Психологические особенности адаптации первоклассников
Психологические особенности адаптации первоклассников
Родительское собрание
Психолог Ливадийского УВК , учитель начальных классов – Асанова Л.Р.
Психологические особенности адаптации первоклассников
Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям жизни, деятельности. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд заданий, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Привыкнуть к тому, что в одном положении необходимо высидеть 4 урока, научиться не отвлекаться, следить за мыслью учителя и выполнять инструкции учителя это крайне трудно для шестилеток. А еще необходимо научиться управлять своими эмоциями и правильно общаться и с одноклассниками и учителем. От положительного прохождения адаптации первоклассника зависит комфортность его пребывания в школе, отношение к учебе.
Физическая адаптация продолжается от двух до шести месяцев. В течение 2 - 3 недель организм ребенка на любые новые нагрузки отвечает значительной напряженностью всех систем. Поэтому возможны обострения хронических заболеваний, повышенная утомляемость.
Социально-психологическая адаптация связана с возрастным кризисом, который приходится на 6 - 7 лет. Естественно, что смены внешних позиций влекут за собой смены в психическом состоянии и в психической деятельности ребенка это и уровень самооценки
§ эмоционально-волевая сфера
§ интеллектуальное развитие
§ внутренняя мотивация к обучению
§ адаптивность к новому детскому коллективу, стремление занять лидерскую позицию.
В зависимости от скорости адаптации к новым условиям детей- первоклассников можно разделить на 3 группы.
Первая группа. К ней относятся дети, которые быстро привыкают к коллективу, находят новых друзей. Они спокойны, уравновешенны, доброжелательны. В основном прибывают в хорошем настроении, легко выполняют инструкции учителя. Иногда у этих детей возникают небольшие трудности во взаимоотношениях с ровесниками и учителем. Однако через 1,5 - 2 месяца обучения в школе эти дети полностью приспосабливаются к новой ситуации, статусу ученика, режиму, к новым правилам и требованиям.
Вторая группа - дети с адаптацией средней тяжести, период адаптации у них более продолжительный. Такие дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с одноклассниками и учителем. Часто они играют на уроках, пытаются общаться с соседом по парте, иногда не реагируют на замечания учителя или реагируют обидой и слезами. У таких детей выявляются трудности в усвоении учебной программы. Однако в конце первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными к требованиям учителя и школы.
Дети, которые адаптируются с большим трудом, относятся к третьей группе. Такие дети сталкиваются со значительными трудностями в социально-психологической адаптации, имеют нарушения в состоянии здоровья, чаще - в нервной системе. Учебная нагрузка и режим обучения для этих детей - непомерный.Психологический портрет такого ребенка достаточно яркий. У детей наблюдаются негативные формы поведения, доминируют и неожиданно, т.е. беспричинно проявляются негативные эмоции. Учебную программу они усваивают с большими трудностями, мешают на уроках, дистанцируются, избегают контактов с учителем, не могут наладить взаимоотношения с одноклассниками.Создавая оптимальный режим школьной жизни первоклассников психологи и педиатры стараются сделать все, чтобы ускорить процесс адаптации ребенка в школе. Поэтому вопросу очень много документов. И приказов, и интруктивно-методических писем. Основные позиции:
§ обучение первоклассников только в 1 смену
§ пятидневная рабочая неделя
§ на протяжении всего года уроки должны быть по 35 минут
§ в середине недели должен быть облегченный день (в связи с учетом биоритмического отимума, умственной и физической работоспособности)
§ отсутствие оценок и домашних заданий
Что касается оздоровительно-профилактической работы, то у медиков программа очень серьезная и детальная.
В школе для обеспечения двигательной активности проводится
§ утренняя зарядка
§ физминутки не менее 2-х минут на каждом уроке
§ подвижные игры на переменках
§ занятия физкультурой не менее 2 раз
После школьных занятий ребенок должен посещать школьные спортивные кружки. Хорошо бы гулять с ребенком вечером, перед сном. Следует помнить, что первоклассникам рекомендовано посещение не более двух кружков. Немного подробней хотелось бы остановиться на причинах дезадаптации первоклассников, т.к. зависит она от многих составляющих: это и семейная ситуация первоклассника, и состояние психического и физического здоровья, и то, что посещал или не посещал детский сад. Но к основным психологическим причинам можно отнести:
§ детские и школьные страхи
§ неустойчивость и слабая концентрация внимания
§ дефекты и недоразвитие речи (словарный запас)
§ стойкая неуспешность и уход от учебной деятельности
§ низкая мотивация обучения, часто она имеет одно объяснение - лень
§ недоразвитие мелкой моторики рук.
