Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности адаптации первоклассника»
Выступление педагога-психолога на родительском собрании.
Тема: «Психологические особенности адаптации первоклассника»
Цель: содействие формирования успешного уровня адаптации у первоклассника к образовательному процессу.
Задачи:
- повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей;
-познакомить родителей с особенностями процесса адаптации к первому году обучения в школе;
- ознакомить родителей с результатами входной диагностики первоклассников
3. Рекомендации педагога-психолога родителям.
Ход выступления.
1. Здравствуйте, уважаемые родители наших первоклассников! Поздравляю вас с зачислением ваших деток в ряды первоклассников! Это событие несет в себе и радость, и волнения, и особенную ответственность за сопровождение ребенка в первом классе.
Адаптация к школе - это процесс привыкания организма ребенка к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В детском саду нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе – они самые младшие. К ним предъявляется система жестких требований, не всегда понятная новым ученикам.
Период адаптации может длиться от одного месяца до полугода. Специалисты так классифицируют адаптацию:
Учебная адаптация - это комплекс требований, касающихся непосредственно учебного процесса;
Социальная адаптация – формирование отношений ребенка в новом социуме, в классе, как вливается в новый коллектив, как выходит из сложных ситуаций.
Личностная адаптация – уровень осознания ребенком его нового статуса, вхождение в новую для него роль -роль ученика.
Первые 2-3 недели в школе для первоклассника самые тяжелые. В этот период происходят физиологические изменения в организме ребенка. Изменения происходят бурно, с большим напряжением т.к. они вынуждают работать все системы организма ребенка в новом режиме.
В эти периоды у ребёнка можно наблюдать различные признаки утомления. У некоторых детей наблюдается плаксивость, некоторые начинают капризничать, не воспринимают требования педагога, жалуются на головную боль, усталость.
2. Ознакомление родителей первоклассников с результатами входящей диагностики.
Диагностика проводилась следующими методиками:
1. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» (М.Семаго, Н.Семаго);
2. Исследование внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение) «Тулуз-Пьерона»
3. Рекомендации педагога-психолога родителям
Рекомендации родителям
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи - о школе рассказывать только позитивные истории. Взрослые спорные вопросы решать строго в отсутствии ребенка;
Очень желательны совместные мероприятия в классе для развития навыков общения, правил поведения в социуме;
С целью развития самостоятельности ребенка, чувства самодостаточности и успешности родителям желательно занять «теневую позицию», взять на себя роль помощника;
Для укрепления здоровья посещать не более двух секций. Строго соблюдать режим дня;
Ведущая деятельность – игровая, переходящая в учебную. Развитие произвольности;
Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления. Поставьте вопрос так: « Что тебе сегодня понравилось? Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?».