Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"
Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"
Родительское собрание в 1 классе "Адаптация первоклассников к школе". Особенности адаптации, стадии, критерии успешной адаптации, как родители могут помочь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Особенности адаптации первоклассников"»
Родительское собрание «Адаптация первоклассников».
Термин «адаптация» в переводе означает «приспособление» и относиться к биологическим наукам. Когда необходима адаптация?
Когда меняются условия среды. Меняются так, что необходимо меняться вслед за ними, чтобы успешно существовать дальше. Школа – это действительно принципиально новая для ребенка среда. Нам, взрослым, с высоты нашего опыта может показаться преувеличенным значение этого перехода от дошкольного детства к школьному. Особенно если ребенок ходил в детский сад – казалось бы, лишь немного поменялся антураж. Но это не так.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников мультфильмами, компьютерными играми, дополнительные занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Даже самый подготовленный к школе ребенок в первые недели испытывает стресс. В состоянии повышенного стресса он находиться и на протяжении всего периода адаптации. Период этот может занимать от 4-6 до 8-10 недель в зависимости от разных факторов. Считается, что к ноябрю первоклассники должны перейти от стадии активной адаптации к спокойному существованию. При этом повышенный уровень стресса может наблюдаться весь первый год обучения, весь этот первый год требует повышенного внимания со стороны родителей, готовности поддержать ребенка и помочь ему.
Стадии адаптации к школьному обучению.
Первые 2-3 недели обучения получили названия «физиологичекой бури». В этот период на новые условия организм ребенка реагирует значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. В это время многие первоклассники болеют. С точки зрения поведения в этот сложный период дети проявляют себя по-разному: некоторые становятся очень подвижными, нервозными, появляются капризы и истерики, другие становятся очень медлительными их постоянно клонит в сон, появляется плаксивость. И у тех и у других часто нарушаются сон и аппетит. Ребенок может просыпаться в 5 часов утра, боясь опоздать в школу, или, наоборот, с огромным трудом подниматься даже в 8 часов. А необходимость позавтракать может вызывать тошноту, когда «кусок в горло не лезет». Эту бурю первых недель нужно просто пережить. Родителям очень важно набраться терпения. Усилия в этот период нужно направить не на освоение новых знаний, а на обеспечение ребенку правильного режима дня с достаточным количеством времени на отдых. Обстановка дома должна быть максимально спокойной. Безусловно, в первые недели крайне желательно забирать ребенка из школы сразу после уроков, а также сделать паузу в любых дополнительных занятиях, которые посещает первоклассник.
Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Длится вторая стадия от 4-6 недель. Первая встряска забывается. Организм ребенка получает сигнал: вот это те новые условия, в которых теперь нужно жить. И период «паники» сменяется периодом «настройки». Что касается поведения, то дети становятся более спокойными. Начинают проявлять интерес к новым людям, своим одноклассникам, завязываются первые дружеские контакты, появляется интерес к учебному материалу. Хотя отдельные взрывы, капризы, нарушения сна и аппетита все еще случаются.
Период относительно устойчивого приспособления, который может продлиться от полугода до года. Организм реагирует на нагрузки с гораздо меньшим напряжением. Адаптация проходит уже в штатном режиме.
Критерии успешной адаптации
Итак, когда же мы можем говорить, что ребенок успешно адаптировался к школе?
Основные критерии таковы:
Стабильность эмоциональной сферы (ребенок спокоен, не испытывает тревоги. Напряжения и страхов по поводу школы, напротив, его настрой скорее позитивный, ребенок в школу хочет, ему в школе интересно. Ребенок адаптировался, если уже сошли на нет его эмоциональные всплески, капризность, желание во всем перечить родителям, плаксивость и повышенная утомляемость)
Удовлетворительный уровень усвоения программы(если ребенок успешно прошел период адаптации, он способен усваивать ту школьную программу, которая ему предлагается. Усваивать как минимум на среднем, удовлетворительном уровне)
Адекватные отношения с учителями и одноклассниками (адаптировавшись к школе, ребенок находится в ровных отношениях со своими одноклассниками, конфликты случаются редко или не случаются вовсе. Обычно в конце периода адаптации у первоклассников появляются первые школьные друзья. К учителю ребенок относится с уважением, признает его авторитет).
Сформированность внутренней позиции школьника (ребенок понимает, что ходит в школу для того, чтобы учиться, ему нравиться учиться. Он гордится своей новой ролью, старается быть более успешным учеником).
Только сочетание всех четырех показателей говорит о высоком уровне адаптации к школе. Нужно сказать, что встречается это не так часто, те или иные трудности характерны для большинства первоклассников.
Итак, можно сказать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли ученика. Ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он приносит хорошие отметки, у него хорошее настроение, спокойный сон и нормальный аппетит.
Результаты диагностики ууд.
Как родители могут помочь ребенку?
В период школьной адаптации первокласснику необходима помощь и поддержка самых близких людей – родителей.
Режим дня и сон.