Детские или школьные страхи могут объясняться
§ неуверенностью в себе
§ страх одиночества (без мамы)
§ страх нового коллектива
§ страх неверно, не правильно ответить на вопрос учителя.
В данном случае можно рекомендовать родителям самим не демонстрировать перед ребенком свое волнение, потому что оно же передается. Не стоит проявлять гиперопеку, выдвигать требования к ребенку адекватные его возможностям.
Со слабой концентрацией внимания, когда ребенок отвлекается на уроке, с трудом может сосредоточиваться справится можно только если родители помогают учителю. Учитель, конечно, должен развивать интерес ребенка к учебе, но дома необходимы занятия с мозаиками, мелкими предметами, пазлами, нужно читать, искать отличия в двух картинках. Более серьезные задания: находить и подчеркивать буквы в тексте. Например, в 1 абзаце А и М, во втором У и О. Работа логопедов по исправлению дефектов речи дает быстрый эффективный результат. Но и здесь необходима помощь родителей. Закрепление, упражнения, ежедневное общение с ребенком.Признаком стойкой или хронической неуспешности можно назвать повышенную тревожность, дезорганизацию учебной деятельности, плохое усвоение программы. Родителям не следует демонстрировать свое неудовольствие тем, что ребенок не справляется, а нужно отмечать даже небольшие успехи и искать причины отставания. То, что ребенок на уроках не слышит вопросов учителя, «выпадает» из класса, не выполняет задание - это признак погружения в себя, закрытости, проживания в своем внутреннем мире. А вот такая причина как негативистская демонстративность чаще проявляется в повышенном требовании внимания со стороны взрослых, да и всех кто окружает этого ребенка. Дети с такой проблемой как правило плохо себя ведут, демонстрируя поведение на привлечение внимания, часто нарушают дисциплину. Сюда же можно отнести и вербализм. Признаками вербализма является высокий уровень развития речи, но при этом некоторая задержка мышления (кроме образного). Так ребенок может давать четкие ответы на вопросы учителя, но не может справиться с заданиями школьной программы. Обычно такой ребенок имеет высокую самооценку, которая связана с завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности адаптации первоклассников »
Родительское собрание
Психолог УВК , учитель начальных классов – Асанова Л.Р.
Психологические особенности адаптации первоклассников
Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям жизни, деятельности. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд заданий, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Привыкнуть к тому, что в одном положении необходимо высидеть 4 урока, научиться не отвлекаться, следить за мыслью учителя и выполнять инструкции учителя это крайне трудно для шестилеток. А еще необходимо научиться управлять своими эмоциями и правильно общаться и с одноклассниками и учителем. От положительного прохождения адаптации первоклассника зависит комфортность его пребывания в школе, отношение к учебе.
Физическая адаптация продолжается от двух до шести месяцев. В течение 2 - 3 недель организм ребенка на любые новые нагрузки отвечает значительной напряженностью всех систем. Поэтому возможны обострения хронических заболеваний, повышенная утомляемость.
Социально-психологическая адаптация связана с возрастным кризисом, который приходится на 6 - 7 лет.
Естественно, что смены внешних позиций влекут за собой смены в психическом состоянии и в психической деятельности ребенка:
это и уровень самооценки
эмоционально-волевая сфера
интеллектуальное развитие
внутренняя мотивация к обучению
адаптивность к новому детскому коллективу, стремление занять лидерскую позицию.
В зависимости от скорости адаптации к новым условиям детей- первоклассников можно разделить на 3 группы.
Первая группа. К ней относятся дети, которые быстро привыкают к коллективу, находят новых друзей. Они спокойны, уравновешенны, доброжелательны. В основном прибывают в хорошем настроении, легко выполняют инструкции учителя. Иногда у этих детей возникают небольшие трудности во взаимоотношениях с ровесниками и учителем. Однако через 1,5 - 2 месяца обучения в школе эти дети полностью приспосабливаются к новой ситуации, статусу ученика, режиму, к новым правилам и требованиям.
Вторая группа - дети с адаптацией средней тяжести, период адаптации у них более продолжительный. Такие дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с одноклассниками и учителем. Часто они играют на уроках, пытаются общаться с соседом по парте, иногда не реагируют на замечания учителя или реагируют обидой и слезами. У таких детей выявляются трудности в усвоении учебной программы. Однако в конце первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными к требованиям учителя и школы.
