3. Неприятие детским коллективом
4. Смена школьного коллектива
Эта ситуация встречается реже остальных, но не так уж редко, (за исключением тех случаев, когда она помогает избавиться от невротизирующих прежней школы) может стать толчком к возникновению невроза. Причины: потеря старых друзей, необходимость приспосабливаться к новым учителям, к новому коллективу. (связана с предыдущим психотравмирующим фактором).
8. СТРЕССЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Стресс оценивания.
Сопровождает учащихся на протяжении всей учёбы. Неоспорима здесь роль учителя. Конечно, «добреньких» любят больше, но, уровень знаний по их предмету часто бывает недопустимо низок. «Строгим» удаётся мобилизовать учащихся – но цена этому - ущерб здоровью. Разумное сочетание строгости и требовательности на фундаменте доброжелательности и объективности – та основа, которая позволяет избежать здоровьеразрушающего воздействия.
Стресс ограничения времени.
Испытывают не только учащиеся, но и слишком ответственные педагоги, когда не могут уложиться в рамки урока, что приводит к взвинчиванию темпа урока, «комканию». Такие ситуации обычно не желательны для медлительных флегматиков и меланхоликов.
Стресс разочарования.
Невозможность получения желаемой оценки или ожидаемой похвалы. Этот стресс чаще возникает в начальной школе – когда ребёнок тянет руку для ответа, а учитель его не спрашивает и ребёнок разочаровывается.
Стресс переутомления.
Так же часто встречающаяся в школе форма дистресса, с нежелательными последствиями для здоровья школьников. Переутомление необходимо вовремя заметить и предотвратить.
Стресс психологического давления.
Этот стресс обусловлен авторитарным стилем педагогического воздействия на учащихся. На уроке учителя с таким стилем работы школьники неадекватно напряжены как физически, так и мышечно. Это приводит к повышению утомляемости, а так же к закреплению сознательной установки на зависимое поведение, а это ведёт к формированию патологических зависимостей как социально-психологических, так и химических. Следует различать авторитарность и требовательность, строгость. В первом случае учителя боятся, а во - втором уважают. В первом - нежелательное воздействие на здоровье, во втором - тренировка их адаптационных возможностей, навыков и умений.
Коммуникативные стрессы – т.е. эмоциональные конфликты. Конфликты между учащимися составляют значительную часть причин стрессов и расстройств.
Дидактогении – это психотравмы, нанесённые учащемуся – педагогами, образовательным процессом в целом. Пример - грубые оскорбительные высказывания учителя в адрес ученика. Это может привести к длительному затяжному конфликту, снижению успеваемости и плохим последствиям для нервной системы.
Вывод
Таким образом, приходиться констатироваться, что при определенных условиях, а именно:
в школе могут создаваться предпосылки для ущерба психическому здоровью учащихся.
Не следует, однако, преувеличивать возможные неблагоприятные влияния школы на психическое здоровье школьников, забывая то положительное постоянное воздействие, которое может и должно оказывать школа на психику детей.
Школа представляет собой также источник положительных эмоций — этого непременного условия психического здоровья. Они создаются самим фактом усвоения новых знаний, а главное ощущением своих возрастающих возможностей (особенно, когда знания не вдалбливаются ученику, а добываются им активно, путем преодоления препятствий), что демонстрирует тем самым ребенку его возможности и способность. Положительные эмоции создаются не только субъективными ощущениями ученика, но и объективным подтверждением его успехов. Слово одобрения со стороны учителя, хорошие оценки ответов повышают эмоциональный тонус и стимулируют дальнейшее успешное обучение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы с Вами обсуждали проблему сохранения психологического здоровья учащихся. Мы увидели, что школа может оказывать двоякое влияние на здоровье детей: и ухудшать его, и способствовать его укреплению и формированию. Очень много здесь зависит от позиции педагога, которую он занимает по отношению к этой проблеме: считает ли он важным уделять этому внимание или нет. В результате работы Вы сами пришли к той мысли, что одним из условий сохранения психологического здоровья учеников является психологическое здоровье учителя. Этот вопрос я предлагаю рассмотреть на психолого-педагогическом семинаре в будущем.
РЕФЛЕКСИЯ: МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП»
Для эффективного обобщения информации, предлагаю использовать метод «Шести шляп». Каждой группе, необходимо прочитав вопрос шляпы, обсудив его с участниками группы подготовить ответ на вопрос шляпы, приветствуются мнения и обсуждения.