Родители часто спрашивают, каким должен быть режим дня первоклассника. На этот вопрос есть однозначный ответ. Режим дня первоклассника должен быть стабильным. Важно чтобы ребенок ложился спать и вставал в одно и то же время, вовремя завтракал, обедал и ужинал. Примерно в одно время гулял, делал уроки и так далее. Спать ребенок в этом возрасте должен не менее 10-11 часов. Достаточно спать в период адаптации крайне важно. Некоторым детям проще, когда мама каждое утро будит их ласковыми словами( только не «вставай быстрее, а то опоздаешь!» конечно). Некоторым первоклассникам проще просыпаться по будильнику. Так или иначе, момент пробуждения не должен становится для малыша стрессом. Собираться в школу лучше всего вечером. Обязательно помогайте ребенку первое время, чтобы он ничего не забыл. В первые месяцы режим дня будет еще формироваться. Вы будете пробовать варианты в поисках более удобного. Когда же все стабилизируется режим дня можно записать. Пусть ребенок сам напишет его на листе, дорисовав картинки. Повесьте плакат рядом с рабочим столом ребенка, убедитесь, что рядом есть часы. Так ребенок с удовольствием будет сам отслеживать соблюдение принятого распорядка.
Отдых
Что собой должен представлять отдых первоклассника? в первую очередь достаточное количество двигательной активности. Спортивные игры на улице и дома, занятия спортом, танцами или другая физическая активность обязательны. Лучший способ снять переутомление-это прогулка. Норма для первоклассника – 3 час в день. Прогулкой нередко жертвуют. Когда ребенок не успевает сделать уроки. Что еще отменить? Прогулку конечно! И ребенок садиться за книги на два-три часа, преодолевая свою усталость. Но правильнее было бы сначала снять ее, а уже потом приступать к делам. Нужен ребенку и пассивный отдых – рисование, настольные или ролевые игры, общение с друзьями и близкими, если все это не связано с повышенным интеллектуальным напряжением.
Контроль и интерес к школьной жизни ребенка.
Иногда родители задают вопрос: нужно ли контролировать, как ведет себя ребенок в школе, на уроках? Чтобы на него ответить, вспомните свою реакцию, когда родители, стоит переступить порог дома задавали кучу стандартных вопросов: «что сегодня было в школе?», «что нового?», «Что получил?», «Как дела?» и т.д.. чаще всего на это хотелось ответить такими же стандартными «нормально», «не знаю», «в порядке» и т.д. почему? Потому что в этом шквале вопросов читается гораздо больше контроля, чем интереса. Обязательно интересуйтесь школьной жизнью ребенка, это очень важно для вашего сына или дочери - поделиться с вами своими открытиями и переживаниями. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как дела"? Выбирайте время, свободное от домашних дел, и подробно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте события и детали, о которых ребенок рассказывает Вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы. Обязательно спрашивайте ребенка об одноклассниках, школьных предметах, учителях. Важно спросить, что нового ты узнал, нежели какую оценку ты получил, так ребенок поймет, что учиться он не ради отметок, а ради знаний, новых открытий, и его открытия интересны самым близким ему людям, родителям.
Домашние задания.
Поэтому первое, о чем стоит помнить, - ребенок должен тратить на уроки не более часа в день, максимум полтора часа. Выполнение домашнего задания должно стать привычкой, поэтому обязательно нужно выделить для него определенное время. Важно, чтобы ребенок помнил, выполнение домашних заданий – такое же обязательное дело, как и уроки в школе.
Очень важный момент-это демонстрация со стороны взрослых значимости занятий ребенка. Если игру мама могла прервать в любой момент, позвав обедать, то сейчас взрослые не должны прерывать ребенка во время занятий не должны громко разговаривать, включать телевизор и т.д. пару раз сказанное взрослыми можешь сегодня не делать уроки, пойдем в кино, обрадует ребенка, но обесценит все потраченные усилия. Гораздо лучше сказать: я сейчас доделаю свои дела, а ты – свою домашнюю работу, а потом мы сможем пойти в кино. Подтвердить значимость домашнего задания поможет специально организованное рабочее место. Специально для меня родители купили письменный стол, лампу, полку для книг, думает ребенок, и это не может не мотивировать его.
Поддержка и объективность.
Первокласснику очень нужна поддержка близких, теплая, спокойная и доверительная атмосфера дома, поддерживайте ребенка, верьте в него. Но важно быть объективным, ведь ребенок смотрит на себя вашими глазами. Обозначая достижения и сильные стороны не упускайте из виду и ошибки. Без их анализа невозможно двигаться вперед. Главное – оценивайте не самого ребенка, а его действия и результаты.
Мало у кого из детей на этапе адаптации не возникает никаких проблем. Важно ваше отношение к этим проблемам. Не нервничайте и не нервируйте ребенка, бесполезно ругать и наказывать. Прежде всего, разберитесь с причинами, они далеко не всегда очевидны. Не стесняйтесь обращаться к специалистам даже с небольшими сомнениями и вопросами. Свое выступление мне бы хотелось закончить притчей.
«Притча мудреца»
Это произошло давным –давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец скажет, что живая, то я зажму ее сильнее в кулак, придавлю и покажу, что вот мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то я отпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, , тогда скажи, какая у меня в руке бабочка, живая или мертвая»? мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».