Дети, которые адаптируются с большим трудом, относятся к третьей группе. Такие дети сталкиваются со значительными трудностями в социально-психологической адаптации, имеют нарушения в состоянии здоровья, чаще - в нервной системе. Учебная нагрузка и режим обучения для этих детей - непомерный.
Психологический портрет такого ребенка достаточно яркий. У детей наблюдаются негативные формы поведения, доминируют и неожиданно, т.е. беспричинно проявляются негативные эмоции. Учебную программу они усваивают с большими трудностями, мешают на уроках, дистанцируются, избегают контактов с учителем, не могут наладить взаимоотношения с одноклассниками.
Создавая оптимальный режим школьной жизни первоклассников психологи и педиатры стараются сделать все, чтобы ускорить процесс адаптации ребенка в школе. Поэтому вопросу очень много документов. И приказов, и интруктивно-методических писем. Основные позиции:
обучение первоклассников только в 1 смену
пятидневная рабочая неделя
на протяжении всего года уроки должны быть по 35 минут
в середине недели должен быть облегченный день (в связи с учетом биоритмического отимума, умственной и физической работоспособности)
отсутствие оценок и домашних заданий
Что касается оздоровительно-профилактической работы, то у медиков программа очень серьезная и детальная.
В школе для обеспечения двигательной активности проводится
утренняя зарядка
физминутки не менее 2-х минут на каждом уроке
подвижные игры на переменках
занятия физкультурой не менее 2 раз
После школьных занятий ребенок должен посещать школьные спортивные кружки. Хорошо бы гулять с ребенком вечером, перед сном.
Следует помнить, что первоклассникам рекомендовано посещение не более двух кружков.
Немного подробней хотелось бы остановиться на причинах дезадаптации первоклассников, т.к. зависит она от многих составляющих: это и семейная ситуация первоклассника, и состояние психического и физического здоровья, и то, что посещал или не посещал детский сад.
Но к основным психологическим причинам можно отнести:
детские и школьные страхи
неустойчивость и слабая концентрация внимания
дефекты и недоразвитие речи (словарный запас)
стойкая неуспешность и уход от учебной деятельности
низкая мотивация обучения, часто она имеет одно объяснение - лень
недоразвитие мелкой моторики рук.
Детские или школьные страхи могут объясняться
неуверенностью в себе
страх одиночества (без мамы)
страх нового коллектива
страх неверно, не правильно ответить на вопрос учителя.
В данном случае можно рекомендовать родителям самим не демонстрировать перед ребенком свое волнение, потому что оно же передается. Не стоит проявлять гиперопеку, выдвигать требования к ребенку адекватные его возможностям.
Со слабой концентрацией внимания, когда ребенок отвлекается на уроке, с трудом может сосредоточиваться справится можно только если родители помогают учителю. Учитель, конечно, должен развивать интерес ребенка к учебе, но дома необходимы занятия с мозаиками, мелкими предметами, пазлами, нужно читать, искать отличия в двух картинках. Более серьезные задания: находить и подчеркивать буквы в тексте. Например, в 1 абзаце А и М, во втором У и О.
Работа логопедов по исправлению дефектов речи дает быстрый эффективный результат. Но и здесь необходима помощь родителей. Закрепление, упражнения, ежедневное общение с ребенком.
Признаком стойкой или хронической неуспешности можно назвать повышенную тревожность, дезорганизацию учебной деятельности, плохое усвоение программы.
Родителям не следует демонстрировать свое неудовольствие тем, что ребенок не справляется, а нужно отмечать даже небольшие успехи и искать причины отставания.
То, что ребенок на уроках не слышит вопросов учителя, «выпадает» из класса, не выполняет задание - это признак погружения в себя, закрытости, проживания в своем внутреннем мире.
А вот такая причина как негативистская демонстративность чаще проявляется в повышенном требовании внимания со стороны взрослых, да и всех кто окружает этого ребенка. Дети с такой проблемой как правило плохо себя ведут, демонстрируя поведение на привлечение внимания, часто нарушают дисциплину. Сюда же можно отнести и вербализм. Признаками вербализма является высокий уровень развития речи, но при этом некоторая задержка мышления (кроме образного). Так ребенок может давать четкие ответы на вопросы учителя, но не может справиться с заданиями школьной программы. Обычно такой ребенок имеет высокую самооценку, которая связана с завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых.