Роль семьи в формировании полиэтнической культуры личности
Роль семьи в формировании полиэтнической культуры личности
Формирование культуры межнационального общения и межэтнической толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного, по языку и культуре. В разнонациональной семье ребенок получает первые модели отношений между представителями различных наций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в формировании полиэтнической культуры личности»
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Шаукенова З. Ж., учитель казахского языка и литературы основной общеобразовательной школы №14 г. Костанай
Формирование культуры межнационального общения и межэтнической толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного, по языку и культуре. В разнонациональной семье ребенок получает первые модели отношений между представителями различных наций.
Неприятие людей другой расы, другой этнической общности, другой религиозной культуры признак недостаточной воспитанности, которая в первую очередь закладывается в семье [1, с.117].
Для раскрытия этого вопроса обратимся к принципу природосообразности Я.А.Коменского. «Показав, что райские растеньица – христианское юношество – не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни» [4, с.62].
«Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями ...» [4, с.26].
Здесь следует подчеркнуть, что Коменский ставит учителей лишь на второе место после родителей. То есть из этого можно сделать вывод, что основную роль в воспитании детей играют именно родители. Главными средствами воспитания в семье является пример родителей. То есть семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного, культурного, толерантного воспитания.
В нашем современном обществе все заметнее кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей.
Кукушин B.C. считает, что каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные «задать» личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре. Это и понятно. Ведь каждый человек сугубо индивидуален в психологическом, нравственном, эстетическом отношении [1, с. 28].
Что же касается ценностного сознания личности, национального самосознания, национальной самоидентификации, межэтнической толерантности, то с первых дней жизни они начинает формироваться в семье, через соблюдение национальных традиций, обычаев, обрядов, затем при поступлении в школу все это корректируется в деятельности человека и сохраняется на протяжении всей его жизни.
На формирование межэтнической толерантности должны быть направлены усилия всех: родителей, воспитателей и учителей, на долю которых выпадает обязанность руководить в указанном направлении воспитанием от первых дней жизни ребенка.
Работа по формированию межэтнической толерантности у детей в первую очередь основывается на педагогической культуре родителей.
«Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей...» [2, с. 108]
По словам Яна Амоса Каменского «какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто...» [5, с. 23]
И учитель, и родители объединены единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо результатов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и школой. Как отмечает Макаренко А.С. «хорошо, если родители активны, контактны, заботливы, обеспокоены будущим своих детей, приучены стилем работы школы к пониманию важности их участия в делах школы, класса. Трудно бывает, когда нужно “перевоспитывать” родителей, добиваясь такого участия, но нельзя считать бесполезными свои усилия по привлечению родителей, по установлению контакта с семьями учеников» [3, с. 12] .
Так как семья играет ведущую роль в формировании межэтнический толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической толерантности, то совместная работа школы и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнический толерантной личности, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность, направленного характера.
Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. В последнее время особенно участились акты насилия, терроризма, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам, социально наименее защищенным группам в обществах, а также акты насилия в отношении отдельных лиц, осуществляющих своё право на свободу мнений и выражения убеждений. Всё это представляет угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях, и являются препятствием на пути развития.
И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли.
Как отметил Президент РК - Лидер нации Н.А.Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана: «Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины». Мы строим общество равных возможностей, общество, где все равны перед законом. Мы никогда не должны даже допускать мысли, что поступление на учебу, устройство на работу и карьерный рост будет решаться по этническому признаку.
Более того, за годы независимости, несмотря на глобализацию и вестернизацию, наш культурный фундамент был заметно укреплен. Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы. Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние. Наша история учит: страна сильна только тогда, когда един народ, - подчеркнул в своем выступлении Президент РК.
Важным аспектом в развитии общества, по словам Лидера Нации, должна стать интеллигенция, которая всегда была ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей. Нам нужно показывать и создавать новых героев нашего времени – тех, на кого должна будет ориентироваться наша молодежь. Интеллигенция может и должна играть ключевую роль в проектировании ментальной, мировоззренческой модели будущего страны на основе моего видения нового политического курса Казахстан-2050. Нам нужно продолжить работу по формированию исторического сознания нации. Всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нашего народа.
Особое внимание Президент РК уделил вопросам этнической и религиозной принадлежности. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания, это – факт. Однако, как известно, безграничной свободы не бывает, это – хаос. Все должно быть в рамках Конституции и законов. У всех есть право выбора. К выбору религиозных предпочтений нужно относиться очень ответственно, ведь от него зависит жизненный уклад, быт, часто вся жизнь человека.
Государство и граждане должны выступить против всех форм проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Общую озабоченность разделяют и духовные иерархи. Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом.
В вопросах религии необходим вдумчивый подход и крайняя осторожность. Государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных общин. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме, пособие для учителя. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001.– 404 с.
2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательство центральная Академия, 1999. – 232 с.
3.Макаренко А.С. Книга для родителей.– М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
4.Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.– М.: Просвещение, 1981. – 91 с.
5.Сухомлинский В.А. Родительская педагогика //Избранные педагогические сочинения в 3т.: Т.3. – М., 1981. – 436 с.
6.Послание Президента РК – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана«Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012 г.